Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki
Главная < Наука < Публикации < Подробнее

МИЛОВ А.Н. Социальные гарантии как фактор управленческого воздействия на военнослужащих внутренних войск МВД России

Диссертационный совет Д. 215. 005. 07 при Военном университете (123 001, Москва, ул. Большая Садовая, 14) объявляет, что диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук представил МИЛОВ Андрей Николаевич: «Социальные гарантии как фактор управленческого воздействия на военнослужащих внутренних войск МВД России», (22.00.08). Защита состоится 24 июня 2011 г. т. 684-93-45.

Научный руководитель: Филимонов Олег Викторович
кандидат социологических наук, доцент


Официальные оппоненты:

  • Кибакин Михаил Викторович, доктор социологических наук, доцент
  • Чернов Виталий Вениаминович, кандидат социологических наук, доцент

Ведущая организация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат социологических наук Э.Б. Осипенко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Принятая в декабре 1993 г. Конституция России определила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. «В основе данного гарантирования прав человека для всех без исключения членов общества необходимо, прежде всего, – как отметил академик Д. Львов, – обеспечение материального достатка, свободы выбора занятий, смены режимов работы и досуга».

Данное конституционное положение реализуется и в таком специализированном социальном институте, как армия, частью которого являются внутренние войска МВД России. Государство гарантирует военнослужащим правовую и социальную защиту, осуществляет охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защитеи вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии. Как заявлено в Военной доктрине РФ, «выполнение основной задачи строительства и развития Вооруженных Сил и других войск достигается путем реализации установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, повышения каче-ства их жизни».

Несмотря на все заявленные в Конституции РФ принципы социального государства, власть уже в начале нового тысячелетия признало свою неспособность удовлетворить элементарные потребности людей. Либеральная экономическая модель, предусматривающая полный отказ от патернализма и предложенная первыми руководителями экономического блока, забуксовала. Все немонетарные виды гарантий и компенсаций, появившиеся в законодательстве в 90-х годах прошлого столетия, перестали реализовываться. Государство фактически не выполняло свои социальные обязательства, даже такие жизненно необходимые населению, как выплата пенсий, зарплат и пособий. Еще в 2000 г. в Бюджетном послании В. Путин отметил: «… Государство по-прежнему не исполняет часть взятых на себя обязательств. Это касается, прежде всего, социальных гарантий, предусмотренных законами …».

Несмотря на определенную развитость нормативной правовой системы военной организации и накопленную практику реализации социальных гарантий военнослужащих, их роль как фактора управленческого воздействия в настоящее время еще не достаточно изучена в социологической науке. В связи с этим актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:

1. Недостаточная научная и прикладная разработанность в социологии социальных гаран-тий как фактора управленческого воздействия на военнослужащих внутренних войск МВД России.

2. Потребностью дальнейшего социологического осмысления проблем, связанных с оказанием управленческого воздействия на реализацию социальных гарантий военнослужащих и разработки методики социологического исследования данного феномена.

3. Опережающий рост социальных потребностей военнослужащих, социальной востребованостью научного исследования практики реализации социальных гарантий.

4. Доказывания стабилизирующей роли социальных гарантий военнослужащих контракту, в условиях реформирования военной организации на современном этапе.

5. Необходимостью выработки путей повышения эффективности управленческого воздействия на военнослужащих внутренних войск в сфере реализации социальных гарантий.

Степень научной разработанности проблемы:

Исследование социальных проблем военнослужащих разных этапов опирается на теоре-тическую и эмпирическую базу, созданную отечественными и зарубежными учеными. Поддержанию социального статуса, материального стимулирования социально-профессиональных групп граждан посвящены многие научные разработки ученых социологии.

Так, Э. Дюркгейм писал, что в социальных институтах происходит оказание помощи нуж-дающимся. При этом, установление правовых норм взаимообязательств между членами корпораций, по его мнению, вело к тому, что «слуга был защищен от капризов своего хозяина» . В капиталистическом обществе, по мнению М. Вебера, законы имеют универсальный характер, применяются на равных началах ко всем членам общества и реализуются посредством независимого судебного аппарата, что обеспечивает гарантированность контрактов, осуществление прав и обязанностей сторон. Вебер обосновал вывод о том, что человек, находясь в социальном институте, становится участником общественных действий, признает его значимость для своего поведения. Роль профессиональной производственной деятельности по отношению и распределению материальных благ раскрыта К. Марксом, который писал, что «государство, принимая форму совместных интересов,… регулирует противоречия между частными и общими интересами, в том числе стимулируя их «конгломерат связей» той или иной долей общественных благ, поступающих в их распоряжение.

П. Сорокин отмечал, что именно социальная роль и полезность социальной функции определяет диапазон социальных благ, которыми должен наделяться человек . По его мнению, «без любви (т.е. желания реализовывать свои обязательства – А.М.) все Билли о правах и все конституционные гарантии свободы есть пустая фраза» . Любые благие замыслы сами по себе не приведут к процветанию, согласию, миру, если они не проникнут в социальные институты и культуру их деятельности.

По мнению П. Штомпки, один из вариантов эгалитарного государства требует равенства субъективных прав, то есть гарантии реализации прав, присущих каждому человеку независимо от его общественного положения. Как правило, при этом выделяются гражданские, или политические, права и свободы, например, право выбирать и быть избранным, свобода совести, социальные права, например, право на труд, на образование, на охрану здоровья, и, наконец, всеобщие права человека, связанные с защитой его достоинства, суверенности (неприкосновенности) человеческой личности, например связанные с запретом на применение пыток, телесных наказаний, на ограничение свободы.

Анализ литературы и диссертационных исследований показал, что вопросы реализации социальных гарантий военнослужащих по контракту внутренних войск в прямой постановке на уровне диссертационного исследования не рассматривались. Однако в социологической теории и практике накоплен определенный опыт по изучению управленческого воздействия органов государственной власти, местного и военного управления в сфере реализации социальных гарантий.

Практическую деятельность органов государственной власти, органов местного само-управления и органов военного управления по обеспечению социальных гарантий военнослужащих, социальной защищенности в разное время рассматривали П. Александров, Г. Логинов, Н. Лавренюк, С. Захаров, В. Копылов, Л. Чистов, В. Романов, А. Ивлев, Р. Аничин, Н. Кириллов . Проблемами социальных гарантий для социально-профессиональных групп, за-нимались В. Бобков, В. Катков, Г. Мякишев, А Цалко и др. . В той или иной степени вопросы, связанные с технологиями реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей исследовали М. Кибакин, В. Бондаренко, А. Беляев, В. Примаков, Ю. Пыханов, О. Филимонов, А. Скок, Ю. Мигачев, В. Шепель и др. Однако комплексно вопросы роли и значения социальных гарантий военнослужащих внутренних войск по контракту как фактора управленческого воздействия не рассматривались.

Актуальность темы и недостаточность данных практики реализации социальных гарантий военнослужащих определили тему, объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом исследования является военно-социальное управление во внутренних войсках МВД России, а предметом – социальные гарантии как фактор управленческого воздействия на военнослужащих внутренних войск МВД России.

Цель исследования – изучить сущность, структуру и роль социальных гарантий как фактора управленческого воздействия на военнослужащих внутренних войск, предложить пути повышения их эффективности.

В соответствии с целью в исследовании ставятся следующие задачи:
1. Изучить анализ сложившихся подходов в иностранной и отечественной науке к изуче-нию феномена социальных гарантий как фактора управленческого воздействия на военнослужа-щих.
2. Провести анализ социальных гарантий с целью выявления их структуры.
3. Разработать методику социологического анализа управленческого воздействия на реа-лизацию социальных гарантий и исследовать современное состояние.
4. Исследовать и проанализировать практику реализации социальных гарантий и их роль в общей системе управленческих воздействий.
5. Выявить и классифицировать факторы реализации социальных гарантий военнослужа-щих по контракту внутренних войск.
6. Обосновать основные направления повышения эффективности управленческого воздействия на реализацию социальных гарантий военнослужащих.

Основная гипотеза исследования:

Социальные гарантии являются важным фактором управленческого воздействия на военнослужащих внутренних войск. В тоже время в практике повседневной деятельности командиров (начальников) значимость этого фактора существенно недооценена, что снижает эффективность управления деятельностью войск.

Частные гипотезы:
1. В настоящее время у органов военного управления внутренних войск отсутствует единое понимание о роли и значении социальных гарантий как фактора управленческого воздействия на военнослужащих.
2. В общем объеме управленческой деятельности реализация социальных гарантий военнослужащих по контракту не играет соответствующей роли.
3. В эффективности реализации социальных гарантий большую роль играют внутренние (военно-институциональные и конкретно-социальные) факторы.
4. Противоречия, существующие между реальными социальными потребностями военнослужащих по контракту внутренних войск и сложившейся системой их удовлетворения, составляют основной источник недостаточной эффективности управленческих воздействий.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения представителей классической, западной и отечественной социологии об обществе, его сферах; армии как социальном институте. Работа также опирается на положения структурного анализа и социального управления, социологические подходы к изучению социальной сферы (в том числе военной организации).

Эмпирическую базу исследования составили данные авторского социологического иссле-дования «Практика реализации социальных гарантий органами военного управления внутренних войск МВД России» («Гарантия – 2008»), проведенное в 2008 году, в ходе которого было опрошено 500 военнослужащих по контракту внутренних войск, а также результаты контент-анализа нормативных правовых актов федерального, военно-институционального и конкретно-социального уровней. Исследование проводилось в Северо-Кавказском, Приволжском и Центральном региональном командовании внутренних войск МВД России на основании распоряжения Управления по работе с личным составом главного командования внутренних войск МВД России. В качестве вторичного анализа использованы результаты социально-экономического и правового положения военнослужащих внутренних войск (2005-2010 гг.), данные исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По изучаемой проблеме были проанализированы концептуальные и нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию социальных гарантий военнослужащих. При подготовке диссертационной работы также использовались материалы научно-теоретических и научно-практических конференций, семинаров по исследуемой тематике, информация сети Интернет, материалы периодической печати.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на теоретическую и эмпирическую базу источников по изучаемой проблеме; применением научно обоснованной социологической методики; достоверностью полученных данных; репрезентативностью выборки; корректным использованием математико-статистических методов обработки и анализа данных военно-социологического исследования.

Научная новизна результатов исследования заключается в:
1. Уточнении содержания понятий «социальные гарантии» и «социальные гарантии воен-нослужащих по контракту».
2. Группировки социальных гарантий военнослужащих по контракту по основным сферам жизнедеятельности.
3. Предложенной методике изучения практики реализации социальных гарантий военно-служащих по контракту.
4. Выявлении факторов и роли реализации социальных гарантий военнослужащих по контракту в практике управленческих воздействий.
5. Предложенных путях повышения фактора социальных гарантий в управленческом воз-действии командиров (начальников) на военнослужащих внутренних войск.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретическое значение работы заключается в том, что представленные уточненные данные о сущности, содержании, структуре и факторах реализации социальных гарантий военнослужащих по контракту, что позволяет совершенствовать методологию и методику исследования управленческого воздействия командиров (начальников) на военнослужащих внутренних войск.

Практическая значимость исследования состоит в: возможности использования информа-ционно-аналитического материала при принятии управленческих решений в сфере реализации социальных гарантий военнослужащих по контракту; использовании основных положений исследования в образовательном процессе в учебных заведениях внутренних войск МВД России и на факультетах внутренних войск ВВУЗов МО РФ; при разработке учебников, учебных пособий, а также ведомственной нормативной правовой базы в сфере реализации социальных гарантий военнослужащих и других материалов по изучаемой проблематике.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения, выводы и практические рекомендации диссертации изложены: в научных журналах автора (пять статей общим объемом более шести печатных листов), в выступлениях на научно-практических конференциях, проводимых в Военном университете (апрель 2009 г., апрель 2010 г., март 2011 г.) и Российском государственном социальном университете, на занятиях со слушателями факультете внутренних войск Военного университета, а также в учебных пособиях.

Результаты исследования обсуждались на кафедре морально-психологического обеспечения Военного университета, а также в управлении по работе с личным составом главного командования внутренних войск МВД России.

Новые научные результаты, достигнутые в итоге диссертационного исследования, позво-лили сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Социальные гарантии военнослужащих – это комплекс конституционно-правовых, финансовых, социально-экономических и культурно-духовных обязательств государства перед специфической социально-профессиональной группой, направленных на создание для нее необходимых условий в целях эффективного исполнения служебных обязанностей, а так-же удовлетворения социальных потребностей и профессиональных интересов.

2. Социальные гарантии являются выражением конституционных прав и классифицируются по следующим сферам жизнедеятельности:

а) социально-политические – являются непременным условием функционирования других гарантий, так как составляют основу системы демократии и выступают как ценности, которыми государственная власть должна себя ограничивать и на которые должна ориентироваться;
б) социально-экономические гарантии – призваны обеспечить человеку достойный жиз-ненный уровень, право на труд и отдых; право на жилище; право на охрану здоровья и медицин-ское обслуживание; право на получение ежемесячного денежного содержания, других дополнительных выплат и компенсаций;
в) социально-культурные (духовные) – направлены на удовлетворение культурных и духовных запросов военнослужащих, а так же восстановление физических и моральных сил военнослужащих.
Данная классификация позволит органам управления более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, не смешивая процессы удовлетворения материально-вещественных и культурно-духовных потребностей.

3. Своевременная реализация социальных гарантий является значимым фактором эффективности управленческого воздействия на военнослужащих по контракту внутренних войск.

4. Наиболее значимыми факторами эффективности управленческих воздействий является реализация социальных гарантий на военно-институциональном и конкретно-социальном уровнях управления.

5. Основными путями повышения эффективности управленческого воздействия на военнослужащих будут: 1). Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок и условия реализации социальных гарантий. 2). Улучшение материально-экономических условий жизнедеятельности военнослужащих по контракту внутренних войск. 3). Создание координационно-совещательных органов по реализации социальных гарантий. 4). Информационное и социологическое обеспечение деятельности органов управления по реализации социальных гарантий.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложения. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы и вытекающие из них практические рекомендации.

II. Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, показана степень ее научной разработки. Определяются цель и задачи исследования, его объект, предмет, методологическая основа и эмпирическая база диссертации, формулируются ее новизна и положения, выносимые на защиту, теоретическое и практическое значение работы. Представлено, где и когда проводилась апробация исследования и были опубликованы результаты диссертации.

Первый раздел «Теоретико-методологические основы исследования социальных гарантий военнослужащих по контракту внутренних войск МВД России» посвящен рассмотрению сущности социальных гарантий как фактора управленческого воздействия на военнослужащих внутренних войск МВД России. Под последним понимается волевая управленческая деятельность командиров (начальников) по реализации основной функции войск – обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Задачи социального управления достигаются двумя основными путями: а) непосредственным управлением и б) созданием условий для эффективного управления. К первому относятся в основном директивно-распорядительные методы: приказы, распоряжения, директивы, регламентирование и т.д. Создание условий заключается в обеспечении необходимого фона, при котором основной объект управления – военнослужащие – мог бы выполнить поставленные задачи с максимальной эффективностью. Условия могут быть различные: экологические, климатические, психологические и пр. Все они по-разному сказываются на эффективности выполнения поставленных перед войсками задач, и имеют разную степень влияния, становясь факторами управленческого воздействия. На наш взгляд, одним из основных факторов, оказывающих влияние на управленческую деятельность, являются социальные гарантии как фактор управленческого воздействия.

Современное развитие военной организации общества, расширение возможностей их горизонтальной и вертикальной мобильности предполагают развитие социальных институтов, поддерживающих военнослужащих в социальной сфере. Внутренняя политика государства, стремящегося сохранить свой строй, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из этих условий является гарантирование гражданам их социальных прав.

На современном этапе развития общества свое внимание к пониманию сущности и содержания понятия «социальные гарантии» как социального феномена обращались представители разных отраслей гуманитарного знания. Но основные исследования проводились в рамках юридических, экономических, политологических и социологических наук.

Юридическая точка зрения представлена работами Ю. Мигачева, Л. Попова, В. Старцуна, С. Тихомирова. По мнению В. Старцуна, исходя из конституционных положений, вытекает, что категория социальные гарантии находится в ряду определений, формирующих социальный характер российского государства. Среди этих понятий последовательно выделяются: социальная политика государства, социальное обеспечение, социальные права, социальные гарантии и другие понятия. Все эти понятия образуют в совокупности определенную систему или совокупность элементов, которые объединены в единую структуру для достижения общей цели – формирование социального государства, через реализацию социальной политики проводимой государством.

Не менее распространена и другая точка зрения. Так, военные ученые Л. Попов, Ю. Мигачев, С. Тихомиров под социальными гарантиями понимают «установление законодательством специфических военно-служебных прав, которые предусматривают определенные преимущества военнослужащим и членам их семей перед другими гражданами в различных сферах общественной жизни: по перевозкам, жилищному обеспечению и др.». Социальные гарантии здесь выступают компенсирующей услугой, которая восполняет военнослужащим затраты, связанные с исполнением обязанностей военной службы.

Экономическая точка зрения на социальные гарантии представлена работами Ф. Бурджа-лова, Е. Гонтмахера, А. Мальковской, В. Трубина. Предоставление государственных гарантий дает возможность человеку почувствовать себя защищенным от каких-либо негативных проявлений. По мнению Ф. Бурджалова «социальные гарантии» в большинстве своем предусматривают универсальность . Они предоставляются всем членам общества уже в силу их гражданства, всем представителям той или иной социальной группы уже в силу принадлежности к ней. Система социальных гарантий основана на принципах равнодоступности и бесплатности их предоставления».

Политологическую точку зрения представляет Л. Храпылина. Она считает, что социальные гарантии являются «основными формами социальной защиты и их удовлетворения на основе базовых программ: регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование; социальное вспомоществование; социальные услуги; целевые социальные программы».

Социологическая точка зрения представлена работами В. Бондалетова, О. Епхиева, А. Ивлева, М. Кибакина, В. Ковалева, М. Неупокоева и др. . По определению М. Неупокоева социальные гарантии – это «совокупность материальных и юридических средств, обеспечивающих реализацию конституционных, социально-экономических, социально-политических прав членов общества». К числу основных социальных гарантий он относит: право на труд, отдых, жилище, бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь.

Через управленческую деятельность по социальному обеспечению раскрывает социаль-ные гарантии В. Ковалев, под которыми он понимает «систему социально-правовых, социально-экономических, собственно социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающих трудоспособным гражданам равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предприни-мательства».

Анализ понятия «социальные гарантии военнослужащих» позволяет сделать вывод, что в работах ученых сложились следующие подходы к его сущности и содержанию социальных гарантий:

1) Это взятые на себя органами государственного и военного управления обязательства по удовлетворению социально-политических (правовых), материально-бытовых и культурно-духовных потребностей, военнослужащих.
2) Способность государства обеспечить реализацию установленных конституцией и другими нормативно-правовыми документами основные материальные права и юридические нормы граждан, предоставленные и контролируемые государством.
3) Это деятельность органов государственного и военного управления по соблюдению основных прав военнослужащих установленных основным законом – Конституцией России.
4) Социальные обязательства государства перед обществом по практической реализации прав всех граждан закрепленных в конституции и других нормативно-правовых документах.

Как следует из анализа вышеперечисленных подходов, социальные гарантии являются вполне самостоятельной категорией социологии управления. Им присущи следующие характерные черты: а) обязательность; б) ответственность; в) своевременность; г) комплексность (системность); д) обеспеченность.

Проведенный анализ подходов позволил автору вывести следующее определение социальных гарантий военнослужащих – это комплекс конституционно-правовых, финансовых, социально-экономических и культурно-духовных обязательств государства перед специфической социально-профессиональной группой, направленных на создание для нее необходимых условий в целях эффективного исполнения служебных обязанностей, а также удовлетворения социальных потребностей и профессиональных интересов. В этом контексте социальные гарантии рассматриваются как важнейший фактор, с помощью которого обеспечивается реализация предоставленных военнослужащим прав в социальной сфере.

Исходя из смысла предложенного нами определения, социальные гарантии как фактор управленческого воздействия имеют сложную внутреннюю структуру. Гарантированные государством социальные обязательства имеют разную природу – одни являются неотъемлемыми по своей природе (закрепленными, как правило, в основном законе страны – Конституции РФ), другие связаны со спецификой профессиональной деятельности. Не учет их сложной природы существенно снизить эффективность их реализации. В этих целях нами было проведен анализ социальной структуры социальных гарантий военнослужащим по следующим основаниям: 1. Социально-политические (конституционные). 2. Социально-экономические. 3. Социально-культурные (духовные). Данные гарантии реализуются на двух уровнях управленческого воздействия: а) общесоциальном и б) военно-институциональном (табл. 1).

Таблица 1

Социальные гарантии
Социально-политические
Социально-экономические
Социально-культурные
(духовные)
Общесоциальный уровень
- участие в управлении делами государства;
- участие в политических движениях и общественных объединениях;
- участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях;
- избираться и быть избранным;
- защита чести и достоинства;
- свобода в передвижении и выборе места жительства;
- свободы слова;
- специальные гарантии (участник боевых действий);
- гарантии по материнству и детству.
- на частную собственность;
- на труд, свободу труда, право на труд в нормальных условиях;
- на оплату своего труда;
- на защиту от безработицы;
- на жилище;
- на охрану здоровья;
- на государственные пенсии и социальные пособия;
- на социальное обеспечение по возрасту (по болезни, инвалидности, потери кормильца и других случаях).
- на свободу творчества и преподавания;
- на участие в культурной жизни; на пользование культурными учреждениями;
- доступ к культурным ценностям.
- на отдых.
 
Военно-институциональный уровень
- свобода в передвижении и выборе места жительства (частично ограничены в связи с выполнением обязанностей военной службы);
- на свободу слова (запрещается обсуждать приказы командиров и начальников);
- продовольственное и вещевое обеспечение;
- на жилье (строительство служебного и постоянного жилья), приобретение по «ГЖС», и по ипотеке;
- на труд (на основании контракта), а также право заниматься научной, творческой, преподавательской деятельностью;
- на ежемесячное денежное содержание, компенсации (за поднаем жилья) и другие дополнительные выплаты;
- на медицинское обслуживание, обеспечение санаторно-курортным лечением;
- доступа к культурным ценностям, участие в культурной жизни внутренних войск;
- на получение образования;
- участие в художественной самодеятельности;
- бесплатное пользование услугами библиотек воинских частей, имуществом культурно-просветительского назначения, а также спортивными сооружениями и инвентарем;
- на обучение в военных и гражданских образовательных учреждениях по очно-заочной форме обучения.
- на отдых (ежедневный, еженедельный, ежегодный).

Социально-политические гарантии предоставляются военнослужащим безотносительно их социально-профессионального статуса. Они являются общегражданскими обязательствами, с поправкой на специфику профессии. Так, право на передвижение может быть ограничено нуждой поддержания необходимого уровня боевой готовности; у военнослужащих отсутствует гарантия на забастовку как средство разрешения трудовых споров. Но военнослужащим внутренних войск в связи с особенностями выполняемых служебно-боевых задач предоставлены расширенные гарантии на юридическую (судебную) защиту. Например, если в результате выполнения требований уставов военнослужащий был вынужден применить оружие, в результате которого пострадал или даже погиб человек, государство гарантирует ему защиту.

Следующей группой являются социально-экономические гарантии. Под ними понимаются права каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержки здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение . Социально-экономические гарантии призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и отдых; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинское обслуживание и пр.

Социально-культурные (духовные) гарантии обеспечивают доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, право в получении образования. Этот вид гарантий позволяет реализовать культурные и духовные потребности военнослужащего, обеспечить рост уровня его культуры.

Предоставление военнослужащим социальных преференций порождает у них права на их получение. Но наличие права, закрепленного в соответствующих законах, сам по себе еще не порождает его автоматической реализации. Эта тенденция еще была отмечена французским социологом права Ж. Карбонье, который отмечал, что немало реформ осталось мертвой буквой лишь потому, что власть, издав закон, тотчас же теряла интерес к его дальнейшей судьбе. Необходимо наличие своеобразных механизмов реализации предоставленных гарантий. «Законодательство, – утверждал Ж. Карбонье, – это не только создание и обнародование права, оно должно стать своеобразным «сервисом после продажи» . Т.е. между социальной гарантией (которую предоставляет государство) и объектом ее получения (военнослужащим) находится некий субъект их реализации – органы, осуществляющие управленческое воздействие. Функции государства на общесоциальном уровне ограничены деятельностью по социальному гарантированию прав военнослужащих и созданием условий для их реализации. На военно-институциональном уровне своеобразной сервисной структурой, обеспечивающей реализацию социальных гарантий, являются органы военного управления. Именно от их компетенции, профессионализма, личной порядочности в сфере реализации социальных гарантий во многом зависит эффективность управленческого воздействия на военнослужащих внутренних войск.

Во втором разделе «Реализация социальных гарантий военнослужащих внутренних войск на современном этапе» проводится обобщение данных, полученных в ходе эмпирических исследований предметного поля диссертации. Определяются основные причины низкого уровня реализации социальных гарантий военнослужащих. Выделяются виды социальных проблем военнослужащих, и пути их решения.

Рассматриваются общие показатели, полученные на основании проведенного конкретного социологического исследования в региональных командованиях внутренних войск МВД России – Северо-Кавказском, Приволжском и Центральном региональном командовании.

В ходе исследования реализация социальных гарантий военнослужащих классифицируются автором по трем основным уровням. В ходе исследования определено три таких уровня – а) высокий; б) средний; в) низкий. Произведя расчеты основных результатов реализации социальных гарантий военнослужащих, мы получили следующее распределение по уровням (табл. 2).

Таблица 2.
Уровни удовлетворенности реализацией социальных гарантий военнослужащих (в %)

 
Уровни удовлетворенности реализацией
социальных гарантий
Группы социальных гарантий
Социально-политические
Социально-экономические
Социально-культурные (духовные)
1. Высокий
6,7
6,8
4,74
2. Средний
53,9
13,4
19,43
3. Низкий
53,9
13,4
26,30

Таким образом, почти 20 % военнослужащих внутренних войск по контракту на современном этапе находятся продолжительное время в ожидании реализации положенных им по российскому законодательству социальных гарантий. Это положение обусловлено кроме всего прочего сложной социально-экономической ситуацией в государстве, а также тяготами и лишениями военной службы, условиями прохождения военной службы и бытовым неустройством в местах постоянной дислокации воинских частей.

Первым блоком эмпирического изучения современного состояния реализации гарантий, является оценки удовлетворенности уровнем реализации социально-политических гарантий органами государственного и военного управления. Оценивая их деятельность, респонденты дали, следующие ответы (табл. 3).

Таблица 3
Оценка эффективности работы органов государственного и военного управления по реализации социально-политических гарантий (в %)

Уровень
Эффективности
Органы государственного и военного управления
Президент, Правительство
Главное командование ВВ МВД РФ
Региональные командования ВВ МВД РФ
Воинские части
Высокая
10,4
8,8
10,6
5,0
Выше среднего
20,2
21,8
17,6
13,7
Средняя
46,4
41,4
40,1
39,9
Ниже среднего
14,4
17,8
22,3
28,7
Низкая
8,6
10,2
9,4
12,7

Серьезным фактором эффективности реализации социально-политических гарантий являются нормы прямого действия, содержащиеся в правовой базе. Однозначная трактовка, доступность – вот те свойства норм права, которые респонденты хотят в них видеть. Более того последние во многом оценивают эффективность вышеперечисленных видов документов по их «социально-защитной силе», то есть наличии в них механизмов которые можно оперативно запустить в случае нарушения социальных прав. Оценка респондентов уровня своей защищенности нормами права приведена в табл. 4.

Таблица 4
Оценка уровня защищенности военнослужащих нормами права

 
 
 
Уровень
Нормы права
Конституция РФ
Федеральные
законы
Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ
Приказы ГКВВ, МВД РФ
Контракт о прохождении военной службы
Высокий
16,8%
12,6%
14,1%
22,4%
13,3%
Средний
38,7%
33,9%
47,5%
30,1%
35%
Низкий
22,9%
37,9%
22,2%
19,7%
31,9%
Затруднились ответить
21,6%
15,5%
16,3%
27,7%
19,8%

Вторым блоком является удовлетворенность военнослужащих реализацией социально-экономических гарантий. Одним из важнейших факторов реализации социально-экономических гарантий является оценка респондентами уровня своего жилищного обеспечения. Проведенное исследование выявило, что из числа опрошенных только 17,2 % имеют отдельную квартиру, 22 % обеспечены служебным жильем, которые зачастую не отвечают элементарным санитарным нормам, 37,4 % снимают жилье и 23,4 % проживают у родственников. Обеспеченность военнослужащих внутренних войск по региональным командованиям внутренних войск МВД РФ приведена в табл. 5.

Таблица 5
Обеспеченность жильем военнослужащих по контракту в %

Обеспеченность жильем
Региональные командования внутренних войск
Центральное
Приволжское
Северо-Кавказское
Отдельная квартира
21,33
12
18
Служебное жилье
35,33
15,33
17
Снимают
25,33
53,33
34,5
Живут у родственников
18
19,33
30,5

Из анализа обеспечения жилыми помещениями военнослужащих по контракту следует, что на современном этапе во внутренних войсках существует пока еще не решенная проблема обеспечения служебным жильем. Материальное положение и уровень доходов значительной части военнослужащих по-прежнему оставляют их в числе малообеспеченных категорий граждан, что не позволяет решать жилищные вопросы самостоятельно. Будучи не-обеспеченными жильем и получающими невысокое денежное вознаграждение, многие профессиональные военнослужащие сегодня вынуждены подрабатывать, чтобы обеспечить достойный уровень жизни членам своих семей, что влияет на качество выполнения военнослужащими своих должностных обязанностей.

Третьим блоком является оценка реализации социально-культурных (духовных) гарантий военнослужащих. Важным критерием удовлетворенности военнослужащими этой группой социальных гарантий является оценки возможности отдыха (досуга): наличием свободного времени, а также возможности учреждений по удовлетворению культурных и духовных потребностей членов военной организации. Оценка сводных параметров удовлетво-ренности условиями для отдыха и досуга приведена в табл. 6.

Таблица 6
Оценка условий для отдыха и досуга

Уровень
Оценка
Высокое
14,8
Среднее
44,4
Низкое
18,2
Затруднились ответить
22,6

Результаты проведенного исследования показывают, что деятельность органов военного управления по созданию условий для реализации военнослужащими права на отдых и досуг еще далека от фокуса их управленческих воздействий. Установленные нормы для отдыха в неделю, (месяц) для 28,6 % военнослужащих по контракту не соблюдаются и для 71,4 % выполняются в полном объеме. Только рациональное использование военнослужащего в служебной деятельности и предоставление военнослужащим возможности своевременно реализовывать право на культурное и духовное развитие, органами военного управления, в дальнейшем будет являться залогом успешного решения поставленных служебно-боевых задач.

На эффективность реализации социальных гарантий военнослужащих влияют различные факторы. Они являются проявлением социальных отношений и взаимодействий во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и военной организации общества. Одним из основных критериев удовлетворенности респондентов эффективностью реализации социальных гарантий являются их понимание участия в этой деятельности различных органов управления (табл. 7).

Таблица 7
Степень влияния органов военного управления на эффективность реализации социальных гарантий (в %)

Органы управления
Степень влияния
Максимально влияют
Скорее влияют
Средне влияют
Скорее не влияют
Минимально влияют
Военно-институциональный уровень
Главнокомандующий войсками, командующие региональными управлениями, их заместители
25,2
34,8
22,8
11,4
5,8
Должностные лица (начальники управлений, отделов, служб)
19,2
26,4
20,8
19,8
13,8
Общественные организации внутренних войск
11,8
18,8
28
22,4
19
Конкретно-социальный уровень
Командование воинских частей
30
25,4
18,4
17,8
8,4
Должностные лица частей
15
23,6
31,8
21
8,6
Общественные организации войск в частях и соединениях
3,4
19,8
29
27
20,8

В третьем разделе «Пути повышения эффективности управленческого воздействия на военнослужащих» автором на основе анализа учета социальных гарантий в практике управленческого воздействия были разработаны основные пути целенаправленного воздействия на повышение уровня их реализации. Их предполагается осуществить на трех социальных уровнях. Первый – общесоциальный, включающий комплекс управленческих воздействий высших органов государственной власти. Второй – военно-институциональный, определяет деятельность органов военного управления внутренних войск. Третий уровень – конкретно-социальный, предполагает целенаправленное воздействие в условиях воинской части (соединения). На каждом уровне пути повышения эффективности управленческих воздействия по реализации социальных гарантий сведены в следующие группы:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок и условия реализации социальных гарантий. Это предполагает: систематизацию, упорядочивание и совершенствование существующей законодательной и иной нормативной правовой базы, касающейся функций органов управления и обязанностей должностных лиц в сфере реализации социальных гарантий.

2. Улучшение материально-экономических условий жизнедеятельности военнослужащих по контракту внутренних войск. Это предполагает создание необходимых социально-бытовых условий жизни, повседневной деятельности и выполнения служебно-боевых задач: создание торговых и социально-бытовых структур и т.д.

3. Создание координационно-совещательных органов по реализации социальных гарантий. В их состав должны входить лица, имеющие право принятия управленческих решений. Резолюции данных структур должны обязательны к исполнению должностными лицами. Это предполагает: организацию тесного вертикально-горизонтального взаимодействия в интересах решения социальных проблем военнослужащих.

4. Информационное и социологическое обеспечение деятельности органов управления по реализации социальных гарантий. Это предполагает: учет результатов ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих в принятии управленческих решений; широкое применение в управленческой практике данных различных (в том числе и независимых) социологических исследований; профессиональное обучение офицеров социологическим методам оценки эффективности реализации социальных гарантий; планирование и осуществление на основе целевой программы мероприятий по повышению эффективности управленческой деятельности в этой сфере, анализ и передача исполнителям информации о выполнении мероприятий целевой программы, обеспечение ответственности за ее выполнение; разработка и принятие мер по устранению отклонений от реализации этой программы; повышение профессиональной квалификации должностных лиц, призванных осуществлять меры по повышению качества реализации социальных гарантий.
В связи с этим представляется целесообразным обосновать модель социологической службы внутренних войск МВД России и социологическое обеспечение деятельности органов военного управления в сфере реализации социальных гарантий военнослужащих по контракту. Наличие социологической службы переведет все выше перечисленное на новый качественный уровень профессионализации органов военного управления по реализации социальных гарантий военнослужащих. Важнейшими достоинствами социологического обеспечения деятельности органов военного управления внутренних войск по реализации социальных гарантий будут являться:

1. Штатные (нештатные) социологические подразделения и должностные лица органов по работе с личным составом региональных командований внутренних войск МВД России, и воинских частей: (психологов, интервьюеров, анкетеров), непосредственно находящихся в воинских частях, с помощью которых будут проводиться социологические исследования.

2. Повышение квалификации и опыта работы специалистов, работающих непосредственно во внутренних войсках в ходе совместной работы с сотрудниками научно-исследовательских учреждений России, Вооруженных Сил и других структур.

3. Налаживание научных связей с академической наукой, с крупными научно-исследовательскими центрами России, Всероссийским центром изучения общественного мнения и другими организациями.

В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные выводы и практические рекомендации органам государственного и военного управления в сфере реализации социальных гарантий военнослужащих по контракту.

III. Выводы и рекомендации

На основании результатов проведенного исследования деятельности органов военного управления по реализации социальных гарантий военнослужащих по контракту необходимо сделать следующие выводы:

1. Социальные гарантии военнослужащих в настоящее время находятся в состоянии, не обеспечивающем полную реализацию законных прав членов военной организации.
2. Социальные гарантии военнослужащих должны быть отражены в деятельности органов военного управления. Социальные гарантии военнослужащих, чья профессиональная деятельность связана с вооруженной защитой государства, является важным элементом государственной политики.
3. Современное состояние реализации социальных гарантий военнослужащих на совре-менном этапе нуждается в серьезной корректировке, создании специальных структур отвечающих за реализацию социальных гарантий военнослужащих по контракту.
4. Назрела необходимость создания во внутренних войсках МВД России социологической службы (мониторинга и прогнозирования), главной целью которого являлось бы социологическое обеспечение деятельности органов военного управления по реализации социальных гарантий.
5. Основными причинами низкого уровня знаний о положенных социальных гарантиях военнослужащих по контракту является слабая информированность субъектов и объектов управления в разъяснении социальных гарантий и собственное нежелание военнослужащих знать о социальных гарантиях.
6. В связи с решающим воздействием и распространением информационных источников органам военного управления необходимо умело использовать как внутренние, так и внешние источники для доведения информации до военнослужащих по контракту и разъяснению требований в сфере реализации социальных гарантий.
7. Важнейшим социологическим обеспечением деятельности органов военного управления по реализации социальных гарантий военнослужащих является социологическая информа-ция, получаемая из различных источников.

По результатам исследования разработаны практические рекомендации и предложения, которые могут быть использованы органами государственного и военного управления в своей управленческой деятельности по реализации социальных гарантий военнослужащих. Реализация этих рекомендаций и предложений возможна на разных уровнях: федеральном, военно-институциональном и конкретно-социальном. Для каждого уровня разработаны группы предложений и рекомендаций практического характера.

Первая группа рекомендаций предназначена для органов государственного управления федерального уровня. Здесь предлагается:

- создать в Администрации Президента России, при Правительстве РФ координационно-совещательные органы, непосредственно занимающиеся разработкой нормативных правовых актов в сфере реализации социальных гарантий военнослужащим, ресурсным обеспечением их внедрения и контролем за эффективностью, полнотой и своевременностью использования выделенных ресурсов;
- консолидировать средства и ресурсы, направляемые на реализацию социальных гаран-тий в одном органе исполнительной. Таким ведомством может стать Министерство здравоохра-нения и социального развития РФ;
- восстановить ликвидированные льготы и компенсации военнослужащим (50 % оплата коммунальных услуг, включая плату за горячее водоснабжение, отопление, электроэнергию и телефон);
- на основе мониторинга социально-экономического и правового положения военнослу-жащих и членов их семей, проводимого ежегодно по распоряжению Правительства РФ, с целью получения дополнительной информации о динамике изменений практики реализации социаль-ных гарантий военнослужащих проводить его во внутренних войсках ежеквартально.

Вторая группа предложений предназначена для органов управления внутренних войск (главного и региональных командований войск). Здесь рекомендуется:
- в Главном командовании внутренних войск создать совещательный орган, на который возложить координацию деятельности всех должностных лиц, отвечающих за реализацию соци-альных гарантий. Возглавить его целесообразно заместителю главнокомандующего по работе с личным составом. В своей деятельности оно должно учитывать данные социологических исследований о практике реализации социальных гарантий военнослужащих внутренних войск;
- ввести в функции должностных лиц обязанности по контролю за состоянием дел в сфере реализации социальных гарантий; привести к единому знаменателю соответствующие квалифи-кационные требования по подготовке к специалистам данного профиля в соответствие с изме-няющимися социальными условиями в обществе и внутренних войсках;
- ввести в практику постоянное информирование военнослужащих об изменениях в нор-мативно-правовой базе военной службы, введении (отмены) социальных гарантий;
- в системе профессионально-квалификационной аттестации офицеров ввести критерии анализа практики реализации ими социальных гарантий в отношении подчиненных военнослу-жащих, ее учет в планировании и реализации карьеры данных офицеров;
- учредить издание постоянного сборника, рассматривающего теоретико-методологические и научно-практические проблемы военно-социальной работы, в том числе и в сфере реализации социальных гарантий (на примере журнала «Ракурс» МО РФ);
- создать во внутренних войсках единый банк информационных данных о степени реализации социальных гарантий;
- ввести в ВВУЗах внутренних войск факультативный курс «Социальные гарантии военно-служащим внутренних войск МВД России: сущность, структура и практика реализации» с целью изучения проблем социального блока и вооружения будущих субъектов военно-социального управления необходимым объемом теоретических и практических знаний.

Третья группа предложений и рекомендаций предназначена для органов управления во-инских частей (соединений) внутренних войск. Предлагается:
- создать в каждой части силами структур по работе с личным составом банк данных о сте-пени реализации социальных гарантий военнослужащих для более рационального принятия решений командованием исходя из существующих ресурсов;
- в системе командирской и общественно-государственной подготовки офицеров прово-дить с командирами всех степеней, офицерами структур по работе с личным составом, медицин-ских и тыловых служб систематические занятия по методике реализации социальных гарантий;
- при подведении итогов служебно-боевой деятельности за период отдельным пунктом отмечать выполнение должностными лицами требований должностных обязанностей в сфере реализации социальных гарантий.

IV. Основные публикации по теме диссертационного исследования:
Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК:
1. Милов А.Н. Реализация социальных гарантий военнослужащих по контракту и членов их семей (по материалам социологического исследования «Гарантия – 2008» // Журнал «Социально-гуманитарные знания», научно-образовательное издание. – М., 2010. № 2. – 0,5 пл.

Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:
2. Милов А.Н. Социальные гарантии военнослужащим по контракту и членам их семей: сущность и содержание // Сборник научных статей адъюнктов. – М.: ВУ, 2009. № 17. – 1 пл.
3. Милов А.Н. Социальные гарантии членов семей военнослужащих // Сборник научных статей (по материалам Межвузовской научно-практической конференции Филиал РГСУ в г. Лю-берцы, 2008 г.). – Люберцы, 2008. – 0,4 пл.
4. Милов А.Н. Деятельность органов государственного и военного управления по реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей // Академический вестник внутренних войск МВД России. – М.: ГКВВ МВД РФ, 2009. № 3. – 0,8 пл.

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false