Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki
Главная < Наука < Публикации < Подробнее

ДАНИЛОВА И.Н. Реализация методов активного обучения в дополнительном профессиональном образовании офицерских кадров

Данилова Инна Николаевна: «Реализация методов активного обучения в дополнительном профессиональном образовании офицерских кадров», специальность 13.00.08. – Теория и методика профессионального образования, диссертационный совет по педагогическим наукам при ФГВОУ ВПО «Военный университете» МО РФ (123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14), т: 684-13-77, т: 684-13-74

Диссертация выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент ДУДУЛИН Василий Васильевич, ГВОУ ВПО «Серпуховской военный институт ракетных войск» (г. Серпухов)

Официальные оппоненты:

  • доктор педагогических наук, профессор Гуляев Владимир Николаевич, ФГВОУ ВПО «Военный университет» (г. Москва)
  • доктор педагогических наук, доцент Шаравов Игорь Вячеславович, Военная академия Генерального штаба ВС РФ (г. Москва)

Ведущая организация: Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) им. генерала армии В.Ф. Маргелова (филиал) ФГВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ»

Защита диссертации состоится «1» июля 2011 года в часов, на заседании диссертационного совета Д 215.005.05 ФГВОУ ВПО «Военный университет» (123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, 14)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГВОУ ВПО «Военный университет».

Автореферат разослан «31» мая 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета Д. Шутько

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Современный этап реформирования Вооруженных сил Российской Федерации обусловлен сложными изменениями в военно-профессиональной подготовке офицерских кадров. В связи с этим, востребованной становится современная парадигма военного образования, ориентирующая офицеров к образованию через всю профессиональную деятельность. Важным ресурсом в данном вопросе является дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) в военных образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации. Созданы организационно-правовые и методические основы профессиональной переподготовки и повышения квалификации военных специалистов различных профилей, имеется положительный опыт образовательной деятельности соответствующих учреждений и структурных подразделений вузов в современных условиях. Однако анализ педагогической реальности образовательного процесса ДПО свидетельствует о том, что существующие традиционные технологии переподготовки и повышения квалификации в большей степени сориентированы на формирование разрозненных знаний, навыков и умений технократического характера, а не на развитие инновационного мышления и педагогической культуры офицеров . Диссертационное исследование подтвердило, что ДПО офицеров на 85% ориентированы на традиционные знания, умения и навыки, и только 15 % -на необходимые военно-профессиональные компетенции.

Высокая практическая востребованность, актуальность рассматриваемой диссертационной проблемы показали, что достижение инновационной реализации методов активного обучения в ДПО офицерских кадров осуществляется через освоение стандартизованного в ведомственном отношении содержания образования, очерченного рамками предписываемых учебными планами дисциплин. Возможность обучения системному мышлению, формирование способности видеть явления и проблемы военной службы в их сложности и взаимосвязи (что часто сопряжено с нелегкой ломкой дисциплинарных рамок) при этом существенно ограничены (об этом заявили 65% респондентов). Данное положение не соответствует современным направлениям интеллектуального и нравственного развития офицеров, вовлечения их в активную, самостоятельную, целесообразную познавательную деятельность в различных областях знания, в том числе, на основе реализации методов активного обучения.

Над отдельными проблемами активного обучения в разное время трудились Ю.К. Бабанский, А.Л. Балаев, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.Н. Гуляев, П.П. Ефимов, В.Н. Кругликов, М.В. Матяш, Ю.С. Руденко, и др . Вместе с тем, самостоятельного диссертационного исследования по обоснованию научных и прикладных положений реализации методов активного обучения в интересах повышения эффективности профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицерских кадров до настоящего времени не проводилось.

Анализ трудов названных и других авторов, полученные результаты позволил определить педагогические тенденции зарождения, развития и совершенствования активного обучения в ДПО, выявить научные и прикладные положения проведенного исследования, разработать перспективные педагогические пути повышения эффективности переподготовки и повышения квалификации офицеров.

Диссертационное исследование свидетельствует о необходимости реформирования ДПО офицерских кадров, к которым можно отнести: государственную регламентацию деятельности ДПО Министерства обороны; оптимизацию современной сети и емкости ДПО, внедрение в образовательный процесс новых информационных и коммуникативных технологий. ДПО представляет собой уникальное явление, аккумулирует значительный опыт подготовки военных кадров и, по оценкам экспертов, сохраняет возможность совершенствования в современных условиях . Вместе с тем, в диссертации были выявлены трудности и нерешенные проблемы в организации учебного процесса ДПО. К ним целесообразно отнести: невысокий престиж образовательных услуг (45% мнений респондентов), внутреннюю замкнутость и невысокую самодостаточность ДПО (35%), отсутствие или недостаточную взаимосвязь между образовательным процессом и инновационной деятельностью в войсках, содержанием и методикой обучения (38%), неразработанность научных и прикладных положений применения методов активного обучения в ДПО (45%), недостаточный уровень психолого-педагогической подготовленности преподавательского состава (55%). Эти и многие другие кризисные явления свидетельствуют о нерешенных проблемах ДПО, необходимости исследований по проблематике инновационного качества процесса обучения в ДПО, дальнейшего совершенствования организации, содержания и методики профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицеров.

Необходимость и целесообразность диссертационного исследования заключается в том, чтобы, максимально опираясь на существующую систему ДПО, одновременно с ее реформированием, сформировать в ДПО эффективный образовательный процесс с использованием методов активного обучения, который не только отвечал бы новой структуре и приоритетным задачам армии, но и учитывал реальные возможности повышения его эффективности в современных условиях.

Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Научная задача исследования заключается в повышении эффективности реализации методов активного обучения в ДПО офицеров на основе внедрения в образовательный процесс модульных элементов проблемно-деятельностной и системно-структурной концепций обучения и применения инновационных педагогических технологий.

Объектом исследования является обучение офицеров в военных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.

Предметом исследования являются научные и прикладные положения реализации методов активного обучения в ДПО офицерских кадров.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы обосновать сущность, содержание и структуру процесса реализации методов активного обучения в ДПО офицерских кадров, выявить и внедрить основные пути повышения его эффективности.

Задачи диссертационного исследования:
1. Обосновать теоретические и прикладные положения реализации методов активного обучения в ДПО офицерских кадров.
2. Разработать и внедрить в ходе опытно-экспериментального исследования педагогическую целевую программу реализации методов активного обучения в условиях ДПО офицеров.
3. Выявить и апробировать основные пути повышения эффективности реализации методов активного обучения в ДПО офицерских кадров.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто положение о том, что в современных условиях усиливается противоречие между необходимостью использования методов активного обучения в профессиональной подготовке офицерских кадров и недостаточной подготовленностью преподавательского и слушательского состава ДПО. Предполагается, что разрешить данное противоречие возможно реализацией следующих путей: совершенствованием научно-методического обеспечения организации учебного процесса на основе активных форм обучения; углублением психолого-педагогической подготовки преподавательского состава военного образовательного учреждения ДПО по реализации методов активного обучения; внедрением модульного принципа построения образовательных программ переподготовки и повышения квалификации офицеров.

Методологическими и теоретическими основами исследования являются диалектический подход, позволяющий раскрыть суть педагогических явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, опирающийся на систему принципов (объективности, единства исторического и логического, теоретического и эмпирического, личности и деятельности), и общенаучные подходы (системный, проблемно-деятельностный, комплексный, прогностический, процессуальный и функциональный).

При разработке концептуального аппарата исследования использованы положения общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, А.В. Барабанщиков, В.И. Гинецинский, И.К. Журавлев, В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, А.В. Барабанщиков, А.К. Быков, А.П. Верхола, В.Н. Гуляев, С.И Зиновьев, Ю.С. Руденко, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов и др.), результаты исследований по проблемам системного подхода и специфики системного анализа педагогического процесса (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, М.А. Лямзин, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий), педагогической прогностики (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, И.А. Липский, И.П. Подласый и др.), модульного обучения (В.Н. Гуляев, Н.Д. Никандров, Т.И. Шамова, М.А. Чошанов, П. Юцявичине), теории государственного образовательного стандарта (В.И. Байденко, А.Н. Лейбович, В.М. Соколов и др.), технологий обучения в высшей школе на базе теории поэтапного формирования умственных действий (Б.Ц. Бадмаев, Н.В. Борисенко, П.А. Корчемный и др.), проектирования и моделирования процесса обучения учащихся в высшей школе (А.П. Аношкин, В.А. Ермоленко, Г.Е. Муравьева, Ю.О. Овакимян, В.А. Сластенин, В.М. Соколов, Д.В. Чернилевский и др.), анализ направлений внедрения и реализации педагогических инноваций в педагогическом процессе вузов (в том числе и военных) (И.А. Алехин, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, П.И. Пидкасистый, В.Н. Герасимов, А.А. Римашевский, Е.А. Солодова и др.), результаты исследований по вопросам реализации методов активного обучения (В.Я. Платов, В.В. Подиновский, А.А. Бельский, А.А. Вербицкий, В.С. Кукушкин, Е.А. Литвиненко, Ю.Н. Емельянова, А.М. Смолкина и др.).

Методы и база исследования. Решение задач исследования осуществлено с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов и подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы. Ведущими научными методами явились: теоретический анализ работ в области педагогики высшей школы, построения и реализации учебного процесса в ней, а также в отраслях философии, педагогики, психологии по проблемам, связанным с темой исследования; сравнительный анализ; обобщение; моделирование и проектирование и др. В арсенале эмпирических методов активно использовались: анкетирование, педагогическое наблюдение, беседы, анализ документов и результатов деятельности, экспертная оценка и др.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в трех военных образовательных учреждениях ДПО 12 Главного управления Министерства обороны РФ, факультете переподготовки и повышения квалификации ФВГОУ ВПО «Военный университет», ФГВОУ ВПО «ВА РВСН им. Петра Великого» и др.

Этапы исследования.

На первом (подготовительном) этапе (2006-2007 гг.) осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучалась научная и учебно-методическая литература, накапливался эмпирический материал, определялись методологические и методические подходы к проблеме; разрабатывался понятийный аппарат, гипотеза, проблема исследования.

На втором (основном) этапе (2008-2009 гг.) проводилась экспериментальная работа, в которой проверялась гипотеза, велась апробация в образовательном процессе военного образовательного учреждения ДПО Министерства обороны РФ педагогической целевой программы реализации методов активного обучения, выявлялись условия, обеспечивающие повышение качества профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицеров.

На третьем (заключительном) этапе (2010-2011 гг.) осуществлялись анализ и систематизация результатов исследования, уточнялись и корректировались теоретические и экспериментальные данные, обобщались результаты эксперимента, разрабатывались методические рекомендации по реализации методов активных обучения, оформлялись тексты диссертации и автореферата.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 200 литературных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе более 30 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам образовательного процесса. Проанализированы более 100 дополнительных образовательных программ в различных типах военных образовательных учреждениях. Было опрошено в беседах, опросах-интервью, анкетах 200 преподавателей, 20 начальников циклов, 5 начальников учебных отделов военных образовательных учреждений ДПО, 420 слушателей различных курсов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Выявлены педагогические тенденции зарождения и развития активного обучения в ДПО, обоснованы сущность, содержание и структура процесса реализации методов активного обучения ДПО офицерских кадров.
2. Разработана и в ходе опытно-экспериментального исследования апробирована педагогическая целевая программа реализации методов активного обучения, определены критерии и показатели её эффективности.
3. Апробированы основные педагогические пути и условия повышения эффективности реализации методов активного обучения в военных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования.

На защиту выносятся диссертационные результаты:
Выявленные педагогические тенденции зарождения и развития активного обучения в ДПО офицерских кадров: поиск инновационных технологий, организационных форм в реализации целей проблемного и развивающего обучения; формирование новых подходов, технологий и методов обучения в переподготовке офицерских кадров и повышении их квалификации; выявление путей активизации обучения в ДПО офицеров с учетом его особенностей; реализация педагогической парадигмы ориентирующая офицеров к образованию через всю профессиональную деятельность.

Обоснованная сущность процесса реализации методов активного обучения в ДПО офицерских кадров как целенаправленного и компетентностно-ориентированного процесса организации педагогической деятельности преподавательского и слушательского состава, выполняющего определенные функции в смоделированных ситуациях военно-профессиональной деятельности.

Содержание исследуемого процесса, включающее: совершенствование организации и методики реализации дополнительных образовательных программ в ДПО, повышение уровня методической и психолого-педагогической подготовки преподавателей к реализации методов активного обучения, комплексирование применяемых методов активного обучения в ДПО офицерских кадров, внедрение инновационных технологий в практику преподавания предметов ДПО.

Структура реализации методов активного обучения в ДПО предполагающая наличие объекта и субъекта, обоснованных цели, задач, требований, функций, противоречий, принципов, методов, приемов, средств и результатов.

2. Разработанная педагогическая целевая программа реализации методов активного обучения, состоящая из организационно-методической части (цель, задачи, используемые методы) и содержательной части (объекты, субъекты, мероприятия и сроки), экспериментально апробированные по четырем функциональным модулям: 1-й модуль – мероприятия по совершенствованию организации и методики реализации дополнительных образовательных программ в ДПО; 2-й модуль – мероприятия повышения уровня методической и психолого-педагогической подготовки преподавателей к реализации методов активного обучения; 3-й модуль – мероприятия комплексирования методов активного обучения в ДПО офицерских кадров по активизации самообразования и повышения результативности обучения; 4-й модуль - внедрение инновационных технологий в практику преподавания предметов.

Критерии оценки эффективности реализации методов активного обучения: целевой, организационный, методический, содержательный, результативный и их показатели, представленные в табл. 2.

3. Выявленные и экспериментально проверенные пути и условия повышения эффективности реализации методов активного обучения в военном образовательном учреждении ДПО: а) совершенствование научно-методического обеспечения организации учебного процесса на основе активных форм обучения, основными педагогическими условиями которого являются: технологическая насыщенность образовательного процесса, совершенствование организационной структуры военном образовательном учреждении ДПО; усиление значимости игровых форм обучения как универсального средства воспроизведения учебной, исследовательской, эксплуатационной и управленческой деятельности офицеров; б) углубление психолого-педагогической подготовки преподавательского состава военного образовательного учреждения ДПО по реализации методов активного обучения, по следующим педагогическим условиям: формирования психолого-педагогической готовности преподавателей военного образовательного учреждения ДПО к реализации методов активного обучения, совершенствования педагогического прогнозирования и педагогической рефлексии; повышения мотивации педагогического состава по использованию современных педагогических технологий и побуждения их к активной работе по профессиональному самосовершенствованию; в) внедрение модульного принципа построения образовательных программ переподготовки и повышения квалификации офицеров, основными условиями которого служат: структурирование содержания ДПО офицеров на основе использования методов активного обучения, проектирование развития слушателей на основе субъект-субъектной модели управления учебно-познавательной деятельностью, индивидуализация и дифференциация процесса обучения офицеров в группах ДПО с учетом современных требований к военно-управленческой деятельности, индивидуальных особенностей обучаемых.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты в своей совокупности содержат решение научной задачи педагогики высшей военной школы, заключающейся в обосновании сущности, содержания и путей повышения эффективности профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицерских кадров на основе реализации методов активного обучения. Разработанные научные и прикладные положения позволяют более адекватно отразить современные научные представления о педагогической деятельности, методике реализации методов активного обучения в военных образовательных учреждениях ДПО и могут служить теоретической опорой для исследования проблем, связанных с качеством подготовки военных специалистов в системе дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение эффективности учебного процесса в военном образовательном учреждении ДПО. Материалы диссертации, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть положены в основу принятия управленческих решений по дальнейшему совершенствованию организации ДПО офицерских кадров, учебных планов и программ на основе внедрения принципов и методов активного обучения. На научно-прикладных результатах исследования может базироваться дальнейшая разработка современных технологий процесса обучения ДПО, уточнение содержания и структуры учебных предметов, а также подготовка преподавателей военного образовательного учреждения ДПО.

Достоверность полученных результатов обусловлена согласованностью методологических и теоретических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристиках; использованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его теоретическими положениями и логикой организации. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались диссертантом в течение всего хода опытно-экспериментальной работы в процессе обучения слушателей групп профессиональной переподготовки и повышения квалификации в Учебном центре 12 Главного управления Министерства обороны, ГВОУ ВПО «Серпуховской институт ракетных войск», ФГВОУ ВПО «ВА РВСН им. Петра Великого», ФГВОУ ВПО «Военный университет». Основные положения исследования обсуждались и получили одобрение на ряде всероссийских, региональных межвузовских научно-практических конференций и семинарах, кафедре педагогики Военного университета. Результаты исследования нашли отражение в 8 научных статьях.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава I. Научные и прикладные положения реализации методов активного обучения в дополнительном профессиональном образовании офицерских кадров. Глава II. Опытно-экспериментальное исследование эффективной реализации методов активного обучения в дополнительном профессиональном образовании офицерских кадров. Глава III. Основные пути повышения эффективности реализации методов активного обучения в дополнительном профессиональном образовании офицерских кадров.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Анализ публикаций по проблеме реализации методов активного обучения позволил выявить педагогические тенденции зарождения и развития активного обучения в ДПО офицерских кадров: поиск инновационных технологий, организационных форм в реализации целей проблемного и развивающего обучения; формирование новых подходов, технологий и методов обучения в переподготовке офицерских кадров и повышении их квалификации; выявление путей активизации обучения в ДПО офицеров с учетом его особенностей; реализация педагогической парадигмы ориентирующая офицеров к образованию через всю профессиональную деятельность.

Вместе с тем, жесткая регламентация деятельности военного образовательного учреждения, неподтвержденность целей ДПО востребованностью его результатов, противоречие между ростом требований к труду военных педагогов и снижением их социального статуса, другие факторы подталкивают преподавателей к внешнему непродуктивному стилю работы.

В результате проведенных в 2008-2011 годах опросов преподавательского состава трех учебных центров МО РФ выявлено что, для 68% респондентов высокая учебная нагрузка не оставляет временных ресурсов, необходимых для развития своих профессиональных качеств. Более 50% опрошенных предпочитают репродуктивные методы и указали на отсутствие явно выраженной заинтересованности в совершенствовании своей педагогической деятельности на основе методов активного обучения.

Проблемным остается отсутствие механизма формирования вариативной части учебных планов дополнительных образовательных программ, разрыв между содержанием учебных дисциплин и образовательными запросами у офицеров групп ДПО. Это свидетельствует о нестыковке «знаниево-умениевой» логики обучения в ДПО и современных требований к разработке и реализации дополнительных образовательных программ военнослужащих, где целью обучения должен выступать личностный рост военнослужащего, развитие его коммуникативной компетентности, умения мыслить, «просчитывать» ситуацию, осмысливать свои действия, задействовать интуицию и возможности личности обучающихся.

Исследования данных проблем в педагогике (М.М. Бирштейн, А.А. Вербицкий, В.Н. Гуляев, М.Т. Громкова, В.Т. Иванова, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, А.А. Римашевский, В.А. Сластенин Е.А. Солодова и др.), несмотря на актуальность, содержат значительные разногласия в понимании сущности методов активного обучения, их классификации и используемой терминологии. Являясь сторонниками теоретических положений М.М. Бирштейн, А.А. Вербицкого, Р.Ф. Жукова, Б.Л.Есипова, под методами активного обучения в ДПО офицерских кадров в диссертационном исследовании понимается особый способ организации и управления учебно-познавательной деятельности, характеризующийся отличительными признаками: вынужденной активностью слушателей, их высокой мотивацией, направленностью на развитие ключевых профессиональных компетенций и постоянной устойчивой обратной связью. Обучение на их основе строится на сознательном создании напряженной, часто конфликтной ситуации, вынуждающей слушателей принимать решения для достижения заданной цели в условиях неполноты предоставленной им информации, ограниченности материальных и предметных ресурсов, а в некоторых случаях - и в противодействии со стороны руководителя занятия.

Проведенное исследование свидетельствует, что в практической деятельности военного образовательного учреждения ДПО различные виды методов активного обучения могут успешно использоваться для достижения одних и тех же дидактических задач на любом из этапов обучения и в любом из видов ДПО.

Правомерно утверждать, что методы активного обучения выполняют как четыре основные функции обучения: обучающую, развивающую, мотивационную и контрольно-корректировочную, так и функции присущие непосредственно дополнительному профессиональному образованию: компенсаторную (устранение пробелов в базовой профессиональной подготовке специалистов); прогностическую (развитие способности обучающихся предвидеть будущие проблемы профессиональной деятельности, разрабатывать опережающие конструктивные модели их разрешения); инновационную (подготовка обучающихся к реализации различных нововведений из области современных достижений наук и передового опыта); консультативную (оказание помощи обучающимся в решении их профессиональных проблем).

Отличительные функциональные особенности обучения в военном образовательном учреждении ДПО явились основанием для построения классификации методов активного обучения, представленной в табл.1. В диссертации данная классификация раскрыта виде матрицы, в которой для каждого метода определена степень функциональности для целей образовательного процесса, что позволяет преподавателю сделать рациональный выбор метода активного обучения для его включения в технологию проведения учебных занятий (см.: гл. I, § 2).

При этом, сущность реализации методов активного обучения определена как целенаправленный и компетентностно-ориентированный процесс организации педагогической деятельности, обусловленный рациональным выбором и включением в технологию проведения учебных занятий активных методов обучения.

Таблица 1

Классификация методов активного обучения для реализации в условиях дополнительного профессионального образования офицеров

Не имитационные
 
Имитационные
Проблемное обучение
Метод тренажа
Учения
Комплексное обучение ТСО
Имитационные упражнения
Разыгрывание ролей
Обучение на базе АСО
Анализ конкретных ситуаций
Мозговая атака
Тестирование
(Мастак-технология)
Метод инцидентов
Деловая игра
Тренинг
Игровое моделирование

Цель, задачи, субъекты и объекты, результаты, базовые и специфические требования, содержание реализации методов активного обучения по функциональным модулям: организации и методики реализации дополнительных образовательных программ, обеспечения методической и психолого-педагогической подготовки преподавателей, комплексирования применяемых методов активного обучения, внедрения инновационных технологий в практику ДПО представлены педагогической целевой программой (далее – Программа).

Цель Программы - эффективная реализация методов активного обучения в процессе переподготовки и повышения квалификации офицеров. Основными задачами являлись: обоснование научных и прикладных положений методов активного обучения применительно к видам ДПО офицерских кадров; выявление специфики реализации методов активного обучения в ДПО; реализация педагогической целевой программы; выявление педагогических условий эффективной реализации методов активного обучения при переподготовке и повышении квалификации офицерских кадров.

Содержание Программы включает комплекс мероприятий, логически структурированных по четырем этапам: обеспечение теоретической и практической готовности руководящих и преподавательских кадров военного образовательного учреждения ДПО; индивидуальная работа с каждым участником эксперимента; мероприятия по реализации методов активного обучения в экспериментальных группах повышения квалификации; анализ и обработка данных экспериментальной работы. Контроль реализации Программы осуществлялся со стороны командного состава структурных подразделений ДПО. Достижение цели и решение поставленных задач предусматривает целенаправленную, скоординированную деятельность начальников, командного и преподавательского состава по реализации комплекса мероприятий.

Состав организационных и педагогических мероприятий Программы разработан в соответствии с общедидактическими принципами и ряда специфических требований, обусловленных особенностями ДПО военнослужащих, среди которых:
- проектирование профессионального развития слушателей на основе компетентностного подхода и модульного построения учебного процесса;
- отбор и структурирование методов активного обучения с учетом направленности заняти, категории обучающихся и уровня их подготовленности;
- высокая информативность и результативность учебного процесса, обеспечение опережающего характера образования;
- получение эффекта экономии учебного времени, диагностика и управление процессом профессионального развития обучающихся.

Истинность данных положений подтверждена опытно-экспериментальным исследованием при апробации Программы, поиском основных путей повышения эффективности реализации методов активного обучения в ДПО.

Достижение данной цели обеспечивалось выполнением следующих задач и мероприятий организационного и методического плана на четырех этапах апробации Программы:
- обеспечение теоретической и практической готовности руководящих и преподавательских кадров в военном образовательном учреждении ДПО;
- индивидуальная работа с каждым участником эксперимента, консультации по разрешению проблем реализации методов активного обучения;
- специально организованные мероприятия в экспериментальных группах (уточнение содержания планирующих учебных документов и методических разработок конкретных занятий, осуществление педагогических воздействий в соответствии с программой формирующего эксперимента, обеспечение учебно-методической литературой и др.);
- анализ и обработка данных экспериментальной работы, выявление адаптивной классификации методов активного обучения в практике ДПО, определение наиболее эффективных путей эффективности реализации методов активного обучения офицеров в ДПО, обсуждение хода проводимой работы и полученных результатов со всеми категориями участников эксперимента.

Исследованием было охвачено 210 слушателей, 35 преподавателей, 16 сотрудников органов управления образованием различного уровня. В ходе констатирующего эксперимента был установлен исходный уровень профессионального развития слушателей в контрольных и экспериментальной группах. Формирующий эксперимент ставил целью проверку Программы и путей повышения эффективности реализации методов активного обучения, включающей оценку конкретного содержания компонентов Программы, оценку педагогической деятельности и изучение динамики профессионального развития слушателей экспериментальных групп. К числу наиболее важных и сложных вопросов опытно-экспериментальной работы относились разработка и апробация критериев и показателей эффективности реализации методов активного обучения, отраженных в табл.2.

Данные положения послужили основанием для разработки системы инвариантных задач и действий, отражающих конкретные стороны качества деятельности преподавателя реализующего методы активного обучения.

Каждый из элементов системы действий (оцениваемый фактор) определяет готовность преподавателя, реализующего методы активного обучения и рассматривается как важнейшее условие повышения качества обучения слушателей. Результаты эксперимента, отражающие характер изменения качества преподавания военного педагога в ДПО с использованием методов активного обучения, представлены в табл. 3.

Таблица 2

Критерии и показатели эффективности реализации методов активного обучения в ДПО офицерских кадров

Критерии
Показатели
Целевой
-       понимание преподавателем значимости МАО в обеспечении качества обучения слушателей; 
-       системность руководства деятельностью по применению МАО в образовательном процессе ВОУ;
-       соответствие применяемых МАО целям и задачам реализуемой дополнительной образовательной программы;
-       согласованность использования МАО  в учебных дисциплинах;
Организационный
-       полнота и качество планирования деятельности по реализации МАО;
-       постановка учебных заданий на основе применяемых МАО в ходе занятий и самостоятельной работы, внесение корректив;
-       стимулирование познавательной деятельности слушателей;
-       контроль реализации преподавателем МАО;
Содержательный
-       полнота охвата тем учебной дисциплины при обучении на основе МАО;
-       соответствие используемых МАО объему и тематике занятий;
-       согласованность МАО с индивидуальными особенностями обучающихся;
-       логическая последовательность реализуемых МАО;
Методический
-       владение преподавателями МАО в условиях ДПО;
-       прогнозирование профессионального развития слушателей;
-       психолого-педагогического моделирование процесса общения с обучающимися;
-       качество действий  преподавателя на занятии с использованием различных методов активного обучения;
Результативный
-       удовлетворенность преподавателя результатами своей деятельности и деятельностью слушателей;
-       стремление к совершенствованию методики использования МАО;
-       уровень профессионального развития слушателей по дисциплине;
-       удовлетворенность слушателей проводимыми с ними занятиями.

Таблица 3

Изменения качества преподавания военного педагога в ДПО с использованием методов активного обучения

Уровни качества
преподавания
Распределение преподавателей (в %)
экспериментальные
контрольные
в начале
в конце
в начале
в конце
высокий
21,0
33,4
20,0
21,8
средний
42,5
50,0
43,5
43,0
низкий
36,5
16,6
36,5
35,2

Анализ результатов свидетельствует об увеличении доли преподавателей, имеющих высокий (более 12%) и средний (более 7%) уровень качества педагогической деятельности при формировании гностической, проектировочной и конструктивной основы использования методов активного обучения.

Исследование эффективности мероприятий педагогической целевой программы осуществлялось по результатам замеров уровня профессионального развития офицеров групп ДПО, что позволило выявить динамику его изменения на разных этапах эксперимента. При этом особое внимание уделялось обеспечению достоверности полученных результатов. Для этого определялась степень согласованности мнений экспертов путем вычислений коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Каждый замер проводился по результатам решения слушателями теоретических и практических задач и оценки показателей их личностного развития.

Первый замер проводился в ходе констатирующего эксперимента и имел целью выявление исходного уровня профессионального развития слушателей в контрольной и экспериментальной группах. Анализ и сравнение результатов замера показали примерно одинаковые исходные уровни, что подтверждает правильность их выбора.

Второй (контрольный) замер уровня подготовленности слушателей имел целью проверку эффективности использования педагогических инноваций в условиях специального методического обеспечения организации учебного процесса, формирования у преподавателей военного образовательного учреждения ДПО системы действий владения модульного построения дополнительной образовательной программы и применения активных методов обучения (см.: табл. 4).

Анализ динамики результатов опытно-экспериментальной работы позволили выявить тенденции возрастания качества обучения и интенсивности овладения слушателями ключевыми профессиональными компетенциями в ходе изучения курса, построенного на основе использования активных методов обучения.

Сравнение приращения уровней развития у слушателей компетентности разрешения проблем за исследуемый период показывает более высокие (в среднем на 7,6%) чем показатели в экспериментальных группах. Показатели приращения уровня развития информационной компетентности также свидетельствует в пользу экспериментальных групп.

Таблица 4

Динамика изменения уровня профессионального развития слушателей в экспериментальной и контрольной группах

При этом, значения этих показателей максимальны в группах слушателей, где присутствовали управленческие игры. В ходе эксперимента была выявлена также тенденция значительного (около 40%) повышения уровня развития у слушателей коммуникативной компетентности в процессе усвоения содержания подготовки, построенного на использовании методов активного обучения. В контрольных группах его значение составило 29,3%.

Заслуживают нужного внимания результаты формирования профессионально-важных качеств слушателей экспериментальных групп, особенно интеллектуально-креативного плана (критичность, быстрота мышления, сообразительность, прогностичность). Положительную роль в этом сыграл опыт поведения обучаемых в игровых ситуациях при решении профессиональных задач.

Проведенное исследование доказало, что в современных условиях требуется обоснование концептуальных подходов к повышению эффективности реализации методов активного обучения в ДПО. Поэтому в диссертационной работе проводился анализ не только отдельных фактов, выявление основных тенденций, но изучались и обосновывались закономерные пути повышения эффективности реализации методов активного обучения при переподготовке и повышении квалификации офицеров в военном образовательном учреждении ДПО.

Совершенствование научно-методического обеспечения организации учебного процесса в военном образовательном учреждении ДПО с использованием методов активного обучения достигается за счет координации и контроля методической работы циклов по специальностям, создания необходимых педагогических условий.

Разработанные комплексы методического обеспечения учебного процесса в центре переподготовки и повышения квалификации военных специалистов создают необходимые педагогические условия: предоставление необходимых ресурсов, информационная, материально-техническая и технологическая насыщенность образовательного процесса; использование децентрализованной структуры принятия решений по вопросам совершенствования организации образовательного процесса, ослабление формализации организационной структуры военного образовательного учреждения; усиление значимости игровых форм обучения как универсального средства воспроизведения учебной, исследовательской, эксплуатационной и управленческой деятельности офицеров.

Реализация методов активного обучения в ДПО предполагают и готовность преподавательского состава к творческому решению практических педагогических задач, которая должна обеспечиваться формированием психолого-педагогической подготовки преподавателей военного образовательного учреждения ДПО к реализации активных методов обучения; совершенствованием педагогического прогнозирования и педагогической рефлексии; повышением мотивации педагогического состава по использованию современных педагогических технологий и побуждением их к активной работе по профессиональному самосовершенствованию.

Внедрение модульного принципа построения образовательных программ ДПО содержит оригинальный подход к решению задачи содержания учебных программ, помогают педагогу в выборе приемов и способов продуктивных педагогических воздействий. Условиями эффективности модульного обучения являются: осуществление диагностического целеполагания, отбора и модульного структурирования содержания ДПО офицеров на основе использования методов активного обучения; проектирование профессионального развития слушателей на основе субъект-субъектной модели управления учебно-познавательной деятельностью; индивидуализация и дифференциация процесса обучения офицеров в группах ДПО с учетом современных требований к военно-управленческой деятельности, индивидуальных особенностей обучаемых.

Полученные данные, позволили в диссертационной работе сформулировать теоретические выводы и обосновать практические рекомендации.

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Методологический и теоретический анализ проблемы реализации методов активного обучения в ДПО, полученные научные и прикладные результаты позволили констатировать положительные результаты, определенные целью и задачами диссертационной работы.

В диссертации определены исходные положения компетентностного подхода к реализации методов активного обучения, исследованы технологические подходы в организации процессов переподготовки и повышения квалификации.

Дальнейшее теоретическое развитие получила разработка сущности реализации методов активного обучения как целенаправленного и компетентностно-ориентированного процесса организации педагогической деятельности, обусловленной включением в технологию проведения учебных занятий активных дидактических методов, обеспечивающих максимальное усвоение учебного материала на основе высокой степени мотивации, самообразования обучающихся и выполняющих определенные роли в смоделированных ситуациях предстоящей военно-профессиональной деятельности.

Такое понимание сущности реализации методов активного обучения образовательного процесса обусловливает его структуру: субъекта и объекта (они выступают ведущими элементами), четко поставленных целей и задач, содержания, требований, функций, приемов и средств, а также систему используемых в ДПО методов активного обучения и их особенности.

Разработана педагогическая целевая программа, успешная апробация которой подтвердила гипотезу исследования, выявила пути и основные условия повышения эффективности реализации методов активного обучения: совершенствование научно-методического обеспечения организации учебного процесса на основе активных форм обучения; углубление психолого-педагогической подготовки преподавательского состава военного образовательного учреждения ДПО по реализации методов активного обучения; внедрение модульного принципа построения образовательных программ переподготовки и повышения квалификации офицеров.

Основной аргументацией при обосновании положений, выносимых на защиту, явились данные, полученные в ходе формирующего эксперимента по реализации методов активного обучения в ДПО офицеров: уточненные сущность, специфические педагогические признаки, функции реализации методов активного обучения и пути повышения эффективности в военном образовательном учреждении ДПО.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Проведенное исследование позволило сформулировать практические рекомендации, реализация которых могла бы способствовать дальнейшему повышению эффективности обучения в военных учреждениях дополнительного профессионального образования.

1. Органам управления ДПО офицеров рекомендуется:
- оптимизировать вопросы планирования и организации учебной работы с учетом внедрения и широкого использования методов активного обучения в ДПО (см.: гл. III, § 1);
- ввести в квалификационные требования к образовательным программам ДПО требования к организационно-методическому обеспечению реализации методов активного обучения (см.: гл. III, § 1).

2. Руководящему составу военного образовательного учреждения ДПО рекомендуется:
- в планы работы военных образовательных учреждений включить положения о проведении исследований по реализации методов активного обучения в преподавании специальных предметов и учебных дисциплин, организовывать учебно-познавательную деятельность (в том числе самостоятельную подготовку) слушателей на основе методов активного обучения (см.: гл. III, § 2);
- систематически изучать, обобщать и внедрять передовой опыт использования методов активного обучения в ходе переподготовки и повышения квалификации офицеров (см.: гл. III, § 2);
- в системе переподготовки и повышения квалификации преподавателей предусмотреть занятия по методике разработки и использования методов активного обучения в учебном процессе (см.: гл. III, § 2);

3. Преподавательскому составу военного образовательного учреждения ДПО:
- совершенствовать учебно-методическое обеспечение образовательных программ ДПО с учетом их модульного построения и реализации методов активного обучения (см.: гл. III, § 2);
- методически развивать у слушателей ключевые профессиональные компетенции, отслеживать функциональную динамику их профессионального развития (см.: гл. III, § 2);
- участвовать в актуальных научных мероприятиях по проблемам активного обучения, стремиться к индивидуальности в преподавании учебных дисциплин (см.: гл. III, § 2);
- совершенствованием методической работы систематически развивать методики и технологии реализации методов активного обучения в ДПО (см.: гл. III, § 2).

Дальнейшее исследование проблемы реализации методов активного обучения при переподготовке и повышении квалификации офицеров целесообразно проводить по следующим направлениям: углубление практической направленности реализации методов активного обучения в учреждениях дополнительного военного профессионального образования; координация усилий педагогических коллективов в проблеме реализации методов активного обучения в ДПО; повышение эффективности в управлении реализации методов активного обучения в учреждениях дополнительного военного профессионального образования в целях достижения его результативности; организационное обеспечение реализации методов активного обучения в ДПО.

Основные выводы и предложения автора по теме диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:
а) Статьи в ведущих научных журналах, включенных в перечень ВАК
Данилова И.Н. Педагогический аспект реализации методов активного обучения // Вестник университета (ГУУ). – №17. 2010. - С.52-54.
Данилова И.Н. Сущность и структура реализации методов активного обучения в переподготовке офицеров// Вестник университета (ГУУ). –№8. 2011. - С.34-36.
б) статьи в научных изданиях, тезисы и доклады на международных и межвузовских конференциях:
Данилова И.Н. Задачи, решаемые преподавателями при использовании методов активного обучения // Сборник тезисов XXXX научно-практической конференции врачей 5 ЦВКГ ВВС 25 мая 2009 год – Красногорск, 2009. С.277-280.
Данилова И.Н. К вопросу о программированном обучении // Сборник тезисов XXXX научно-практической конференции врачей 5 ЦВКГ ВВС 25 мая 2009 год – Красногорск, 2009. - С.280-284.
Данилова И.Н. Проблемы совершенствования дополнительного профессионального образования офицерских кадров на основе методов активного обучения // Межвузовская научно-практическая конференция: «Современная система военного образования: проблемы и пути совершенствования». - М.: ВАРВСН, 2010. - С.269-276.
Данилова И.Н., Клевцевич В.П. Условия реализации игровых методов обучения в военном образовательном учреждении ДПО // XXIX Всероссийская НТР. Проблемы эффективности и безопасности функционирования сложных технических и информационных систем, Ч.3. – Серпухов 2010. - С.11-15.
Данилова И.Н., Пальмов В.Г. Реализация требований к организации профессиональной переподготовки офицеров-специалистов в области ядерной безопасности на основе методов активного обучения / Сборник рефератов депонированных рукописей. Серия А. Выпуск №1 (110). - М.:ЦВНИ МО РФ, 2011. С.174-182.
Данилова И.Н. Педагогические условия переподготовки специалистов- полиграфологов с использованием методов активного обучения / Актуальные проблемы и перспективы ВВО. НТС. Известия 245. Ч.1. - М.:ВА РВСН, 2010. -С.91-98.
Общий объем публикаций – 3,1 п.л.

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false