Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki
Главная < Наука < Публикации < Подробнее

ПЕРЦЕВ А.Б. Российско-китайские отношения и их влияние на национальную безопасность Российской Федерации

Специальность 23.00.02. – «Политические институты, процессы и технологии»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

Работа выполнена на кафедре политологии Военного университета.

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Лемешев Сергей Валентинович

Официальные оппоненты:

  • доктор политических наук, профессор Волков Ярослав Валерьевич
  • кандидат философских наук, доцент Ружейников Владимир Владимирович

Ведущая организация: Пограничная академия ФСБ России

Защита состоится 22 декабря 2011 года в 13 часов на заседании диссертационного совета по политическим наукам (Д. 215.005.02) при Военном университете (г. Москва, ул. Большая Садовая, 14). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор политических наук, доцент А.Брега

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Отношения стратегического партнерства с Китаем – один из важнейших приоритетов внешней политики Российской Федерации. В последние годы российско-китайские отношения характеризуются возросшей динамикой развития, существенным повышением уровня взаимного доверия и взаимной поддержки, активным расширением сотрудничества в ключевых областях. Развитие Китайской Народной Республики, наращивающей экономическую и военную мощь и свое политическое влияние, становится все более весомым фактором как регионального, так и общемирового развития.

Китай – одно из крупнейших государств, находящихся в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), с которым связаны перспективы дальнейшего развития не только России, но всего мирового сообщества. КНР выступает важнейшим элементом современной геополитической конструкции не только в силу географических, пространственных и демографических параметров, но и вследствие обладания высоким положением в иерархии внешнеполитических приоритетов ведущих стран мира.

В настоящее время Китай превратился в мощный центр мирового экономического и культурного развития, второй в мире после США, где сосредоточены самые крупные финансовые ресурсы. Потребности и опасности дальнейшего ресурсного обеспечения реализации концепции «мирного возвышения» Китая ставят перед целым рядом государств, в первую очередь, пред Россией принципиальные вопросы о возможных путях своего развития и обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем, указанные выше обстоятельства не только создают потенциальные и реальные риски и угрозы, но и актуализируют задачи использования потенциала открывающихся возможностей для взаимовыгодного сотрудничества с КНР как с возможным мировым лидером.

Изложенное выше объективно определяет важность и остроту научного исследования российско-китайских отношений и их влияние на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, а также потребность теоретического обоснования основных направлений обеспечения национальной безопасности нашей страны, с учетом возрастающей роли Китая в АТР и в мире.

Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена:
- во-первых, стремительным изменением геополитического статуса и роли Китайской Народной Республики в мире, которое обусловливает новые требования к анализу влияния такого рода изменений на глобальную, региональную безопасность, а также на национальную безопасность Российской Федерации;
- во-вторых, становлением Китая как нового мирового лидера XXI века, усилением его экономического, политического, культурного и военно-политического влияния страны на мировую политику и экономику, возникновением на этой основе новых угроз и вызовов национальной безопасности для целого ряда государств мира, и в первую очередь для России;
- в-третьих, современным состоянием и характером развития отношений между Россией и Китаем, обусловленных потребностями поиска наиболее оптимальных и эффективных путей обеспечения государственного суверенитета, территориальной целостности, сохранения национальной идентичности России, укрепления международного статуса нашей страны, минимизации угроз и опасностей национальным интересам и ценностям;
- в-четвертых, возрастающим значением восточноазиатского вектора развития Российской Федерации в условиях формирования нового мирового финансово-экономического центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе на основе потенциалов динамично развивающихся государств во главе с Китаем, Японией и Южной Кореей. В этой связи научный анализ наиболее эффективных путей и моделей соразвития с Китаем как стратегическим партнером России, представляет особый исследовательский интерес;
- в-пятых, появлением новых возможностей соразвития на основе расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества и отношений партнерства между Россией и Китаем в интересах снижения угроз и рисков, вызванных глобализационными процессами, а также значимостью для перспектив долгосрочного развития Российской Федерации научного анализа и обоснования основных направлений оптимизации российско-китайских отношений в контексте обеспечения национальной безопасности России;
- в шестых, необходимостью разработки научно обоснованной модели обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, артикуляции военно-политических взглядов политического и военного руководства России в концептуально-доктринальных документах, закрепляющих подходы к обеспечению национальной безопасности, учитывающие современные реалии.

Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что российско-китайские отношения всегда были предметом внимания представителей различных научных дисциплин, школ и направлений. Теме российско-китайских отношений посвящены работы большего количества историков, философов, политологов, дипломатов, военных. В данном диссертационном исследовании проанализированы теоретические разработки и научные труды российских, китайских и других зарубежных ученых, содержащие обобщенные сведения, сложившиеся в политической науке взгляды и подходы к определению сущности, содержания, эволюции и обоснованию основных направлений развития российско-китайских отношений.

Источники и литература, изученные в ходе исследования, можно сгруппировать по следующим научным направлениям.

Первое направление включает работы, в которых исследуются общие и региональные проблемы развития международных отношений стран Азиатско-Тихоокеанского региона в начале ХХI в. Среди них наибольшее внимание привлекают труды А.Д. Воскресенского, Е.П. Бажанова, В.Н. Матяша, М.Ю. Панченко, Ю.М. Галеновича и др. Роль и место Китая и России во внешнеэкономической деятельности стран Восточной Азии отражены в работах М.А. Потапова, В.С. Мясникова, В.П. Ощепкова и других авторов.

Второе направление представлено работами отечественных авторов по проблемам, связанным с влиянием исторических традиций на современную мировую и региональную политику Китая, а также о внутренних факторах формирования его внешней политики. Среди них выделяются работы Б.Т. Кулика, В.Е. Петровского, В.В. Стефашина, А.Г. Ларина и других ученых-исследователей.

Третье направление включает в себя научные труды и публикации, в которых анализируются вопросы внешней политики России в Азии, обеспечения её безопасности через сотрудничество, роль России в развитии системы безопасности стран Азиатско-Тихоокеанского региона, военного сотрудничества и влияние военного фактора на систему международно-политических отношений в Восточной Азии. Среди них выделяются работы М.Л. Титаренко, труды военных российских ученых А.Ф. Клименко, А.В. Болятко и других авторов.

Четвертое направление, включает в себя законы, международные договоры и соглашения, а также другие нормативно-правовые акты, определяющие и регламентирующие вопросы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, научные и публицистические работы, в которых рассматриваются внутренние, внешние угрозы России, национальные интересы цели и основные направления обеспечения национальной безопасности, определяются участники формирования и реализации политики обеспечения национальной безопасности России.

Анализ источников и литературы по выделенным направлениям позволяет сделать вывод, что разработанность объектно-предметной области служит определенной теоретико-методологической базой для решения научных задач настоящего диссертационного исследования.

Вместе с тем, следует отметить, что при всей широте взглядов и подходов к анализу проблем российско-китайских отношений в недостаточной степени остаются рассмотренными отечественными учеными те из них, которые напрямую связаны с влиянием указанных отношений на состояние национальной безопасности России и перспективы дальнейшего развития нашего государства. В некоторых научных трудах и публицистических материалах состояние и характер российско-китайских отношений, зачастую освещается с существенными купюрами фактологического материала, превалированием идеологических штампов и конъюнктурных теоретических выводов.

Требуют более глубокого политологического анализа такие важные проблемы, как влияние российско-китайских отношений на состояние национальной безопасности Российской Федерации и способность нашего государства сохранять и укреплять суверенитет и территориальную целостность в усложняющихся геополитических условиях, а также значение отношений стратегического партнерства в интересах обеспечения национальной безопасности России.
Таким образом, актуальность темы, недостаточная степень ее разработанности, объективно возрастающие потребности в ее осмыслении явились побудительным мотивом для настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования – российско-китайские отношения в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Предмет исследования – влияние российско-китайских отношений на состояние национальной безопасности России и основные направления их оптимизации в современных условиях.

Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе политологического анализа содержания, особенностей, динамики и перспектив развития российско-китайских отношений выявить возможности, основные факторы и направления дальнейшего развития отношений между Россией и Китаем на уровне стратегического партнерства в контексте их влияния на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Достижение данной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
- исследовать исторические предпосылки, политическое содержание, особенности формирования и развития современных российско-китайских отношений;
- выявить место и роль российско-китайских отношений в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации;
- дать характеристику современного этапа российско-китайского стратегического партнерства, определить основные факторы и направления его влияния на национальную безопасность Российской Федерации;
- разработать и обосновать рекомендации по развитию российско-китайского стратегического партнерства в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составили положения политологии и конфликтологии, геополитики и теории национальной безопасности. В ходе исследования использовались методы политического анализа социально-политических явлений и процессов, принципы, категории, идеи и положения политической науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. При рассмотрении конкретных научных проблем использовались методы политологического, исторического и структурно-функционального анализа, описания и другие. При этом ведущим методом в решении научной задачи выступал политологический анализ.

В интересах объективного анализа российско-китайских отношений автором рассматриваются геополитический, демографический, экономический, военно-политический и другие внутренние и внешние факторы, выступавшие предметом исследования в трудах российских и китайских, а также европейских ученых. При этом особое внимание уделяется работам, в которых исследуются проблемы обеспечения национальной безопасности, формирования и функционирования системы международных отношений как на двустороннем и многостороннем, так и на региональном и на глобальном уровнях.

Эмпирическую базу диссертации составили: 

  • материалы периодической печати России и Китая; отечественные и зарубежные передачи телевидения и радио; материалы различного рода совещаний, конференций и «круглых столов» по вопросам российско-китайских отношений; 
  • информация интернет-сайтов органов государственной власти, Министерства обороны России и Китая, различных средств массовой коммуникации.

Цель и задачи исследования определили структуру диссертации и логику изложения материала.

II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

Во введении дается обоснование актуальности темы исследования, характеризуется степень ее разработанности в научной литературе, определяются объект, предмет, цель, задачи, научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первом разделе – «Внешнеполитические концепты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях» рассматриваются методологические средства исследования национальной безопасности, раскрываются подходы отечественных и зарубежных ученых к определению сущности и содержания ее различных уровней и видов (национальной, региональной, субрегиональной и международной безопасности) с позиций различных дисциплин, раскрывается сущностное содержание феномена национальной безопасности. Проводится теоретико-методологический анализ проблем обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в контексте современной системы международных отношений, роста угроз и вызовов национальной безопасности России со стороны геополитических акторов, исследуются актуальные аспекты негативного влияния ряда факторов на состояние и развитие российско-китайских отношений.

Во втором разделе «Российско-китайские отношения в системе обеспечения национальной безопасности России» осуществляется политологический анализ истории и динамики развития отношений между Россией и Китаем, исследуется политическое содержание и особенности формирования и развития феномена современных российско-китайских отношений; выявляются совпадения и расхождения национально-государственных интересов на региональном и глобальном уровнях, а также противоречия между интересами России и Китая. С учетом характера и содержания двусторонних отношений с США и другими странами мира на основе анализа доктринальных, концептуальных и ряда нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также практики их реализации в политике Российского государства и стран – членов ШОС, выявляются сущность, содержание и особенности политики противодействия угрозам национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе.

В третьем разделе «Основные направления развития российско-китайского стратегического партнерства в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» на основе проведенного анализа выявляются и обосновываются основные факторы влияния на национальную безопасность Российской Федерации отношений стратегического партнерства между Россией и КНР, определяются основные направления реализации концепции соразвития в интересах модернизации России и сохранения за страной роли влиятельного участника мирового политического и экономического процесса, ключевого субъекта международной безопасности. Формулируются направления развития российско-китайского стратегического партнерства.

В заключении приводятся выводы научно-теоретического и прикладного характера, а также формулируются рекомендации по развитию российско-китайского стратегического партнерства в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании и способах решения актуальной научной и прикладной задачи по теоретико-методологическому обоснованию необходимости совершенствования российско-китайских отношений стратегического партнерства на основе модели соразвития в интересах формирования благоприятных условий развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целях сохранения и укрепления политического суверенитета, территориальной целостности государства, национальной идентичности населения России, повышения статуса и роли страны на международной арене. Более конкретно научная новизна также состоит:
- в выявлении динамики, содержания и особенностей российско-китайских отношений в контексте обеспечения национальной безопасности России;
- в результатах анализа угроз и рисков, а также негативных факторов, со стороны глобализирующейся мощи Китая, влияющих на национальную безопасность России;
- в характеристике отношений стратегического партнерства с Китаем, как фактора обеспечения нового качества национальной безопасности России в условиях глобализации;
- в содержании рекомендаций по развитию российско-китайского стратегического партнерства в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Комплексное исследование российско-китайских отношений проведено с учетом трансформации системы международных отношений в условиях глобализации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Характеристика китайского фактора в системе обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

Взаимное влияние и взаимная обусловленность систем национальной безопасности России и Китая, национальных интересов, внешнеполитических ориентиров, экономик, культур выступают объективными основаниями определения отношений между двумя странами как фактора обеспечения национальной безопасности для обоих государств.

Для национальной безопасности России китайский фактор предопределяется тем, что две страны представляют собой самые большие по территории соседствующие государства мира. Китай и Россия имеют огромные внутренние рынки и проводят экономические реформы, направленные на модернизацию всех сторон жизнедеятельности и достижение новых уровней развития, что может выступать в качестве общих целей реализации концепции соразвития и фундамента для реализации общих возможностей в рамках двусторонних отношений и многосторонних форматов сотрудничества. Увеличение доверительности и стабильное развитие взаимосвязей соответствуют основным общим интересам.

Результаты анализа внутреннего развития и векторов внешнеполитических устремлений Китая, проявляющиеся в расширении масштабов экономического, финансового, культурного влияния в различных регионах мира делают очевидным экспансионистский характер глобализирующейся мощи этой страны. В частности, разработанная китайскими учеными концепция «стратегических границ и жизненного пространства», предполагает, что территориальные и пространственные рубежи КНР обозначают лишь пределы, в которых государство с помощью реальной силы может «эффективно защищать свои интересы». Стратегические же границы «жизненного пространства» должны перемещаться по мере роста «комплексной мощи государства». В рамках данной концепции по признанию самих китайских специалистов, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) уже в 2010 г. превратилась в силу, «гарантирующую расширение стратегических границ и жизненного пространства».

В складывающихся условиях, конфронтация или даже простая напряженность в отношениях с Китаем для большинства государств мира становятся определяющим условием внешнеполитической деятельности, имеющим негативное свойство, а для Российской Федерации – фактором, создающим непосредственные риски и угрозы национальным интересам и национальной безопасности, как ближайшему соседу и объекту китайской экспансии. При таких обстоятельствах, снижение достигнутого между Россией и КНР уровня партнерских отношений и сужение направлений сотрудничества, непоследовательность в выборе приоритетов и ориентиров внешнеполитического и внешнеэкономического взаимодействия не отвечают национальным интересам России.

По мнению автора, в настоящее время перед нашей страной и ее политическим руководством актуализировалась проблема выбора внешнеполитических ориентиров. Представляется, что Россия находится на критическом рубеже: либо мы идем на широкое сотрудничество с Китаем в освоении Сибири и Дальнего Востока, одновременно участвуя в подъеме западных и северо-восточных регионов КНР, либо упустим этот шанс и объективно сохраним геополитическую уязвимость азиатской части страны. При этом не исключается, что от совместного освоения Дальнего Востока и Сибири китайцы откажутся, и тогда географические и территориальные проблемы будут решаться путем насильственной ассимиляции проживающего там населения, как это происходит на протяжении нескольких десятилетий в Синьцзяне, Тибете и в других регионах КНР. Такое развитие событий неизбежно приведет к затяжному конфликту, выигравшей стороной в котором вряд ли может стать Россия.

Вместе с тем, учет и прагматичное использование Российской Федерацией национальных преимуществ в интересах реализации общих с Китаем целей развития (соразвития) может в значительной степени позитивно повлиять не только на состояние национальной безопасности нашей страны, но и на ее место в формирующейся ныне новой архитектуре международных отношений.

Углубление и расширение партнерских отношений с Китаем в первую очередь, необходимы России как евразийскому государству, находящемуся на пересечении интересов стран Европы и Азии, и стремящейся реализовать концепцию многовекторной внешней политики, снижающей риски превратить страну в объект внешней экспансии с нескольких направлений одновременно. Данное обстоятельство предопределяет значение внешней стороны воздействия российско-китайского фактора на национальную безопасность Российской Федерации.

По мнению автора, несвоевременное разрешение существующих проблем может негативно сказаться не только на имидже России на международной арене, но и на партнерских отношениях с другими странами. Нарастающее международное политическое и экономическое влияние «китайского» фактора, проблемы, риски и угрозы, которые он несет, требуют от Российской Федерации формирования сбалансированного механизма сдержек и противовесов в отношениях с Китаем и его ведущими геополитическими соперниками на мировой арене.

2. Значение российско-китайских отношений для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Основания, содержание и характер отношений Российской Федерации с Китаем, как наиболее мощным и стремительно развивающимся государством – лидером выступают не только предметом особого научного и практического интереса, но и фактором обеспечения национальной безопасности, напрямую связанным с сохранением суверенитета, территориальной целостности страны, национальной идентичности российского населения.

Возрастающая мощь Китая, не только экономическая, но и военная, становится доминирующей силой в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а в случае формирования стратегических альянсов Китая с наиболее развитыми государствами мира такая геополитическая конструкция неизбежно приведет к созданию условий, при которых не исключен политико-экономический и военный диктат со стороны сформировавшегося многосубъектного актора международных отношений, как возможного варианта развития процессов глобализации.

В диссертационном исследовании проведен анализ условий и процессов, отражающих и сопровождающих взаимодействие между Россией и Китаем на глобальном и региональном уровне, а также на уровне двусторонних отношений, выявлен целый комплекс факторов не только стимулирующих российско-китайские связи, но и тормозящих или даже выхолащивающих их позитивное содержание.

В данной связи в исследовании обосновывается необходимость развития отношений между двумя странами на основе концепции соразвития, предполагающей расширение взаимовыгодного сотрудничества в дипломатической, военно-политической, финансово-экономической, научно-технической, культурной, информационной сферах на основе взаимовыгодного обмена достижениями науки, техники, технологий, реализации совместных инновационных проектов в целях выравнивания уровней экономического, социального, научно-технологического развития и достижения нового качества жизни в обоих государствах.

В частности, отдельное внимание уделено развитию двустороннего сотрудничества России и Китая в военно-технической области, которое как прямо, так и опосредованно оказывает влияние на состояние и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Отмечается, что такого рода влияние имеет двойственный характер. Так, Китай имеет огромную армию и вторую по размерам валового внутреннего продукта в мире экономику. Вместе с тем, КНР заинтересована в научно-техническом, конструкторском и сырьевом потенциале России, в наличии надежного партнера на внешне-политической арене. При этом результаты исследования показывают, что военно-техническая сфера выступает одним из важных факторов, скрепляющих потребности соразвития.

Наиболее значимой сферой соразвития выступает экономическое сотрудничество, основанное на потребностях КНР в природных ресурсах, а России – в использовании эффективных моделей модернизации экономики, инновационном развитии отраслей промышленности и сельского хозяйства, где Китай доказывает свое лидерство.

Важной особенностью стратегического сотрудничества является полное урегулирование вопросов взаимной безопасности на международно-правовом уровне с учетом развития мирового порядка, что способствует созданию качественно новой атмосферы доверия, уважения между двумя государствами и эффективному решению проблем в сфере сотрудничества, обороны и безопасности.

Россия и Китай успешно сочетают принципы взаимозависимости и суверенного равенства членов международного сообщества, создают региональное сотрудничество в сфере урегулирования международных кризисов, согласованно выстраивая структуру безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе и Центральной Азии.

Тесное взаимодействие России и Китая в этой области свидетельствует о позитивной тенденции, которая проявилась в усилении ориентации на многосторонние и сбалансированные формы внешней политики России и Китая.

В сложившихся условиях взаимодействие и дружеское партнерство России и Китая представляется не только дальновидным и политически взвешенным решением политического руководства двух стран в вопросах безопасности, сохранения территориальной целостности и суверенитета, но и открывает перед миром альтер¬нативный путь сосуществования и сотрудничества, а для России является и условием укрепления своей национальной безопасности.
Таким образом, перевод отношений стратегического партнерства, закрепленных в официальных документах, подписанных лидерами двух государств в 2008 – 2011 годах, из плоскости политических деклараций в практическую сферу реализации национальных интересов в двухсторонних и многосторонних форматах является приоритетной задачей, от успешности решения которой будут зависеть не только дальнейшее место и роль России на мировой арене, но и ее национальная безопасность в глобализирующемся мире.

3. Характеристика влияния российско-китайского стратегического партнерства на национальную безопасность Российской Федерации.

Азиатско-Тихоокеанский регион в XXI веке станет новым и, возможно, одним из основных центров экономического и политического развития мира. Важную роль в формировании нового центра силы в мире сегодня играет Китай.

В данной связи стратегическое партнерство с Китаем для России является основным условием для укрепления своей национальной безопасности не только в Сибирском и Дальневосточном регионах России, но и России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. От того, как будут развиваться партнерские отношения между нашими странами и как результаты этого партнерства скажутся на состоянии национальной безопасности, суверенитете, политическом и экономическом развитии России и ее влиянии на международной арене, будет зависеть место и роль Российской Федерации в новой формирующейся архитектуре международных отношений. Вместе с тем, многое зависит от того, как будут реагировать на стратегическое партнерство другие ведущие державы мира, прежде всего США и Япония.

Результаты проведенного исследования показывают, что взаимная поддержка и координация усилий по широкому спектру повестки международных отношений, укрепление стратегического партнерства между Россией и КНР в вопросах, затрагивающих национальные интересы двух государств, являются важными компонентами содержания российско-китайских отношений, отражающими их влияние на состояние национальной безопасности каждой страны, региональной и глобальной международной безопасности в целом.

Сотрудничество ведется в экономической, политической и гуманитарной областях, а также в сфере безопасности. Региональное сотрудничество имеет огромное значение для укрепления позиций России в сфере безопасности и экономики, а также в региональных делах, особенно в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и национальным сепаратизмом, в защите территориальной целостности и региональной безопасности, все это, несомненно, способствует укреплению национальной безопасности России.

В настоящее время, несмотря на быстрое развитие китайской экономики и постепенное возрождение России, происходящие изменения внешнеполитического курса России и Китая не представляют угрозы друг для друга, поскольку внешние конкуренции и противоречия сильнее, чем конкуренции и противоречия между ними, а внутригосударственные проблемы многочисленнее и важнее, чем проблемы двусторонних отношений.

Соответственно, направления внешнеполитических отношений России и Китая необходимо развивать в целях улучшения внешней среды для развития экономики и создания многополярного миропорядка, в целях преодоления общих вызовов в обеспечении стабильности евразийского континента и укреплении национальной безопасности обеих стран.

Важной предпосылкой формирования отношений стратегического партнерства и результатом их развития, направленного на укрепление безо-пасности и стабильности не только в Азии, но и в мире в целом стало формирование Шанхайской организации сотрудничества в 2001 году. В настоящее время ШОС успешно решает задачу создания внешней среды, которая была бы благоприятна для экономических реформ в обеих странах, служит основой для более широкого сотрудничества в предупреждении и урегулировании региональных конфликтов, разрешении множества сложных проблем региональной и глобальной безопасности, включая, такие, как ядерное разоружение и противодействие размещению оружия в космосе, борьба с международным терроризмом и незаконной миграцией, что, несомненно, укрепляет национальную безопасность России.

Эффективность деятельности политического руководства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности в контексте учета ее зависимости от содержания и глубины российско-китайского стратегического партнерства самым непосредственным образом связаны с углублением такого рода отношений во вновь формируемом пространстве экономики, политики и международной безопасности, расширением взаимодействия в социальной, информационной, культурной, духовной и других сферах жизни двух стран.

Исследование показало, что успешное решение задач модернизации России и обретения страной роли влиятельного игрока мировой политики, экономики, ключевого субъекта международной безопасности возможно на основе всестороннего развития двусторонних и многосторонних форм партнерства с КНР, включая совместные действия по формированию глобальных и региональных систем обеспечения безопасности в различных сферах, включая военную, экономическую, информационную.

В диссертации обосновывается, что поэтапное решение такого рода задач может быть достигнуто путем активизации российско-китайских отношений по следующим основным направлениям:
- сотрудничество на международной арене;
-сотрудничество в экономической сфере;
-сотрудничество в научно-технической области;
-сотрудничество в военно-технической области;
Создание и укрепление региональных систем коллективной безопасности является основой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и одним из важных направлений развития стратегического партнерства между двумя странами - Россией и Китаем.

В создании региональных систем коллективной безопасности необходимо действовать постепенно, шаг за шагом, переходя от двусторонних к многосторонним соглашениям, от простого к сложному, необходимо искать общее при сохранении разнообразия.

Предложения и концепции по безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, исходящие от России и Китая, основаны на том, что все государства равны в своих правах, ни одна из сторон не будет стремиться к гегемонии, каждая получает гарантию безопасности для своего мирного развития. При построении системы коллективной безопасности необходимо также учесть мнение небольших стран, не входящих в число высокоразвитых стран региона.

4. Основные направления оптимизации российско-китайского стратегического партнерства в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Феномен «мирного возвышения Китая» обусловливает необходимость всестороннего анализа и учета имеющихся проблем во взаимоотношениях двух стран, устранения причин разногласий и поиск оптимальных путей минимизации их негативного влияния на состояние национальной безопасности России, сохранения политического суверенитета и целостности страны.

Определяя направления оптимизации стратегического партнерства России и Китая в целях обеспечения национальной безопасности России на основе сотрудничества на международной арене, следует подчеркнуть необходимость формирования благоприятных условий для реализации концепции соразвития.

В данной связи в диссертации подробно рассмотрены следующие основные направления.

Первое. Дальнейшее развитие и укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества России и Китая по линии Организации объеденных наций (ООН) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), превращения ШОС в наиболее влиятельный международный институт, гаранта мира и стабильности в Евразии.

Второе. Активизация регионального сотрудничества под эгидой ООН и при активном участии ШОС, направленного на противодействие терроризму, незаконному обороту наркотиков и трансграничной организованной преступности.

Третье. Углубление сотрудничества в рамках Региональной антитеррористической структуры (РАТС) и за придание нового импульса укреплению договорно-правовой базы РАТС и насыщение антитеррористического взаимодействия новым практическим содержанием, что обеспечивает успешное решение Россией вопросов своей военной безопасности, снижает риск возникновения региональных конфликтов на южных и восточных рубежах нашей страны.

Четвертое. Активизация взаимодействия России и Китая по вопросам международной безопасности, экономического сотрудничества в рамках таких международных организаций, как Бразилия-Россия-Индия-Китай-Южная Африка (БРИКС) и Россия-Индия-Китай (РИК). БРИКС и РИК сегодня выступает важным механизмом согласования подходов к решению актуальных проблем мирового развития, институтом сотрудничества по направлениям, представляющим общий интерес.

Пятое. Развитие архитектуры международных институтов по предотвращению распространения ядерного оружия, создания глобальных и региональных систем ПРО, направленных против России и Китая.

Шестое. Активное сотрудничество России и Китая областях в рамках таких региональных организаций, как Азиатско-Тихоокеанская организация экономического сотрудничества (АТЭС), Региональный форум АСЕАН (АРФ) и других.

Одним из важнейших факторов современной геополитики является неуклонно растущая мощь Китая. России необходимо выработать ясное отношение к этому феномену и вывести российско-китайские отношения на предельно последовательный и прагматический курс. Необходимо не на словах, а на деле подтверждать тезис о том, что отношения стратегического партнерства являются приоритетным направлением внешней политики российского государства, а данный выбор отвечает коренным интересам наших стран и народов, способствует миру, стабильности в региональном и глобальном измерениях.

Результаты проведенного исследования показали, что дальнейшая трансформация российско-китайских отношений целесообразна и возможна путем формирования действенных механизмов стратегического партнерства на основе:
- во-первых, выявления концептуального содержания мирового порядка и ориентации внешней политики, сформулированной двумя странами в соответствии с развитием глобализации и международным положением;
- во-вторых, расширения степени участия и перспектив реализации равноправных отношений стратегического партнерства и всестороннего сотрудничества в контексте противодействия современным угрозам и защиты национальных ценностей двух стран;
- в-третьих, соотнесения развития российско-китайских отношений в рамках мировой системы с прагматическими национальными интересами каждой страны.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ

Практическое значение диссертации состоит в том, что выдвигаемые в работе положения дополняют и развивают политологический подход исследователей в изучении взаимосвязи процесса политических, экономических, социальных и культурных изменений глобализирующегося Китая и его влияния на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Сформулированные в исследовании выводы, углубляют представления о происходящих политических изменениях глобализирующегося Китая и составляют основу для выработки сбалансированных политических решений регионального и глобального сотрудничества с ним, осуществление многосторонних подходов в процессе политического взаимодействия России и Китая в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, снижения возможных опасностей и угроз в экономической политической, военной и других областях.

Исследование специфики российско-китайских отношений в современных условиях, характера и особенности их влияния на национальную безопасность Российской Федерации будет способствовать определению перспектив их развития и оптимизации в сложных для России международных условиях.

Результаты исследования могут найти практическое применение при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов по актуальным проблемам военно-политического, экономического сотрудничества России и Китая, в преподавании политологии, учебных дисциплин «Геополитика», «Регионоведение», «Китаеведение», «Международные отношения», «Общая теория национальной безопасности», а также в ходе общественно-государственной подготовки личного состава при рассмотрении вопросов обеспечения национальной безопасности.

Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные идеи и положения диссертации апробированы в выступлениях автора перед преподавательским составом ряда высших образовательных учреждений г. Благовещенска, профессорско-преподавательским составом Дальневосточного ВВКУ, перед аудиторией воинских частей и учреждений в ходе проведения методических и учебных занятий.

Основные результаты исследования изложены в публикациях общим объемом 1,7 п.л.

В ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии:
1. Перцев А.Б. научная статья в Вестнике Экономической Интеграции: стратегия «мирного возвышения Китая» М., № 1, 2009 г. С.174-184 (0,8 п.л.)
В других изданиях:
2. Перцев А.Б. статья в научном журнале «Проблемы безопасности»: Российско-китайское военно-политическое сотрудничество и вопрос безопасности России 2011 г., М., (0,5 п.л.)
3. Перцев А.Б. статья на межвузовской конференции 26.04.2011 г.: «Современные военные угрозы безопасности Российской Федерации»,
М., Военный университет, (0,4 п.л.)

А.Перцев

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false