Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki
Главная < Наука < Публикации < Подробнее

КУДРЯВЦЕВ М. М. Роль молодежных организаций и движений современной России в формировании военно-патриотического сознания граждан

Диссертационный совет Д. 215. 005. 05 при Военном университете (123 001, Москва, ул. Большая Садовая, 14) объявляет, что диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук представил Кудрявцев Максим Михайлович, (23.00.01), т. 684–93–50.

Защита состоится 16 июня 2011 года.

Научный руководитель: Мелехин И. В., кандидат политических наук, доцент

Официальные оппоненты:

  • Деникин А.В., доктор философских наук, профессор
  • Зеленый В.В., кандидат политических наук, доцент

Ведущая организация – Военная академия РВСН им. Петра Великого

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного уни-верситета.

Общая характеристика диссертации.

Одной из острых проблем, стоящих перед современным российским об-ществом, является преодоление кризиса военно-патриотического сознания граждан страны. Патриотизм является мощным интегрирующим фактором политической жизни общества, поэтому высокий уровень патриотического сознания граждан – это залог единства и самого существования государства. Этот вопрос тесно связан с молодежной проблематикой. В молодости наибо-лее интенсивно происходят процессы социализации личности, усвоения общественных норм и ценностей, формируются поведенческие навыки и моральные качества гражданина, поэтому особую важность приобретает процесс формирования военно-патриотического сознания у молодежи. В современном обществе роль традиционных институтов социализации, таких как семья, учреждения системы образования, государственные структуры, религиозные институты, снижается. В этих условиях молодежные общественные политические объединения приобретают все большее значение в процессе формирования военно-патриотического сознания граждан.

Актуальность исследования определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, кризисным состоянием военно-патриотического сознания на рубеже ХХ – ХХI века, которое привело к ряду негативных тенденций в обще-ственном сознании россиян. Обесценивание идеи службы Отечеству с оружи-ем в руках стало причиной снижения популярности российской армии, роста числа уклонистов от срочной службы. Распространение ксенофобии и нацио-нализма выразилось в увеличении количества националистических объединений и группировок, в том числе молодежных, возросло число преступлений на национальной почве. Наиболее ярко эти негативные тенденции проявились в молодежной среде. Несмотря на попытки государства решить эти проблемы путем создания новой системы военно-патриотического воспитания, в соответствии с Государственными программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2001-2005 гг., 2006-2010 гг. и 2011-2015 гг., события 13 и 20 декабря 2010 г. на Манеж¬ной площади в Москве и в ряде других городов РФ, в которых активное участие приняли молодые люди, показали, что эффектив¬ность этой системы пока далека от идеальной.

Во-вторых, усложнением и обновлением процессов формирования воен-но-патриотического сознания граждан в условиях современного, быстро раз-вивающегося, информационного общества, появлением новых механизмов и факторов, оказывающих на него первостепенное влияние. Опыт реализации системы военно-патриотического воспитания в СССР требует переосмысления и не может быть перенесен в наше время без поправок. В свою очередь, особая исторически сложившаяся социально-политическая ситуация в нашей стране не позволяет скопировать модели зарубежных стран в этом вопросе.

В-третьих, возросшей социальной и политической ролью молодежи в со-временном мире. Молодежные общественно-политические объединения и движения могут являться мощным инструментом дестабилизации политиче-ского режима (примером, этого являются так называемые «цветные» револю-ции в странах бывшего «соцлагеря»), однако они же могут стать эффективны-ми инструментами формирования тех аспектов политического сознания, которые способствуют сохранению стабильного и единого государства, в том числе, военно-патриотического сознания.

В-четвертых, особым местом молодежных общественно-политических объединений в процессе формирования военно-патриотического сознания молодежи и граждан страны. Вопрос о формировании военно-патриотического сознания тесно связан с процессом политической социализацией молодых людей. На фоне снижения влияния традиционных институтов политической социализации молодежные общественно-политические организации и движения продолжают играть важную роль в этом процессе. Кроме того, они могут одновременно являться как объектом, так и субъектом гражданского и военно-патриотического воспитания. Являясь продуктом самой молодежной среды, в качестве субъекта военно-патриотического воспитания молодежные общественно-политические объединения обладают уникальной возможностью воздействия «изнутри», облегчающего взаимодействие с современной молодежью, которая склонна отвергать любые идеи и мнения, навязанные «сверху» и «извне», а не исходя-щие от ближнего круга общения.

В-пятых, необходимостью привлечения уникального потенциала моло-дежных общественно-политических объединений к работе по преодолению кризиса военно-патриотического сознания россиян. Разработка теоретико-методологических рекомендаций в этой области, соответствующих современ-ным условиям, требует проведения специального исследования, политологи-ческого анализа влияния молодежных общественно-политических организа-ций и движений на процесс формирования военно-патриотического сознания граждан, анализа механизмов и путей этого влияния.

Степень научной разработанности темы
Анализ научных публикаций и диссертационных исследований показал, что проблема влияния деятельности молодежных организаций и движений современной России на процесс формирования военно-патриотического соз-нания граждан изучена недостаточно. Имеющиеся научные исследования, связанные с данной проблематикой, могут быть сгруппированы следующим образом.

В первую группу входят работы, посвященные исследованию сущности патриотизма и проблем военно-патриотического воспитания. К этой группе относятся публикации русских ученых, философов и общественных деятелей, обращавшихся к вопросам народности, национализма, патриотизма и патриотического воспитания молодежи (М.М. Сперанский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, П.А. Сорокин); советских педагогов и обществоведов, чьи исследования посвящены теоретическим и методологическим вопросам патриотического воспитания ; современных исследователей, чьи работы касаются особенностей стратегии формирования патриотизма и военно-патриотического воспитания в России с учетом многонациональности и исторического наследия страны, трудностей и проблем военно-патриотического и гражданского воспитания в Российской Федерации .

Во вторую группу можно объединить исследования, касающиеся процес-сов формирования военно-патриотического сознания молодежи, и прежде всего, процессов политической социализации личности .

Третья группа работ посвящена исследованию молодежного движения в России и мире. Тематике молодежного движения посвящены исследования немецких политологов Э.Шпрангера, Э.Ротхакера, X.Вительмана. Среди оте-чественных работ наиболее многочисленными являются исследования, по-священные молодежной тематике советского периода (Н.А. Блинов, Ю.В. Ожигов, Ф.Е. Шереги, А.Б. Галаган, В.В. Мансуров и др.). Основные теоре-тические подходы к рассмотрению современных общественных организаций и объединений рассмотрены в монографии Е.А. Здравомысловой . Общетео-ретическое значение для исследования молодежных объединений и движений имеют ювенологические работы. Значительное количество работ посвящено изучению российского молодежного движения постперестроечного времени (О.А. Копцева, И.А. Вергазов, А.А.Шмелева, С.В. Тетерский, А.В. Тарасов и др.), а также неформальных молодежных объединений . Среди работ этой группы интерес представляют исследования, посвященные отношениям об-щественных и общественно-политических молодежных организаций и объе-динений с государством и властью. Также стоит отметить работы, созданные на стыке обозначенных выше направлений. Это исследования, посвященные изучению современных российских молодежных общественно-политических объединений и политической социализации молодежи , общественных моло-дежных организаций и проблем гражданского воспитания .

Вместе с тем, полного анализа места и роли молодежных организаций и движений по формированию патриотического сознания граждан, оценке и систематизации их деятельности в сфере военно-патриотического воспитания до сих пор не предпринято. Отсутствуют работы, посвященные изучению влияния деятельности общественно-политических молодежных объединений на формирование военно-патриотического сознания граждан.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в политиче-ской науке и высокая практическая значимость определили выбор объекта и предмета исследования, а также цель и задачи диссертационной работы.

Объект диссертационного исследования – формирование военно-патриотического сознание граждан.

Предмет диссертационного исследования – молодежные организации и движения современной России как субъекты формирования военно-патриотического сознания граждан.

Цель исследования – рассмотреть молодежные организации и движения в процессе формирования военно-патриотического сознания граждан. Провести анализ деятельности современных российских молодежных общественно-политических организаций и движений с точки зрения влияния на формирование военно-патриотического сознания граждан, выработать рекомендации по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели определены следующие науч-ные задачи исследования: 

  • раскрыть сущность, содержание и структуру военно-патриотического сознания граждан, особенности его формирования у молодежи в условиях современного российского государства;
  • осуществить теоретический анализ понятий «молодежное объединение» «организация» и «движение»;
  • сравнить особенности протекания процессов формирования военно-патриотического сознания в СССР, современной России и зарубежных странах, на основе сравнительного анализа обобщить политический опыт организации военно-патриотического воспитания молодежи в СССР, России и за рубежом;
  • выделить ключевые группы современных молодежных организаций и движений, оказывающих наибольшее влияние на формирование военно-патриотического сознания граждан страны;
  • провести анализ деятельности молодежных организаций и движений по активизации индивидуальных и коллективных форм военно-патриотического сознания в современных условиях, выявить её особенности и определить механизмы воздействия на военно-патриотическое сознания граждан;
  • сформулировать рекомендации по повышению эффективности позитивного воздействия со стороны молодежных объединений на военно-патриотическое сознание граждан. 

Нормативно-правовую основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Государственные программы в сфере патриотического воспитания, молодежной политики, молодежных общест-венных организаций.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных социологов, политологов, педагогов, историков, философов, психологов, других ученых и общественных деятелей, посвященных изуче-нию молодежных движений, вопросам политической социализации, патрио-тизма и формирования патриотического сознания, военно-патриотического воспитания граждан. Привлекались материалы научных политологических и социологических конференций и конгрессов по проблемам молодежной по-литики.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы, так и частные научные методы: институциональный, исторический, сравнительно-политологический, социологический. Использовались следую-щие прикладные методы: изучение и анализ документов, социологические методы сбора информации, количественная и качественная обработка дан-ных. Важную методологическую роль играют положения социальной психо-логии, педагогики, теории организации. В процессе исследования автор руко-водствовался принципами научной объективности, всесторонности, критич-ности и творческого подхода к анализу рассматриваемой.

Эмпирическую базу диссертации составляют результаты анализа со-циологических опросов, проведенные в стране и за рубежом за период 2000-2011 гг. (опросы ВЦИОМ, Института социологии РАН, Фонда аналитических программ «Экспертиза», Фонда «Общественное мнение»). Были проанализи-рованы информационно-аналитические и статистические материалы, публичные выступления и интервью представителей и руководителей молодежных организаций, публикации в глобальной сети Интернет, а также в федеральных и региональных СМИ. Также автором проведен социологический опрос методом интервью среди представителей движения «Наши» и в двух группах сравнения.

Цель и задачи исследования определили структуру диссертации и логи-ку изложения материала. Диссертационное исследование состоит из введе-ния, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.

В первом разделе «Военно-патриотическое сознание граждан и пробле-мы его формирования» изложена теоретико-методологическая база исследо-вания, проведен анализ сущности и содержания понятий «патриотизм», «во-енно-патриотическое сознание» граждан и молодежи как особой возрастной группы, дано описание особенностей развития военно-патриотического соз-нания отдельной личности и формирования военно-патриотического созна-ния граждан. В рамках теории моделей политической социализации выделе-ны типы формирования военно-патриотического сознания, характерные для конкретных социально-политических систем, описаны их особенности, в том числе, проанализирована их специфика в современной России.

Во втором разделе «Военно-патриотическая деятельность молодежных организаций и движений: опыт современной России» даются определения понятиям «молодежное общественное и общественно-политическое объеди-нение», «движение» и «организация», рассматривается история становления и особенности молодежного движения в Российской Федерации. Современная ситуация в российском молодежном общественно-политическом движении описана с точки зрения влияния молодежных объединений на состояние во-енно-патриотического сознания граждан, предложена соответствующая ав-торская классификация российских молодежных общественных и обществен-но-политических объединений. На примере антифашистского движения «Наши» проведен анализ деятельности молодежных общественно-политических объединений по формированию военно-патриотического соз-нания граждан, выделены основные направления и особенности подобной деятельности.

В третьем разделе «Основные направления совершенствования деятель-ности молодежных общественно-политических организаций в области фор-мирования военно-патриотического сознания» на примере движения «Наши» оценивается деятельность провластных молодежных общественно-политических объединений с точки зрения их влияния на формирование во-енно-патриотического сознания граждан, оценивается эффективность подоб-ной деятельности. Автор выделяет наиболее перспективные направления раз-вития патриотической деятельности провластных политических организаций и движений, формулирует рекомендации по повышению её эффективности. Рекомендации адресованы как руководству самих провластных объединений, так и различным государственным структурам.

В заключении автор подводит итоги проведенного исследования, форму-лирует основные выводы, а также теоретико-практические рекомендации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит:

  • в выявлении сущности и особенностей процесса формирования военно-патриотического сознания российских граждан в современных условиях;
  • в авторском определении понятий «провластная молодежная общест-венно-политическая организация и движение», «процесс формирования воен-но-патриотического сознания»;
  • в авторской классификации общественно-политических молодежных организаций и движений по признаку их военно-патриотической позиции и влияния на формирование военно-патриотического сознания граждан в усло-виях современной России;
  • в обобщении опыта и технологий деятельности молодежных общест-венно-политических организаций, влияющих на процесс формирования воен-но-патриотического сознания граждан;
  • в выявлении положительного влияния провластных молодежных дви-жений на процесс формирования военно-патриотического сознания участни-ков;
  • в обосновании предложений по совершенствованию деятельности мо-лодежных движений по формированию военно-патриотического сознания граждан России.

 

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Сущность военно-патриотического сознания и политические модели его формирования в современном обществе.

Патриотическое сознание рассматривается представителями гуманитар-ных наук с различных позиций. С одной стороны, как форма общественного или, более конкретно, политического сознания; и с другой стороны, с точки зрения личности, как аспект индивидуального сознания. Так или иначе, оба этих подхода связаны с отражением на общественном или индивидуальном уровне такого многостороннего понятия как патриотизм.

Патриотизм – это сложное и многогранное явление общественного соз-нания, отражающее как нравственное, духовное, так и политическое состоя-ние общества, напрямую связанное как с культурно-историческими, так и с политико-социальными реалиями данного государства. В понятие «патрио-тизм» автор включает следующие элементы: патриотическое знание и осоз-нание, патриотическое отношение, патриотическая деятельность, а также патриотические организации и группы, способствующие формированию чув-ства патриотизма у граждан данной страны.

Патриотическое сознание – неотъемлемая часть общественного созна-ния, тесно связанная с феноменом политического сознания. На индивидуаль-ном уровне патриотическое сознание присутствует в виде отражения ком-плекса патриотических идей, существующих на уровне общественного созна-ния, преломленных через систему ценностей личности и включенных в неё. Военно-патриотическое сознание автор понимает как отражение комплекса военно-патриотических идей о высшем долге гражданина защищать свою Родину с оружием в руках, о верности своей стране, об уважении к её воен-ным героям, берущих истоки в чувстве гордости за военную историю и воен-ные победы своих предков и высокой ответственности перед ними – осмыс-ленных, пережитых и включенных в ценностно-мотивационную систему лич-ности.

Военно-патриотическое сознание молодежи – форма группового военно-патриотического сознания, которая обладает следующими особенностями: в силу возрастных особенностей носителей, интенсивного развития всех аспек-тов политического сознания молодых людей, оно лабильно и экстремально, а в условиях современного российского общества характеризуется многочис-ленными внутренними противоречиями.

Формирование военно-патриотического сознания граждан – это процесс активного усвоения военно-патриотических идей и понятий в процессе поли-тической социализации, их компоновка в систему ценностных установок личности, влияющих на ее гражданскую и социальную позицию и деятель-ность. Этот процесс может проходить как естественно, стихийно под влияни-ем различных общественных и политических институтов и агентов политиче-ской социализации, так и управляемо, целенаправленно посредством военно-патриотического воспитания. Воздействие на военно-патриотическое созна-ние граждан первой группы факторов хаотично и спонтанно, слабо поддается прямому государственному контролю в современных демократических обществах. Воздействие же системы военно-патриотического воспитания, наоборот, предполагает контроль и регулирование на государственном уровне.

Современные представления о процессах социализации и воспитания предполагают, что они могут происходить на протяжении всей жизни челове-ка, однако наиболее интенсивно они протекают на таком универсальном био-логическом этапе развития человека как молодость. Социально-политическая ситуация, сложившаяся на территории РФ к настоящему времени, требует пристального внимания к проблематике формирования военно-патриотического сознания молодежи.

Особенностью современного информационного общества является многообразие институтов и агентов политической социализации. Их значи-мость зависит от конкретного общества и страны. В каждом государстве и обществе существуют свои исторически обусловленные, специфические ка-налы и механизмы политической социализации, обеспечивающие передачу гражданам традиций и норм политической культуры в различных формах. Процесс политической социализации характеризует конкретное общество с точки зрения принятого в нем социально-политического строя. Процесс вос-питания не может осуществляться в отрыве от условий социализации лично-сти. Таким образом, системы формирования военно-патриотического созна-ния не могут существовать вне рамок созданных условиями политической социализации.

Теория моделей политической социализации, принятая в современной социологии, описывает три основных модели политической социализации - «подчинения», «интереса», «стихийности». Основываясь на теории моделей политической социализации, автор выделяет модели формирования военно-патриотического сознания граждан.

Первая модель реализуется в условиях обозначенной выше модели «подчинения», абсолютного господства государства над личностью и обще-ством. Государство осуществляет жесткий административный контроль всех сфер жизни общества, определяя уровень, методы, ресурсы и каналы полити-ческой социализации. Администрирование подкрепляется полноценной идео-логией, которая присутствует во всех сферах государства и общества. Мо-дель «подчинения» была реализована в СССР, где процессы формирования военно-патриотического сознания молодежи в ходе политической социализа-ции и посредством военно-патриотического воспитания происходили практи-чески синхронно на основе коммунистической идеологии. Ведущую роль в этих процессах играли государственные образовательные учреждения, а также три организации, монополизировавшие молодежное и детское движение – октябрятская, пионерская и комсомольская.

Вторая модель существует в рамках модели «интереса» и рассматри-вает процесс формирования военно-патриотического сознания в условиях государства демократического типа, где потребности гражданина приоритетны перед интересами государства. Ответственность за процесс политической социализации в такой модели несет само общество. Общественные организации, действующие в таких государствах, являются мощным агентом политической социализации и формирования всех аспектов политического сознания граждан. Государство участвует в процессе политической социализации опосредованно – через регулирование сферы образования и экономической сферы жизни общества, законодательство, общую атмосферу социальной жизни. Единственная идеология, возможная в таком обществе – это идеология патриотизма. На ее основе возможна организация системы военно-патриотического воспитания, управляемая на государственном уровне.

Модель «интереса» реализуется в Соединенных Штатах Америки, странах Западной Европы. В каждой конкретной стране она может иметь свою специфику. Так, в США функционирует система патриотического вос-питания граждан в условиях распространения патриотической идеологии. Для США характерно широкое участие государства через обозначенные вы-ше механизмы в процессе политической социализации граждан, и соответст-венно, в процессе формирования военно-патриотического сознания граждан. Вмешательство государственных институтов в процесс политической социа-лизации в большинстве стран Западной Европы гораздо ниже. В развитых странах Европы сложилась довольно успешная, лабильная, самоорганизую-щаяся система политической социализации, ведущими институтами которой являются молодежные общественные и общественно-политические объеди-нения, однако отсутствие мощной системы патриотического воспитания, пат-риотической идеологии, приводит к тому, что патриотическое сознание евро-пейцев достаточно противоречиво. Таким образом, в рамках модели «интере-са» можно описать как минимум два модельных варианта формирования во-енно-патриотического сознания граждан, наиболее яркими примерами реали-зации которых являются США и Германия.

Ещё одна модель формирования военно-патриотического сознания граждан осуществляется в рамках модели «стихийности», характерной для развивающихся стран с нестабильной государственностью, отсутствием дей-ственного гражданского общества, архаичной политической культурой. Она реализуется в некоторых африканских и латиноамериканских государствах, в некоторых странах Азии. Для процесса политической социализации в таких странах характерны периодические кратковременные действия различных политических сил, оказывающие временное влияние на все аспекты полити-ческого сознания граждан. Политическая социализация носит непредсказуе-мый и спонтанный характер, ее агенты транслируют противоречащие друг другу установки, уровень доверия к политическим институтам государства критически низок. При этом единые для страны патриотические ценности и идеалы отсутствуют, принципиально не существует возможности организа-ции и работы единой системы военно-патриотического воспитания, что при-водит к кризису военно-патриотического сознания, искажению понятий пат-риотизма в общественном сознании.

В России на протяжении ХХ века были осуществлены как минимум две модели политической социализации и, соответственно, характерные для них модели формирования военно-патриотического сознания граждан. Модель «подчинения» была реализована в СССР. Трансформация общественно-политического устройства на территории нашей страны в конце прошлого века повлекла реализацию модели «стихийности», когда были ликвидирова-ны административно-пропагандистский аппарат, структура детских и моло-дежных организаций, сложившаяся в советское время система военно-патриотического воспитания. Период реализации этой модели на территории нашей страны был сравнительно кратким. На современном этапе Россия фор-мально находится в стадии становления модели «интереса», однако до сих пор до конца не преодолены последствия развертывания модели «стихийности», что не позволяет назвать российскую модель полностью соответствую-щей западным аналогам.

В нашей стране существует множество общественных объединений, однако они практически не оказывают влияния на политическую жизнь стра-ны. Уровень доверия населения к общественным и общественно-политическим движениям и организациям низок. Таким образом, ведущие институты политической социализации в модели «интереса» не могут пре-тендовать на подобную роль в нашей стране.

Особое значение имеют отношения властей с молодежными общественными и общественно-политическими объединениями. С одной стороны, власти объявляют о необходимости повышения участия молодежи в общественной и политической жизни страны, однако в реальности даже молодежные движения, организованные при поддержке государства или правящей партии, до недавнего времени использовались эпизодически как электоральный ресурс и не преследовали целей вовлечения молодежи в политическую жизнь страны. Такие отношения характерны для модели «стихийности».

В то же время уровень доверия населения к государственным институ-там также низок. В конце ХХ века в России был утерян авторитет власти и государства, резко усилилось социальное расслоение общества. Эти обстоятельства блокируют применение модели «подчинения» во всей её полноте на территории современной РФ.

Российская Федерация, с одной стороны, ориентируется в своем разви-тии на принципы и ценности демократического общества. Достижение граж-данских прав и свобод ставились целью смены социально-политического строя в конце XX века и остаются основными ориентирами развития страны сейчас. С другой стороны, после резкой смены социально-политического строя в конце прошлого века общественным партиям и объединениям, религиозным институтам, другим общественным образованиям не удалось пере-хватить инициативу управления процессами формирования военно-патриотического сознания граждан у государства. Позиционируемая на сло-вах, в СМИ, в публичных выступлениях политиков и общественных деятелей ценность закона и гражданских прав, снижается реальным положением дел – высоким уровнем коррупции, отсутствием стабильной независимой работы судебного производства, высоким уровнем бытовых преступлений, цензурой в крупных СМИ и т.д. Стабильно высокие рейтинги в последние годы имеют только экс-Президент, действующий премьер В.В. Путин и Президент страны Д.А. Медведев. Лидеры государства публично сохраняют курс на становле-ние демократического общества, что позволяет властям предпринимать ак-тивные шаги по популяризации и внедрению соответствующих идей, приме-няя, в том числе, директивные методы, характерные для модели «подчине-ния». Таким образом, реализуемую модель формирования военно-патриотического сознания граждан в современной России можно назвать моделью «интереса сверху», характеризующейся таким противоречием как формальная ориентация на ценности модели «интереса», с одной стороны, и методами реализации и механизмами, характерными для модели «подчине-ния», с другой. В этих условиях не удается до конца преодолеть кризис воен-но-патриотического сознания граждан страны. Для решения проблемы пер-спективным представляется ориентация на вариант модели формирования военно-патриотического сознания в модели «интереса», реализуемый в США при широком участии государства в процессах политической социализации и внедрении патриотической идеологии.

Смена общественно-политической формации, начавшаяся в 90-х годах ХХ века в нашем государстве, затронула все сферы деятельности общества. Трансформация политической системы обусловила не просто смену, а резкое обесценивание ранее принятых в Советском Союзе ценностей и норм. В ус-ловиях утраты большинством граждан бывшего СССР идеологических основ, государство, переживающее период становления, не смогло быстро предло-жить единого понимания новых духовных ориентиров, процессы адаптации к новым социально-политическим условиям, ресоциализации проходили в рам-ках модели «стихийности». На фоне разрушения системы военно-патриотического воспитания, успешно функционирующей в рамках модели «подчинения», реализованной в СССР, активная популяризация западной культуры, откровенно поддерживаемая СМИ, создавала антипатриотическую среду. Сложные условия жизни, резкое расслоение общества привели к разочарованию большой части населения в происходящих переменах, обострило традиционные для многонационального российского государства проблемы, связанные с патриотизмом – распространение, с одной стороны, национализма, а с другой стороны искаженных космополитически идей интернационализма. Все это стало причинами низкого уровня и противоречивости военно-патриотического сознания граждан современного российского государства.

Таким образом, формирование единого понимания патриотизма и рас-пространение здоровых патриотических идей на уровне государства остаются важными задачами в нашей стране. Перед Россией стоит цель выработки такого содержания понятия «патриотизм», которое в наибольшей степени отвечало бы условиям информационного общества XXI века с учетом исторических и территориальных особенностей нашего многонационального государства.

Особенно негативно кризисное состояние военно-патриотического сознания в РФ сказалось на подрастающем поколении. Тенденции, описанные для военно-патриотического сознания всего населения страны, ещё более рельефно отразились на военно-патриотическом сознании молодежи. На всем протяжении существования современного государства процесс формирования военно-патриотического сознания проходил в сложных условиях политической социализации переходного общества, исключительно стихийно, в отсутствие эффективно работающей системы военно-патриотического воспитания. Его определили следующие основные факторы.

- Дискретный характер политической социализации в обществе, пре-терпевающем социально-политические изменения. Если в стабильных поли-тических системах процесс политической социализации призван обеспечить преемственность жизненного уклада социума, передачу политического опы-та, традиций, ценностей, образцов поведения между поколениями, то в стра-нах, находящихся в переходном состоянии, он осложняется невозможностью такого плавного и естественного перехода от старшего поколения к молодым людям.

- Низкий уровень доверия к политическим институтам страны и парти-ям в начале 2000-х гг.. В 2000 году удалось повернуть процесс роста недове-рия граждан к власти вспять, тем не менее, на уровне стабильно высоких личных рейтингов действующего премьер-министра В.В. Путина и Президен-та РФ Д.А. Медведева, уровень доверия Правительству РФ, Государственной думе, политическим партиям страны остается невысоким. Эти явления свиде-тельствуют о снижении роли в процессе политической социализации таких традиционных её институтов, как государство, политические организации, политические и административные институты страны. В современном ин-формационном обществе эти тенденции сопровождаются повышением роли различных видов информационных ресурсов, в том числе в процессе полити-ческой социализации, средств массовой информации, ресурсов электронной сети Интернет.

- Неэффективность образовательных учреждений в качестве института политической социализации и средства военно-патриотического воспитания в результате резкой деполитизации системы образования в России 90-х годов. События рубежа XX-XXI веков не получили однозначной оценки и не отра-жены в образовательных программах. Кадровый состав, получивший станов-ление в советскую эпоху, так же, как и обычные граждане, затронули послед-ствия смены идеологических ориентиров.

- Отсутствие влияния других мощных инструментов системы военно-патриотического воспитания, созданной в СССР – консолидированного мо-лодежного движения, представленного пионерской и комсомольской органи-зациями, системой воспитания, налаженной в советской армии, которое при-вело к исчезновению единой патриотической идеологии и как части комму-нистической советской идеологии, и как самостоятельного элемента общест-венного сознания.

Кроме того, специфика формирования военно-патриотического созна-ния российской молодежи связана со следующими особенностями вовлечен-ности молодых людей как особой социальной группы в социальную и полити-ческую жизнь страны.

1) Социологи отмечают неприятие современными молодыми людьми идей и принципов, навязанных «извне», при повышении авторитета ценностей и идей, исходящих от ближнего круга друзей и сверстников.

2) Высокий уровень Интернет-включенности современной молодежи исключает жесткий контроль за потреблением информации, влияющей на формирование как политического, так и патриотического сознания молодежи. С начала текущего века процесс освоения политического пространства молодежью в развитых, а также развивающихся странах, где уровень образования и Интернет-включенности сравнительно высок, становится все более виртуальным, а соответственно, и процесс политической социализации, и в том числе, формирования военно-патриотического сознания современной молодежи носит особый характер.

3) Исследователи отмечают низкую политическую активность молоде-жи. Причинами политической пассивности молодежи являются неэффектив-ность мероприятий государственной молодежной политики, неразвитость структур гражданского общества в современной России, слабое представи-тельство молодежи в структурах власти, отсутствие единой государственной системы политической социализации граждан, непродуманность молодежной политики, использование молодых людей в качестве объекта манипулирования во время предвыборных кампаний.

Таким образом, с учетом вышеизложенных проблем и специфики современного общества, именно молодежные общественные и общественно-политические движения и организации являются особым по значению инсти-тутом политической социализации. Как продукт самой молодежной среды, молодежные общественно-политические объединения являются уникальным институтом политической социализации молодежи, кроме того, они также могут быть успешно использованы в работе системы военно-патриотического воспитания. Молодежные общественно-политические объединения могут выступать как в качестве субъекта, так и в качестве объекта военно-патриотической воспитательной работы, что открывает уникальные перспективы для использования их потенциала в работе формирующейся системы военно-патриотического воспитания. При этом в современном обществе демократического типа военно-патриотическое сознание невозможно представить в отрыве от правового сознания, активной гражданской позиции. Поэтому важнейшей целью внутренней политики государства должно стать не только формирование функционирующей системы военно-патриотического воспитания граждан и молодежи, но и расширение вовлечения молодежи в общественную и политическую жизнь страны с целью интенсификации процессов политической социализации по типу модели «интереса». Особое место в этом процессе должны занять молодежные общественно-политические организаций и движения.

2. Характеристика молодежных организаций и движений совре-менной России и особенности их влияния на формирование военно-патриотического сознания граждан.

В современной науке под «молодежным движением» в широком смыс-ле понимают совокупность всех групп, объединений, организаций и движе-ний молодежи. Статус молодежных общественных объединений, организаций и движений, а также принадлежность к ним определяет российское законодательство. Согласно ему, молодежные организации и движения являются общественными объединениями. Большинство молодежных объединений могут называться также организациями, грань между этими понятиями довольно размыта и определяется рядом формальных признаков. Движением принято называть сравнительно многочисленное молодежное объединение. Таким образом, объединение является наиболее общим термином.

Молодежное общественно-политическое движение – это наиболее со-циально активная часть молодежи, совокупность групп молодежи, организа-ций и объединений разной идейно-политической направленности, пресле-дующих достижение определенных политических целей.

Процесс становления молодежного движения в современной России происходил в условиях перехода от унитаризма и единообразия ВЛКСМ к разнообразию современного российского молодежного движения, от единой идеологии к идеологическому плюрализму и многопартийности. Переход от консолидированного единой идеологией ВЛКСМ в СССР привел к таким по-следствиям, как распространение в молодежной среде отрицания и недоверия к каким бы то ни было организациям, объединениям или партиям, поиску альтернативных путей активности – росту неформального движения, с одной стороны, и усилению националистических настроений и ксенофобии, выра-зившихся в увеличении числа крайних и протестных молодежных организа-ций и групп радикального толка, с другой стороны.

Кроме того, молодежное движение в РФ характеризуется многообрази-ем различных молодежных общественных объединений, с одной стороны, и с другой – невысокой степенью участия в них самой молодежи, ее низкой соци-альной и политической активностью на фоне одобрения общественным мне-нием идеи расширения участия молодых людей в политической и социальной жизни страны.

Из всех общепринятых классификаций молодежных движений и орга-низаций в наибольшей степени соответствует поставленным задачам класси-фикация объединений по признаку их политических симпатий и предпочте-ний. В модификации автора она позволяет типизировать молодежное движе-ние в соответствии с вектором и степенью влияния тех или иных объедине-ний на военно-патриотическое сознание граждан.

Общественные молодежные объединения, прежде всего, делятся на неполитизированные и политизированные. Неполитизированные детские и молодежные общественные объединения являются наиболее многочислен-ными и крупными. Они объединяют неполитические молодежные центры, ассоциации и клубы («Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), «Национальная молодежная лига», «Российский союз молодежи»). Хотя именно подобные организации представляют молодежное движение РФ на мировом уровне, их деятельность мало известна широким слоям населения страны, они, как правило, не ставят своей задачей воспитание патриотизма или какое-либо воздействие на военно-патриотическое сознание граждан, тем нее менее, могут принимать опосредованное участие в процессе становления гражданского и патриотического сознания граждан.

Среди явно неполитизированных общественных организаций и объе-динений особое место занимают военно-патриотические клубы. Их деятель-ность прямо ориентирована на воспитание патриотизма у подрастающего поколения и молодежи. Сегодня эти объединения претендуют на то, чтобы стать одной из главных форм военно-патриотического молодежного воспита-ния в нашей стране в ближайшем будущем.

К политизированным объединениям относятся общественно-политические молодежные организации и движения, действующие в настоя-щее время на территории РФ. По мнению автора, их целесообразно класси-фицировать, прежде всего, по отношению к существующей власти.

Среди общественно-политических объединений, поддерживающих действующую политическую элиту страны, можно выделить:

1) Провластные молодежные общественно-политические объедине-ния – это организации и движения, прямо поддерживающие в своей деятель-ности существующий общественно-политический режим и институты власти, созданные при ее участии и пользующиеся ее административной и финансо-вой поддержкой;

2) Общественно-политические объединения, не выступающие против власти, но обладающие отличной от официальной риторикой и идеологией, они работают либо непосредственно с санкции представителей власти, либо политических фигур, соизмеряющих свою деятельность с ее политическими интересами. Такие организации, как правило, активно обращаются к патрио-тическим идеям и понятиям, поэтому условно их можно назвать правыми патриотами.

Среди оппозиционных действующей власти общественно-политических объединений можно выделить следующие.

1) Оппозиционные организации и движения молодежи, ориентирован-ные в основном на политическую борьбу с существующим политическим режимом. Они условно подразделяется на два течения:

а) приверженцы «критики Путина» - они же либерально-демократическая оппозиция, поддерживающая тот же социально-политический строй, курс на который официально держит власть; их оппози-ционность выражается в критике действий и методов существующей полити-ческой элиты;

б) сторонники «социального протеста», которые, также находясь в оп-позиции к существующему режиму, считают главным не смену правящей группировки, а коренные общественно-политические преобразования. Эти же объединения, как правило, руководствуются и обращаются к идеям патрио-тизма и могут быть названы левыми патриотами.

2) Молодежные организации национал-экстремистской ориентации. Правые и левые по своей политической направленности, они объединяются в пропаганде националистических идей, склонности к радикальным и экстре-мистским методам ведения политической и социальной борьбы.

Влияние деятельности подобных организаций праворадикального и националистического толка на формирование патриотического сознания россиян, и особенно, молодежи является однозначно негативным. Именно национал-экстремистские молодежные организации представляют наиболее серьезную опасность в сфере воздействия на политическое и военно-патриотическое сознание российской молодежи. Опасность деятельности этих организаций заключается в следующем:

- в своей агитационной и пропагандистской работе подобные объеди-нения используют востребованные и популярные в обществе патриотические идеи, искажая их в ключе национализма, искаженные националистически они подменяют понятия здорового патриотизма;

- молодежь, входящая в подобные объединения, представляет из себя основную массу боевых отрядов, создаваемых под прикрытием формально полезной для развития военно-патриотического сознания «допризывной под-готовки»; независимо от того, на что нацелена деятельность подобных отря-дов, она неминуемо приводит к искажению патриотического сознания участ-вующей в них молодежи;

- опасна пропагандистская и рекрутская работа подобных организаций с молодежными субкультурами, где легко находят почву и укореняются в умах молодого поколения различные крайние и протестные идеи, в том числе, расистские и экстремистские; кроме того, призывы подобных объединений находят отклик среди малообеспеченных и необразованных молодых людей, направляя их активность по наиболее разрушительному пути;

- успешное освоение представителями подобных движений популяр-ных среди молодежи методов агитации – на концертах, в клубах, на темати-ческих «тусовках», широкое использование известных среди молодых людей новейших средств массовой коммуникации, таких как Интернет, для инфор-мирования, рекрутирования новых активистов и пропаганды своих идей.

В современном молодежном движении РФ доминируют объединения, поддерживаемые государством, имеющие солидные финансовые ресурсы,– провластные молодежные организации и движения. Они не только достаточ-но многочисленны, но и наиболее известны всем слоям населения благодаря широкому освещению их деятельности в СМИ. На современном этапе разви-тия молодежного движения в РФ наибольшее значение для теоретической и практической разработки тематики деятельности и влияния на общественное сознание именно провластных молодежных движений и организаций.

Деятельность провластных молодежных объединений влияет на про-цесс формирования военно-патриотического сознания граждан двумя основ-ными путями. Во-первых, путем влияния на общественное мнение граждан страны. Деятельность провластных молодежных движений по формированию военно-патриотического сознания граждан осуществляется в виде пропагандистской и популяризаторской деятельности в рамках массовых публичных акций, патриотических проектов, образовательной и информативной деятельности активистов движения, кроме того, любая патриотическая деятельность движения способствует насыщению культурной среды соответствующими идеями и ценностями. Во-вторых, эффект патриотической деятельности движения направлен также на самих активистов движения. Согласно психологическому подходу, наиболее активно усвоение идей и понятий в качестве личностных ценностей происходит через участие в какой-либо реальной деятельности. Все без исключения провластные молодежные организации и движения ставят одной из своих основных целей распространение и пропаганду патриотической идеологии, привлечение и консолидацию молодежи на основе военно-патриотических идей. Работа на мероприятиях и проектах таких объединений формирует военно-патриотическое сознание активистов в соответствии с их идеологией, способствуя наиболее полному усвоению пат-риотических идей и понятий в качестве ценностей личности участника.

Описание и анализ деятельности провластных молодежных общест-венно-политических объединений на примере антифашистского молодеж-ного движения «Наши» позволил ее систематизировать и выделить основные направления влияния на военно-патриотическое сознание граждан.

Всю деятельность движения можно разделить на два направления – социальное и политическое. Кроме того, можно выделить деятельность в рамках: 1) массовых публичных мероприятий, 2) проектов, связанных с кон-кретным направлением деятельности, 3) образовательной деятельности. В настоящее время «Наши» пытаются переориентироваться на работу в рамках определенных проектных направлений, однако подобная классификация применима и к ним. Формально патриотическая деятельность активистов се-годня может осуществляться в рамках направления «Территория», целью ко-торого является патриотическое воспитание молодежи, однако фактически патриотическая идеология пронизывает все области деятельности движения.

Деятельность движения «Наши», напрямую связанная с патриотизмом, осуществляется также в рамках упомянутых направлений. К первому направ-лению относятся единичные или периодические повторяемые массовые пуб-личные акции в форме маршей, демонстраций. К ним относятся мероприятия «Наших», приуроченные к празднованию Дня Победы в Великой Отечест-венной войне («Наша Победа», 2005, 2010, ежегодное участие в акции «Геор-гиевская ленточка»), акции памяти, приуроченные к значимым датам совре-менной истории датам и др. («Без слов», 2005).

Ко второму направлению патриотической деятельности «Наших» – проектам, осуществляемым более продолжительный отрезок времени, – мож-но отнести информационную деятельность активистов движения (освещение тяжелого положения ветеранов Великой Отечественной войны, предотвраще-ние и расследование преступлений, направленных против них), однако наи-более типичным примером работы этого направления является проект «Наша Армия».

Третьим направлением деятельности современных молодежных дви-жений в РФ является образовательные мероприятия, направленные на обуче-ние своего актива. Вся образовательная деятельность движения также подчи-нена идеи популяризации и воспитания патриотизма.

Особое значение в современных условиях имеет патриотическая дея-тельность «Наших» в пространстве глобальной электронной сети Интернет.

Можно выделить следующие основные тематические направления, ко-торые развивают активисты в рамках своей сетевой патриотической деятель-ности как на страницах официального сайта движения, так и в своих блогах, на личных страницах и других ресурсах:

1) популяризация идеи уважения к старшему поколению, особенно по-колению, прошедшему Великую Отечественную войну, гордости за их заслу-ги и военные победы;

2) противодействие распространению национализма и ксенофобии;

3) противодействие распространению фашизма, принижению ценности российских военных побед за рубежом, отстаивание статуса РФ в связи с со-бытиями в дальнем и ближнем зарубежье;

Электронные ресурсы используются движением «Наши» как средство информирования, пропаганды патриотической идеологии и привлечения но-вых активистов и сочувствующих, на её основе. Немаловажно, что подобная деятельность движения предоставляет альтернативу распространяемой с помощью тех же сетевых инструментов националистической и экстремистской идеологии. Информационная активность «Наших» носит позитивный характер в отношении укрепления военно-патриотического сознания у граждан нашей страны.

Деятельность провластных молодежных общественно-политических объединений положительно влияет на военно-патриотическое сознание граж-дан. Ориентируясь на поддержку существующей власти и ее политику, буду-чи зависимы от неё идейно и финансово, они могут быть легко включены в работу по реализации молодежных и других государственных программам. Таким образом, эти объединения являются наиболее перспективными в каче-стве инструмента формирующейся системы военно-патриотического воспи-тания в нашей стране.

3. Результаты политологического анализа эффективности военно-патриотической работы молодежных организаций и движений.

Эффективность деятельности провластных молодежных общественно-политических движений оценена автором в соответствии с основными подхо-дами В.И. Лутовинова к критериям и основам методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию.

Критерии эффективности в соответствии с этим подходом могут быть разделены на две группы. Первая группа критериев отражает характеристики непосредственной работы по военно-патриотическому воспитанию и формированию военно-патриотического сознания граждан (анализ реализационно-целевых, качественных и практически-результативных, количественных показателей). Вторая группа критериев оценивает важнейшие стороны, свойства, качества той или иной конкретной личности, социальной группы, категории граждан, которая является результатом работы по развитию патриотического сознания.

Проведенное автором исследование показало, что деятельность «Наших» пропагандистского и популяризаторского характера, осуществляемая движением в рамках глобальной электронной сети, может быть оценена как в целом эффективная. Проект «Наша армия» – как неудачный. Массовые про-екты движения, такие как «Наша Победа», нельзя оценить однозначно. Стоит отметить позитивное направление развития проекта «Наша Победа» 2010 года, которое характеризуется ростом эффективности по нескольким практически-результативным показателям (количество, масштаб, финансирование соответствующих мероприятий по сравнению с 2005 годом), а также переходом в новое качество – самостоятельный долгосрочный проект «Наша общая Победа», осуществляемого движением в сотрудничестве с Федеральным агентством по делам молодежи.

Кроме того, в рамках диссертационной работы было проведено сравни-тельное исследование уровня военно-патриотического сознания представите-лей провластного общественно-политического молодежного движения «На-ши» и молодых людей, никогда не состоявших в каких бы то ни было моло-дежных общественно-политических организациях или движениях. Исследо-вание проводилось с помощью прямого социологического опроса представи-телей движения «Наши» и в двух группах сравнения. Оно показало, что уча-стие в подобных «Нашим» объединениях повышает уровень военно-патриотического сознания активистов.

Тем не менее, роль современных провластных молодежных движений и организаций в области формирования военно-патриотического воспитания по сравнению с ранее существовавшей в СССР комсомольской организацией низка. Причинами этого являются не только принципиально иная модель по-литической социализации, реализуемая в современной России, но и следую-щие факторы.

а) Трудности преодоления наследия истории создания провластных мо-лодежных движений в нашей стране, тяжело проходящий процесс изменения не соответствующих современным социально-политическим условиям ис-ходных «потребительских» установок, целей и задач, поставленных при соз-дании первых провластных молодежных общественно-политических объеди-нений.

б) Низкая политическая субъекность провластных молодежных движе-ний, связанная также со спецификой их создания и становления. В обществе демократического типа чем выше политическая субъектность молодежного движения, тем больше его роль в процессе политической социализации и, соответственно, тем больше влияние на процессы формирования военно-патриотического сознания граждан.

в) Отсутствие должной теоретико-методологической основы деятельно-сти движений в этой сфере.

г) Закрытость для внешней и внутренней критики.

4. Перспективные направления деятельности молодежных организаций и движений по формированию военно-патриотического сознания граждан.

На основании анализа патриотической деятельности провластного молодежного общественно-политического движения «Наши» можно выделить следующие наиболее перспективные для дальнейшего развития направления деятельности провластных молодежных общественно-политических объединений в области формирования военно-патриотического сознания граждан:

а) противодействие национал-экстремистским молодежным группиров-кам в форме развертывания альтернативы их пропагандистской, информаци-онной деятельности и рекрутирования на «территории», хорошо освоенной национал-экстремистами – в электронной сети Интернет, среди малообеспе-ченной молодежи и неформальных молодежных объединений;

б) продолжение и дальнейшая интенсификация работы в области популя-ризаторской и воспитательной патриотической деятельности в электронной глобальной сети Интернет,

в) развитие просветительской и воспитательной патриотической деятель-ности в рамках местных и всероссийских образовательных мероприятий мо-лодежных общественно-политических движений провластной направленно-сти;

в) организация просветительской и агитационной работы в заведениях среднего и высшего образования силами активистов движения;

г) расширение открытого сотрудничества с другими молодежными объе-динениями и организациями, в том числе оппозиционными, привлечение их к патриотической деятельности провластных движений, организация совмест-ных патриотических проектов и тематических семинаров;

д) дальнейшее развитие массовых мероприятий, приуроченных к знако-вым датам Отечественной истории, таким как День Победы в Великой Отече-ственной войне, в направлении организации самостоятельных патриотиче-ских проектов, усиление ориентации на идеологические основания привлече-ния участников и при организации мероприятий.

Рекомендации по повышению эффективности патриотической деятельно-сти провластных молодежных общественно-политических движений могут быть адресованы как руководству самих провластных молодежных объеди-нений, так и соответствующим государственным учреждениям и структурам.

Повышение результативности работы провластных молодежных общест-венно-политических движений по всем направлениям существующей дея-тельности может быть достигнуто путем преодоления негативных последст-вий истории создания и развития подобных движений – повышения их поли-тической субъектности, окончание процесса реформирования, связанного с переориентацией на новые долговременные цели и задачи, – и кроме того, путем расширения открытого сотрудничества с другими молодежными объе-динениями и организациями, введения опыта восприятия внутренней и внеш-ней критики, расширения и стимулирования инициативы «снизу», от рядовых членов объединений. В целях дальнейшего развития деятельности провласт-ных молодежных движений в области формирования военно-патриотического сознания граждан необходимо не только продолжить поддержку работы движений по уже существующим направлениям, но и мотивировать активистов к разработке новых проектов, способных оказывать влияние на уровень военно-патриотического сознания российских граждан.

Эффективность деятельности провластных молодежных движений и ор-ганизаций в области формирования военно-патриотического сознания может быть повышена путем увеличения поддержки на уровне государства, даль-нейшего расширения сотрудничества с ними различных государственных структур – Федерального агентства по делам молодежи, других подразделе-ний Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Министерства обороны и Министерства образования и науки РФ. В целях повышения эф-фективности патриотической деятельности провластных общественно-политических организаций и движений необходимо предусмотреть пути бо-лее широкого их включения в работу формирующейся системы военно-патриотического воспитания, привлечения к осуществлению патриотических мероприятий на местном, региональном и федеральном уровнях. Подобное сотрудничество потенциально не только увеличит результативность патрио-тической деятельности самих движений, но и может позитивно повлиять на работу системы в целом.

Теоретическая и практическая значимость исследования, его апробация

Исходя из полученных результатов исследования, автором сформулиро-ван ряд теоретических и практических рекомендаций.

В качестве теоретико-методологических рекомендаций исследователям, занимающимся разработкой проблематики военно-патриотического сознания и воспитания в нашей стране, следует отметить необходимость дальнейшего изучения роли общественно-политических молодежных движений и организаций при формировании военно-патриотического сознания граждан. До сих пор внимание исследователей проблем патриотизма, если и обращалось к теме современного молодежного движения, было сосредоточено в основном на детских и молодежных объединениях гражданско-патриотического характера, прямо позиционирующих свои воспитательные цели. При этом молодежные общественно-политические движения и объединения обладают огромным позитивным потенциалом с точки зрения влияния на процессы формирования военно-патриотического сознания граждан.

Дальнейшее исследование общественно-политических молодежных дви-жений и организаций как института политической социализации, с точки зре-ния влияния на военно-патриотическое сознание граждан, предполагает:

1) анализ и классификацию деятельности общественно-политических мо-лодежных объединений с различной политической программой – оппозици-онных, националистических и др.;

2) выявление их роли в процессе формирования военно-патриотического сознания граждан, выделение наиболее перспективных направлений разви-тия;

3) сравнительную оценку специфики и эффективности их влияния на во-енно-патриотическое сознание как молодежи, так и других групп граждан;

4) выделение различных направлений взаимодействия государственных структур как на федеральном, так и на местном уровнях с общественно-политическими молодежными организациями различной ориентации в целях корректировки и управления их деятельностью по формированию военно-патриотического сознания молодежи;

5) разработку теоретико-методологической базы для успешного управле-ния деятельностью общественно-политических молодежных организаций в области формирования военно-патриотического сознания граждан;

6) разработку конкретных рекомендаций по сотрудничеству местных ор-ганов государственного управления с активом провластных молодежных движений.

Рекомендации научно-практического характера, предназначенные для органов государственного и военного управления, заключаются в расширении двусторонней связи между структурами государственной службы и представителями молодежного движения в целях формирования единой стратегии военно-патриотического воспитания. Для этого необходимо:

1. Правительству РФ в процессе разработки Государственной программы военно-патриотического воспитании граждан РФ на ближайшие годы преду-смотреть возможность включения молодежных общественно-политических движений и организаций в систему военно-патриотического воспитания с целью использования потенциала подобных общественных объединений как инструмента системы, что предполагает разработку теоретико-методологической базы такого взаимодействия. До сих пор в Государствен-ных программах «Патриотическое воспитание граждан РФ…» за разные годы уделялось внимание в основном работе с патриотическими молодежными и детскими организациями.

2. Министерству спорта, туризма и молодежной политики разработать соответствующие проекты привлечения различных общественных молодеж-ных организаций, в том числе общественно-политических, к осуществлению государственной программы военно-патриотического воспитания граждан. В частности, первым шагом в этом направлении может стать участие активи-стов молодежных общественно-политических организаций в многочисленных тематических семинарах, запланированных согласно приложению №1 Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2016 годы».

3. Федеральному агентству по делам молодежи принять к совместной разработке или поддержать проекты провластных общественно-политических молодежных движений по наиболее актуальным проблемам, связанным с вопросами патриотизма – угроза распространения национализма и ксенофобии, проблемы призыва молодежи и др.. Продолжить поддержку деятельности провластных молодежных общественно-политических объединений в области патриотической пропагандистской и воспитательной деятельности в глобальной электронной сети Интернет, а также в рамках крупных образовательных проектов движений. Особенно важно расширять участие в военно-патриотических государственных проектах молодежного актива не только движений провластной направленности, но и других общественно-политических объединений.

4. Министерству обороны РФ предусмотреть пути привлечения представителей молодежного движения к решению актуальных проблем срочной службы и призыва молодежи. Наиболее перспективными в плане сотрудниче-ства по этим вопросам являются сегодня провластные общественно-политические молодежные организации и движения. В частности, необходи-мо рассмотреть возможность использования потенциала ежегодных всерос-сийских молодежных форумов и съездов движения;

5. Министерству образования и науки РФ сформулировать рекомендации для учреждений среднего и высшего образования по совместной деятельно-сти в области военно-патриотического воспитания молодежи с активом моло-дежных общественно-политических организаций и движений.

Для общественно-политических провластных молодежных организа-ций России рекомендации могут быть следующими:

- закончить переход от первоначальных установок и целей движений на соответствующие современным условиям долгосрочные принципы существо-вания и функционирования, в том числе, продолжить преобразования, на-правленные на повышение образования рядового актива, поддержку инициа-тивы «снизу» и т.п.;

- продолжить развитие в направлении повышения самостоятельности движения в качестве полноценного института политической социализации, увеличения политической субъектности объединений;

- поддержать инициативы развития военно-патриотической работы по направлениям противодействия угрозе национал-радикальных общественных организаций, расширению пропагандистской и воспитательной работы актива движений в глобальной электронной сети Интернет, в учреждениях среднего и высшего образования, при необходимости наладить сотрудничество с представителями детских и молодежных общественных организаций (детскими клубами по интересам, студенческими профсоюзами);

- расширить сотрудничество с другими общественно-политическими мо-лодежными организациями, в том числе, оппозиционными.

Эти рекомендации направлены на развитие перспективных направлений работы молодежных общественно-политических объединений, организаций и движений по формированию военно-патриотического сознания граждан в современных условиях при поддержке со стороны государства.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения дан-ной работы были обсуждены на межвузовской научной конференции «Воен-ная организация России: качественные параметры и вызовы времени» (апрель 2011 г.), на кафедрах политологии и информатики и управления военного университета МО РФ, военно-научных конференций факультетов военного университета (Москва, 2011 г.). Материалы исследования применялись при проведении занятий с преподавателями и слушателями Военного университета.

Основные результаты исследования изложены в публикациях общим объемом 1,9 п.л.

В ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии:

1. Кудрявцев М.М. Провластные молодежные организации и движения как субъекты военно-патриотического воспитания молодежи // Вестник Мос-ковского государственного областного университета. Серия «История и по-литические науки». – 2010. – № 4-5. – С. 135-141. – 0,7 п.л.

2. Кудрявцев М.М. Молодежные политические движения в системе воен-но-патриотического воспитания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». – 2011. – №2. – 0,4 п.л.

В других изданиях:

3. Кудрявцев М.М. Деятельность молодежных организаций и движений в области военно-патриотического воспитания молодежи // Сборник адъюнкт-ских статей. – М.: ВУ, 2010. – 0,8 п.л.

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false