Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki
Главная < Наука < Публикации < Подробнее

КУЛАКОВА Н.Н. Военно-политические интересы РФ и их реализация в современных условиях

Специальность: 23.00.02 – политические институты, процессы и технологии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

Работа выполнена на кафедре политологии Военного университета

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Рыжов Олег Алексеевич

Официальные оппоненты:

  • доктор политических наук, профессор Кривенко Анатолий Михайлович
  • кандидат политических наук Зеленый Владимир Владимирович

Ведущая организация: Пограничная академия ФСБ России

Защита состоится 29 декабря 2011 года в 13 часов на заседании диссертационного совета по политическим наукам Д – 215.005.02 в Военном университете по адресу: 123001 г. Москва, ул. Большая Садовая, 14.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного универси-тета

Ученый секретарь диссертационного совета доктор политических наук, доцент Брега А.В.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Социально-политическое и экономическое развитие современной России укрепляет ее стремление отстаивать свои интересы в мире. Произошедшие изменения затронули все сферы общественной жизни, активизировалась политическая деятельность. В то же время, российское государство оказалось перед необходимостью решения целого комплекса текущих и перспективных проблем, обусловленных как характером геополитических изменений в мире, так и изменений в самом российском обществе. Современная внутренняя и внешняя политика российского государства направлена на упрочение своего влияния в мире, отстаивание национальных интересов, на восстановление России в качестве великой мировой державы. Для успешного достижения поставленных целей, важнейшее значение имеет реализация военно-политических интересов России.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых. Несмотря на довольно широкое применение категории «военно-политические интересы», как в научном, так и в публицистическом плане, само понимание ее недостаточно изучено. Разрозненные, а порой и противоречивые толкования понятия «военно-политические интересы» не дают целостного и полного его понимания, что во многом препятствует правильному его употреблению в практическом плане. В соответствии с этим, актуальным является уточнение определения данного понятия: его сущности и структурного содержания.

Во-вторых. В современных условиях, несмотря на некоторые позитивные перемены, по-прежнему сохраняются противоречия между глобальными, региональными и национальными интересами, как отдельных государств, так и их объединений. В связи с этим перед российским государством стоит актуальная задача постановки долгосрочных целей внутренней и внешней политики применительно к современному этапу международных отношений и, прежде всего, обеспечения интересов безопасности государства. При этом одним из самых значимых аргументов в реализации политических интересов остается военный фактор. В соответствии с этим, важнейшим на современном этапе является определение и реализация военно-политических интересов. Вместе с тем, осуществление этих процессов всецело зависит от складывающихся как международных, так и внутригосударственных условий. Это положение определяет актуальную необходимость научно-теоретического обоснования определения этих условий.

В-третьих. Неустойчивость социальных процессов, сохранение военной опасности на нескольких направлениях, широкое использование асимметричных методов экономического, политического, военного и другого принуждения в военно-политических целях, распространение оружия массового поражения и современных военных технологий, жесткая борьба за контроль над природными ресурсами, увеличение демографического дисбаланса и многое другое самым отрицательным образом сказывается на возможностях реализации потребностей Российской Федерации в обеспечении военной безопасности, защите суверенитета и целостности страны. Следовательно, складывающиеся условия реализации военно-политических интересов требуют адекватной оценки позитивных и негативных изменений международной обстановки, определения положительных и отрицательных сил современной мировой трансформации.

В-четвертых, довольно длительное отсутствие не только теоретического внимания, но и достаточной практической деятельности по определению военно-политических интересов нанесло ощутимый урон внешнеполитическому положению России. Поэтому российское общество стоит сегодня перед острой необходимостью осмысления этих интересов, определения их особенностей, разработки путей и методов их реализации. Вместе с тем, нормативно-правовая база определения военно-политических интересов государства все еще находится на стадии формирования и согласования. В соответствии с этим, возникает актуальная потребность теоретической разработки норм и методов, как определения, так и реализации интересов РФ в новых геополитических условиях и постоянно меняющейся военно-политической обстановке.

Степень научной разработанности проблемы:

Выделяются две основные группы работ, использованных в ходе написания данного диссертационного исследования.

Первую группу составляют научно-теоретические труды, посвященные методологическому анализу категорий «интерес», «национальные интересы», «военно-политические интересы», основных явлений и процессов реализации национальных интересов.

Анализ интересов, лежащих в основе происходивших политических процессов был проведен еще классиками общественно-политической мысли: Платоном, Аристотелем, Гераклитом, Гесиодом, Сунь-цзы, Н. Макиавелли, Г. Моргентау, К. Клаузевицем. «Интерес», как философская категория, исследовался в работах К. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро, И. Канта, Г. Гегеля, Т. Гоббса др. Роль социальных интересов в политическом процессе раскрывалась в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.

В новейшее время в отечественной науке изучению природы интереса было посвящено множество работ как советских, так и российских исследователей. При этом необходимо отметить, что предметом анализа многих из них стали вопросы обеспечения конкретных видов интересов: национальных, политических, экономических, геополитических и др.

Проблема военно-политических интересов, в определенной степени, нашла свое отражение в трудах по военно-политической проблематике, в исторической и политологической литературе. Однако, фундаментальных исследований, раскрывающих с точки зрения философско-политологического анализа методологические аспекты проблем военно-политических интересов, за единичным исключением, практически нет. Сам термин, содержание и особенности военно-политических интересов России, как предмет специального политологического исследования, в научной литературе не представлены.

Вторая группа источников содержит работы, анализирующие непосредственно генезис и эволюцию современной военной политики, а так же практику применения Вооруженных сил Российского государства. Данная группа с определенной долей условности может быть разделена на три подгруппы источников.

1. Особую значимость для изучения военно-политических интересов государства имеют работы, посвященные исследованию теоретических проблем национальной и военной безопасности . В этих исследованиях анализируются философские и методологические основы изучения международной и национальной безопасности, значительное внимание уделяется раскрытию политического аспекта данного явления, его роли в эволюции мирового сообщества и развития нашей страны. Анализ публикаций и диссертационных работ свидетельствует о широком диапазоне освещения военной политики России с различных позиций. Вместе с тем в них не ставилась задача исследования военно-политических интересов России, их исторической обусловленности, а так же особенностей и проблем реализации военно-политических интересов в современных условиях и перспективе.

2. Работы раскрывающие динамику современного военно-политического процесса. Эти работы представляют особый научный интерес в связи с тем, что именно складывающаяся военно-политическая обстановка детерминируют формирование и реализацию военно-политических интересов, процесс согласования основных документов, регламентирующих военную политику государства.

3. Государственные документы, отражающие современную практику реализации и перспективы развития военной политики Российской Федерации. К ним относятся Концепция внешней политики Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Военная доктрина, материалы Совета безопасности РФ, профильных комитетов Государственной Думы, Общественной палаты, Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 30 ноября 2010 г., а также заявления, речи официальных лиц, имеющие отношение к проблемам обеспечения национальной безопасности и внешней политике России.

Зарубежная библиография методологии исследования военно-политической проблематики представлена работами З. Бжезинского, Г. Киссинджера, Г. Моргентау, А. Бэттлера, Э.Тодда и других.

В работе также широко использовались материалы российских и зарубежных СМИ, в том числе интернет-источников, что дало возможность более полно отразить различные аспекты исследуемой проблемы.

На основании актуальности вышеназванных проблем и определения степени их научной разработанности представляется возможным определить объект и предмет исследования.

Объект исследования — военно-политические интересы государства.

Предмет исследования — содержание военно-политических интересов РФ и их реализация в современных условиях.

Целью исследования является: на основе определения понятия «военно-политические интересы государства» обосновать специфику формирования и основное содержание военно-политических интересов РФ, выявить особенности их реализации в современных условиях.

Объект, предмет и цель исследования предопределили постановку и решение конкретных исследовательских задач:
— выделить методологические основы формирования и реализации военно-политических интересов государства и на этой базе определить понятия «военно-политические интересы государства», «реализация военно-политических интересов государства»;
— выяснить место и роль военно-политических интересов государства в системе национальных интересов, на основе анализа национальных интересов РФ определить основное содержание ее военно-политических интересов;
— рассмотреть механизм формирования военно-политических интересов и на этой основе определить основное содержание военно-политических интересов современной России;
— проанализировать современные условия реализации военно-политических интересов РФ, возникающие в результате происходящей трансформации международной и внутригосударственной обстановки;
— предложить основные направления повышения эффективности реализации военно-политических интересов современной России.

II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертационное исследование состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее научной разработанности. На этой основе формулируются объект и предмет, цель и задачи исследования, а так же научная новизна и положения, выносимые на защиту.

В первом разделе «Военно-политические интересы государства и их социальная роль» на основе проведенного анализа существующих трактовок категорий «интерес», «национальные интересы», «политические интересы», «военная безопасность» определяется понятие «военно-политические интересы государства» как осознанная политической элитой потребность в обеспечении военной безопасности, защите суверенитета и целостности страны с использованием военной силы.

При этом отмечается, что военно-политические интересы, теснейшим образом связаны с безопасностью, целостностью государства, а подчас и самим существованием общества, что позволяет сделать вывод о приоритетной значимости военно-политических интересов в иерархии национальных интересов. При этом военно-политические интересы как духовное образование и интегральная составляющая национальных интересов, одновременно являются одним из самых сложных компонентов военной политики государства, определяющим ее направленность, содержание и практику реализации. Субъектом реализации военно-политических интересов выступает государство, прежде всего, в лице правящей государственной и экономической элиты, аккумулирующей и определяющей военно-политические интересы, регулирующей уровень их реализации.

Во втором разделе «Основное содержание военно-политических интересов Российской Федерации» отмечается, что военно-политические интересы России, формируются с учетом внешних угроз, внутренних проблем, связанных как с состоянием самого государства, так и коренящихся в самом государстве, а так же субъективных факторов.

В соответствии с этим проводится анализ внутриполитической обстановки, дается характеристиками международного положения современной России. На основе нормативно-правовых актов, регулирующих сферу национальной безопасности государства и перечня национальных интересов Российской Федерации, определены интересы, непосредственно относящиеся к потребностям государства в военной области. При этом выявлены основные, среднесрочные и краткосрочные военно-политические интересы Российской Федерации.

В третьем разделе «Реализация военно-политических интересов РФ и основные направления повышения ее эффективности в современных условиях» дается определение понятию «реализация военно-политических интересов»: осуществление государством и его гражданами, комплекса взаимосвязанных действий, причинно обусловленных развитием и потребностями государства и социума в выживании, обеспечении территориальной целостности и независимости, посредством создания и обеспечения надежного функционирования системы военной безопасности государства.

На основании данного определения выделяются основные проблемные условии реализации военно-политических интересов современной России, выделяются внутренние и внешнеполитические условия, влияющие на реализации военно-политических интересов российского государства, на обеспечение национальной, в том числе военной безопасности нашей страны.

Кроме этого, раскрываются основные направления повышения эффективности реализации военно-политических интересов современной России. Первое из них связано с деятельностью российского государства на международной арене и конструированием глобальной системы безопасности. Второе направление связано с укреплением собственной оборонной мощи государства.

В заключении делаются выводы из проведенного исследования, а так же даются рекомендации теоретического и практического характера.

III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Научная новизна исследования заключается в следующем:
во-первых, в анализе и систематизации методологической базы определения содержания военно-политических интересов, их формирования и реализации, выработке на этой основе авторского понимания категорий «военно-политические интересы государства»;
во-вторых, в исследовании структуры национальных интересов страны, позволяющее определить в ней место и роль военно-политических интересов государства;
в-третьих, в проведении анализа современной военно-политической обстановки и формулировании на этой основе содержания военно-политических интересов современной России;
в-четвертых, в выявлении и характеристике основных проблемных условий реализации военно-политических интересов Российской Федерации;
в-пятых, в определении основных направлений повышения эффективности реализации военно-политических интересов РФ в современных условиях.

В соответствии с научной новизной на защиту выносятся следующие положения.

1. Авторское определение понятия «военно-политические интересы государства».

Военно-политические интересы государства — это осознанная политической элитой потребность в обеспечении военной безопасности, защите суверенитета и целостности страны с использованием военной силы.

Интерес (от латинского «иметь значение, важно) — это реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями, мотивами, помыслами, идеями, участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов. Кроме того, в исследованиях, посвященных проблеме интереса, акцентируется внимание на том, что для уяснения содержания интереса важно определить взаимосвязь потребностей и интересов. В соответствии с этим, интересы правомерно трактовать как нужды, потребности в чем-либо, выступающие реальной причиной активности людей, их деятельности, социальных событий и перемен. Однако в строго научном плане сводить интересы только к нуждам и потребностям людей, которые выражаются в их устремлениях к определенным условиям своей жизнедеятельности, предметам удовлетворения, неправомерно. Интересы — это социальные, реально осмысленные и осознанные потребности. Поэтому, понять истинный смысл, намерения и конкретные шаги в политике государств, партий, социальных групп и конкретных личностей невозможно вне учета их интересов.

Сама потребность лишь обусловливает активность, а содержание активности определяется интересами. Уяснение путей, форм, способов, оптимальных механизмов реализации интересов — это неотъемлемая составляющая изучения самих интересов. Для реализации интереса на практике ему необходимо придать форму конкретной цели, присоединить волю и деятельность субъекта, подкрепленные соответствующими средствами. Интересы функционально определяют положение субъекта по отношению к другим субъектам.

В политической науке, как прошлого, так и настоящего, проблематика интересов занимает значимое место. Это обусловлено тем, что интересы именно политической сферы концентрированно отражают интересы и их реализацию во всех других сферах жизнедеятельности общества. Важнейшим же интересом, лежащим в сфере политики, является обеспечение национальной безопасности, важнейшей составляющей которой является военная безопасность. В соответствии с этим, определение, формулирование и дальнейшая реализация военно-политических интересов является важнейшим фактором обеспечения всей жизнедеятельности общества.

Несмотря на общепризнанный факт высокой значимости военно-политических интересов государства, в наши дни их определение по-прежнему довольно проблематично. Более того, специализированная литература как советского периода, так и современная не располагают однозначным научно-теоретическим определением самой категории «военно-политические интересы». Исследователи, в подавляющем большинстве своем, обычно обращаются к теме экономических, национальных, государственных, геополитических интересов. Военно-политические же интересы государства, находя свое отражение в монографиях и диссертационных исследованиях, не становятся, как правило, объектом фундаментального изучения, а сам термин используется в СМИ и официальных документах в большей мере как публицистический.

Редким исключением можно назвать диссертационное исследование И.В. Бочарникова, акцентирующее внимание на военно-политических интересах России в Кавказском регионе. Автор отмечает, что в системе политических интересов военно-политическим интересам «…отводится особая роль, предполагающая достижение и использование политической власти (влияния) посредством вооруженного насилия», сущность военно-политических интересов определяется потребностью «создания, подготовки и использования военной организации (как элемента военно-политического потенциала государства) для достижения определенных политических целей». На основе этого размышления он определяет военно-политические интересы как потребность общества, государства и личности в обеспечении своего безопасного и свободного функционирования и развития посредством создания, подготовки и использования военной организации.

Автор данного диссертационного исследования в этом определении выражает сомнение рациональность включения и придания равнозначности интереса личности интересам общества, а тем более государства. В сфере безопасности отдельного человека интересует, прежде всего, собственная безопасность, основанная на пресловутом, но никем не отменяемом инстинкте самосохранения. «Рядовая» или «массовая» личность, для которой политика не является ни профессией, ни сферой основных жизненных интересов, практически отчуждена от определения военно-политических интересов государства. Интересы личности состоят в обеспечении личной безопасности, конституционных прав и свобод, росте качества и уровня жизни, физическом, духовном и интеллектуальном развитии. Думается, что и представителей гражданского общества в целом, возможно в силу высокой специфичности, в меньшей степени интересует военная тематика, во всяком случае, в мирное время.

Главным носителем определения, а в дальнейшем и реализации военно-политических интересов выступает государство, в лице, прежде всего, политической и военной элиты, которые располагают определенными степенями свободы в этих процессах. В соответствии с проведенным исследованием при определении военно-политических интересов необходимо основываться на: самоидентификации государства, то есть осознании своего геополитического положения, своих национальных интересов с разделением на коренные (безопасность, независимость страны, благосостояние граждан), основные (ослабление конкурентов, поддержку союзников, расширение экономических возможностей, региональное доминирование) и второстепенные цели (построение «нового порядка», международная безопасность); оценке международного положения с определением внешних угроз, возможных союзников и оппонентов, расхождением и совпадением векторов интересов на международной арене, поскольку реалистичная точка зрения относительно собственных интересов всегда требует конкретного учета интересов других государств; оценке экономических и демографических возможностей своей страны, ее производственной и ресурсной базы; определении уровня военной мощи, т.е. выделенных государством на данный период сил и средств, предназначенных для военной защиты его интересов и достижения политических целей, а так же располагаемого военного потенциала, соответствующего результатам и тенденциям развития военного дела.

2. Характеристика места и роли военно-политических интересов государства в структуре национальных интересов страны.

Военно-политические интересы как духовное образование теснейшим образом связаны с безопасностью, целостностью, а подчас и самим существованием. В соответствии с этим, военно-политические интересы в иерархии значимости национальных интересов стоят на первом месте. То или иное понимание военно-политических интересов составляет основу мотивации, определяет вектор развития политики безопасности – ценности, которую государство стремится иметь и располагать которой может в большей или меньшей степени.

Среди широкого спектра интересов, отражающих жизнедеятельность конкретного общества, одними из приоритетных являются национальные интересы — совокупность социально осознанных и официально выражаемых государством потребностей общества, обусловленных ценностями составляющих его социальных образований и групп, по созданию, сохранению и развитию благоприятных условий для стабильного существования и прогресса страны.

Важнейшим средством реализации национальных интересов является сила. Еще великий Н.Макиавелли подчеркивал, что при реализации политических интересов необходимо опираться не на христианские догмы, не на моральные принципы, а на практику и опыт, решающую роль в которых играет сила. С древних времен до современного взаимосвязанного и взаимообусловленного мира не прекращается борьба за ресурсы и власть над ними.

В современном разделенном на блоки, союзы мире не прекращается борьба за власть и ресурсы, при этом взаимозависимость и взаимовлияние различных государств настолько велики, что проведение одним государством своей политики без учета интересов мирового сообщества приводит к пересечению границы национальной безопасности сферой противостоящих национальных интересов. Столкновение интересов – видимая причина конфликта, а основной способ его разрешения - военное насилие, сопровождающее историю человека, не зависимо от эпох и континентов, моральных ценностей, ориентаций и вероисповеданий.

Потребность в осмыслении столкновений интересов, приводящих к конфликтам, пусть и на интуитивном уровне, видимо, возникла с первых стычек Homo sapiens c себе подобным и не потеряла своей актуальности в наши дни, так как вытекает из базового инстинкта самосохранения. Когда же речь заходит о конфликте, сразу же встает вопрос об интересах вовлеченных сторон, о способах борьбы, о силе способной защитить, о политической воле государства, организующего защиту, обеспечение выживания и реализацию жизненно важных потребностей.

Вполне закономерно, что понятия «сила», «мощь», «интерес» в лексике политических деятелей появились примерно в тот же период что и термин «национальный интерес», традиционная политика баланса сил имела в своей основе не что иное, как национальные интересы государства. Военная сила как один из самых действенных аргументов внешней политики и обеспечения национальных интересов по-прежнему не теряет свой актуальности. Такие понятия, как «национальные интересы», «противоречия между интересами различных государств», «угроза национальным интересам», занимают ведущее место в современных представлениях о войне и безопасности.

Безопасность имеет много общего с силой и благосостоянием – это две другие ценности на международной арене. Силу можно охарактеризовать, как способность контролировать действия других, а безопасность - как отсутствие угрозы. Потенциальная опасность может перерасти в реальную, а затем и военную угрозу для существования отдельного государства. Все нации стремятся к защите своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом вторжения извне. Фундаментальные или коренные интересы государства при взаимодействии с любым участником политики остаются постоянными и требуют защиты всеми средствами и во все времена.

Несмотря на то что, существуют определенные нормы международного права, отстаивание государствами своих интересов определяет не зафиксированная и установленная справедливость, а право сильного. Ценность же справедливости является всего лишь дополнительным пиарным ходом, а не самодостаточной самоочевидной предъявляемой и декларируемой ценностью.

При формулировании категории национальных интересов все теоретики придают основное значение категории национальной безопасности. В результате этого эти две категории сливаются в одну. Учитывая, что военно-политические интересы как духовное образование теснейшим образом связаны с безопасностью, целостностью, а подчас и самим существованием, можно сделать вывод, что военно-политические интересы в иерархии значимости национальных интересов стоят на первом месте. То или иное понимание военно-политических интересов составляет основу мотивации, определяет вектор развития политики безопасности – ценности, которую государство стремится иметь и располагать которой может в большей или меньшей степени.

Необходимо отметить, что военно-политические интересы, как и сама историческая ситуация, в своем практическом воплощении постоянно меняются, приобретая новые содержательные черты. Попытки определить стационарные характеристики военно-политических интересов, начавшиеся на заре человечества и продолжающиеся по сей день, так и не дали универсальной формулировки и единого клише для всех государств и во все исторические периоды. Соответственно, анализ сущности военно-политических интересов необходимо проводить с учетом имеющегося опыта их теоретико-методологического осмысления.

3. Характеристика содержания военно-политических интересов современной России.

Важнейшим в процессе формирования и реализации военно-политических интересов является определение их содержания, детерминированного динамично складывающимися общественно-историческими условиями.

По мнению диссертанта, к основным факторам, влияющим на содержание военно-политических интересов Российской Федерации, относятся: стремление мирового сообщества к полицентричному мироустройству в условиях реального функционирования однополярного мира; усиление тенденции обострения конкурентной борьбы за лидирующее положение в мире и жизненно важные ресурсы во всех областях; неоднозначность перспектив развития, продуцирующая угрозы миру и проблемы в обеспечении военной безопасности; снижение роли ООН и ОБСЕ в международной политике и отсутствие действенных международно-правовых механизмов поддержания мира; совпадающие и расходящиеся векторы военно-политических интересов России и стран ближнего зарубежья; уникальное геополитическое положение России, определяющее проблемы обеспечения ее военной безопасности; экономические проблемы современной России, снижающие необходимый уровень обеспечения военной безопасности; современное состояние военной организации РФ. Все вышеперечисленные факторы подробно раскрываются в диссертационном исследовании.

Исходя из анализа современного положения России и основных факторов, влияющих на обеспечение ее военной безопасности, диссертант считает, что основными военно-политическими интересами РФ, отражающими ее национальные интересы, являются следующие.

Долгосрочные интересы:
— обеспечение выживания социума, независимость, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации с опорой на военную силу;
— сохранение соотношения военных потенциалов, стратегического баланса в мире общей стабильности;
— углубление международного процесса сокращения вооружений и вооруженных сил, ориентируемого на принцип достаточности для обороны;
— ликвидация очагов напряженности, предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, осуществление стратегического сдерживания;
— отсутствие недружественных международных режимов и институтов безопасности;
— обеспечение территориальной целостности и комплексная защита сухопутных, морских и воздушных границ страны;
— укрепление и развитие миротворческих возможностей ООН, СБСЕ;
— поддержание Вооруженных Сил России, на уровне необходимом для обеспечения безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны;
— создание достаточного экономического и духовного потенциала для сдерживания угроз и адекватного ответа в случае применения военной силы против Российской Федерации;
— создание безопасных условий для возможности реализации национальных интересов Российской Федерации во всем геостратегическом пространстве.

Среднесрочными военно-политическими интересами России являются:
— нормализация и стабилизация как внутреннего положения, так и обстановки в ближайшем окружении — странах СНГ, Корее, Афганистане, в других регионах, включающая:
а) результативное развитие отношений со странами СНГ, достижение согласия с ними о координации, как общей политики, так и конкретных действий в сфере взаимной безопасности, укреплении связей в области обороны;
б) активизацию и дальнейшее развитие военного сотрудничества с ОДКБ;
— продолжение разработки и ведения системы взаимодействия со странами НАТО;
— достижение приемлемой для России договоренности об урегулировании вопроса о южных островах Курильской гряды, с целью снятия барьера к развитию отношений сотрудничества с Японией;
— нормализация отношений со странами юго-восточного треугольника (Афганистан - Пакистан – Иран), с целью выработки соглашений о взаимном признании, нерушимости границ, налаживании сотрудничества, в том числе в области обороны, но без ущерба для российско-индийских отношений;
— установление добрососедских отношений с государствами Восточной Европы.

Краткосрочными военно-политическими интересами РФ являются:
— прекращение межнациональных конфликтов в районах, прилегающих к кавказской границе Российской Федерации;
— оптимизация Вооруженных Сил РФ, приведение к уровню, адекватному современным мировым достижениям, военной науки и ВПК;
— расширение договоренностей о военном взаимодействии в пространстве бывшего Советского Союза и режиме границ между государствами;
— претворение в жизнь договоренности, касающейся режима обеспечения государственных границ по всему периметру бывшего Советского Союза;
— укрепление международного режима нераспространения ядерного оружия;
— воспитание патриотических чувств у российской элиты и общества.

Составить исчерпывающий перечень военно-политических интересов России едва ли возможно, но если определять их с точки зрения высших ценностей, которые остаются для каждой нации постоянными в любых исторических условиях и в любой период своего существования, то главным военно-политическим интересом России можно считать физическое выживание социума, компонентами которого выступают независимость, территориальная целостность и суверенитет, обеспечение которых в современном мире возможно только с опорой на военную силу. Одной из коренных потребностей государства в области военной безопасности является противодействие внешнему давлению, а его наиболее опасной формой - применение или угроза применения военной силы. Обеспечение безопасности - важнейшая сторона деятельности нашего государства, а военно-политические интересы выступают фактором обеспечения национальных интересов.

4. Определение основных проблемных условий реализации военно-политических интересов РФ.

Постоянно изменяющаяся как международная, так и внутригосударственная обстановка создает проблемы в ходе реализации уже сформировавшихся военно-политических интересов. Поэтому в процессе реализации интересов важнейшим является выявление проблемных ситуаций, непосредственно влияющих на эффективность реализации военно-политических интересов.

Анализ содержания и условий формирования военно-политических интересов Российской Федерации позволяет диссертанту сделать вывод о наличии тесной логической связи между ними и фазой реализации военно-политических интересов. Под реализацией военно-политических интересов России необходимо понимать осуществление государством и его гражданами комплекса взаимосвязанных действий, причинно обусловленных развитием и потребностями государства и социума в выживании, обеспечении территориальной целостности и независимости, посредством создания и обеспечения надежного функционирования системы военной безопасности государства.

Процесс реализации военно-политических интересов в целом историчен, закономерен и обусловлен, по существу, теми же условиями и факторами, которые определяют их содержание и особенности формирования. Современные аспекты международной и внутриполитической ситуации оказывают на процесс реализации военно-политических интересов России как благоприятное, так и негативное воздействие, обусловливают проблемы, объективно или субъективно встающие перед государством в процессе реализации этих интересов.

Военная опасность и военная угроза, являющиеся своеобразными характеристиками реально существующих международных военно-политических отношений, не только порождают военно-политические интересы России, но и оказывают самое непосредственное влияние на их реализацию. На этом основании и в соответствии с объектом и предметом исследования, автор считает необходимым выявить основные проблемы возникающие в ходе реализации военно-политических интересов России, а в соответствии с этим, определить возможные пути их разрешения.

Проведенное диссертационное исследование показало, что проблемы успешной реализации военно-политических интересов Российской Федерации возникают как на международной арене, так и внутри страны.

К таковым, по мнению диссертанта, необходимо отнести во-первых, проблемы, возникающие на международной арене и связанные, прежде всего, с новым геополитическим положением России и постоянно изменяющейся военно-политической обстановкой в мире, а во-вторых, — определенные трудности политического, экономического, социального, духовного и другого характера, возникающие в современном российском обществе.

Проблемы мирового порядка неоднородны и неоднозначны. Независимо от субъективных мнений и пристрастий политиков на реализацию военно-политических интересов России как одного из самых крупных государств объективно влияют взаимоотношения и трансформации, происходящие во многих странах мира. Каждая страна действует на международной арене в соответствии со своими интересами, связанными с обеспечением безопасности, самосохранением нации, с распространением зоны своего влияния, которые могут как совпадать, так и не совпадать с интересами России. В соответствии с этим, международные проблемы необходимо рассматривать в основных четырех приоритетных направлениях внешней политики Российской Федерации.

1. Негативное воздействие процесса расширения влияния США, обозначившими зоной своих интересов весь мир и возглавляющими самый мощный военный блок – НАТО, на возможности эффективной реализации и перспективы развития военно-политических интересов России.

2. Недостаточно равноценный уровень взаимодействия России со странами ЕС, приоритетно влияющих на возможности реализации и перспективы развития военно-политических интересов России.

3. Увеличение политической, экономической и военной мощи Китая, претендующего на роль не только регионального, но и мирового лидера, при одновременном возрастании его «традиционных» территориальных претензий к России.

4. Недостаточный уровень военно-политической безопасности СНГ при относительно пассивной позиции ОДКБ.

К проблемам внутриполитического характера, мешающим эффективной реализации военно-политических интересов современной России относятся следующие.

1. Несовершенство политической системы Российской Федерации, неопределенность и незавершенность российской идентичности, отсутствие в обществе консенсуса по базовым вопросам развития государства.

2. Недостаточное соответствие состояния и уровня развития военно-промышленного комплекса России современному мировому военно-техническому развитию.

3. Недостаточная проработанность нормативно-правовой базы регламентирующей деятельность государства и определяющей основные направления реализации военно-политических интересов.

4. Неполное соответствие качественного состояния средств, форм, методов вооруженной борьбы и уровня боеготовности Вооруженных сил потребностям реализации военно-политических интересов Российской Федерации.

Кроме перечисленных выше проблем реализации военно-политических интересов современной России, существует и проблема, носящая в большой мере субъективный характер. Стремление к реализации военно-политических интересов является одним из важнейших аспектов, определяющих внутриполитическую деятельность государств. В соответствии с этим, внешняя политика предшественника России, Советского Союза, демонстрировала, что его руководство четко понимает значение военно-политического аспекта во взаимодействии государств. В то же время, как представляется диссертанту, начиная с 90-х годов прошлого века, руководство России недостаточно принимало во внимание военно-политическое измерение процесса интеграции, развернувшегося в Европе, активный рост мощи армий развитых государств, обострение конкурентной борьбы во всем мире. Лозунги «вхождения в цивилизованное мировое сообщество», «отказа от имперских амбиций» подменили в этот период процессы возрождения и укрепления российской государственности, нашли свое отражение и в военной политике, что привело к просчетам и ошибкам во внешней и оборонной политике нашего государства.

5. Обоснование основных путей повышения эффективности реализации военно-политических интересов РФ в современных условиях.

Только решение проблем, возникающих в ходе реализации интересов, способствует наиболее эффективному достижению их конечных целей. В соответствии с этим, необходим постоянный поиск основных направлений и путей реализации военно-политических интересов, соответствующих меняющейся исторической ситуации.

В условиях, когда каждое государство на международной арене преследует свои цели, обеспечение военной безопасности требует постоянной готовности государства защитить свои жизненно важные интересы. В последние годы Россия активизировала свою деятельность на международной арене по реализации жизненно важных интересов государства. Российскому истеблишменту пришлось признать, что возможность реализации военно-политических интересов определяется, прежде всего, качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, которое, в свою очередь, требует серьезных финансовых вложений, научного обоснования и политической воли.

Отдавая предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам в деле предотвращения войн и вооруженных конфликтов, с точки зрения диссертанта, все же необходимо учитывать, что национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи, а Вооруженные силы РФ играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации. В обеспечении своей безопасности Российская Федерация может рассчитывать, прежде всего, на свои собственные возможности и ресурсы, и поэтому обязана использовать любые средства для обеспечения своей безопасности.

Безусловно, армия - слепок российского общества, во многом зависит от него, формируется его членами. Поэтому мировоззрение, присущее обществу не может в корне отличаться от картины мира военнослужащих российского государства. В связи с этим, не отрицая важнейшей значимости в жизни общества экономики и политики, автор считает, что в общественной жизни существенную роль играет духовность, идеология. Поэтому выбор путей преодоления проблем реализации военно-политических интересов нашего государства обязательно должен носить не только экономический и политический характер, но иметь духовно-нравственное содержание, быть направлен на воспитание патриотизма у каждого гражданина нашей страны и особенно у власть предержащих. В связи с вышеизложенным, диссертант считает совершенствование духовно-нравственного воспитания одной из важнейших задач в деятельности государства, направленных на совершенствование реализации военно-политических интересов Российской Федерации.

Основываясь на характеристике современной международной обстановки и принимая во внимание существующие в данной исторической ситуации внутриполитические условия, а также субъективный фактор, диссертант считает возможным предложить следующие направления совершенствования реализации военно-политических интересов Российской Федерации.

Первое направление связано с деятельностью российского государства на международной арене и конструированием глобальной системы безопасности.

1. Активизация деятельности России по дальнейшему укреплению партнерских отношений со всеми государствами мирового сообщества.

2. Восстановление и укрепление влияния Российской Федерации в постсоветских государствах.

3. Развитие взаимодействия с США и НАТО по вопросам значимым, для национальных интересов России.

4. Активизация деятельности России в международных организациях.

5. Развитие военно-политического и военно-технического сотрудничества с Азиатскими странами.

Второе направление совершенствования реализации военно-политических интересов Российской Федерации — укрепление собственной оборонной мощи. Данное направление теснейшим образом связано с преодолением ряда проблем внутригосударственного развития, носящих как субъективный, так и объективный характер. С точки зрения диссертанта, активная работа по укреплению оборонной мощи России должна проводиться постоянно и комплексно. Результативность этой работы связана с целым рядом обстоятельств и условий. С целью более успешной реализации мер по обеспечению военно-политических интересов государства, диссертанту представляется целесообразным следующее.

1. Развитие и оптимизация нормативно-правовой базы обеспечения национальной и военной безопасности.

2. Продолжение комплексного преобразования военной организации Российской Федерации, придав ему глубокое научное обоснование и обеспечив поддержку гражданского общества.

3. Модернизация военно-промышленного комплекса страны.

4. Совершенствование деятельности органов государственного и военного управления по разработке и реализации военной политики.

5. Повышение эффективности военно-патриотического воспитания на основе решения вопроса о социальной справедливости.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ

Проведенное диссертационное исследование может стать предпосылкой для дальнейшего анализа системы условий и факторов, влияющих на процесс формирования военно-политических интересов. Это, в свою очередь, позволит корректировать выбор путей их оптимизации и реализации.

Практическая значимость исследования состоит в использовании его результатов в определении существенных связей политических явлений и процессов, определяющих возможности реализации военно-политических интересов. Выявленные внешнеполитические и внутриполитические факторов реализации военно-политических интересов РФ и вероятные тенденции формирования военно-политических отношений и интересов, могут способствовать выработке оптимальных политических решений и рациональной военной политики Российского государства.

Результаты исследования могут быть востребованы для обогащения тематики преподавания политологии, философии, других гуманитарных и общественных наук в гражданских и военных высших учебных заведениях, в ходе общественно-государственной подготовки офицеров, сержантов и солдат, воспитательной и пропагандистской работе с личным составом при рассмотрении проблем войны и мира.

Основные теоретические положения диссертации апробированы автором во время работы на III и V международных студенческих научно-практических конференциях (г. Калуга). Материалы исследования неоднократно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры политологии Военного университета, а так же использовались автором в ходе проведения занятий с курсантами Военного университета.

Основные результаты исследования отражены в публикациях общим объемом более 2,5 п.л.

1. Кулакова Н.Н. Возрастающая значимость экономических факторов в детерминировании военных конфликтов // Материалы III Международной студенческой научно-практической конференции. - Калуга, 2010. – С.106-112.
2. Кулакова Н.Н. Проблемы и особенности реализации военно-политических интересов Российской Федерации // Власть. - 2011. - № 2. - С. 84-87.
3. Кулакова Н.Н. Проблемы взаимодействия общества и армии в процессе реализации военно-политических интересов // Материалы VII международной научно-практическая конференции. – Прага, 2011. - С. 99-106.
4. Кулакова Н.Н. Военно-политические интересы Росси: аспекты реализации в современных условиях. Депонирование ВУ, Москва, 2010 г. - 0,8 п.л.
5. Кулакова Н.Н. Военно-политические интересы России в контексте обеспечения региональной безопасности СНГ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2011. - С.105-110.
6. Кулакова Н.Н. Проблемы интеграции современной России в мировое сообщество // Материалы V научно-практической конференции студентов. - Калуга, 2011. - С.89-93.

Кулакова Н.Н.

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false