Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki
Главная < Наука < Публикации < Подробнее

КУЛЕШОВ С.М. Управление профессиональной карьерой офицерского корпуса ВС РФ (социологический анализ)

23 сентября 2011 года в 13:00 в аудитории 612 состоится защита диссертации на соискание степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.08 – Социология управления.

Соискатель ученой степени: преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» КУЛЕШОВ Сергей Михайлович

Адрес диссертационного совета по социологическим наукам Д-215.005.07 при Военном университете: 123001, г.Москва, Б.Садовая, 14, корп.5, ауд.612.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат социологических наук Осипенко Эдуард Борисович

Работа выполнена на кафедре социологии Военного университета.

Научный руководитель – кандидат социологических наук, доцент ПЫХАНОВ Юрий Вадимович

Официальные оппоненты:

  • доктор социологических наук, профессор ОБРАЗЦОВ Игорь Владимирович
  • кандидат социологических наук МУРАЧЕВ Андрей Павлович

Ведущая организация – Государственный университет управления

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Сложность и противоречивость современных условий общественного развития, которые отражаются на процессах, происходящих в Вооруженных силах Российской Федерации в целом и в Военно-воздушных силах в частности, объективные тенденции повышения роли управления человеческими ресурсами, необходимость создания возможностей для раскрытия профессионального и личностного потенциала офицера ставят профессиональную карьеру офицера российских Военно-воздушных сил (ВВС) в центр внимания военно-социологической науки.

Профессиональная карьера офицера российских ВВС фокусирует в себе целый комплекс взаимосвязанных вопросов ряда научных дисциплин. Среди них можно выделить социологию, менеджмент, экономику, психологию, теорию социального управления. В современных условиях становится очевидным, что только высокая конкуренция среди офицеров российских ВВС определяет стратегию достойного продвижения по службе. Профессионализм и компетентность кадровых офицеров российских ВВС становится одним из условий в совершенствовании способов деятельности, достижении положительных результатов военной службы.

В современных условиях практическую значимость приобретает исследование профессиональной карьеры офицера российских ВВС для раскрытия механизмов реализации потенциала человеческого профессионализма. Построение и планирование профессиональной карьеры офицера российских ВВС невозможно без соответствующих коренных изменений самой личности офицера, без обдуманного взгляда на систему мотивации, на основе которой разворачивается деятельность офицера российских ВВС. В стремлении к успешности профессиональной карьеры скрыт огромный потенциал российских офицеров, необходимый для качественного реформирования Вооруженных сил. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость проведения теоретико-прикладного социологического анализа профессиональной карьеры офицера российских ВВС.

Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется:
- во-первых, необходимостью интегрирования в рамках военно-социологической науки накопленного теоретического и эмпирического материала по проблемам профессиональной карьеры офицерского корпуса ВС РФ, обобщения методов управления профессиональной карьерой, разработанных в отечественной и зарубежной социологической науке;
- во-вторых, недостаточной изученностью системы факторов, влияющих на успешность профессиональной карьеры офицерского корпуса ВС РФ, необходимостью широкой теоретической проработки комплекса проблем, связанных с противоречиями, которые возникают при карьерном перемещении офицеров;
- в-третьих, потребностью всестороннего исследования профессиональной карьеры офицерского корпуса ВС РФ, результаты которого позволили бы оптимизировать карьерные процессы, разработать индивидуальный план профессиональной карьеры в интересах как личности офицера, так военной организации;
- в-четвертых, необходимостью разработки конкретных рекомендаций по управлению профессиональной карьерой офицерского корпуса ВС РФ в современных условиях.

Степень научной разработанности проблемы. Проведенный анализ специальной литературы, результатов имеющихся социологических исследований по проблемам профессиональной карьеры позволяет сделать вывод, что современная социологическая наука располагает широкой теоретической и эмпирической базой, позволяющей всесторонне исследовать профессиональную карьеру офицера российских ВВС. Процесс построения профессиональной карьеры офицера является одним из частных случаев социальной мобильности, которая начала изучаться с первой четверти ХХ века. Фундаментальные труды по социологии М. Вебера, П.А. Сорокина посвящены исследованию управленческих ценностей, жизненных стратегических ориентаций, профессиональных способностей. В работах Э. Дюркгейма, Б. Карлоффа, Н. Смэлзера, Т. Коно, П. Бергера, Т. Лукмана, П. Дизеля, У. Мак-Кинли Раньяна, Дж. Тернера, Р. Мертона, Дж. Морено, Х. Хекхаузена, Д. Хоманса, П. Штомпки, И. Фогараши, Л. Якокка исследуется профессиональная деятельность с позиций ролевой теории личности, формирования должностного статуса и спектра ролей как творческого процесса освоения личностью формально заданных полномочий и ценностей управленческой деятельности. Разработки методологических и методических основ социологии управления, представленные в работах Д.М. Гвишиани, А.Г. Здравомыслова, Г.В. Осипова, В.А. Ядова, составили организационную базу социологических исследований в области профессиональной карьеры . Общие тенденции социальных перемещений подверглись научному анализу в трудах Н.А. Аитова, М.Н. Руткевича, Ф.Р. Филиппова и других . Значительное оживление в отечественных исследованиях, касающихся профессиональной карьеры, отмечается с начала 90-х годов ХХ века. Исследовательский интерес был направлен на различные категории населения, на анализ их профессиональной и должностной карьеры. Широкое распространение получили научные исследования, в которых авторы применяют категориально-понятийный аппарат, включающий такие понятия, как «карьерная мобильность», «должностная карьера», «социальный лифт», «карьерный лифт». В них рассматривались вопросы внутриорганизационной карьеры различных категорий работников, разрабатывались рекомендации для руководителей по регулированию карьерных процессов.

Различные аспекты успешности профессиональной карьеры исследует в своих работах российский ученый В.М. Шепель. Среди этих аспектов следует выделить сбережение здоровья, рациональный образ жизни, эффективное определение карьерной стратегии в системе коммуникаций, в которые вступает личность человека.

Особый интерес к изучению комплекса проблем, связанных с профессиональной карьерой, в последнее время проявили ученые и исследователи из Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ. Тщательно изучались вопросы карьерной стратегии, служебной тактики. Особое внимание уделялось исследованию системы факторов, влияющих на профессиональную карьеру государственного служащего.

В военной социологии профессиональная карьера офицера в прямой постановке изучена недостаточно. Если обратиться к истории военной социологии, то можно отметить работы П. Режепо по статистическому изучению вопросов продвижения по службе офицеров и генералов российской армии в начале ХХ столетия. В рамках военной науки так же проводились исследования, связанные с анализом различных социальных явлений и процессов, характерных для профессиональной карьеры офицера, с особенностями регулирования этих процессов. В числе военных ученых, которые занимались вышеуказанной областью исследований, можно выделить М.И. Бородина, Л.Г. Егорова, Б.И. Краснова, Б.В. Кузьменко, Ю.В. Мамонтова. Наряду с этим следует отметить Е.Д. Богатырева, В.Н. Ковалева, В.В. Серебрянникова, Ю.И. Дерюгина, В.В. Иванова и других, которые исследовали различные аспекты функционирования социальных процессов в условиях воинской деятельности. Влияние процесса социализации офицера в условиях военной службы на его профессиональную карьеру – предмет исследования А.Г. Пилипонского, В.Л. Примакова. Некоторые из военных ученых-исследователей обращались к характеру воинского труда, анализу комплекса факторов, непосредственно влияющих на служебно-должностные перемещения офицеров. Среди них Ю.Ф. Мельников, П.В. Ульянов, А.С. Скок. Многие вопросы, связанные с социальной, профессиональной и карьерной мобильностью офицеров, освещены в исследовании Ю.В. Пыханова. Среди военных социологов, исследующих специфику протекания социальных процессов в российских Военно-воздушных силах, следует отметить В.Н. Балашова, В.О. Ревенко, И.И. Санжаревского.

Если обобщить итоги обзора отечественных исследований в области профессиональной карьеры человека, то можно сделать вывод, что данный феномен должен стать объектом пристального изучения теоретической и прикладной социологии. Это позволит восполнить существующие теоретические пробелы и интегрировать имеющиеся знания в целостную систему. Вышеперечисленные обстоятельства подтверждают целесообразность самостоятельного социологического исследования вопросов, связанных с профессиональной карьерой офицера российских ВВС, предопределяют объектно-предметную область исследования.

Объект исследования – управление профессиональной карьерой офицерского корпуса ВС РФ.

Предмет исследования – сущность, содержание и современное состояние профессиональной карьеры офицерского корпуса на примере офицеров Военно-воздушных сил, особенности управления профессиональной карьерой офицерскогокорпусв в современных условиях.

Цель исследования – на основе существующих теоретико-методологических подходов к изучению профессиональной карьеры и результатов военно-социологического исследования описать современное состояние профессиональной карьеры офицера российских ВВС, разработать практические рекомендации по управлению профессиональной карьерой офицеров российских ВВС в современных условиях.

Достижение цели диссертационного исследования предполагает поэтапное решение следующих основных задач:
- исследовать основные теоретико-методологические подходы к сущности профессиональной карьеры и дать их характеристику;
- уточнить сущность понятия «профессиональная карьера офицера российских ВВС»;
- сформировать теоретическую модель исследования профессиональной карьеры офицера российских ВВС;
- провести комплексное военно-социологическое исследование по выявлению современного состояния профессиональной карьеры офицерского корпуса ВС РФ;
- выявить и описать особенности и типы профессиональной карьеры офицера ВВС;
- обосновать пути и способы управления профессиональной карьерой офицера в современных условиях.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что в современных условиях в ВС РФ сформирован комплекс факторов, негативно влияющих на профессиональную карьеру офицеров и способствующих наличию дисфункционального типа карьеры. Анализ этих факторов требует от органов военного управления принятия мер по управлению профессиональной карьерой офицерского корпуса ВС РФ.

Частные гипотезы:
- профессиональная карьера офицера российских ВВС характеризуется процессом вынужденной смены профессионально-статусных характеристик личности и является результатом сложнейшего взаимодействия факторов и условий: объективных и субъективных, внешних и внутренних, средовых и личностных;
- в системе факторов и условий, влияющих на карьерные процессы в российских Военно-воздушных силах, доминирующее воздействие оказывают факторы военной организации и внешней среды, а не личностные профессиональные показатели офицера;
- в деятельности по управлению профессиональной карьерой офицеров российских ВВС необходимо учитывать возможность реализации потребностей как личности офицера, так и потребностей военной организации.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили основные положения:
- теории социальных систем, позволяющей рассматривать профессиональную карьеру офицера как целостную систему;
- структурно-функционального анализа, обеспечивающего выделение основных структурных элементов профессиональной карьеры офицера и изучение их в функциональной взаимосвязи;
- теории социального действия, определяющей карьерное перемещение офицера как единицу социального поведения;
- теории социального обмена, отражающей обмен ценностями карьерного пространства в процессе продвижения по ступеням профессиональной карьеры;
- общей социологии, социальной философии, социальной психологии, социологии личности, социологии управления, военной социологии.

Методическую основу диссертации составили методы системного описания, структурно-функционального анализа, общенаучные методы сравнения, обобщения, абстрагирования.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили результаты социологического исследования с шифром «Карьера», проведенного автором в 2005 – 2010 годах, результаты экспертного опроса офицеров различных уровней , данные социологических исследований, проведенных Социологическим центром ВС РФ. В эмпирическую базу так же вошли статистические данные средств массовой информации, сведения нормативно-правовых документов, регламентирующие прохождение военной службы по контракту.

Достоверность и научная обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечена:
- теоретическим и методологическим обоснованием концептуальной модели исследования профессиональной карьеры;
- сравнительным анализом и опорой на достоверные и апробированные в других социологических исследованиях выводы и рекомендации;
- корректным использованием логических и математико-статистических методов обработки и анализа первичной социологической информации.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что:
- разработанная теоретическая модель исследования профессиональной карьеры офицерского корпуса ВС РФ может быть использована как основа для дальнейшего системного изучения карьерных процессов, происходящих в военной организации общества;
- получена объективная социологическая информация о современном состоянии и типах профессиональной карьеры (на примере офицеров российских ВВС);
- сформулированы основные рекомендации по управлению профессиональной карьерой офицерского корпуса ВС РФ;
Последовательное решение поставленных автором задач предопределило структуру диссертации, которая состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:
- в уточнении социологического содержания понятия «профессиональная карьера офицера российских ВВС»;
- в характеристике современного состояния профессиональной карьеры офицера российских ВВС;
- в выявлении типологии профессиональной карьеры офицера применительно к российским ВВС;
- в разработке практических рекомендаций по управлению профессиональной карьерой офицерского корпуса ВС РФ в современных условиях.

Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущностное определение понятия «профессиональная карьера офицера российских ВВС».

В последнее время интерес к профессии военнослужащего со стороны социологической науки существенно вырос. Профессия офицера аккумулирует в себе не только широкое развитие военно-профессиональных качеств личности, но и овладение новыми видами деятельности, связанными с различными воинскими должностями. Поэтому для профессиональной карьеры офицера российских ВВС характерно не только преобладание конкретной специализации, полученной после окончания военного училища (военного института), но и повышение уровня своей военно-профессиональной деятельности в соответствии с различными должностями. Многие из указанных воинских должностей связаны с управленческой деятельностью, охватывающей различные специализации в рамках Военно-воздушных сил.

Прежде, чем приступить к социологическому анализу феномена «профессиональная карьера офицера российских ВВС» необходимо определить понятие «офицер российских ВВС». Под этим понятием мы понимаем офицеров в воинском звании от лейтенанта до полковника, проходящих службу в Военно-воздушных силах, связанных с производством и обеспечением полетов авиации, а так же офицеров учреждений, военно-учебных научных центров, осуществляющих подготовку кадров для авиации Военно-воздушных сил.

В первую очередь в сферу исследовательского интереса вошли такие категории офицеров российских ВВС, как офицеры летного состава, офицеры групп руководства полетами, офицеры инженерно-технического состава. Авиационная техника различного назначения состоит на вооружении авиационных полков и производство и обеспечение полетов происходит именно в них. Учитывая результаты проведенного теоретического анализа феномена «профессиональная карьера», мнения экспертов, попытаемся вывести определение профессиональной карьеры офицера российских ВВС.

Итак, под профессиональной карьерой офицера российских ВВС мы будем понимать процесс последовательной, преимущественно вынужденной смены офицером его профессионально-должностных ролей, статусов, видов деятельности, выражающихся в определенных воинских должностях и званиях, обеспечивающих максимальное удовлетворение потребностей офицера в процессе его службы в Военно-воздушных силах. При этом смена видов деятельности обусловливается уровнем образования офицера и состоянием его здоровья.

Итак, офицер летного состава начинает свою профессиональную карьеру на первичных летных должностях. Основным предназначением офицера данной группы является непосредственное участие в полетах в качестве командира (члена) экипажа. Подготовка и развитие профессиональных навыков по технике пилотирования, самолетовождению и действиям в особых случаях происходит в соответствии с требованиями руководящих документов по организации и проведению полетов, в строгом соответствии с курсом боевой подготовки (КБП). Для продвижения по профессионально-должностной лестнице офицеру летного состава необходимо учитывать ряд особенностей, присущих только летному составу. Некоторыми из них являются:
- сохранение и поддержание состояния здоровья на том уровне, который позволит пройти два раза в год осмотр специалистов врачебно-летной комиссии (ВЛК) без каких-либо серьезных диагнозов, существенно влияющих на летную работу;
- постоянная направленность на летную работу;
- увеличение собственного налета (то есть количества часов, проведенных в полете);
- получение и ежегодное подтверждение классной квалификации.

Последнее обстоятельство существенно влияет на профессиональную карьеру летного состава. Офицер, не имеющий классной квалификации «военный летчик второго класса» по определению не может занимать должности выше, чем командир авиационного звена, авиационного отряда. Вместе с тем, продолжительные перерывы в полетах в определенных метеорологических условиях так же оказывают влияние на профессиональные навыки летного состава. Причинами таких перерывов могут быть очередной отпуск офицера, состояние здоровья, не обеспечивающее безопасное выполнение полетов, ограничение количества летных смен из-за неблагоприятных метеорологических условий, отсутствия горюче-смазочных материалов (ГСМ), низкого процента исправной авиационной техники. Последние две причины связаны с глубоким системным кризисом, который поразил современное российское общество, все его социальные институты, в том числе Вооруженные силы. Не для кого не секрет, что в последнее время в авиации катастрофически не хватает ГСМ, запасных частей для авиационной техники. Количество часов годового налета для летного состава снизилось за последнее десятилетие на порядок и не идет ни в какое сравнение с аналогичным показателем летного состава ВВС любых государств, состоящих в НАТО.

2. Теоретическая модель исследования профессиональной карьеры офицеров.

В качестве теоретической модели (см. рис. 1) нами выбрано социальное взаимодействие субъекта профессиональной карьеры с элементами карьерного пространства, которое определяется как относительно обособленная совокупность должностей в должностной структуре, содержащая необходимые условия для реализации профессиональных способностей офицера.

Элементы теоретической модели определяются следующим образом.

Карьерное действие – совокупность предпринимаемых офицером усилий и действий, направленных на повышение собственных профессионально-должностных позиций, на более полную реализацию материальных и духовных потребностей.

Состояние здоровья субъекта ПК – определяемая степень годности офицера к летной работе, руководству полетами, обслуживанию авиационной техники.

Уровень образования субъекта ПК – качественная характеристика субъекта ПК, показывающая наличие диплома об окончании военного (гражданского) учебного заведения.

Система мотивации субъекта ПК – совокупность взаимосвязанных мотивов, определяющих стремление к достижению карьерных целей.

Карьерная блокада – любое вмешательство (или совокупность обстоятельств), создающее преграду либо перерыв в уже начавшемся или намечаемом карьерном действии офицера российских ВВС.

Карьерный лифт понимается нами как совокупность различных ресурсов, активно используемых офицером для реализации собственных карьерных действий.

3. Результаты социологического анализа современного состояния профессиональной карьеры офицера российских ВВС.

В результате проведенного военно-социологического исследования выявлены особенности современного состояния профессиональной карьеры офицеров летного состава, офицеров группы руководства полетами и офицеров инженерно-технического состава.

Для офицера летного состава обучение в военно-учебном научном центре ВВС является существенным условием развития профессиональной карьеры. Во время обучения летный состав продолжает проходить врачебно-летную комиссию и убывает на периодические стажировки в строевые авиационные полки для практических полетов. В период развития и совершенствования профессиональных навыков у этой категории офицеров происходит естественный отсев. Вовремя замеченные и неустранимые недостатки в профессиональном плане порой спасают от тяжелых последствий, связанных порой с гибелью летного состава в авиационных катастрофах.

Дальнейшее продолжение профессиональной карьеры летного состава напрямую связано с состоянием здоровья и полученной классной квалификацией. В этот момент у офицера, как правило, возникает ситуация выбора: либо продолжать совершенствовать свое лётное мастерство в строевых авиационных полках, либо уходить с летной работы добровольно или по состоянию здоровья. Однако, необходимо учитывать то обстоятельство, что далеко не всегда для офицера-летчика после академии находится соответствующая должность в войсках. Известны случаи, когда офицеры летного состава в звании «подполковник» после окончания академии возвращались в авиационные полки на прежние или на нижестоящие должности. Это была своего рода жертва за продолжение карьеры летчика и за дальнейшее развитие своих профессиональных качеств.

Нельзя не учитывать то обстоятельство, что профессия офицера российских ВВС дает возможность смены военно-учетной специальности после некоторых поворотных моментов в службе, например, ухода с лётной работы по состоянию здоровья. Профессиональная карьера офицера будет продолжаться, но уже в рамках иной военно-учетной специальности. Здесь хотелось бы обратить внимание на схему так называемых параллельных карьерных лестниц. Суть в том, что в рамках военной службы офицер постоянно совершенствует свои профессиональные, служебные, деловые и иные конкурентноспособные качества, которые находят свое применение на различных должностях, замещаемых офицерами. Достигая «потолка» в развитии навыков в рамках определенной военно-учетной специальности, офицер российских ВВС имеет возможность перейти на параллельную карьерную лестницу, и развиваться в ее формате. Как правило, это инструкторская работа, педагогическая деятельность, наставничество, научно-исследовательская работа и иная деятельность, подробно описанная в специальных научных теориях, например, в психологии профессионализма, в профессиологии. В этом случае некорректно говорить о завершении профессиональной карьеры офицера летного состава. Она будет продолжаться вплоть до увольнения из рядов ВС РФ.

Карьерные пути офицеров группы руководства полетами могут так же быть различными. После прохождения всех упражнений КБП офицер по боевому управлению, например, имея соответствующую классную квалификацию может быть перемещен на должность оперативного дежурного командного пункта авиационного полка. В дальнейшем карьера этой группы офицеров может развиваться по так называемой оперативной или командно-штабной линии. Из этой категории офицеров ВВС, как правило, «вырастают» начальники штабов авиационных полков, офицеры управлений штабов соединений и объединений ВВС и ПВО. Позволим себе некоторое сравнение начальных параметров профессиональной карьеры офицера летного состава и офицера группы руководства полетами.

Одним из указанных начальных параметров будем считать некоторую относительную вероятностную характеристику Р, которая определяет возможность для дальнейшего служебно-профессионального роста, характеризует в количественном выражении широту или узость карьерного пространства. Одним из первых шагов в профессиональной карьере офицера российских ВВС является шаг к должности, замещаемой офицерами с воинским званием «майор». Анализ должностей на командном пункте авиационного полка позволяет рассчитать характеристику Р, которая определяет отношение «майорских» должностей к «капитанским» и колеблется в пределах от 0,66 до 0,83 (Р = 0,66 – 0,83). По величине этой характеристики можно делать вывод о том, реально ли переместиться на следующую ступень служебной лестницы и возможно ли в ближайшее время занять очередную ступень профессиональной карьеры, соответствующую «майорской» должности. Другой пример будет связан с офицерами летного состава авиационной эскадрильи, где они проходят службу. В авиационной эскадрильи речь идет о должностях, замещаемых только летным составом. В данном примере относительная характеристика «майорских» должностей к «капитанским» колеблется в пределах от 0,25 до 0,31 (Р = 0,25 – 0,31). Это в том случае, когда эскадрилья вооружена одноместными летательными аппаратами (ЛА). Указанная характеристика будет только уменьшаться, если рассмотреть пример с эскадрильей, вооруженной двух- и более местными ЛА. Однако, следует предположить, что количественная мера этой характеристики среди офицеров летного состава и группы руководства полетами будет изменяться, если некоторые должности в указанных примерах будут вакантными. Исходя из вышесказанного, по величине Р можно характеризовать карьерное пространство следующим образом:
- открытое карьерное пространство (Р = 1);
- широкое карьерное пространство (1 > Р ? 0,8);
- нормальное карьерное пространство (0,79 ? Р ? 0,5);
- узкое карьерное пространство (0,49 ? Р ? 0,2);
- закрытое карьерное пространство (0,19 ? Р > 0).

Необходимо отметить, что служба офицера в Вооруженных силах РФ сопровождается не только постепенным продвижением по служебно-профессиональной лестнице, но и присвоением очередных воинских званий от первичного офицерского звания «лейтенанта» до «полковника». Одним из показателей профессиональной карьеры офицера российских ВВС является своевременность присвоения очередных воинских званий и наличие факта досрочного присвоения очередного воинского звания. Этот показатель анализировался в нашем исследовании с помощью соответствующего вопроса анкеты. Исходя из полученных результатов, можно утверждать о том, что около 62% опрошенных офицеров российских ВВС имели за время своей службы задержки с присвоением очередного воинского звания. Причины указанных задержек могут быть различными: отсутствие карьерного пространства или его узость, нежелание самого офицера восходить по ступеням служебно-профессиональной лестницы, негативные профессиональные показатели офицера, когда решением аттестационной комиссии офицер остается на занимаемой должности и др.

Авторский подход к исследованию профессиональной карьеры офицера российских ВВС основан на следующих позициях:
- изначально профессиональная карьера офицера может быть как нисходящей, так и восходящей, так как развитие профессиональных качеств и навыков идет не только в рамках одной военно-учетной специальности;
- при определении типов профессиональной карьеры необходимо учитывать перспективную цель (идеальный результат), на которую ориентируется офицер.

Итак, результаты проведенного исследования показали, что в зависимости от перспективной цели, на которую направлены все усилия офицера по служебно-должностному перемещению, можно выделить следующие типы профессиональной карьеры (см. Рис. 2):
- первый тип профессиональной карьеры, ориентированный на воинское звание;
- второй тип профессиональной карьеры, ориентированный на конкретную должность;
- третий тип профессиональной карьеры, ориентированный на место службы (в географическом смысле);

При этом типы профессиональных карьер распределяются следующим образом (см. рис. 3).

4. Основные пути и способы управления профессиональной карьерой офицерского корпуса в современных условиях.

Результаты проведенного автором военно-социологического исследования позволяют сделать вывод о том, что профессиональная карьера офицера российских ВВС в современных условиях выстраивается, ориентируясь как на определенную должность, так и на своевременное получение воинских званий, так и на конкретное место службы. Для эффективного сочетания указанных ориентиров профессиональной карьеры необходимы меры по управлению карьерой.

Управление профессиональной карьерой офицерского корпуса ВС РФ представляет собой относительно новую задачу, так как отдельные характеристики, тенденции, направления карьерных процессов стали проявляться только в последнее время в связи с переходом на новый облик ВС РФ. Поэтому рассмотрение профессиональной карьеры офицерского состава российских ВВС в качестве объекта научного управления предполагает выяснение некоторых возможностей управления ими в современных условиях.

Централизованное управление Военно-воздушными силами РФ создает объективные возможности управления профессиональной карьерой офицерского состава. Реализация возможностей этого управления - важный резерв повышения эффективности и качества службы офицерского состава, совершенствования Вооруженных Сил в целом. При этом необходим учет следующих обстоятельств.

Во-первых, поскольку профессиональная карьера как социальный процесс проявляется через профессиональную деятельность офицеров, то и управление этим процессом возможно путем побуждения офицеров к необходимой деятельности, активному изменению своего положения в системе военно-социальной иерархии. Следовательно, управляющее воздействие должно включать создание необходимых стимулов, побуждающих отдельных офицеров, целые категории офицерского состава к соответствующей деятельности в рамках военно-социальной организации.

Во-вторых, профессиональная карьера офицерского корпуса ВС РФ может развиваться как стихийно, так и быть сознательно управляемой. При отсутствии целенаправленного воздействия на ее развитие преобладают стихийные моменты, что нежелательно, потому что это приводит к возникновению противоречий между интересами личности офицера и военной организации в целом. Обеспечить эффективное сочетание этих интересов, направить развитие карьерных процессов в нужное русло - в этом состоит важнейшая задача научного управления процессами, связанными с профессиональной карьерой офицера.

В-третьих, следует иметь в виду, что процесс построения профессиональной карьеры офицера может иметь различную скорость. Управление данным процессом призвано обеспечить оптимальное развитие профессионально-значимых качеств и навыков у каждого офицера.

В современных условиях управляющее воздействие на различные элементы механизма профессиональной карьеры офицеров российских ВВС носит противоречивый характер. В подборе, расстановке и перемещении офицерских кадров еще в значительной степени действуют факторы стихийности и случайности, субъективный подход. В практику социального управления военной организацией общества не в достаточной степени внедрена комплексная система управленческих воздействий, которая призвана учитывать интересы всех заинтересованных сторон.

В управленческой деятельности существует целый ряд технологий, применение которых обеспечивает эффективность функционирования организации. Существует потребность в решении задач, связанных с кадровым обеспечением структурных подразделений военной организации. Подобные технологии получили название кадровых. Кадровая технология выступает средством управления количественными и качественными характеристиками офицерского состава. Она призвана обеспечить достижение целей организации и ее эффективное функционирование. Для успешной деятельности любой организации требуются люди, обладающие конкретными профессиональными способностями, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие богатый профессиональный опыт. Одного факта наличия таких людей недостаточно. Для того, чтобы способности человека были реализованы в его интересе, в интересах организации, необходимо управлять человеческими ресурсами.

Итак, в качестве основных путей по управлению профессиональной карьерой офицерского корпуса ВС РФ можно отметить:
-создание эффективной системы морального и материального стимулирования деятельности офицеров, их продвижения в системе военно-социальной иерархии, профессионального роста, активности и инициативы;
-планирование и осуществление индивидуальной профессиональной карьеры офицера на военной службе, обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного офицера с учетом его специфических потребностей, индивидуальных особенностей и личностных качеств;
-совершенствование системы аттестации офицеров и выявление на ее основе потенциальных возможностей офицера с целью дальнейшего повышения его по служебной лестнице;
-создание особой управленческой структуры, опирающейся на данные социологических исследований; результаты, полученные в ходе социологического обеспечения управления социальными процессами заложат необходимый фундамент по обоснованному регулированию карьерных процессов;
-соблюдение принципа социальной справедливости при реальном функционировании механизма вертикальной социальной мобильности, служебного продвижения.

Комплекс управленческого воздействия на профессиональную карьеру офицера можно разделить на следующие направления:
- регулярное воздействие на условия профессиональной карьеры офицерского состава;
- воздействие на формы и характер карьерных процессов, пути и средства перехода офицеров от одной социально-профессиональной позиции к другой через совершенствование служебно-профессиональной деятельности;
- воздействие на формирование, развитие и реализацию жизненных планов офицеров, мотивы и стимулы профессиональной и должностной карьеры.

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты проведенного военно-социологическое исследование профессиональной карьеры офицерского корпуса ВС РФ позволяют сделать вывод о целесообразности дальнейшего изучения всего комплекса проблем, связанных с развитием человеческого потенциала в рамках военной службы, о дальнейшем совершенствовании управляющих воздействий, направленных на процесс профессиональной карьеры офицера. Указанные обстоятельства дают автору право выработать ряд практических рекомендаций и предложений.

Во-первых, с целью оптимизации процессов, связанных с профессиональной карьерой офицеров, приведения их характеристик в соответствие с интересами Вооруженных Сил в целом предлагается:
а) формирование и утверждение социального статуса офицера, соответствующего нынешнему этапу развития общества и его Вооруженных Сил, чему будет способствовать:
- обязательное соблюдение и строгое выполнение всех существующих и намеченных программ по обеспечению социальной защиты военнослужащих и членов их семей;
- приведение нормативно-правовой базы, регулирующей прохождение военной службы офицерским составом, в соответствие с современными условиями;
- целенаправленная деятельность средств массовой информации, соответствующих органов Министерства обороны по формированию позитивного общественного мнения по отношению к военной службе, повышению престижа профессии офицера Вооруженных сил РФ;
- утверждение и массовое распространение в общественном сознании широкого комплекса государственно-патриотических идей на основе возрождения и сохранения традиций защиты Отечества и российской государственности;
- разработка комплекса мер гуманитарного и организационного характера, направленных на существенное повышение привлекательности профессии офицера среди молодежи;
б) определение количественных и качественных параметров комплектования, содержания, обеспечения Вооруженных Сил;
- своевременное и обоснованное прогнозирование будущей потребности в офицерском составе различных военно-учетных специальностей, основанное на прогнозах развития Вооруженных Сил в целом и Военно-воздушных сил в частности;
- проведение сокращения офицерского состава ВВС осуществлять одновременно с практическим решением всех социальных и бытовых проблем военнослужащих;
- принятие комплекса мер по недопущению необоснованного увольнения из рядов ВС РФ молодых офицеров и основных специалистов, определяющих уровень боевой готовности частей, а так же восстановление некомплекта офицеров;
- принятие энергичных мер для обеспечения замены офицеров, выслуживших установленные сроки в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями;
в) реформирование системы обучения военнослужащих-профессионалов, приведение специализации и емкости всех учебных заведений и частей в соответствие с потребностями войск для обеспечения непрерывности военного образования и военно-профессионального совершенствования, что предусматривает создание:
- опережающей системы профессионального обучения, ориентированной на актуальную численность офицерского состава;
- повышение ответственности кадровых органов, военно-учебных заведений за распределение офицеров-специалистов с учетом их специализации и потребностей конкретного вида Вооруженных Сил.

Во-вторых, целесообразно расширить исследовательскую (прежде всего военно-социологическую) практику по проблемам, связанным с профессиональной карьерой офицеров. Это предполагает необходимость усиления теоретической и практической работы, направленной на разработку методологии и методики определения потребностей в военных кадрах с учетом их служебно-профессионального продвижения; принципов и методов регулирования профессиональной карьеры офицеров; оптимального соотношения количества переводов офицерского состава к новому месту службы и общей продолжительности службы; рационального соотношения между повышением квалификации и изменением служебного положения в различных структурных подразделениях Вооруженных сил. Предлагается так же регулярное проведение военно-социологических исследований в войсках и силах флота по изучению проблем, связанных с профессиональной карьерой офицерского состава, с целью поиска эффективных методов и средств их решения.

В-третьих, для управления профессиональной карьерой офицерского корпуса ВС РФ предлагается:
- реформировать функции отделов кадров, либо создать дополнительный отдел, который занимался бы вопросами развития карьеры военнослужащих, проводил консультации по данному вопросу, составлял планы развития профессионально-должностного роста офицеров;
- предусмотреть в модели управления карьерой механизм планирования карьеры военнослужащих, для того чтобы каждый из них видел возможные варианты своего развития;
- пересмотреть сроки проведения аттестаций, сделать их проведение чаще, что позволит наиболее полно оценить потенциал служащего и скорректировать его план развития карьеры;
- ввести практику проведения консультаций с отделом кадров и непосредственным руководителем результатов аттестаций и достижений, проведение совместной корректировки плана.

В-четвертых, дальнейшее совершенствование системы материального и морального стимулирования качества и эффективности выполняемых служебно-профессиональных задач офицера, которая предполагает:
- развитие состязательности и здоровой конкуренции при равных, нормативно закрепленных возможностях служебного роста;
- всемерное обеспечение правовой и социальной защиты офицерского состава на всех этапах военной службы.

Практические рекомендации в области научно-исследовательской работы:
- целесообразно осуществлять пополнение банка первичной социологической информации о состоянии карьерных процессов в Вооруженных Силах Российской Федерации в целом;
- в учебной дисциплине «Общая социология» предусмотреть изучение раздела, посвященного основам планирования профессиональной карьеры будущего офицера;
- привлекать к активному участию в научно-исследовательской работе преподавателей, адъюнктов и слушателей высших военных учебных заведений в целях дальнейшего изучения карьерных процессов в военной организации российского общества;
- продолжать всестороннее изучение комплекса проблем, связанных с карьерными перемещениями офицеров, выявлять особенности профессиональной карьеры офицера в различных видах Вооруженных Сил.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что:
- разработанная теоретическая модель исследования профессиональной карьеры офицера российских ВВС может быть использована как основа для дальнейшего системного изучения карьерных процессов, происходящих в Вооруженных силах РФ;
- получена объективная социологическая информация о современном состоянии и типах профессиональной карьеры офицера российских ВВС;
- сформулированы основные рекомендации по управлению профессиональной карьерой офицерского корпуса ВС РФ;
- результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы офицерами российских ВВС при построении собственной профессиональной карьеры.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на межкафедральных научно-методологических семинарах Военного университета, использовались автором в процессе проведения занятий со слушателями и курсантами Военного университета, Военно-Воздушной академии им. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина. Ряд положений диссертационного исследования получили отражение в сборнике научных статей адъюнктов ВУ, материалах нескольких научно-практических конференций, электронных научных журналах, вызвали широкую дискуссию в Управлении кадров российских Военно-воздушных сил.

Публикации по теме диссертации.

Публикации в научных изданиях, включенных в перечень ВАК:
1. Кулешов С.М. Профессиональная карьера офицеров российских регионов как социальный процесс // Научно-практический журнал «Регионология». – 2007. - № 4. – С. 229-232. – 0,6 п.л.
2. Кулешов С.М. Профессиональная карьера офицеров российских ВВС: социологический анализ // Вестник университета. №7/2011 г. – С. 64-66. – 0,5 п.л.
3. Пыханов Ю.В., Кулешов С.М. Некоторые аспекты управления карьерой офицера российских ВВС // Вестник Военного университета. № 3(27), сентябрь 2011 (выход в печать сентябрь 2011 г.) – 0,5 п.л.

Публикации в других научных изданиях:
4. Кулешов С.М. Теоретические подходы к исследованию профессиональной карьеры офицера российских ВВС // Сборник научных статей адъюнктов. № 12., Ч. 1. – М.: ВУ, 2004. – 1,1 п.л.
5. Кулешов С.М. Карьера офицера: слагаемые успеха // Красный воин. – 2005. - № 27-28. – С. 7. – 0,2 п.л.
6. Кулешов С.М. Феномен карьериста в погонах // Армейский сборник. – 2005. - № 6. – С. 51-52. – 0, 25 п.л.
7. Кулешов С.М. Успешность профессиональной карьеры государственного служащего как показатель качества жизни (на примере офицеров ВВС) // Повышение качества жизни населения – важнейшая проблема Российской Федерации: Сборник научных статей по материалам III Международного форума «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества». – М.: Муниципальный мир, 2006. – С. 222-233. – 0,6 п.л.
8. Кулешов С.М. Основные направления регулирования профессиональной карьеры офицера российских ВВС // Сборник научных докладов по материалам 21-й Всероссийской научной конференции «Реформы в России и проблемы управления – 2006». – М.: ГУУ, 2006. – С. 255-257. – 0,3 п.л.
9. Кулешов С.М. К вопросу о регулировании профессиональной карьеры офицера российских ВВС // Материалы XXXV военно-научной конференции «Проблемы управления войсками (силами) воздушно-космической обороны государства». Вып. 1. – Тверь, 2006. – С. 38-42. – 0,3 п.л.
10. Кулешов С.М. Профессиональная карьера офицеров российских ВВС как объект социологического анализа // Информационный бюллетень электронных научных изданий. Журнал «Науковедение». – № 1 (6) 2011. - электронный доступ:
http://db.inforeg.ru/eni/artList.asp?id=22&j=1&idfull=0421100136

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false