ВОЛОДИН С.В. Деятельность государственных и военных органов по формированию кадрового состава русской армии (1856-1914 гг.)
Диссертационный совет Д.215.005.06 по историческим наукам при Военном университете (123001, Москва, ул. Большая Садовая, д.14) объявляет, что диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук представил Володин Сергей Владимирович на тему: «Деятельность государственных и военных органов по формированию кадрового состава Русской армии (1856-1914 гг.)» 07.00.02 – Отечественная история. Телефон 684-93-45.
Ученый секретарь диссертационного совета по историческим наукам кандидат исторических наук, профессор А. Махров
Диссертация выполнена на кафедре истории Военного университета
Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Арзамаскин Юрий Николаевич
Официальные оппоненты:
- доктор исторических наук, доцент Белоусов Игорь Иванович
- доктор исторических наук, профессор Климович Александр Тимофеевич
Ведущая организация – ФГВОУ ВПО ВУНЦ Сухопутных войск – «Общевойсковая академия ВС РФ»
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке Военного университета
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
В настоящее время Вооруженные силы Российской Федерации находятся в состоянии реформирования. Суть преобразований – придание российской армии «нового облика» путем оптимизации и модернизации ее военного потенциала. Важным направлением этой работы является формирование кадрового состава Вооруженных сил.
В этой связи обращение к исследованию исторического опыта деятельности государственных и военных органов по формированию кадрового состава Русской армии во второй половине XIX – начале XX вв. выглядит вполне закономерно. Как представляется автору исследования, в своих сущностных и содержательных началах современный период нового инновационного развития Российской армии весьма схож с историческими явлениями и процессами второй половины XIX – начала XX вв., когда Русская армия вступила на путь кардинальных реформ и преобразований, что актуализирует важность выявления и изучения исторических параллелей в интересах концептуальной разработки системы военно-кадровой работы в современную эпоху.
Актуальность темы, по мнению соискателя, обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, эта сторона военно-организаторской деятельности Российского государства еще недостаточно изучена, а ее разработка общественно необходима. В этой связи всестороннее изучение деятельности государственных и военных органов по формированию кадрового состава Русской армии в 1856-1914 гг. приобретает определенную теоретическую значимость и практическую ценность.
Во-вторых, комплексное исследование рассматриваемой проблемы на основе введенных в научный оборот новых архивных документов и материалов помогает глубже осмыслить формы и методы организации работы по формированию кадрового состава, основные направления и тенденции этого процесса, извлечь уроки из исторического опыта деятельности государственных и военных органов по формированию офицерского корпуса и комплектованию армии нижними чинами в условиях глубоких преобразований в Вооруженных силах России во второй половине XIX – начала XX вв. Творческое использование этого опыта будет способствовать дальнейшему совершенствованию военно-кадровой работы в Вооруженных силах РФ в процессе их реформирования.
В-третьих, в настоящее время продолжается активный процесс дальнейшего углубленного изучения исторического прошлого нашего Отечества. Происходит фрагментарное освобождение общественного сознания от утвердившихся в исторической науке необъективных оценок отдельных периодов истории России. В интересах утверждения исторической объективности весьма важно выявить особенности военно-кадровой политики в исследуемый период, всесторонне оценить взгляды государственных и военных деятелей, военных теоретиков прошлого на способы комплектования войск военнослужащими различных категорий, раскрыть реальное состояние военно-кадровой работы. Без освоения и критической переработки теоретических и практических достижений прошлого полноценное развитие современной исторической науки невозможно.
В-четвертых, изучение документальной базы по вопросам реализаци кадровой политики государства в армии способствует более глубокому рассмотрению деятельности видных государственных и военных деятелей, принявших активное участие в формировании кадрового состава Русской армии. Среди них: императоры Александр II, Александр III, Николай II, великие князья Н.Н. Романов, К.К. Романов, военачальники Д.А. Милютин, М.И. Драгомиров, А.Н. Куропаткин, П.С. Ванновский, А.Ф. Редигер, В.А. Сухомлинов, И.В. Гурко и др.
Степень научной разработанности проблемы. Предварительное ознакомление с источниками и литературой, относящейся к проблеме исследования, показало, что история военно-кадровых органов и их деятельность по формированию кадрового состава Русской армии относятся к числу тем, которые еще недостаточно разработаны в отечественной исторической науке. Вместе с тем в той или иной мере некоторые стороны политической, организаторской и идеологической деятельности Российского государства по решению задач кадрового обеспечения Русской армии во второй половине XIX – начале XX вв. были предметом изучения отечественных и зарубежных исследователей.
Отдельные аспекты данной проблемы отражены в фундаментальных трудах по истории военного строительства Российского государства, а также в справочно-энциклопедических изданиях как дореволюционного периода, так и в современных . В них содержатся обстоятельные аналитические и справочные материалы по вопросам истории создания и развития Русской армии, об ее устройстве, техническом оснащении, о деятельности известных военачальников этого периода, важнейших военных терминах. Однако вопросы деятельности государственных и военных органов по совершенствованию военно-кадровой работы в исследуемые годы не являлись предметом самостоятельного исследования в этих изданиях, а рассматривались в контексте других проблем военного строительства.
Значительный интерес представляет дореволюционная научная литература, в которой получили освещение общие вопросы военной политики, принципиальные аспекты военного искусства, вопросы развития русской военно-теоретической мысли, система комплектования, обучения и воспитания офицеров и нижних чинов и некоторые другие важные направления строительства Русской армии во второй половине XIX – начале XX вв. Однако авторы этих работ не ставили перед собой цель – специально исследовать деятельность государственных и военных органов по формированию кадрового состава войск.
Из дореволюционной литературы особое внимание обращают на себя труды профессора А.Ф. Редигера (военный министр в 1905-1909 гг.) . В них проводится сравнительный анализ систем комплектования солдатами, унтер-офицерами и офицерами между российской армией и армиями ведущих европейских держав, излагается история, философия и логика возникновения и смены принципов комплектования войск на разных стадиях общественного развития Российского государства. Вместе с тем автор в основном ограничивается лишь официально-справочными данными и не касается конкретной работы государственных и военных органов России по реализации установок кадрового законодательства в практику войск в исследуемый период.
С 1902 г. в связи со столетием Военного министерства, издавалась многотомная история этого ведомства, касавшаяся различных сторон его деятельности, состояния и устройства Вооруженных сил. Это издание выходило в свет до 1914 г. и осталось незавершенным. Для настоящего исследования наибольший интерес представляет третья часть четвертого тома, раскрывающая вопросы комплектования войск.
В советской историографии к наиболее ценным работам, отражающим особенности формирования кадрового состава Русской армии в исследуемый период следует отнести труды А.Я. Авреха, Л.Г. Бескровного, П.А. Зайончковского, С.О. Кляцкина, Л.М. Гаврилова, К.Ф. Шацилло и др.
Во всех этих работах в той или иной степени рассматриваются кадровые процессы в армии в исследуемый период на разных уровнях военной иерархии, затрагиваются вопросы обучения, воспитания, комплектования, прохождения службы рядовыми, унтер-офицерами, офицерами и генералами. Вместе с тем в них отсутствуют попытки их систематизировать, сделать общие выводы с точки зрения военно-кадровой работы.
Постсоветский период историографии (с 1992 г.) характеризуется ликвидацией жестких идеологических постулатов и стремлением историков объективно разобраться в самых сложных проблемах середины XIX – начала XX вв. Историки серьезно попытались раскрыть проблемы кадрового обеспечения армии (воспитание и обучение, комплектование, прохождение службы, управление, социальное обеспечение и т.д.), которые нашли отражение в диссертационных исследованиях И.А. Алехина, В.Б. Горячева, С.И. Денисенко, А.П. Кудейкина, Е.С. Иванова, В.В. Колпачева, А.Н. Назарова, А.А. Смирнова, Д.В. Сахончика, И.Я. Стрелецкого, П.Н. Ховриной и др. Однако авторы данных трудов коснулись лишь отдельных аспектов военно-кадровой работы и не рассматривали этот вопрос комплексно.
Определенный интерес для исследования представляют работы С.В. Волкова, М.А. Гусева, В.Б. Задорожного , написанные в 90-е гг. XX в. В них систематизируется значительный материал об офицерском корпусе дореволюционного периода: учеба, воспитание, дисциплина, традиции, социально-политический портрет, особенности комплектования. Вместе с тем авторы указанных трудов сосредоточили основное внимание на статистических аспектах проблемы, рассматривают теоретические механизмы военно-кадровой работы и в меньшей степени обращают внимание на реальную практику деятельности государственных и военных органов по формированию кадрового состава, которая очень часто не соответствовала установленным порядкам и заявленным целям.
Значительный объем информации для понимания природы кадровых процессов, происходивших в исследуемый период, содержится в работах А.П. Дегтярева и А.Г. Бесова , в которых исследуются отдельные направления военно-кадровой политики, роль высших государственных органов в их реализации. Значительный объем материала, отражающего взгляды военных руководителей и военных теоретиков на вопросы формирования командного состава Русской армии, на проблемы комплектования и обучения нижних чинов представлен в Российском Военном сборнике, составленном известными исследователями Русской армии А.И. Каменевым, А.Е. Савинкиным, Ю.Т. Беловым, И.В. Домниным. Вместе с тем в представленных выше публикациях военно-кадровая работа не является предметом исследования, а отдельные аспекты комплектования и подготовки военных кадров рассматриваются в контексте других областей военного строительства.
С методической точки зрения для настоящего исследования наиболее важным трудом, в котором основательно рассмотрены вопросы военной кадровой политики является диссертационное исследование И.И. Белоусова . Здесь четко определены основные понятия и категории, связанные с военной кадровой политикой, обстоятельно анализируются факторы ее возникновения, определяются основные направления ее реализации в армии и на флоте. Вместе с тем это исследование касается особенностей военной кадровой политики в XVIII в. и не распространяется на XIX – начало XX вв. Тем не менее научные подходы, апробированные в работе Белоусова, помогли диссертанту в раскрытии особенностей кадровой военной политики и кадрового обеспечения в исследуемый период.
Таким образом, оценивая состояние отечественной историографии, представляется возможным сделать вывод, что историческая наука на сегодняшний день не располагает работами, в том числе диссертационными исследованиями, посвященными специальному научному анализу деятельности государственных и военных органов по формированию кадрового состава Русской армии в 1856-1914 гг.
Актуальность проблемы, ее недостаточная научная разработанность в исторической науке и предопределили выбор темы исследования.
Объектом исследования является система кадровой работы в Русской армии во второй половине XIX – начале XX вв.
Предмет исследования – деятельность государственных и военных органов по формированию кадрового состава Русской армии в 1856-1914 гг.
Научная задача – обобщить исторический опыт деятельности государственных и военных органов по формированию кадрового состава Русской армии в 1856-1914 гг., выявить характерные черты, противоречия и тенденции этой деятельности, извлечь уроки, сформулировать выводы и научно-практические рекомендации.
Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что после поражения России в Крымской войне (1853-1856 гг.) начались преобразования по всем направлениям военного дела. Коснулись они как стратегического курса военной кадровой политики, так и всей системы военно-кадровой работы в Русской армии. В последующем под влиянием событий внутренней и внешнеполитической жизни государства, субъективных действий государственных и военных органов управления система военно-кадровой работы продолжала совершенствоваться и приняла оптимальный вид накануне Первой мировой войны.
Военные реформы 1862-1874 гг., 1905-1912 гг. и «контрреформа» эпохи Александра III, Русско-турецкая война (1877-1878) и Русско-японская война (1903-1904) вносили определенные коррективы в работу по формированию кадрового состава Русской армии, способствовали ее изменению, но в целом не повлияли на вектор стратегического курса военной кадровой политики, обозначенного в начале царствования Александра II. Поэтому 1856-1914 гг. следует рассматривать как единый самостоятельный период в деятельности государственных и военных органов по формированию кадрового состава Русской армии.
Целью исследования является осуществление комплексного анализа деятельности государственных и военных органов по формированию кадрового состава Русской армии во второй половине XIX – начале XX вв. и ее влияния на обеспечение боеспособности и боеготовности Вооруженных сил.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- определить основное содержание военно-кадровой политики Российского государства во второй половине XIX – начале XX вв. и факторы, под влиянием которых формировались ее основы;
- раскрыть содержание системы кадровой работы в Русской армии и основные направления ее совершенствования в 1856-1914 гг.;
- проанализировать деятельность военного ведомства по оптимизации состава нижних чинов по количественным и качественным критериям;
- исследовать источники комплектования и условия подготовки будущих офицеров для замещения вакантных первичных офицерских должностей;
- рассмотреть особенности прохождения службы офицерами в войсках и работу кадровых органов по формированию командного состава армии во всех звеньях военного управления;
- разработать, обосновать, сформулировать общенаучные выводы, исторические уроки и научно-практические рекомендации по формированию кадрового состава Вооруженных сил Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются основные принципы исторической науки: историзма, объективности и социального похода. Это означает, что в ходе подготовки и написания диссертации автор считал необходимым изучить все аспекты проблемы с учетом конкретной исторической обстановки, выявить объективные закономерности, определявшие цель и содержание деятельности государственных и военных органов по формированию кадрового состава Русской армии в 1856-1914 гг., исследовать разные точки зрения на предмет и объект диссертации, излагая при этом собственное мнение.
Кроме того, широко использованы общенаучные методы: логический, индукции и дедукции, анализ и синтез, системный. Большое значение имели специально-исторические методы исследования: фронтального обследования архивных и др. видов источников, исторического описания, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, периодизации, статистический и некоторые другие, изложенные и обоснованные в трудах отечественных ученых по теории методологии, историографии и библиографии.
Источниковая база исследования. Первую группу источников представляют архивные материалы, содержащиеся в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ), отделе рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ). Всего в диссертации использованы материалы 30 архивных фондов, 35 описей, около 114 архивных дел, которые передают информацию об особенностях работы государственных и военных органов по формированию кадрового состава Русской армии в 1856-1914 гг. Значительное количество используемых материалов введены в научный оборот впервые.
Вторую группу источников составляют официально-документальные материалы, включающие в себя правовые акты: манифесты, именные указы, учреждения, регламенты, уставы, резолюции, инструкции и другие документы.
Важное место в настоящем исследовании отводилось изучению законодательных актов, помещённых в Полном собрании законов Российской империи (ПСЗРИ), в Своде законов Российской империи (СЗРИ), в Своде военных постановлений (СВП). Значительный объем информации для настоящего исследования был почерпнут из сборника «Приказов по военному ведомству» (Пр.в.в.) , а также из Воинских уставов, Положений и Руководств , которые не вошли ни в один из вышеназванных сборников, а публиковались отдельными книгами по мере изменения своего нормативного содержания и из неофициальных изданий, содержащих в себе правовые акты (нередко с комментариями) исследуемого периода, касающиеся военно-кадровых вопросов исследуемого периода.
Третью группу источников диссертации составляют материалы личного происхождения – дневники и воспоминания, а также личная переписка. Дневники и воспоминания имеют большое значение, давая возможность изучить ту сторону явления, которая слабо или совсем не отражается в официально-документальных материалах. В исследовании использованы дневники военных министров Д.А. Милютина, А.Н. Куропаткина, А.Ф. Редигера, В.А. Сухомлинова , военачальников А.И. Деникина, П.Н. Краснова.
Четвертую группу источников представляют материалы периодической печати, опубликованные в дореволюционный период по проблемам кадрового обеспечения в рассматриваемые годы . Публикуемые статьи, заметки и другие материалы содержат обширные информационно-статистические и документальные материалы, позволяющие лучше понять специфику военно-кадровой работы в исследуемый период.
II. СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ
Структура диссертации обусловлена целью и основными задачами исследования. Она показывает, на каких вопросах автор сконцентрировал свое внимание. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Кроме того, в ней имеется список источников и литературы, а также приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются степень ее научной разработанности, объект и предмет, цель и задачи исследования, его теоретико-методологическая и источниковая базы, формулируются научная задача, новизна и основные положения, выносимые автором на защиту, приводятся сведения об апробации диссертации.
В первой главе – «Военно-кадровая работа в системе военного строительства Российского государства», состоящей из двух параграфов, обоснована определяющая роль военно-кадровой работы в процессе строительства Русской армии в исследуемый период; выявлена взаимосвязь между общественно-экономическим укладом, внешнеполитическим положением и уровнем развития страны и содержанием кадровой политики и кадровых процессов в армии; исследована деятельность государственных и военных органов по совершенствованию системы военно-кадровой работы в сухопутной армии России.
В первом параграфе – «Формирование основ военно-кадровой политики во второй половине XIX – начале XX вв.» – показана взаимосвязь между военной кадровой политикой Российского государства и содержанием работы по формированию кадрового состава войск, на основе исследования основных факторов формирования военно-кадровой политики определены ее приоритеты в отношении Русской армии исследуемого периода.
Во втором параграфе – «Cовершенствование системы кадровой работы в Русской армии» – выявлена системность процесса формирования кадрового состава в исследуемый период, обоснованы и раскрыты элементы военно-кадровой системы, определены этапы ее совершенствования, проанализированы результаты деятельности государственных и военных органов по кадровому обеспечению войск.
Во второй главе – «Основные направления деятельности государственных и военных органов по формированию кадрового состава Русской армии», состоящей из трех параграфов, проведено комплексное исследование организационных аспектов кадровой работы с рядовым и командным составом Русской армии в исследуемый период.
В первом параграфе – «Обеспечение оптимального состава нижних чинов» – анализируется содержание кадровой работы военного ведомства по обеспечению Русской армии необходимым количеством и качеством рядового состава и унтер-офицеров.
Во втором параграфе – «Комплектование первичных офицерских должностей» – исследуется роль государственных и военных органов в совершенствовании системы отбора (набора) и подготовки военных кадров для замещения первичных офицерских должностей.
В третьем параграфе – «Формирование командного состава среднего и высшего звена» – исследуются содержание кадровых процессовВпервые в период прохождения службы офицерами и генералами, практика их выдвижения на вышестоящие должности и реальное соответствие командного состава Русской армии предъявляемым к нему требованиям.
В заключении подводятся итоги исследования, выявляются основные противоречия и тенденции, характерные для деятельности государственных и военных органов по совершенствованию системы военно-кадровой работы в исследуемый период, формулируются уроки из исторического опыта их деятельности, обосновываются научно-практические рекомендации.
В приложениях даны схемы и таблицы, раскрывающие систему формирования кадрового состава Русской армии, основные направления, организационные формы, законодательные основы и статистику кадровой работы.
III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Научная новизна исследования определяется прежде всего недостаточной разработанностью темы в отечественной историографии.
Во-первых, впервые в отечественной науке осуществлен комплексный анализ исторических условий формирования военно-кадровой политики Российского государства и кадровой работы по реализации ее положений в Русской армии во второй половине XIX – начале XX вв.
Во-вторых, в научный оборот введен ряд архивных документов и материалов высших, центральных и местных органов военного управления дореволюционной России, практически неизвестных ранее научной общественности.
В-третьих, показана роль государственных и военных руководителей в деле формирования кадрового состава Русской армии. Проанализированы законодательные акты и нормативно-правовые документы, касающиеся военно-кадровой работы во второй половине XIX – начала XX в. Предложены авторские оценки деятельности российских монархов, государственных и военных руководителей по регулированию кадровых процессов в армии.
В-четвертых, исследование данной темы даёт возможность существенно дополнить новыми аспектами историю строительства Русской армии во второй половине XIX – начале XX вв.
В-пятых, сформулированы исторические выводы, показаны уроки и даны научно-практические рекомендации, вытекающие из исторического опыта военно-кадровой работы в рассматриваемый период. Они имеют большое значение для совершенствования подходов к формированию кадровой политики и ее реализации в практике современной российской армии.
На защиту выносятся:
1. Обоснование основных факторов, обусловивших характер военно-кадровой политики и практики ее реализации в исследуемый период.
2. Результаты комплексного исследования деятельности государственных и военных органов по формированию кадрового состава Русской армии во второй половине XIX – начале XX вв., выявленные противоречия, тенденции и уроки этой работы.
3. Авторская оценка эффективности деятельности государственных и военных органов в достижении необходимых количественных и качественных параметров офицерского состава и нижних чинов Русской армии в исследуемый период.
4. Выводы и научно-практические рекомендации, направленные на творческое использование опыта деятельности государственных и военных органов по формированию кадрового состава Русской армии исследуемого периода в современных условиях.
Основное содержание диссертации и обоснование положений, выносимых на защиту
За более чем трехсотлетнюю историю Российских Вооруженных сил был накоплен огромный опыт работы по формированию кадрового состава сухопутной армии. Он приобретался и приумножался на различных исторических этапах многими поколениями государственных деятелей, полководцев и военачальников, передовых офицеров-воспитателей. Важным этапом в развитии теории и практики кадровой работы в Русской армии стала вторая половина XIX – начало XX вв.
В этот период работа по формированию кадрового состава Русской армии определялась прежде всего военной кадровой политикой Российского государства , а та в свою очередь формировалась под влиянием ряда факторов, наиболее значительными из которых были: экономические, внешнеполитические, внутриполитические и собственно военные.
К экономическим факторам следует отнести тенденции индустриализации, роста товарности сельского хозяйства, активизации всероссийского и внешнего рынков, неравномерности промышленного развития экономических регионов страны и некоторые другие, вследствие которых происходили изменения в социальной структуре военнослужащих армии – среди нижних чинов армии увеличивалась прослойка рабочих, ремесленников и мелкой буржуазии, а среди офицеров все меньше становилось потомственных дворян и все больше – выходцев из неимущих слоев населения.
К внешнеполитическим факторам влияния на военно-кадровую политику исследование относит нестабильность политических отношений России с соседними странами, постоянную угрозу военного вторжения на территорию России с западного, южного и восточного направлений. Все это заставляло руководство государства с учетом огромной территории страны принимать меры по комплектованию и содержанию массовой кадровой армии, в количественном и качественном отношении адекватной уровню внешних угроз.
Внутриполитическое развитие общества в исследуемый период характеризовалось укреплением демократических начал в общественной жизни, изменениями в социально-политической системе общества. Создание новых либеральных форм общественной жизни приводит к появлению в обществе и армии свободной личности, требующей новых отношений, в том числе и в сфере работы с военными кадрами. Вместе с тем «брожения» в обществе ухудшали дисциплину и морально-психологическое состояние всех категорий военнослужащих. Учащающиеся факты использования армии для подавления народных волнений только усугубляли обстановку. Руководители военного ведомства всю пагубность таких действий властей прекрасно понимали, но ничего сделать не могли. Так военный министр А.Н. Куропаткин (1898-1904) своем дневнике писал: «Надо, усмиряя производящих беспорядки, усмирять капиталистов, заводчиков, фабрикантов, которые о нужде рабочих, как и ранее, думают мало, поглощены заботами о наживе с борьбою на почве конкуренции».
Ускоренные темпы строительства Русской армии, выразившиеся в изменении ее организации и управления, обновлении вооружения и военной техники, применении в войсковой практике новых способов ведения боевых действий потребовали новой организации кадрового обеспечения войск. Первой и наиболее важной мерой на этом пути стало принятие в 1874 г. Устава о воинской повинности . Переход на новый способ комплектования в совокупности с сокращением сроков действительной военной службы нижних оказал существенное влияние на содержание военной кадровой политики, способствовал капитальной перестройке кадровой работы в армии. Так Военное министерство в связи с принятием Устава подчеркивало, что новый порядок призыва требует проведения целого комплекса работ, направленных к «определению личного положения военнослужащих и соответствующим изменениям всего воинского быта».
Серьезное влияние на военную кадровую политику в России оказывал опыт кадровой работы в западноевропейских массовых армиях. Большое внимание изучению зарубежного опыта управления войсками уделяли М.И. Драгомиров и Д.А. Милютин. Поводом для ускорения введения всесословной воинской повинности послужили личные наблюдения бывшего министра внутренних дел П.А. Валуева за механизмом быстрой мобилизации войск в Пруссии. Эти свои наблюдения он сообщил Д.М. Милютину в форме записки: «Мысли невоенного о наших военных силах» . Записка была передана Александру II, после чего и было предписано Д.М. Милютину подготовить предложения о распространении воинской повинности на все сословия.
В результате воздействия объективных факторов военно-кадровая политика во второй половине XIX – начале XX вв. в отношении кадрового состава Русской армии характеризовалась следующими установками: большое внимание совершенствованию военно-кадрового законодательства; стремление к гуманизации сферы кадрового обеспечения армии; проведение линии на всесословность, всенациональность и всеконфессиональность прохождения службы по призыву, на снижение сроков службы нижних чинов и преодоление их безграмотности; постепенное преодоление сословности и кастовости офицерского корпуса; унификация военного образования; сохранение в процессе карьерного роста офицеров и генералов традиций «официального протекционизма», «официальных привилегий» и универсальности использования офицерских кадров в системе органов государственной власти.
Производной от военной кадровой политики Российского государства в исследуемый период являлась практическая работа по формированию кадрового состава Русской армии. Анализ кадровых процессов, происходивших в армии во второй половине XIX – начале XX вв., показывает, что работа с военными кадрами в это время опиралась на весь предшествующий исторический опыт и осуществлялась в рамках определенной системы. В результате исследования диссертант выделил три этапа совершенствования системы формирования кадрового состава.
Первый этап (1856-1881) связан с приходом к власти Александра II, милютинскими военными реформами 1862-1874 гг., Русско-турецкой войной 1877-1878 гг.
В условиях военных преобразований формирование качественного кадрового состава становится важнейшим направлением военного строительства. В это время расформировываются ставшие пережитком прошлого департамент военных поселений и школы кантонистов , происходит существенное сокращение сроков службы нижних чинов.
В 1862 г. Александру II была представлена программа перестройки всего военного устройства, в которой наиболее глубоко были охвачены три стороны военного дела: военное управление, комплектование армии и обучение военных кадров . В соответствии с этой программой в середине 60-х – начале 70-х гг. XIX в. принимаются серьезные меры по преодолению безграмотности нижних чинов, улучшению подготовки унтер-офицерских кадров, совершенствуется система комплектования и обучения офицерского состава (прекращают существование кадетские корпуса, вводятся военные гимназии, на базе округов образовываются юнкерские училища).
В 1874-1881 гг. формирование кадрового состава Русской армии продолжает осуществляться в рамках целей и задач, намеченных реформой. Русско-турецкая война (1878-1878) снизила результативность этого процесса, а с другой стороны, показала, что в условиях современной войны мер, намеченных военным ведомством по обеспечению армии военными кадрами, уже недостаточно.
Вместе с тем, проведенные на обозначенном отрезке времени преобразования способствовали изменению социального статуса и психологии нижних чинов и офицерского состава, повлекли за собой перестройку всей системы комплектования, обучения, воспитания и социальной защиты военнослужащих.
Начало второго этапа (1881-1905) было связано с убийством императора Александра II, а конец – с результатами русско-японской войны. Вступивший на престол его приемник Александр III, а затем и Николай II в целом продолжили реформаторский курс в отношении военных кадров, приняв некоторые корректировочные меры.
В это время снова был сокращен срок службы нижним чинам, отменены некоторые ранее введенные ограничения для отбывания воинской повинности населению Семиречья, Закавказья и Северного Кавказа, созданы более благоприятные условия для привлечения на службу сверхсрочных унтер-офицеров, приняты меры по улучшению духовно-нравственного воспитания войск (церковное строительство, улучшение положения военного духовенства, улучшение быта нижних чинов за счет введения в войска чайного довольствия, улучшения казарменного расположения войск и введения в войска походных кухонь).
Мерами, призванными улучшить систему комплектования, подготовки и материального обеспечения офицерских кадров стали: возвращение к прежней системе кадетских корпусов с увеличением числа казеннокоштных воспитанников, дальнейшее преодоление «двойственности» офицерского корпуса за счет перехода учебного курса юнкерских училищ с двухлетнего на трехлетний, увеличение денежного содержания офицерам, ускорение темпов строительства для них казенных квартир, омоложение офицерского корпуса за счет увольнения по предельному возрасту строевых офицеров и т.д.
Начало третьему этапу (1905-1914) положили революционные события в России. Резкое ухудшение качества военных кадров стало одной из причин, которые вынудили Николая II пойти на военные преобразования, вошедшие в историю как военная реформа 1905-1912 гг.
На должность военного министра в этот период был назначен генерал Редигер. В целях устранения беспорядков в войсках, вызванных поражением России в русско-японской войне и революционной ситуацией, Редигер принял ряд мер, позволивших в короткие сроки улучшить кадровый состав армии. Первостепенными среди них стали: увольнение солдат, призванных из запаса к началу 1906 г.; улучшение быта нижних чинов; сокращение сроков действительной службы до 3 лет в пехоте и артиллерии и до 4 лет в остальных войсках. Принятые меры позволили улучшить управляемость нижними чинами. «Власть, придя в себя, – писал А.И. Деникин, – первым делом озаботилась для удовлетворения армии улучшением ее материального положения. Увеличено было солдатское жалованье и приварочный оклад, введено снабжение одеялами, постельным бельем и т.д.». «С 1906 года уже не могло быть речи о недостаточности их питания или о необходимости вольных работ для восполнения артельных сумм».
Среди мероприятий, направленных на улучшение качества генералитета армии, следует выделить: сокращение сверхкомплекта в Военном совете и Комитете о раненных; образование Высшей Аттестационной комиссии, введение нового порядка аттестования, борьба с непотизмом и т.д.
В 1909 г., когда на посту военного министра Редигера сменил генерал Сухомлинов, преобразования в сфере кадровой работы были продолжены. Главными направлениями этого процесса стали: совершенствование системы обучения и воспитания нижних чинов, окончательное унифицирование системы подготовки офицеров за счет упразднения юнкерских училищ, улучшение материального положения офицеров и военных пенсионеров, введение единой системы допризывной подготовки молодежи к службе в армии. Принятые в 1905-1912 гг. меры способствовали улучшению качества кадрового состава накануне Первой мировой войны.
По мнению диссертанта, к основным элементам системы формирования кадрового состава Русской армии следует отнести: основные понятия, идеологические и законодательные основы, субъекты и объекты, основное содержание и направления формирования кадрового состава Русской армии.
Духовную основу военно-кадровой работы в Русской армии второй половины XIX – начале XX в. составляла тесная взаимосвязь религиозных, государственных и национальных взглядов, выраженная в формуле «За Веру, Царя и Отечество!»
Позитивное влияние на организацию военно-кадровой работы в исследуемый период оказывал высокий уровень развития правового регулирования кадровых отношений. Устав о воинской повинности, Устав внутренней службы , Свод военных постановлений, приказы военного ведомства, инструкции, циркуляры и многие другие правовые акты, которые к началу Первой мировой войны четко определили границы правового поля, в пределах которого в Русской армии проводилась кадровая работа.
Всесторонний анализ содержания кадровой работы в исследуемый период позволяет сделать вывод о наличии в Русской армии субъектов военно-кадровой работы – структур, которые занимались разработкой аспектов кадровой политики, комплектованием войск нижними чинами, подбором и расстановкой офицеров и генералов на должности, вопросами учета, перемещений по службе, награждений, увольнений в запас, присвоения воинских званий и т.д.
Государственные и военные органы реализовывали свои кадровые функции на разных уровнях управления. Император и высшие государственные органы (Комитет министров, Государственный совет и Государственная дума ) определяли военную кадровую политику, а нижестоящие органы проводили ее в жизнь. В системе центральных военных органов управления организацией военно-кадровой работы в сухопутной армии со времен Николая I занимался инспекторский департамент . С 1865 г. функции департамента по части кадрового обеспечения армии выполнял Главный штаб. Здесь были сосредоточены все нити управления военно-кадровой работой в Русской армии. К кадровым структурам центральных военных органов следует отнести Канцелярию Военного министерства , через которую проходили все назначения и награждения генералов, а также Александровский комитет раненных , который способствовал оказанию материальной помощи офицерам и солдатам, пострадавшим во время войн, и их семьям. Имели определенные кадровые функции и нижестоящие управленческие структуры, к которым следует отнести военно-окружные управления , местные управления и строевые военные управления.
Диссертационное исследование позволило выделить следующие направления деятельности государственных и военных органов по формированию кадрового состава.
1. Обеспечение оптимального состава нижних чинов Русской армии.
Итоги Крымской войны (1853-1856) показали, что одной из причин поражения России было слабое качество нижних чинов армии, которое после войны попытались улучшить за счет снижения численности войск мирного времени, накопления запаса и создания системы преодоления безграмотности нижних чинов и подготовки унтер-офицеров.
Успехи Пруссии в европейских войнах 1866, 1870-1871 гг., Русско-турецкая война (1877-1878) показали, что в современной войне победу можно одержать только при наличии массовой армии. В связи с этим были приняты меры по наращиванию численного состава армии мирного и военного времени , которые включали в себя сокращение сроков действительной военной службы , накопление нижних чинов запаса, включение механизмов, заложенных в Уставе о всеобщей воинской повинности.
Увеличение численности армии, сокращение сроков действительной службы, усложнение вооружения и военной техники, тактики современного боя вызвали необходимость в дальнейших мерах по повышению дисциплины и профессионализма нижних чинов. С одной стороны, эта задача отчасти была решена путем реализации в армии требований Устава 1874 г, в соответствии с которым из войск было уволено немало людей, неблагополучных в моральном отношении, склонных к различного рода нарушениям и преступлениям. «От такой перемены, – указывал военный министр Д.А. Милютин, – армия наша много выиграла». С другой стороны, были приняты меры по совершенствованию системы обучения и воспитания нижних чинов.
2. Комплектование кадров на первичные офицерские должности. В 1856 г. 58% младших офицеров Русской армии комплектовались из вольноопределяющихся, 32% являлись воспитанниками военных училищ и кадетских корпусов, еще 10% приходили из запаса и производились из унтер-офицеров по призыву . С 1866 г. в связи с реформой военного образования и расширением сети военных учебных заведений, младших офицеров, окончивших военные и юнкерские училища, было 44%, а в 1878 г. – 98%.
Юнкерские училища, созданные в царствование Александра II, избавили армию от офицеров из выслужившихся нижних чинов и предоставили большие возможности для получения офицерских званий представителям всех без исключения сословий. Окончившие юнкерские училища получали унтер-офицерские звания и лишь через некоторое время становились офицерами. Это порождало явление «двойственности» офицерского корпуса. В конце XIX в. военное ведомство приступило к окончательной ликвидации юнкерских училищ, постепенно вводя в них военно-училищный курс. К 1911 г. все училища стали военными, а военное образование стало одинаковым и обязательным для всех офицеров.
Таким образом, к началу XX в. были отчасти разрешены противоречия, которые во второй половине XIX в. образовывались в силу неоднородности произведенных в офицеры по происхождению, по образованию и по характеру подготовки.
3. Формирование командного состава Русской армии. Во второй половине XIX – начале XX вв. система чинопроизводства строевых офицеров постоянно совершенствовалась и в конечном итоге была близка к оптимальной. Однако практика формирования командного состава армии, ее результаты, особенно в начале XX в., были весьма противоречивыми и скорее отрицательными. Это обусловливалось следующими факторами: наличием «официальных привилегий» при продвижении по службе различных групп офицеров – гвардии, строевых, офицеров Генерального штаба, офицеров-воспитателей системы ГУ ВУЗ, офицеров управлений и штабов; распространением в офицерской среде явлений «латентного протекционизма», субъективизма и кумовства при назначении на вышестоящие должности; наличием «официального протекционизма» при назначении на должности высшего командного состава.
Перекосы при назначении офицеров и генералов на вышестоящие должности приводили к тому, что в исследуемый период наиболее слабой частью офицерского корпуса являлся высший генералитет. Во всеподданнейшем отчете за 1894 г. записано: «… между старшими войсковыми начальниками, начиная с бригадных командиров, все еще много таких, которые в мирное время бесполезны, а в военное будут вредны. Слабый состав высших войсковых начальников, значительную часть которых нельзя считать ни достаточно подготовленными, ни достаточно способными, требует серьезного внимания».
Таким образом, формирование кадрового состава Русской армии во второй половине XIX – начале XX вв. представляло собой многовекторный, динамичный, противоречивый и системный процесс.
Важным показателем эффективности деятельности государственных и военных органов по формированию кадрового состава являются результаты сравнительной оценки действий нижних чинов, офицеров и генералов в разных войнах, в которых участвовала Россия во второй половине XIX – начале XX вв. Исследование показало, что в период Русско-турецкой войны (1877-1878) морально-психологические качества нижних чинов оставались на высоком уровне, их профессионализм, несмотря на переход к 5-летнму сроку службы, не ухудшился по сравнению с Крымской войной, чего нельзя сказать об унтер-офицерах. Боевая подготовка обер-офицерского состава значительно улучшилась. Командиры полков, бригад, дивизий и корпусов в своем большинстве не были подготовлены к успешной деятельности в военное время. В их действиях отсутствовала инициатива и самостоятельность. Много нареканий вызывала и деятельность высших штабов.
Русско-японская война (1903-1904) показала, что проделанная со времен русско-турецкой войны работа по формированию кадрового состава армии не прошла зря. Русские солдаты срочной службы, унтер-офицеры и обер-офицеры воевали мужественно. Многие штаб-офицеры, командовавшие полками, показали себя в боевом отношении с отличной стороны. Самоотверженность офицерского корпуса доказывается огромным процентом убыли офицеров, который в значительной степени превосходил относительные потери нижних чинов. В тоже время наблюдалась тенденция к увеличению среди офицеров и нижних чинов (в основном запасников) числа лиц, пытавшихся под любыми предлогами сбежать от военных действий в тыл.
Война выявила значительные недостатки в подготовке высшего командного состава армии, который в своем большинстве оказался не на высоте предъявляемых к нему требований.
Таким образом, процесс формирования кадрового состава Русской армии в 1856-1914 гг. имел положительные и отрицательные результаты, а значит был противоречив. Эти противоречия, с одной стороны, негативно сказывались на качестве военных кадров, а с другой стороны, их разрешение способствовало совершенствованию военно-кадровой работы. По мнению диссертанта к основным противоречиям, имевшим место в процессе формирования кадрового состава Русской армии, необходимо отнести следующие.
Во-первых, противоречие между стремлением военного руководства к увеличению количества нижних чинов Русской армии и снижающимся в связи с этим качеством комплектуемых.
Во-вторых, противоречие между желанием властей видеть в офицерских рядах только представителей дворянского сословия и реальной практикой комплектования офицерского корпуса выходцами из разных сословий.
В-третьих, противоречие между созданной в полковом звене системы аттестаций офицерского состава и субъективизмом при назначении на должности командиров рот и батальонов.
В-четвертых, противоречие между государственной необходимостью иметь на высших военных постах авторитетных и профессиональных военачальников и наличием «официального протекционизма» в системе назначений генералитета.
На основе проведенного исследования автор имеет возможность выявить и сформулировать основные тенденции в деятельности государственных и военных органов по формированию кадрового состава.
Первая. Получили свое закрепление и дальнейшее упрочение старые, испытанные временем особенности деятельности государственных и военных органов, направления, формы и методы военно-кадровой работы.
Как и ранее, содержанием военно-кадровой работы являлись: комплектование (подбор, отбор) военнослужащих, контроль за прохождением военной службы, воспитание в рамках идеологии «За веру, царя и Отечество!» и обучение, социальная защищенность и наградная система. Как и прежде, служба офицера осуществлялась на добровольных началах, ему предоставлялась возможность получить очередное звание с уходом на пенсию и т.д. Кадровый состав Русской армии продолжает рассматриваться императором в качестве опоры самодержавия, а офицерский корпус, как и прежде, составляет элиту Российского общества и активно использовался в системе государственного управления. Продолжают существовать явление «официального протекционизма» и значительные объемы вмешательства царской семьи в военно-кадровые вопросы.
Вторая. В исследуемый период происходит обновление содержания военно-кадровой работы, вызванное изменениями в военном деле, новой организацией вооруженных сил, новым способом комплектования, новой правовой базой, опытом строительства армий Западной Европы. Постоянно совершенствуется система комплектования армии офицерами, унтер-офицерами и солдатами, претерпевает изменения система подготовки офицеров в рамках кадетских корпусов, военных и юнкерских училищ, появляются структуры, обеспечивающие обучение унтер-офицеров и рядовых, обновляется военно-кадровое законодательство, усложняются кадровые органы, появляется система допризывной подготовки молодежи к службе в армии.
Третья. Шел процесс отмирания старых, отживших и ставших вредными методов и форм формирования кадрового состава армии. В прошлое уходят рекрутские наборы, долгие сроки службы нижних чинов, школы кантонистов, военные поселения как формы формирования кадрового состава, идет постепенный процесс отмирания привилегий для лиц дворянского происхождения и ограничений для остальных классов и групп общества. Уходят в прошлое система комплектований офицеров из вольноопределяющихся и военнослужащих по призыву, ликвидируется «двойственность» офицерского корпуса, происходит унификация военного образования.
Обобщенный опыт военно-кадровой работы в Российской армии второй половины XIX – начала XX вв., его осмысление позволяет извлечь из него ряд уроков применительно к Вооружённым силам Российской Федерации на современном этапе.
Урок первый. В условиях реформ военной организации общества конкретной военно-кадровой работе в войсках должны предшествовать глубоко продуманная военно-кадровая политика, четкие ориентиры на количество и качество кадрового состава армии. Ошибки в этом вопросе чреваты пагубными последствиями для судеб всей страны.
Урок второй. Исторический опыт учит, что результативность работы по формированию кадрового состава армии в огромной степени зависит от наличия в Вооруженных силах стройной системы органов военного управления и должностных лиц, несущих непосредственную ответственность за состояние военной кадровой работы на всех уровнях военной иерархии.
Урок третий. Работа по формированию высокопрофессионального кадрового состава Вооруженных сил во всех звеньях военной иерархии, способного выполнить свои обязанности в сложных условиях боевой обстановки, требует бескомпромиссной борьбы с негативными явлениями армейской жизни (протекционизм, кумовство, старение офицерского состава, увольнение молодых офицеров и т.д.), постоянного учета морально-деловых качеств военнослужащих, назначаемых на вышестоящие должности.
Урок четвертый. Военно-кадровая работа достигает желаемого результата лишь тогда, когда она организуется и проводится в полном соответствии с требованиями государственных законов и других нормативно-правовых актов. В условиях изменения статуса военнослужащих, мотивов их поведения необходимо менять и дух военно-кадрового законодательства, разрабатывать и принимать новые военные законы.
IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Практическая значимость диссертации заключается в том, что анализируемый в нем материал, сделанные выводы и обобщения могут в определенной степени содействовать дальнейшему развитию военно-кадровой работы в условиях современного реформирования Вооруженных сил Российской Федерации.
Проведенное исследование позволяет выдвинуть некоторые научно-практичекие рекомендации, направленные на успешное решение проблемы формирования кадрового состава в современной Российской армии.
1. В перспективе с учетом актуальности кадрового вопроса в период реформирования Российской армии исследование проблем формирования кадрового состава (оптимизация численности, механизмы комплектования, система подготовки) целесообразно рассматривать как одну из приоритетных задач научно-поисковой работы в ВС РФ в области проблематики гуманитарных наук. Представляется разумным в этом отношении создание Совета по координации исследований в области военно-кадровой работы под общим руководством Генерального штаба ВС РФ, Главного управления кадров МО и Главного управления воспитательной работы ВС РФ и проведение комплексных НИР МО РФ на период до 2015 г.
По мнению диссертанта, назрела настоятельная необходимость подготовки и издания специальной монографии на тему: «Деятельность государственных и военных органов по формированию кадрового состава в Российской армии: история и современность». Эту задачу мог бы выполнить творческий коллектив ученых Военного университета и Института военной истории.
2. Приоритетным направлением современной военной реформы является решение задачи комплектования армии рядовым составом, его обученности и готовности в любых условиях обстановки выполнять боевые задачи. С учетом одногодичного срока прохождения службы рядовыми по призыву и сокращенным количеством частей по сравнению с дореформенным периодом целесообразно:
- в боевых воинских частях иметь стопятидесятипроцентный штат рядового состава по призыву, из которого 100 процентов должны в полном объеме выполнять задачи, стоящие перед частью, а остальные 50 процентов в полном объеме и без отрывов проходить полугодичный учебный курс боевой подготовки;
- в целях интенсификации учебного процесса и исключения принципа «солдат спит – служба идет» предусмотреть для лиц, отлынивающих от учебы, дополнительные сроки действительной военной службы (от одного до трех месяцев) по результатам итоговых экзаменов;
- увеличить призывной возраст рядового состава до 20-21 года, чтобы в армию приходил сформировавшийся молодой мужчина, получивший опыт совместной социально-трудовой деятельности в коллективе;
- для устранения отрыва личного состава строевых подразделений от боевой подготовки на несение караульной службы по охране различных объектов, на выполнение неизбежных хозяйственных работ в столовой, уборке территории военного городка и прилегающей местности, на текущий ремонт зданий и сооружений и т.д. создать в Вооружённых силах специальный род войск (службы) – вспомогательной службы, в которой использовать призывников, непригодных к службе в армии в мирное время по состоянию здоровья, или ограниченно здоровых, установить им при этом срок службы в полтора года и предоставить им возможность медицинского наблюдения и лечения;
- обеспечить достойное финансовое содержание военнослужащих, его зависимость от результатов боевой подготовки, а также резкое улучшение повседневных условий содержания и других бытовых условий личного состава срочной службы.
3. Центральной проблемой военной реформы является проблема формирования качественного командного состава во всех звеньях военного управления от отделения и до округа. В интересах ее разрешения целесообразно:
- в ближайшее время решить вопрос с предоставлением всем действующим офицерам и военнослужащим-контрактникам служебного жилья;
- втрое увеличить денежное содержание офицерскому составу и военнослужащим-контрактникам, причем установить существенную разницу в окладах по должности и по воинскому званию;
- разработать новый закон о пенсионном обеспечении военнослужащих. Выслуга пенсии должна начинаться уже после десяти лет службы и затем за каждый последующий год следует прибавлять известную долю до тех пор, пока не будет выслужен полный оклад. Такой пенсионный закон даст возможность в каждый данный момент, без всякого сострадания, удалять из армии непригодных для нее офицеров. При теперешнем же порядке, когда выслуга пенсии начинается после 20 лет, поневоле приходится терпеть на службе и неподходящий элемент;
- по возможности обеспечивать проживание офицеров и членов их семей в крупных населенных пунктах, а в закрытых военных городках обеспечить нормальные условия быта, досуга и отдыха;
- восстановить в офицерском корпусе традиции русского офицерства. Основным механизмом решения этой задачи должно стать воссоздание в полках, бригадах и других воинских частях института полноценного Офицерского собрания. Важнейшими задачами Офицерского собрания могут быть: выведение из воинского быта такого явления, как нецензурная брань, и других проявлений хамства, причем не только младшего по отношению к старшему, но и наоборот; реализация мер, нацеленных на справедливость оценки служебных достоинств офицера и следовательно его выдвижения на вышестоящие должности; принятие решений по вопросам чести, дисциплины и отношения офицера к выполнению служебных обязанностей; борьба с пьянством за здоровый образ жизни и т.д.;
- сократить в возможной степени службу офицеров вне рядов армии: в управлениях, учреждениях и заведениях военного министерства;
- урегулировать оклады и скорость производства строевых и нестроевых офицеров таким образом, чтобы первые всегда имели преимущество;
- установить строгое соответствие между званием и должностью. Нельзя допускать, чтобы нестроевые должности занимались лицами в несообразно высоких званиях;
- принять энергичные меры, чтобы наши старшие начальники могли уделять главную часть своего времени не канцелярской и хозяйственной работе, а работе с войсками в поле и казарме;
- готовить командный состав армии в военных учебных заведениях в первую очередь по принципу «Учить тому, что необходимо на войне», а не на основе кредитно-модульной системы.
Если армия будет получать хороший офицерский корпус и качественно подготовленных сержантов на контрактной основе, то сокращение сроков действительной службы на один год нисколько не отразится на обучении и воспитании войск.
V. АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ
Основные положения, выводы и практические рекомендации диссертационного исследования неоднократно излагались автором в научных докладах и сообщениях на внутривузовских семинарах, во время участия автора в работе межвузовских научных конференций, посвященных проблемам военного строительства Российской Федерации.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Формирование кадрового состава Русской армии в период царствования Александра II (1855-1881 гг.) // Вестник Военного университета. М.: ВУ, 2011. № 1 – 1 п.л.
2. Воинская дисциплина в Российской армии во второй половине XIX в. // Соискатель. М.: ВУ, 2009. № 2 – 1,0 п.л.
3. Духовно-нравственное воспитание рядового и офицерского состава Русской армии во второй половине XIX в. // Соискатель. М.: ВУ, 2009. № 2 – 1,0 п.л.
4. Трансформации военной кадровой политики во второй половине XIX – начале XX вв. // Сборник научных статей Военного университета.. М.: ВУ, 2011. № 1(21). – 1 п.л.
Общий объем публикаций по теме исследования – 4 п.л.
С.В. Володин