Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki
Главная < Наука < Публикации < Подробнее

КОНДРАТЬЕВ А.Н. Этикет офицера русской армии XVIII–начала XX в.: историографическое исследование

Диссертационный совет Д. 215. 005. 06 при Военном университете (123001, Москва, ул. Большая Садовая, 14) объявляет, что диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук представил Кондратьев Алексей Николаевич: «Этикет офицера русской армии XVIII–начала XX в.: историографическое исследование» (07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования).

Москва – 2011

Работа выполнена на кафедре истории Военного университета

Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Мишанов Станислав Анатольевич

Официальные оппоненты:

  • доктор исторических наук, профессор Воронов Виталий Николаевич
  • доктор исторических наук, доцент Грачева Ольга Анатольевна

Ведущая организация – Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого»

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.

Защита диссертации состоится «15» июня 2011 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета по историческим наукам (Д 215.005.06) при Военном университете (123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14).

Автореферат разослан 13 мая 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета по историческим наукам кандидат исторических наук, профессор А.М. Махров

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Личность русского офицера всегда занимала особое место в военной летописи нашего Отечества. Подвиги русских офицеров в исторических битвах русской армии стали предметом национальной гордости для со-временников и пробуждают высокие патриотические чувства у нынешнего поколения россиян. Однако не только военные подвиги офицеров русской армии привлекают внимание общественности. Их статус, поведение, внешний вид – это своего рода визитная карточка армии, отражение степени заботы общества о своих защитниках. Историографическое исследование этикета русского офицера имеет существенное научно-познавательное и практическое значение.

Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, данная тема не нашла должного отражения в историографических исследованиях и обзорах. Поэтому возникает необходимость качественно нового исследования, которое позволит более детально изучить историографию темы, сделать выводы и извлечь уроки.

Во-вторых, этикет офицера всегда был важной составной частью военной культуры, поэтому рассмотрение процесса исследования этой проблемы, подходов к пониманию этикета поможет дать более взвешенную оценку военной культуре русской армии.

В-третьих, без системы четко сформулированных требований к поведению офицера, как на службе, так и вне её, невозможно эффективно вести воспитательную работу, целенаправленную подготовку кадров, поддерживать должный уровень боеготовности и боеспособности. Историографический анализ помогает понять не только структуру этикета, но и основные направления его формирования и практической реализации. Поэтому исследование имеет не только чисто научный, но и практический характер.

В-четвертых, комплексное изучение историографии этикета русского офицера XVIII – начала ХХ в. актуально и для нынешнего этапа Вооруженных сил РФ. Актуальность темы определяется огромным морально-нравственным потенциалом, заключенным в этикете офицера. Это особенно важно в настоящее время, когда в российском обществе продолжается активный поиск оптимальных путей повышения духовной культуры воинов и призывников, формирования на этой основе высокого чувства гражданского долга, готовности к защите Отечества.

Степень научной разработанности темы
Изучение автором научной литературы, содержащей анализ служебного и внеслужебного этикета русских офицеров, показало, что различные стороны формирования этикета офицерского корпуса императорской армии в той или иной степени нашли свое отражение в отечественной литературе.

В отечественной историографии этикета русского офицера можно выделить следующие периоды: дореволюционный (XVIII в. – 1917 г.); советский (1917 – 1991 гг.) и постсоветский (с 1992 г.).

В дореволюционном периоде выходят в свет труды, заслуживающие особого внимания с точки зрения этикета русского офицера . Во многих работах рассматриваются вопросы о светских приличиях и хороших манерах в обществе, которыми руководствовался офицер русской армии. Особого внимания заслуживает работа «Юности честное зерцало» . Это один из первых учебников по этикету, подготовленный при непосредственном участии Петра I в 1717 г. Идея книги заключается в том, чтобы простым и доступным языком изложить правила поведения в обществе для достижения успеха при дворе и в службе. Многие положения этого труда не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Характерной чертой воинского этикета является то, что большинство его норм, особенно в сфере служебного этикета, являются «письменными», то есть законодательно закрепленными. Важнейшими документами, точно и полно характеризующими служебный этикет, являются уставы, наставления и инструкции . Документы примечательны тем, что в них раскрываются вопросы нравственности офицера и требования государства, предъявляемые к его поведению в различных обстоятельствах. В них прописывались правила взаимоотношений военнослужащих и наказание за их невыполнение, система воинских чинов, судебная система и многие другие вопросы.

Исследование показало, что в начале XIX века стали появляться книги, в которых авторы рассматривали вопросы поведения офицеров в процессе служебной и боевой деятельности. Этому были посвящены специальные работы А. Бестужева, Г. Геракова, В. Лебедева, А. Кислова, в которых высказывалась мысль о необходимости воспитывать сознательного, грамотного воина . Примером могут служить «Правила учтивости», написанные подпрапорщиком лейб-гвардии Преображенского полка Петром Калязиным. Автор уделил внимание не только правилам поведения в обществе, но и речевому этикету, которым должны руководствоваться кадеты и гардемарины. Следует упомянуть книгу М. Бестужева-Рюмина, опубликованную в 1818 г., где специально рассмотрены правила, которыми «должен был руководствоваться офицер во всякое время».

Заслугой дореволюционной историографии является собрание огромного фактического материала по различным аспектам этикета русского офицера. Понятие «этикет» в условиях армии часто заменялось понятиями «офицерская честь» и «честь мундира». Отечественная историография отмечает, что для офицеров были важны вопросы различных норм уголовного права, умение правильно говорить и писать, танцевать, музицировать и другие качества, присущие истинному «рыцарю и джентльмену».

Уникальным по содержанию можно назвать труд ротмистра В.М. Кульчицкого «Советы молодому офицеру». Автор отмечал, что собранные им советы одинаково полезны и находящимся на передовых позициях, и в тылу армии. Эти старые, но вечные истины, которые большинством забыты, а молодым офицерам неизвестны, помогают соблюдать правила этикета во всех сферах деятельности офицера. В целом необходимо отметить, что в дореволюционный период исследований по этикету офицера не проводилось.

Существенное место в изучении данной темы советского периода занимают труды, посвященные вопросам подготовки офицерских кадров в русской армии. Например, в работе А.И. Каменева на основе анализа фундаментальных работ дореволюционных авторов был обобщен опыт подготовки военных кадров. Сопоставление достижений и отличий в подготовке кадров в России и других странах позволил автору охарактеризовать нравственное воспитание как один из факторов, мобилизующих офицеров на успешное выполнение поставленных задач, повышение их служебной и боевой активности, адекватное поведение в обществе и семье . С начала 80-х гг. издаются работы Б.Н. Платонова, В.Д. Серых, Я.В. Подоляка. В них раскрываются подходы к сущности этикета офицера и его структура.

Таким образом, литература советского периода раскрывает содержание отдельных аспектов этикета офицера, но характеристику этикета русского офицера не даёт.

В постсоветский период особого упоминания заслуживает работа Ю.М. Лотмана. Главы данной книги связаны воедино мыслью о непрерывности культурно-исторического процесса, интеллектуальной и духовной связи поколений. Следует отметить учебник «Воинский этикет» под общей редакцией Б.В. Воробьева. Авторскому коллективу Военного университета удалось затронуть не только теоретические аспекты воинского этикета, включая этикет офицеров, но и проследить основные этапы его развития от древности до наших дней.

Исследование показало, что работ, содержащих историографический анализ этикета русского офицера, практически нет. Заслуживают внимания историографические введения некоторых диссертаций по этикету и быту в XVIII – XIX вв. , а также нескольких собственно историографических работ , но посвященных не напрямую этикету, а нравственному воспитанию, традициям и т.д.

Таким образом, анализ степени разработанности темы историографии этикета русского офицера позволяет сделать вывод о том, что она не являлась предметом специального комплексного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются труды отечественных историков XVIII – начала XXI в., посвященные различным сторонам этикета русского офицера XVIII – начала XX в.

Предметом является процесс приращения знаний в отечественной исторической науке о сущности, структуре и содержании этикета русского офицера.

Хронологические рамки. Историографическое исследование охватывает массив литературы с начала XVIII в. и до начала XXI в., посвященной развитию этикета офицера от эпохи правления Петра I до крушения империи в 1917 г.

Научная задача диссертационного исследования состоит в изучении эволюции исторических знаний об этикете русского офицера в различные историографические периоды, формулировании выводов, уроков, выработке научно-практических рекомендаций, имеющих значение для исторической науки и строительства Вооруженных сил России.

Цель исследования состоит в проведении всестороннего комплексного анализа трудов отечественных ученых, занимавшихся различными сторонами этикета офицеров русской армии XVIII – начала XX в.

Обозначенную цель автор предполагает достичь, решив следующие задачи:
– выделить самостоятельные периоды в развитии историографии и дать им характеристику, отмечая их базовые черты и особенности;
– определить группы историографических источников, в которых раскрываются различные стороны офицера русской армии;
– показать место этикета в культуре офицера, раскрыть его моральные основы и его соотношение с этикой;
– сформулировать выводы об отражении в историографии сущности и характерных черт служебного этикета русского офицера;
– осуществить историографический анализ семейного и светского этикета русского офицера;
– дать характеристику развития атрибутов офицерского этикета, прежде всего исследовав труды, посвященные военной форме одежды.
– на основе проведенного историографического анализа сделать научные выводы, вывести историографические уроки и сформулировать практические рекомендации.

Методологическая основа исследования. При подготовке диссертации автор руководствовался принципами исторической науки: объективности, научности, историзма. В работе применялись общенаучные методы исследования: типологизации, классификации, описательный, статистический, анализа, синтеза, системного и структурного анализа. С их помощью были классифицированы источники и литература по теме, проанализирована степень научной разработанности проблемы, осуществлены сбор и систематизация документов и материалов.

Среди специально-исторических методов применялись: проблемно-хронологический, периодизации, сравнительный, актуализации, логический и другие, изложенные и обоснованные в трудах отечественных ученых по теории, историографии и источниковедению. Их применение позволило диссертанту сопоставить состояние историографии проблемы на различных этапах, определить связь истории и современности, сравнить различные точки зрения на этикет русского офицера, определить наиболее дискуссионные из них.

Источниковую базу исследования составили литература как основной вид, документальные материалы – как вспомогательный.

Первую группу источников составляют официально-документальные материалы, включающие в себя правовые акты: воинские уставы, указы, приказы, правила, письма и другие документы, помещенные в Полном собрании законов Российской империи, Своде военных постановлений, а также в отдельных сборниках и изданиях.

Второй группой источников диссертации являются источники личного происхождения — мемуары, письма, дневники . Это довольно сложный вид источников, поскольку они предназначаются для публикации и поэтому их авторы не всегда искренни в изложении своих мыслей и настроений. У них почти всегда присутствует стремление задним числом преувеличить свою проницательность. Кроме того, мемуары пишутся спустя годы, а то и десятилетия после описываемых событий, вследствие чего представления и настроения, свойственные их авторам в период войны, перемешивались с характерными для более позднего времени. Дневники и письма приближены к событиям и носят более интимный характер, вследствие чего содержат более достоверную информацию о мыслях и настроениях людей.

Третьей группой литературы являются монографии, научные статьи и диссертационные исследования. Труды этой группы отличаются, как правило, высоким уровнем научного анализа и обобщений, в них достаточно ясно и глубоко рассматриваются вопросы этикета офицера русской армии. В этом смысле широкий спектр для авторского анализа представляют собой работы А.В. Демидова, А.Л. Белотелова, В.И. Плюхина.

Четвертая группа литературы включает в себя научно-популярные статьи и другие издания научно-популярного характера. Для них характерны актуальность, популярный стиль изложения результатов научных исследований, а также отражение господствующих в исторической науке научных концепций.

В ходе исследовательской работы диссертант пользовался фондами Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного военного архива (РГИА) и Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ).

II. СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ

Объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования определили его структуру.

Во введении дается общая характеристика научного труда, обосновывается его актуальность, формулируются объект, предмет, научная задача, цель, определяются хронологические рамки, степень изученности темы, характеризуется источниковая база исследования. Здесь же раскрываются научная новизна и практическая значимость, приводятся сведения об апробации результатов проведенного исследования.

В первой главе – «Методологические проблемы исследования» – рассмотрены актуальные вопросы методологии исследуемой задачи, проанализированы ретроспектива, современное состояние историографической базы, о сущности этикета и его нравственных основах.

В первом параграфе – «Методологические подходы к историографии этикета русской армии XVIII – начала ХХ в. и её периодизация» – осмыслены наиболее значимые методологические аспекты изучения темы, рассмотрен применяемый категориальный аппарат. Особое внимание уделено обоснованию периодизации историографии этикета русского офицера, определению факторов, которые оказывали влияние на ее формирование, проведена классификация историографических источников, используемых в исследовании.

Во втором параграфе – «Отечественные историки о сущности этикета офицера и его нравственных основах» – отражены взгляды историков различных эпох на сущность этикета офицера и нравственное воспитание офицера в семье и в военно-учебных заведениях.

Во второй главе – «Основные формы проявления этикета русского офицера XVIII – начала XX в.: анализ исторической литературы» – рассмотрены работы, отражающие служебный этикет, этикет в обществе и семье, атрибуты этикета офицера русской армии.

В первом параграфе – «Служебный этикет офицера русской императорской армии в отечественной историографии» – анализируются научные труды, в которых авторы рассматривали вопросы реализации этикета офицера на службе, в воинской части, в общении с равными себе, с начальниками и подчиненными.

Во втором параграфе – «Историческая литература о правилах поведения офицеров русской армии в семье и обществе» – рассматриваются источники, в которых раскрываются нормы семейного этикета: требования к внешнему виду офицера; отношение к родителям, супруге и воспитанию детей; языковому и музыкальному образованию офицера. Уделяется внимание речевому этикету и культуре переписки, столовому этикету, отношению к курению и употреблению спиртных напитков, внешнему виду (ношению усов и бороды, очков и др.).

В третьем параграфе – «Атрибуты этикета русского офицера XVIII – начала XХ в. и их отражение в отечественной историографии» – осуществлен анализ научных трудов, отразивших процесс развития атрибутов этикета офицера в разные историографические периоды, прежде всего формы одежды. Анализу подвергается круг историографических источников, показывающих степень влияния национальных и западных традиций на процесс зарождения военной атрибутики русского офицера.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сделаны выводы, сформулированы уроки и практические рекомендации.

III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Научная новизна диссертационного исследования вытекает из содержания исследуемой темы. Она определяется прежде всего ее недостаточной разработанностью и заключается в следующем:

Во-первых, в настоящем труде рассмотрен малоизученный вопрос формирования и развития источниковой базы этикета офицера русской армии; продолжено исследование мемуарных сочинений по истории этикета русской армии в XVIII – начале ХХ в.

Во-вторых, впервые в отечественной историографии проведен комплексный анализ литературы по этикету офицера русской армии от появления первых научных трудов до наших дней.

В-третьих, автором диссертации сформулированы исторические уроки, теоретические выводы и научно-практи¬ческие рекомендации, вытекающие из исследования историографии этикета русского офицера XVIII – начала ХХ в.

На защиту выносятся следующие основные положения:
– характеристика историографических периодов развития этикета русского офицера XVIII – начала XX в. и специфических групп историографических источников;
– выводы об отражении в историографии сущности, структуры и характерных черт служебного этикета русского офицера;
– результаты историографического анализа служебного этикета русского офицера;
– результаты историографического анализа семейного и светского этикета офицера русской армии;
– авторские оценки историографии атрибутов этикета офицера русской армии в первую очередь офицерской формы одежды.
– теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные на основании результатов исследования, направленные на дальнейшее развитие историографии темы.

Содержание диссертации и обоснование положений, выносимых на защиту.

Характеристика историографических периодов развития этикета русского офицера XVIII – начала XX в. и специфических групп историографических источников.

В дореволюционный период определенный интерес представляют исследования, посвященные дворянскому обществу, его нравам и обычаям. Из работ общего характера о дворянстве необходимо выделить ряд трудов , посвященных повседневным занятиям и светским развлечениям дворянства.

Важной составляющей дореволюционной историографии, являются работы, отражающие этикет будущих офицеров в кадетских корпусах .

Наибольший интерес заслуживает исследование С.А. Панчулидзева, управлявшего в начале XX века архивом Государственного совета Российской империи. Автор подробно рассмотрел особенности взаимоотношений в повседневной жизни Кавалергардского корпуса. В работе содержится много полезного фактического материала, в котором освещаются важные аспекты воинского этикета в профессиональной подготовке офицеров.

Следующую группу представляют издания, в которых обращается внимание на особую роль командного состава в воспитании этикетных норм офицера русской армии, необходимость воспитания с молодых лет. Из них наибольший интерес представляют работы военного писателя, ученого-воспитателя, генерала от инфантерии Н.Д. Бутовского. Главную цель воспитания офицеров он видел в самостоятельности, сдержанности и развитии чувства собственного достоинства.

Рассматриваемый период отмечен также изданием ряда произведений, в которых анализировались дуэльные указы и манифесты правителей. Особенно эту тему оживило появление дуэльных кодексов В. Дурасова, С. Важинского, А. Суворина . В работах А.С. Чужбинского, Г.В. Курнатовского, Л.А. Киреева, М. Махова и других присутствовали два противоположных взгляда на дуэльный феномен. Одни понимали ее как высочайшую милость для дворянина, без которой его невозможно представить, так как это был единственный способ отстоять сословную честь. Другие определяли ее как убийство, смертельный грех, и одновременно высочайшую кару, которая уничтожала смутьянов и негодяев, была своего рода очищающей силой.

Исследование показало, что сложившаяся в русской армии система воинского этикета была пронизана идеями святости воинского долга и преданности воинской присяге. Как отмечают современники данного периода, религиозное чувство являлось одним из факторов проявления воинской доблести и необыкновенной стойкости русского офицера.

Подводя итоги обзора исторической литературы ХVIII – начала ХХ в., отметим, что специальных изданий по формированию этикета офицера не имеется, и у современных историков есть возможность вести исследование, выбирая из научных трудов по истории и культуре отдельные несистематизированные сведения.

В советский период исследования офицерского корпуса русской армии XVIII – начала XX в. заняли достойные позиции в диссертационных исследованиях. Создатели этих работ анализировали состояние и поведение офицерского корпуса в мирное и военное время, дисциплину и боевой дух командного состава на различных этапах развития армии.

Существенное место в изучении данной темы занимают работы, подтверждающие преемственность воинских традиций армии, которые позволили бы поднять боевой дух возрожденного офицерства. В этой связи можно сослаться на работы таких авторов, как П. Чикин, А.Ю. Кривицкий и др . Советские историки обращают внимание на то, что главной моральной заповедью офицера было сохранение чести мундира и чести воинской части. Эти правила воинского этикета нашли отражение в многочисленных публикациях 1990-х гг.

Интерес для исследования представляют издания, посвященные государственным и военным деятелям и их роли в преобразованиях дореволюционной России.

В советский период непосредственно этикету русского офицера уделялось гораздо меньше внимания, но полноценное исследование этикета русского офицера невозможно без объективной оценки работ советского периода.

Постсоветский период историографии характеризуется резким возрастанием интереса к дворянской культуре и этикету русского офицера. Особое место занимают диссертации , где этикет офицера русской армии раскрывается через систему духовно-нравственных качеств, обучения и воспитания, в том числе и религиозного, обычаев, традиций офицерского корпуса.

Глубоким исследованием поведенческой культуры высшего света в XVIII – XIX вв. является монография Ю.М. Лотмана . Автор подробно освещает жизнь русского дворянства того времени, включая офицерство, его традиции, манеру поведения, умение развивать свой внутренний мир.

Значительный интерес представляют монографии С.Д. Охлябинина, Е. Лаврентьевой, М.В. Коротковой, Л. Ивченко, Н.Н. Ауровой . Авторы реконструируют этикет русского офицера через призму повседневной жизни, что позволяет охватить различные стороны жизнедеятельности офицерского сословия в целом.

Изучение этикета офицера русской армии в постсоветский период показало, что оно было более плодотворным в научном отношении по сравнению с советским периодом. В освещении темы воинского этикета русского офицера использовался широкий круг историографических источников. Отличительной чертой периода являлось активное использование исследователями архивных материалов. Это позволило впервые ввести в научный оборот ряд важных документов, повысить научный уровень публикаций по теме.

Отражение в историографии сущности этикета русского офицера и его нравственных основ, показывает подходы к сущности этикета у различных исследователей в различные периоды развития историографии.

В дореволюционный период историографии сущность этикета разными авторами рассматривалась по-разному. Это «благочиние», «благонравие», «благочестие», «дворянская честь», «честь мундира». В историографических источниках самой обсуждаемой проблемой было влияние религии на нравственное воспитание русского офицера. Ряд документальных источников, инструкций и наставлений военно-учебных заведений способствовали воспитанию нравственных качеств офицерских кадров . О воспитании юных дворян указывают родительские «Наставления», в которых религиозное воспитание считалось обязательным компонентом домашнего образования.

Представляют интерес истории полков, которые составляли офицеры, служившие в данном полку. В периодической печати по вопросу написания полковых историй выступили А.З. Мышлаевский, К.К. Агафонов, С.И. Гуськов и др .

Анализируя исторические источники, связанные с этикетом русского офицера, следует отметить, что они имели одну направленность – обобщение мыслей боевых офицеров, искавших пути сохранения лучших этических норм и нравственного облика русского офицера.

В советский период историографии появились работы, в которых культура офицера русской армии изображалась негативно как в морально-нравственном, так и в интеллектуальном отношениях. Полноценное исследование этикета русского офицера невозможно без объективной оценки работ данного периода. Поэтому положительным моментом в исследовании нравственной культуры в дореволюционной школе, стала книга Н.И. Алпатова. Автор проводит детальный анализ системы организации военно-учебных заведений с момента их зарождения и до 1917 г., а также общих педагогических принципов, которым следовали воспитатели будущих офицеров. В культурно-воспитательной работе военно-учебных заведений, по мнению Н.И. Алпатова, были заложены глубокие противоречия, связанные с противоречиями в общественной жизни России, поэтому к опыту деятельности кадетских корпусов следует подходить критически.

В постсоветский период историографии особое место в историографии данно¬го периода занимают многочисленные диссертации, где опосредованно осве¬щаются, в том числе вопросы офицерского этикета. В этих диссертациях рассмотрены исторические и педагогические воинского этикета.

Исследование исторической литературы, отражающей служебный этикет русского офицера, показало, что служебный этикет формировался под влиянием таких понятий, как «достоинство офицера», «честь мундира», «преданность императору», «войсковое товарищество» и др.

В дореволюционной период историографии воинский этикет и его проявления сохранились прежде всего в мемуарах офицеров изучаемого периода. Современники отмечали, что военная служба воспринималась как высокое призвание, как основание для гордости, а не как исполнение неприятного долга.

Анализ отечественной историографии показал, что авторы мемуаров обращали внимание на нормы поведения офицеров в служебной деятельности. Авторы отмечали, что воинский этикет представлял один из факторов, мобилизующих офицеров на успешное выполнение поставленных задач, повышение их служебной и боевой активности, воспитание у офицеров верноподданнических чувств и дисциплинированности и т.д.

В советский период историографии центральное место в литературе занимают проблемы идеологического характера. Оценки этикета офицера русской армии в служебной сфере страдают категоричностью. В этот период выходит ряд научных работ, посвященных боевым традициям дореволюционного периода.

В постсоветский период в монографиях и диссертационных исследованиях анализируются различные аспекты повседневной жизни дворянства, уделяется внимание стереотипам сознания и ценностным ориентациям людей. Примечательно, что воспоминания офицеров царской армии активно переиздаются. Авторы отмечают, что понятие личной офицерской чести, нерасторжимо связанной с честью полка, имело огромное значение для этикета русского офицера.

Многочисленные исследователи культуры поведения дворян в исследуемый период обращают внимание на то, что на службе офицер продолжал оставаться дворянином, воином, слугой царю, носителем чести своего сословия.

Отражение в историографии семейного и светского этикета офицера русской армии свидетельствует, что основную роль в формировании светского этикета офицера играл субъективный фактор.

Дореволюционный период историографии представлен чередой наставлений по поведению молодых людей в свете, которые начали активно публиковаться в середине XVIII в. Интересные аспекты светского этикета рассматривались авторами мемуаров. Они считали, что от императора зависели правила поведения в обществе. Анализ работ дореволюционных авторов показывает, что не все дворяне разделяли и поддерживали жесткие условности, накладываемые на них светским этикетом.

В историографических источниках авторы освещали различные аспекты светского этикета офицера: дворянство как «двигатель» европейского светского этикета; придворный этикет и чинопочитание; отношение к старшим и женщинам; семейный этикет; гостевой этикет и др.

Анализ историографии дореволюционного периода показал, что этикет русского офицера был именно внешней показной стороной характера русского дворянина, который должен был соблюдать правила приличия.

В постсоветский период историографии этикет офицера в обществе и семье рассматривается как составная часть этикета русского дворянства . В середине XIX в. в обществе, по наблюдению современных исследователей, начинает появляться некоторая «тенденция к упрощению нравов», и некоторые правила этикета теряют свою актуальность.

Большое внимание ученые уделяют деятельности российских императоров. Следует также подчеркнуть, что в постсоветской исторической науке этикет офицера русской армии нашел отражение в работах Е.В. Лаврентьевой, А.В. Колесникова, Г.В. Морозовой, М.В. Коротковой и др.

Исследование историографии атрибутов этикета офицера русской армии в первую очередь офицерской формы одежды, позволило определить важную проблему, связанную с обоснованием в историографии изменений атрибутов этикета прежде всего формы одежды офицера русской армии.

Дореволюционный период историографии отмечен созданием ряда работ по атрибутам этикета офицера русской армии. Наибольший интерес представляют труды А.В. Висковатова и Н.Г. Николаева. Исследователи проанализировали документальные исторические источники, разработали принципы описания и изучения атрибутов этикета офицера и других предметов материальной культуры. Самое пристальное внимание в отечественной историографии уделялось форме одежды (нередко разработкой формы одежды занимались лично российские императоры).

В советском периоде историографии исторические труды, посвященные атрибутам этикета офицера русской армии, носят справочный характер. Исследователи атрибутов этикета офицера А. Кривицкий и Л.Л. Раков оценивали преобразовательную деятельность Петра I по введению единообразной форменной одежды в начале XVIII в. только как «средство укрепления дисциплины и порядка среди войск».

Отметим и тот факт, что в 1944 г. был переиздан многотомный труд А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск…», в котором отражены позиция дореволюционных историков на роль и значение военной формы одежды и роль Петра I в ее введении в регулярной русской армии.

В постсоветский период историографии проблема изменений формы одежды офицера русской армии получила наиболее широкое освещение. Активно работают в этом направлении Г.Э. Введенский, С.Д. Охлябинин, С.П. Иванов , работы которых посвящены непосредственно истории мундира. Исследователи О.Г. Леонов и И.Э. Ульянов в своей работе отмечают, что именно Петр добился того, чтобы форма одежды офицеров всей армии стала выглядеть достаточно однородно как по покрою, так и по цвету . Значение субъективного фактора в создании атрибутов офицерского этикета русской армии подчеркивается и в труде С.А. Летина, посвященном становлению и развитию формы одежды армии России в XVIII в.

В своем исследовании «Пять веков русского военного мундира» Г.Э. Введенский, говоря о процессе зарождения русского военного мундира, акцентировал внимание на мундире, введенном Петром I, который явил собой «своего рода символ, по которому отличали сторонников реформ».

В современных условиях историки получили возможность свободно трактовать исторические события, анализировать процесс эволюции формы одежды русского офицера.

Следует отметить научные труды С.О. Гонюхова и В.Ю. Ростовского . Авторы отмечали, что постоянная забота о чести мундира была одной из неотъемлемых традиций военнослужащих, которые дополняли и обогащали содержание воинского этикета. Форма одежды офицеров русской армии не только отличала их от гражданского населения и военнослужащих иностранных армий, но и вызывала эмоциональные ассоциации сопричастности воинов к историческим победам и славе русского оружия.

Сделанный в диссертации общий вывод о современном состоянии историографии исследуемой темы сводится к тому, что исследователи этикета офицера постоянно возвращаются к вопросам объективности в оценках составных частей этикета русского офицера XVIII – начала ХХ в. Проблема формирования этикета офицера является одним из актуальных направлений деятельности органов государственного и военного управления.

Проведенный историографический анализ этикета офицера русской армии XVIII – начала XX в. и выводы, сделанные по его итогам, дают основание вывести некоторые уроки:

Урок первый. Сегодня следует наращивать усилия и темпы в сфере формирования духовно-нравственной культуры армии. В связи с переходом Вооруженных сил РФ к новому облику рассматриваются вопросы взаимоотношений офицеров, повышения общеобразовательного уровня и профессионального мастерства командного состава. Это объясняется тем, что этикет русского офицера – одна из важнейших составляющих его личности, а опыт формирования культуры поведения офицера как стержня армии – бесценное историческое достояние, требующее не только теоретического изучения, но и практического применения.

Урок второй. Исторический опыт, зафиксированный в историографии рассматриваемой проблемы, показал, что офицерскому корпусу необходимо сохранять лучшие правила этикета и передавать лучшие традиции офицеров русской армии.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Практическая значимость исследования заключается в том, что изложенный в ней аналитический материал, научные выводы, обобщения и практически рекомендации должны оказать позитивное влияние как на освещение различных аспектов формирования этикета офицера, так и на дальнейшее развитие отечественной истории в целом. Результаты диссертации могут быть учтены и использованы при чтении курсов по отечественной и военной истории, воинскому этикету и ряду других дисциплин в военных и гражданских учебных заведениях.

На основе проведенного анализа историографии можно сформулировать ряд рекомендаций научно-практического характера.

Во-первых, историографическое исследование трехвекового опыта изучения этикета русского офицера XVIII – начала ХХ в. показало отсутствие до настоящего времени его подлинно объективной и всеобъемлющей истории. Поэтому видится важным начать подготовку обобщающей монографии с учетом всего комплекса выявленных источников, в том числе и иностранного происхождения.

Во-вторых, в целях дальнейшего научного познания этикета офицера русской армии на основе историографических источников следует продолжить разработку относительно малоисследованных сторон ее деятельности. Перспективными комплексными диссертационными исследованиями могут стать: этикет русских императоров в отечественной историографии, этикет в военно-учебных заведениях императорской России.

В-третьих, история формирования и развития этикета должна оставаться одной из ведущих тем при распространении военно-исторических знаний о героическом прошлом нашего Отечества, боевых традициях русской армии, в первую очередь среди допризывной молодежи, личного состава Вооруженных Сил. Наиболее приемлемой формой решения такой задачи может стать серия научно-популярных книг и брошюр, рассчитанных на массового читателя.

В-четвертых, в целях совершенствования библиографической работы представляется целесообразным создать в библиотеках соответствующие каталоги, издать библиографические указатели, справочники, а также обобщенный указатель, включающий перечень всех изданий с учетом литературных произведений и зарубежных трудов.

V. АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ

Основные теоретические положения и практические выводы излагались автором на заседаниях кафедры истории и кафедры социально-культурной деятельности. Отдельные материалы использованы на групповых занятиях с курсантами Военного университета.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Этикет русского офицера в XVIII – начале XX века в отечественной историографии // Адъюнктский сборник. – 2010. – № 79. – С. 98-110. Объем — 0,5 п.л.
2. Власть и этикет офицера русской армии в отечественной историографии // Электронный научный журнал «Проблемы безопасности». 10. 2010. Объем – 0,5 п.л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах
(в соответствии с перечнем ВАК):
1. Правила поведения офицеров в обществе и семье XVIII – начала XX в. в отечественной историографии // Вестник Военного университета. – 2010. – № 3. – С. 103-114. Объем – 1,0 п.л.
2. Правовые основы этикета русской армии XVIII – начала XX в. // Право и образование. – 2010. – № 4. – С. 143-157. Объем – 1,0 п.л.

Общий объем публикаций по теме исследования – 3,0 п.л.

А.Н. Кондратьев

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false