Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki
Главная < Наука < Публикации < Подробнее

АФАНАСЬЕВА Е.С. Педагогические пути повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин

Афанасьева Елена Сергеевна: «Педагогические пути повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин», специальность 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования, диссертационный совет по педагогическим наукам при ФГВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ (123001, г. Москва ул. Большая Садовая, 14), т. 684-13-77, т. 684-13-74.

Диссертация выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный университет»

Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент СЛИВИН Тимур Станиславович, ФГВОУ ВПО «Военный университет» (г. Москва)

Официальные оппоненты:

  •  доктор педагогических наук, профессор ЛОБАНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА, НОУ ВПО «Российский новый университет» (г. Москва)
  • кандидат педагогических наук, доцент ПАЛЬМОВ ВЛАДИМИР ГЕННАДЬЕВИЧ, ГОУ ВПО «Военная академия РВСН
    им. Петра Великого» (г. Москва)

Ведущая организация - ФГОУ ВПО «Пограничная Академия ФСБ РФ» г. Москва)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГВОУ ВПО «Военный университет» (г. Москва).

Учёный секретарь диссертационного совета
Д.В. Шутько

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы. Одно из направлений реформирования военного профессионального образования связано с переходом от информационно-сообщающих технологий предметного обучения к компетентностной модели подготовки будущего военного специалиста. В более широком смысле это означает смену парадигмальных оснований теории и практики образования, но, при этом, как и ранее, залогом высокого профессионализма и компетентности будущих специалистов является их эффективная познавательная деятельность.

Познавательная деятельность курсанта направлена на овладение другими деятельностями имеющими значимость для будущей профессиональной карьеры. Поэтому способности выполнять тот или иной вид военно-профессиональной деятельности (и действий) является высшей, конечной целью познавательной деятельности курсантов в рамках образовательного процесса военного вуза.

Тем не менее, практика организации образовательного процесса военных вузов показывает, что сочетание учебного и воинского труда курсантов в военных вузах требует высокой интенсивности обучения и предполагает протекание познавательной деятельности в условиях высоких умственных, морально-психологических, физических и эмоциональных нагрузок курсантов. Это обостряет противоречие между необходимостью формирования компетентного военного специалиста, что обеспечивается эффективной познавательной деятельностью курсантов и недостаточностью педагогических условий ее осуществления в образовательном процессе военного вуза.

Вопросам поиска путей активизации познавательной деятельности курсантов и развития познавательной активности посвящен целый ряд диссертационных исследований военных дидактов, которые по разному подходят к решению этой проблемы. Так, например, С.В. Пашкин исследовал стилевые особенности учения курсантов военных вузов. Вопросам активизации познавательной деятельности различными средствами посвящены труды О. А. Артемьевой, А. Дарбули, Дханг Дык Тханга, З.Н. Калеевой, С.И. Лобанова, Г.К. Париновой, М.Ф. Овчара, Д.В. Фроликова, Ю.Ф. Худолева. В диссертации Вавиловой Т.Н. раскрыт процесс формирования культуры познавательной деятельности курсантов, в работе Г.Н. Гмызина - формирование культуры самоорганизации учебно-познавательной деятельности курсантов.

Однако целостного исследования познавательной деятельности и поиска путей повышения ее эффективности, как процесса становящегося основным механизмом становления личности будущего военного профессионала и являющегося системообразующим основанием его будущей профессиональной компетентности, в прямой постановке на уровне кандидатских диссертаций не проводилось.

Актуальность проблемы и необходимость обоснования ее теоретических положений в новых социально-экономических условиях определили предметное поле исследования.

Научная задача исследования состоит в обосновании педагогических путей повышения эффективности познавательной деятельности курсантов за счет систематизации их внутренних (мыслительных) и внешних (предметных) действий, которая, в теоретическом плане, предполагает выделение этапов познавательной деятельности, а в прикладном - формирование навыков самостоятельного овладения курсантами этими действиями в ходе изучения гуманитарных дисциплин.

Объектом исследования избрана познавательная деятельность курсантов военного вуза, а его предметом – педагогические пути повышения эффективности познавательной деятельности курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить сущность, структуру и содержание познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин и основные педагогические пути повышения ее эффективности.

В соответствии с целью в диссертации решались следующие задачи:

1. Обоснование теоретических и прикладных положений повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин.
2. Проведение опытно-экспериментального исследования для апробации разработанной целевой педагогической программы повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин.
3. Выявление педагогических путей и условий повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто положение о том, что в условиях обучения в военном вузе, где обеспечивается взаимосвязь общего высшего образования с военным и соединение обучения с военной службой, а так же с формированием личности будущего офицера, обладающего высоким уровнем профессиональной компетентности, имеется существенный педагогический ресурс повышения эффективности познавательной деятельности курсантов. Этим педагогическим ресурсом является дидактическое пространство гуманитарных дисциплин, в котором заложено значительно больше возможностей для применения активных методов обучения, чем в циклах естественнонаучных и военно-специальных дисциплин. Не достаточное использование педагогического ресурса гуманитарных дисциплин обостряет противоречие между сложившимся объемом умений и навыков овладения знаниями, а также способов познавательной деятельности, имеющихся у курсантов, и усложняющимися задачами, которые им необходимо решать в образовательном процессе военного вуза и в будущей профессиональной деятельности.

Предполагается, что выявленное противоречие может быть разрешено на основе совершенствования самостоятельной работы курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин; формирования рефлексивной культуры познавательной деятельности курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин; совершенствования методического мастерства преподавателей военных вузов в повышении эффективности познавательной деятельности курсантов.

Методологическую основу исследования составили: диалектический подход к осуществлению познавательной деятельности; общенаучные методологические подходы, такие как системно-структурный, используемый в обобщении и обосновании положений о познавательной деятельности; комплексный – во всестороннем изучении образовательного процесса военного вуза; процессуальный – для разработки модели познавательной деятельности как процесса и педагогической целевой программы его реализации, а так же компетентностный подход к подготовке будущего военного специалиста.

Методы исследования. Решение задач исследования осуществлено с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов. Ведущими теоретическими методами явились: анализ работ в области педагогики высшей школы, сравнительный анализ, обобщение, моделирование, проектирование и др. В арсенале эмпирических методов активно применялись педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, анализ документов и результатов деятельности, экспертная оценка и др.

Теоретическую основу исследования составили важнейшие положения: основные положения дидактики (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.); фундаментальные основы профессиональной подготовки в высшей военной школе (И.А. Алехин, А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов, В.Н. Гуляев, А.В. Деникин, П.А. Корчемный, А.Д. Лазукин, М.А. Лямзин, В.И. Марченков и др.); решения частных проблем подготовки военных специалистов (А.А. Благонравов, Б.П. Груздев, Л.Н. Лазуткина, В.П. Масягин, В.Я. Слепов, Т.С. Сливин, В.А. Собина, В.Б. Суганов, Ф.Ю. Хватов и др.); проблемы формирования познавательной деятельности в контексте идеи субъектности (Д.Б. Богоявленская, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, Г.С. Сухобская, Ю.Ф. Худолеев); психологических особенностей педагогического процесса в военных вузах (В.В. Богуславский, А.Г. Караяни, П.А. Корчемный, А.Г. Маклаков, В.Ф. Перевалов и др.).

Исследование проводилось в Голицынском и Московском пограничных институтах ФСБ России на кафедрах психологии и педагогики профессиональной деятельности, общей психологии, социальной психологии и психологических основ оперативной служебной деятельности в рамках изучения блока гуманитарных дисциплин в несколько этапов. Кроме того, эмпирический материал собирался в Омском танковом инженерном институте, Военном университете г. Москва, Московском высшем военном командном училище (военном институте).

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На подготовительном этапе (декабрь 2008 – август 2009 гг.) проведено изучение вузовской практики, различных теоретических источников по проблеме; выбраны объект и предмет исследования; определены цель и задачи. Определена и уточнена гипотеза опытно-экспериментальной работы. Разработана педагогическая целевая программа повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов. Определены участники экспериментальной работы: высшие военные учебные заведения, кафедры. Осуществлена организаторская работа по подготовке лиц, принимающих участие в эксперименте.

На основном этапе (сентябрь 2009 - июнь 2010 гг.) были проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента. На данном этапе выявлена эффективность исследуемого процесса в условиях сочетания традиционного образовательного процесса военного вуза и образовательного процесса, основанного на применении педагогической целевой программы повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов. Полученные результаты проанализированы и обобщены на основе разработанных критериев, что позволило выявить педагогические пути и условия повышения эффективности процесса познавательной деятельности курсантов военных вузов. Сформулированы предварительные выводы и рекомендации, ряд которых внедрялся в образовательный процесс военных вузов.

На заключительном этапе (июль 2010 – май 2011 гг.) осуществлена всесторонняя проверка, обработка и обобщение полученных результатов. Данные эксперимента обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии и психологических основ оперативной служебной деятельности Голицынского пограничного института ФСБ России, кафедры педагогики Военного университета, и на предметно-методических комиссиях названных кафедр, в индивидуальных беседах с преподавателями и курсантами. Формулировались основные выводы и практические рекомендации по внедрению разработанной педагогической целевой программы повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в образовательный процесс в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Завершающий этап включал оформление текста диссертации и подготовку автореферата.

Общий объём проделанной работы. В ходе исследования изучено и проанализировано около 250 научных и литературных источников по проблеме исследования; 36 тематических планов гуманитарных дисциплин изучаемых в военных вузах. Проведено самостоятельно и проанализировано более 300 учебных занятий по гуманитарным дисциплинам с применением методик предложенных в педагогической целевой программе повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов («Учу учиться и познавать», «Учусь учиться эффективно», «Я – субъект познания»), осуществлено целенаправленное наблюдение за педагогической деятельностью более 100 преподавателей гуманитарных дисциплин, опрошено более 50 преподавателей и около 500 курсантов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. На основе анализа сущности понятий «учебная деятельность», «образовательная деятельность», «учение» уточнено определение понятия «познавательная деятельность» как педагогического явления, применительно к профессиональной подготовке курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин в образовательном процессе военного вуза.

2. Сформулирована сущность познавательной деятельности курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин как педагогического процесса, представляющего собой овладение обобщенными способами мыслительных действий (при их планировании, организации, реализации и рефлексии) и саморазвитие курсантов в ходе решения учебных задач, специально заданных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку приобретения ими профессиональной компетентности; структура и содержание этого процесса.

3. Разработана педагогическая целевая программа повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов, которая проверена путем проведения педагогического эксперимента на основе применения методик совершенствования методического мастерства преподавателей, развития рефлексивных умений и навыков у курсантов, а также методики обучения курсантов эффективным способам познавательной деятельности в ходе изучения гуманитарных дисциплин.

Определены критерии оценки эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов: мотивационно-целевой, содержательно-операциональный, организационно-методический, результативный и их конкретные показатели.

4. Выявлены и обоснованы основные пути повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов: совершенствование самостоятельной работы курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин; формирование рефлексивной культуры познавательной деятельности курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин; повышение методического мастерства преподавателей военных вузов по повышению эффективности познавательной деятельности курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Определение познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин как педагогического явления скоординированного единством мотивов и целей совокупности внутренних и внешних субъект-субъектных взаимодействий, выступающих механизмом формирования и развития их военно-профессиональной компетентности.

2. Обоснованная сущность познавательной деятельности курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин как педагогического процесса, представляющего собой овладение обобщенными способами мыслительных действий и саморазвитие курсантов в ходе решения учебных задач, специально заданных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку приобретения ими профессиональной компетентности.
Структура познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин, включающая в себя определение целей и задач; выявление закономерностей и противоречий; обоснование субъект-субъектных отношений в ходе изучения гуманитарных дисциплин на основе методов, приемов, средств и форм взаимодействия преподавателей и курсантов, в зависимости от факторов и условий, влияющих на процесс познавательной деятельности; его результатов: выражающихся в приобретении курсантами познавательных умений и навыков овладения знаниями и их успешность в образовательном процессе военного вуза в целом.

Содержание познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин, раскрытое на основе реализации совокупности познавательных действий:

а)При планировании познавательной деятельности: осознание познавательной задачи; формирование и постановка цели; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов познавательной деятельности; построение алгоритма (модели) познавательной деятельности и др.

б)При организации познавательной деятельности: организация своего рабочего места; проверка наличия и состояния учебных средств, их рациональное размещение; определение режима работы; организация самостоятельной работы на самоподготовке; определение порядка и способов умственных действий.

в)При реализации познавательной деятельности: работа с источником информации, конспектирование; библиографический поиск; работа со словарями, справочниками; прослушивание и запись видео- и аудиоматериалов; самоуправление вниманием при восприятии информации; наблюдение, запоминание и др.

г)При усвоении материала: осмысление учебного материала; выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция – дедукция; классификация, обобщение, систематизация доказательств; построение рассказа, ответа, аргументация, проектирование, моделирование, адаптация и интерпретация к будущей профессиональной деятельности.

д)При рефлексии познавательной деятельности: само- и взаимоконтроль результатов познавательной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка различных сторон явления; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний и практических навыков; рефлексивный анализ.

3. Разработанная и апробированная в ходе опытно-экспериментальной работы педагогическая целевая программа повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов, представляющая собой совокупность методик, предназначенных для создания адекватных педагогических условий для приобретения курсантами новых и развития имеющихся умений и навыков овладения знаниями, а так же для их творческой интерпретации и адаптации к применению в условиях будущей профессиональной деятельности.

Экспериментально апробированные критерии оценки эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов: мотивационно-целевой (направленность интереса; характер (содержание) мотивов; понимание объективной и субъективной значимости познавательной деятельности в военно-профессиональной подготовке; целеполагание и целеустремленность); содержательно-процессуальный (владение содержанием средств, способов и методов познавательной деятельности); организационно-методический (владение методами-действиями и методами-операциями познавательной деятельности (анализ, синтез, дедукция, индукция и др.), самостоятельность, соответствие содержания познавательной деятельности потребностям развития профессиональной компетентности); результативный (сформированность познавательных умений и навыков, а так же степень эффективности познавательной деятельности курсантов).

3. Обоснованные педагогические пути повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин и условия их реализации:

а) совершенствование самостоятельной работы курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин; педагогическими условиями реализации данного пути являются: создание методик по привитию навыков самостоятельной работы; определение реального бюджета времени курсантов и его рациональное использование при изучении гуманитарных дисциплин; определение оптимального сочетания учебного, научного и воинского труда курсантов в целостном образовательном процессе высшей военной школы; дифференциация характера самостоятельной работы в зависимости от специфики учебного предмета и военной специальности; определение целевой практической функции отдельной изучаемой гуманитарной дисциплины в контексте с актуальной проблематикой предстоящей профессиональной деятельности; систематическая методическая подготовка преподавателей к использованию активных методов обучения и организации творческой самостоятельной познавательной деятельности курсантов, помощи им в выборе профессиональных ориентиров.

б) формирование рефлексивной культуры познавательной деятельности в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Педагогическими условиями реализации данного пути выступают: развитие у курсантов умения «приостановить» собственную познавательную деятельность, «встать над ней» и оценить ее; развитие умения выделять главные моменты познавательной деятельности как целого и определять пути повышения ее эффективности; развитие умения объективировать познавательную деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.

в) совершенствование методического мастерства преподавателей военных вузов по повышению эффективности познавательной деятельности курсантов. Педагогическими условиями для этого пути являются: педагогическое наставничество, в ходе которого осуществляется передача опыта педагогами-наставниками молодым преподавателям; формирование соответствующих методических умений у преподавателя: овладение дидактико-методическими основами профессиональной педагогической деятельности, учет специфики изучения учебного материала гуманитарных дисциплин, создание методических систем формирования познавательной активности и самостоятельности; создание организационных условий совершенствования методического мастерства.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты в своей совокупности способствуют решению задачи высшей военной школы по повышению эффективности познавательной деятельности курсантов. Разработаны теоретико-методологические подходы к проблеме повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов. Систематизированы знания о сущности, содержании и организации познавательной деятельности курсантов военных вузов, углублены представления о повышении ее эффективности в военных вузах, что способствует развитию теории и практики обучения и воспитания курсантов, повышению эффективности управления этим процессом. Теоретические положения и выводы исследования способствуют повышению профессиональной подготовки квалифицированных кадров, реальному приращению качества и эффективности формирования компетентного военного специалиста, дальнейшему осмыслению проблем в области общей и военной педагогики, педагогики высшего профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и апробированная на практике целевая программа повышения эффективности познавательной деятельности курсантов и методические материалы по ее реализации, позволяет руководящему и преподавательскому составу военных вузов создавать педагогические условия для повышения эффективности познавательной деятельности курсантов. Разработанные критерии и показатели оценки эффективности познавательной деятельности курсантов, используются в военных вузах при осуществлении контроля, анализа и коррекции данного вида педагогической деятельности и служат ориентирами для курсантов при рефлексии процесса и результатов собственной познавательной деятельности. Реализация педагогической целевой программы повышения эффективности познавательной деятельности курсантов в военных вузах активизирует их деятельность в отношении приобретения военно-профессиональных компетенций, повышает рефлексивную культуру, способствует формированию познавательных умений и навыков.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена опорой на теоретическую и эмпирическую базу по изучаемой проблеме, методологическим и теоретическим обоснованием изучаемого педагогического процесса, использованием достоверных и апробированных в ходе исследования выводов и рекомендаций, комплексным и корректным применением методов научно-педагогического исследования, репрезентативностью и достоверностью полученных результатов и качеством методик сбора и обработки данных, экспериментальной проверкой выводов и рекомендаций по повышению эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись диссертантом путем их использования в процессе учебных занятий в Московском и Голицынском пограничных институтах ФСБ России.

Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедрах психологии и педагогики профессиональной деятельности, общей психологии, социальной психологии и психологических основ оперативной служебной деятельности Голицынского пограничного института ФСБ России на кафедре педагогики Военного университета и на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Омского танкового инженерного института. Результаты работы опубликованы в семи научных публикациях, использованы в выступлении на межвузовской научно-практической конференции по проблемам современной психологии и педагогики.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Теоретические и прикладные положения повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Глава 3. Педагогические пути повышения эффективности познавательной деятельности курсантов ходе изучения гуманитарных дисциплин.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Одна из важнейших задач проведенного педагогического анализа проблемы повышения эффективности познавательной деятельности курсантов состояла в выяснении того, в какой мере необходимые изменения этой деятельности могут быть результатом происходящих в ней естественных процессов и в какой мере, наоборот, для их осуществления требуется сознательное, целенаправленное педагогическое вмешательство.

Проведенный теоретико-методологический анализ понятия «познавательная деятельность» показал, что ее отождествление с «учением», или «учебно-познавательной деятельностью» представляется не верным, так как в отличие от учебной деятельности, смысл которой состоит в усвоении уже готовых, добытых другими знаний о мире, познавательная деятельность направлена на достижение научного понимания окружающей действительности и служит системообразующим фактором формирования профессиональной компетентности курсантов и механизмом их саморазвития, при этом учебная деятельность становится содержательной основой познавательной деятельности заключенной в рамки учебного процесса.

В таблице 1 приведены трактовки познавательной деятельности в ранее проведенных военными педагогами исследованиях, отражающие общие тенденции.

Проведенный анализ познавательной деятельности курсантов позволил сформулировать авторское определение ее сущности как педагогического процесса, представляющего собой овладение обобщенными способами мыслительных действий и саморазвитие курсантов в ходе решения учебных задач, специально заданных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку приобретения ими профессиональной компетентности.

Таблица 1

Трактовки понятия познавательная деятельность военными педагогами

Источник
Определение
Володько В. Н.Активизация познавательной деятельности курсантов высших командных училищ в преподавании общественных наук: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Вильнюс, 1984.
Познавательная деятельность-это сложный умственный процесс, система внутренних и внешних действий, обусловленных единством мотивов и цели и направленный на восприятие и творческое усвоение знаний.
Данг Дык Тханг. Активизация познавательной деятельности курсантов военных училищ ВНА при изучении общественных наук: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1988.
Познавательная деятельность курсантов представляет собой единство психических процессов, активных интеллектуальных и практических действий, обеспечивающих приобретение новых знаний, совершенствование навыков и умений их применения.
Дарбули А. Активизация познавательной деятельности обучаемых в военно-педагогическом процессе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1993.
Познавательная деятельность курсантов -это скоординированная единством мотивов и цели система внутренних и внешних действий, ведущих его под руководством преподавателей к восприятию и усвоению новых образов, понятий, знаний, практических навыков и умений и т.п.
 
Познавательная деятельность курсанта военного вуза рассматривается как приоритетный компонент профессиональной подготовки, в котором цель деятельности курсанта несет в себе функцию самостоятельного управления этой деятельностью и проявляющийся в единстве трех компонентов: мотивационном, операционном и содержательном.

Выявлена структура познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин, включающая в себя определение целей и задач; выявление закономерностей и противоречий; обоснование субъект-субъектных отношений в ходе изучения гуманитарных дисциплин на основе методов, приемов, средств и форм взаимодействия преподавателей и курсантов, в зависимости от факторов и условий, влияющих на процесс познавательной деятельности; его результатов: выражающихся в приобретении курсантами умений и навыков овладения знаниями и их успешность в образовательном процессе военного вуза в целом.

Содержание познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин, раскрытое автором на основе реализации совокупности внутренних (мыслительных) и внешних (предметных) действий:

Поскольку познавательная деятельность является процессом, то в ней, как и во всяком процессе, можно выделить определенные этапы: постановка цели (ясное осознание конкретной задачи); планирование работы (включает определение последовательности действий, выбор для каждого действия соответствующих средств, способов, определение критериев выполнения действий и форм контроля); выполнение, осуществление деятельности, сопровождаемое текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; проверка результатов деятельности, исправление ошибок, если они были; сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка.

Основными педагогическими закономерностями процесса познавательной деятельности курсантов военных вузов являются:

- обусловленность результатов познавательной деятельности уровнем ее самоорганизации, эффективности обучения, научной организацией сочетания воинского и учебного труда в военном вузе;
- диалектическая взаимосвязь психологических компонентов познавательной деятельности (восприятия материала, осмысления знаний, запоминания, воспроизведения, применения учебного материала);
- обусловленность сознания необходимостью последовательного перевода внешних действий индивида в его внутренние действия и обратно в процессе овладения новым знанием;
- познавательное единство всех видов деятельности в вузе (обучение, воспитание, развитие, психологическая подготовка, военная служба), обеспечивающих гармоничное развитие личности будущего офицера и качество подготовки компетентного специалиста высокой квалификации.

Наряду с общими закономерностями процесс познавательной деятельности курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин в военном вузе находит свое конкретное выражение в основных принципах: гуманистической направленности, целостного подхода, непрерывности, диагностического сопровождения, учета возрастных особенностей, суъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе.

Познавательная деятельность курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин, как процесс, кроме традиционных (образовательной, воспитательной и развивающей), имеет следующие функции:

моделирующую; социально-ориентирующую; профессионально-адаптирующую которые реализуются при помощи следующих методов и форм этой деятельности: теоретические методы-операции( анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и др.) теоретическе методы-действия(диалектика как всеобщий метод познания; научные теории, анализ систем знаний; выявления и разрешения противоречий; постановки проблем; построения гипотез и др.). Эмпирические методы-операции (кроме наблюдения, изучения литературных и документальных источников, опытов и экспериментов это метод примера, проблемный, исследовательский и проектный методы, анализ конкретной ситуации, моделирование и игра.

Результатом познавательной деятельности курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин являются сформированные умения строить сложные умозаключения, принимать решения, рефлектировать, которые служат не только основой для приобретения знаний, умений и навыков при изучении всех остальных дисциплин в период обучения в военном вузе, но и являются средством повышения компетентности в ходе всей последующей профессиональной деятельности.

Анализ практики позволил выявить ряд противоречий между теорией и практикой повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов: противоречия между необходимым для практической деятельности профессиональным уровнем гуманитарной подготовки выпускника и возможностями образовательной среды военного вуза по его достижению; противоречия между имеющимся у курсантов уровнем сформированности умений и навыков овладения знаниями и его недостаточностью для успешного осуществления познавательной деятельности в военном вузе; противоречия между коллективными формами обучения, фронтальным обучением и индивидуальным характером познавательной деятельности каждого конкретного курсанта по усвоению содержания конкретной учебной дисциплины гуманитарного цикла.

Выявленные противоречия обнаруживают педагогическую проблему поиска путей повышения эффективности познавательной деятельности курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин.

Разрешение данных противоречий и повышение эффективности познавательной деятельности курсантов, было достигнуто путем разработки и реализации в образовательном процессе военных вузов педагогической целевой программы повышения эффективности познавательной деятельности курсантов, специфика которой заключалась в том, что взаимодействие между субъектами изучаемого процесса происходит в ходе реализации методик, условно названных «Учу учиться и познавать» «Учусь учиться эффективно» и «Я-субъект познания» направленных на приобретение курсантами познавательных умений и навыков, формирование рефлексивной культуры и овладение творческим уровнем познавательной деятельности высокой интенсивности.

Педагогическая целевая программа повышения эффективности познавательной деятельности курсантов реализовывалась в ходе взаимосвязанных этапов: подготовительного и формирующего. В ходе подготовительного этапа проводилась работа по повышению методического мастерства преподавателей и формирование у них соответствующих методических умений - выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В ходе программы «Учу учиться и познавать» с преподавателями проводился тренинг методического мастерства по повышению познавательного интереса, управления вниманием обучаемых, риторики и ораторского мастерства, эмпатии, рефлексии и изучалась методика диагностики эффективности познавательной деятельности. На основном этапе – подбирались адекватные потребностям методы и методические приемы, которые интегрировались в образовательный процесс и реализовывались в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Курсантами в эксперименте реализовывались методики «Учусь учиться эффективно» и «Я-субъект познания», способствующие усилению субъектной позиции курсантов в познавательной деятельности посредством овладения ими методами и способами научного познания и навыками рефлексии.

С целью определения эффективности познавательной деятельности курсантов определены критерии ее оценки, представленные в таблице 2, и проведена опытно-экспериментальная работа для подтверждения на практике выдвинутой гипотезы. Результаты эксперимента приведены в таблице 3 и на рисунках 1 и 2.

Таблица 2

Критерии и показатели оценки эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов

Критерий
Показатели
Мотивационно-целевой
- направленность интереса;
- характер (содержание) мотивов;
- наличие в деятельности целеполагания;
- наличие познавательной потребности
- понимание объективной и субъективной значимости познавательной деятельности в военно-профессиональной подготовке;
- умение добиваться поставленной цели (целедостижение); целеустремленность; саморегуляция
Организационно-методический
-владение умениями и навыками планирования, организации и рефлексии познавательной деятельности
- самостоятельность и активность в познавательной деятельности,
- соответствие содержания познавательной деятельности курсантов потребностям приобретения военно-профессиональной компетентности (организация своего рабочего места; организация самостоятельной работы на самоподготовке; определение порядка и способов умственных действий и др.)
Содержательно-операциональный
- знание о сущности и содержании способов и методов познавательной деятельности;
- владение познавательными действиями и операциями (работа с источником информации, конспектирование; библиографический поиск; работа со словарями, справочниками; а так же осмысление учебного материала; выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция – дедукция; классификация, обобщение, систематизация доказательств; ответа, аргументация, проектирование, моделирование, адаптация и интерпретация к будущей профессиональной деятельности)
 
Результативный
- повышение эффективности познавательной деятельности по мотивационно-целевому содержательно-операциональному и организационно-методическому критериям (внутренний критерий)
- общая учебная успешность курсанта в образовательном процессе (внешний критерий)

Таблица 3

Динамика эффективности познавательной деятельности курсантов в ходе опытно-экспериментальной работы

Группы
Этап эксперимента
Мотивационно-целевой критерий,%
Содержательно-операциональный критерий,%
Организационно-методический критерий,%
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
экспериментальная
констатирующий
4,41
50,37
45,22
34,93
41,18
23,90
5,51
42,65
51,84
контрольный
2,94
36,40
60,66
17,28
34,19
48,53
1,10
25,37
73,53
контрольная
констатирующий
5,15
49,26
45,59
33,82
39,71
26,47
6,62
45,59
47,79
контрольный
4,41
50,74
44,85
30,15
42,65
27,21
3,68
44,12
52,21

Внешний критерий эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов (общая учебная успешность) также показал положительную динамику в экспериментальных группах, что отражает рисунок 2.

Полученные результаты подтверждают выдвинутую в исследовании гипотезу и эффективность предложенной диссертантом педагогической целевой программы повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов и способствуют обоснованию педагогических путей и условий повышения эффективности их познавательной деятельности.

Результаты исследования показали, что одним из таких путей является совершенствование самостоятельной работы курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Наиболее значимыми условиями реализации данного пути на практике являются: создание методик по привитию навыков самостоятельной работы; определение реального бюджета времени курсантов и его рациональное использование при изучении гуманитарных дисциплин; определение оптимального сочетания учебного, научного, познавательного и воинского труда курсантов в целостном образовательном процессе высшей военной школы; дифференциация характера самостоятельной работы в зависимости от специфики учебного предмета и военной специальности; определение целевой практической функции отдельной изучаемой гуманитарной дисциплины в контексте с актуальной проблематикой предстоящей профессиональной деятельности; систематическая методическая подготовка преподавателей использованию активных методов обучения и организации творческой самостоятельной познавательной деятельности курсантов, помощи им в выборе профессиональных ориентиров.

Второй путь заключается в формировании рефлексивной культуры познавательной деятельности в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Педагогическими условиями реализации данного пути являются: развитие у курсантов умения «приостановить» собственную познавательную деятельность и «встать над ней»; развитие умения выделять главные моменты познавательной деятельности как целого; развитие умения объективировать познавательную деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.

Третий путь – повышение методического мастерства преподавателей военных вузов по повышению эффективности познавательной деятельности курсантов. Педагогическими условиями для этого пути являются: педагогическое наставничество, в ходе которого осуществляется передача опыта педагогами-наставниками молодым преподавателям; формирование соответствующих методических умений у преподавателя: овладение дидактико-методическими основами профессиональной педагогической деятельности, учет специфики изучения учебного материала гуманитарных дисциплин, создание методических систем формирования познавательной активности и самостоятельности; создание организационных условий совершенствования методического мастерства.

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Проведенное исследование познавательной деятельности курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин в образовательном процессе военных вузов позволило сформулировать следующие выводы:

1. Анализ литературы позволил обосновать положение о том, что познавательная деятельность курсанта в ходе изучения гуманитарных дисциплин в военном вузе заключается в саморазвитии курсантом в процессе собственного познания способности добывать знания, обрабатывать их для своих профессиональных нужд и впоследствии использовать в профессиональной деятельности, а преподаватель создает условия для повышения ее эффективности.

Теоретический анализ процесса познавательной деятельности курсантов военного вуза в ходе изучения гуманитарных дисциплин позволил сформулировать его сущность, представляющую собой овладение обобщенными способами мыслительных действий (при их планировании, организации, реализации и рефлексии) и саморазвитие курсантов в ходе решения учебных задач, специально заданных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку приобретения ими профессиональной компетентности.

2. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила проверить разработанную педагогическую целевую программу повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов; эффективность предложенных методик формирования новых способов познавательной деятельности курсантов, формирования их рефлексивной культуры; диагностическую методику определения эффективности познавательной деятельности курсантов; адекватность создаваемых преподавателем педагогических условий осуществления познавательной деятельности курсантами.

Обоснованы пути повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов, такие как:

  • совершенствование самостоятельной работы курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин;
  • формирование рефлексивной культуры познавательной деятельности в ходе изучения гуманитарных дисциплин;
  • повышение методического мастерства преподавателей военных вузов по повышению эффективности познавательной деятельности курсантов.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Проведенное исследование дало возможность определить практические рекомендации, учет и реализация которых будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса в военных вузах:

1. Руководству вузов: целесообразно организовать регулярную методическую подготовку преподавателей в целях повышения их методического мастерства силами преподавателей педагогики и психологии; по прибытии преподавателей в вуз организовывать их встречи с командованием и опытными методистами в целях ознакомления с организацией процесса подготовки, особенностями педагогического взаимодействия преподавателей с курсантами; в интересах овладения начинающими преподавателями методикой разработки педагогических технологий, с учетом необходимости интеграции в них методов повышения эффективности познавательной деятельности курсантов, предлагается обеспечить их систематическое участие в подготовке и проведении учебно-методических, воспитательных и научных мероприятий. (Глава 3 §3).

2. На кафедрах: в процессе становления начинающих преподавателей целесообразно назначать им в качестве кураторов опытных преподавателей, способных оказать реальную помощь в освоении основных методов диагностики эффективности познавательной деятельности; для обеспечения промежуточного контроля качества педагогической деятельности по обучению курсантов основам научного познания и привитию им познавательных умений и навыков рекомендуется регулярно оценивать практическую деятельность преподавателей и обсуждать их результаты на заседаниях предметно-методических комиссий и кафедр. (Глава 3 §3).

3. Преподавателям, в процессе самостоятельной работы: анализировать динамику познавательной деятельности курсантов и корректировать на основании ее оценки свою педагогическую технику; постоянно использовать ситуации общения для самосовершенствования педагогической деятельности с различными категориями участников образовательного процесса вуза; творчески подходить к разработке каждого плана занятия, включив в него элементы обеспечивающие формирование познавательной активности и самостоятельности курсантов, как основных характеристик их познавательной деятельности. (Приложение 2,3,4,5,6).

4. Курсантам рекомендуется овладевать основами рефлексивной культуры и совершенствовать ее по мере подготовки, развивать навыки самостоятельной работы, рационально распределять реальный бюджет времени и овладевать методами и способами эффективной познавательной деятельности. (Глава 3 §1, §2).

Дальнейшие педагогические исследования целесообразно продолжить по следующим направлениям: организация личностно-ориентированной образовательной среды военного вуза; развитие дидактических систем в военно-педагогической теории и практики; контроль качества образовательного процесса современных военных вузов.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих работах:

а) статьи в ведущих научных журналах, включенных в перечень ВАК:
1. Афанасьева Е.С. Теоретическое обоснование сущности познавательной активности обучаемых вузов силовых структур //Вестник университета (ГУУ), №21, - М.: ГУУ, 2010. – С. 5-7.
2. Особенности познавательной деятельности курсантов в ходе изучения гуманитарных дисциплин. // Вестник университета (ГУУ), № 10,- М.: ГУУ, 2011. – С. 8 – 10.

б) Статьи в научных изданиях, тезисы и доклады на международных и межвузовских конференциях:
3. Афанасьева Е.С. К вопросу о педагогической сущности и структуре процесса формирования познавательной деятельности курсантов военных вузов. // Сборник научных статей по общественно-государственной подготовке ПО ФСБ РФ № 6. – М.: «Граница», 2010. – С. 5 – 9.
4. Афанасьева Е.С. Познавательная активность как характеристика деятельности и форма поведения индивида. // Сборник научных статей - № 4. – Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2009. – С. 7 – 9.
5. Афанасьева Е.С. Характеристика субъектной позиции курсантов в процессе учебно-познавательной деятельности в вузах ФСБ России пограничного профиля. // Современные тенденции эффективности качества образовательного процесса в военных вузах. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Голицыно, НИиРИО ГПИ ФСБ РФ, 2011. – С. 56 – 58.
6. Теоретические и прикладные положения повышения познавательной активности курсантов военных вузов. // Сборник научных статей - № 5. – Голицыно: ГПИ ФСБ РФ, 2011. – С. 5 – 7.
7. Афанасьева Е.С. Педагогические пути повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин. // Актуальные вопросы разработки и внедрения информационных технологий двойного применения: Сборник докладов Х Всероссийской научно-практической конференции 3-4 ноября 2010 г.- Ярославль 2010.- С.82-85.

Общий объем -1,7 п.л.

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false