Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram
Главная < Наука < Подробнее

НЕРЕТИН А.Ю. Военно-гражданские отношения в сфере обороны Российской Федерации

Диссертационный совет Д. 215. 005. 05 при Военном университете (123 001, Москва, ул. Большая Садовая, 14) объявляет, что диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук представил Неретин Артем Юрьевич, (23.00.02), т.684–13–48.

Защита состоится 16 июня 2011 года.

Диссертация выполнена на кафедре политологии Военного университета.

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Бельков Олег Алексеевич

Официальные оппоненты:

  • доктор социологических наук, профессор Бондаренко Владимир Федорович
  • кандидат политических наук Михалев Юрий Анатольевич

Ведущая организация Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) им. В.Ф.Маргелова (филиал) ФГВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск Общевойсковая академия ВС РФ»

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор политических наук А.В.Брега

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Рубеж XX – XXI веков для России стал периодом качественных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, развития новых отношений в области экономики, социальных отношений, государственности, культуры. Эти серьезные преобразования не могли не затронуть военной сферы. Они подразумевают необходимость пересмотра сложившегося в течение нескольких последний лет отношения общества к Вооруженным Силам страны.

С силу этого военно-гражданские отношения являются предметом пристального внимания ученых, политиков, военного руководства.

Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, современный этап реформирования российского общества и модернизация армии выдвинул массу новых для страны проблем, исследование которых является необходимым условием совершенствования взаимодействия Вооруженных Сил и общества.

Во-вторых, система военно-гражданских отношений, имеет длительную историю и в отечественной и в мировой практике. Осмысление накопленного в ней опыта выступает важным условием повышения эффективности Вооруженных Сил в современной России.

В-третьих, приведение Вооруженных Сил к новому облику меняет характер и систему их связи с гражданским обществом, поэтому исследование содержания, форм этих связей взаимодействия и путей их развития приобретают принципиально важное значение.

В-четвертых, процессы демократизации общества своё конкретное проявление должны найти в изменении военно-служебных отношениях.

Оценивая степень научной разработанности исследуемой проблемы, следует отметить, что к политологическому анализу и осмыслению военно-гражданских отношений обращалось множество авторов. Накоплен богатый потенциал идей, подходов, на основе которого происходило постепенное освоение проблем влияния военно-гражданских отношений на оборону Российской Федерации.

Основы современного этапа изучения проблем взаимодействия общества и армии были заложены в 50—60-е годы прошлого века. Военно-гражданские отношения исследуются представителями различных областей научного знания.

Среди зарубежных ученых значительный вклад в изучение этой проблематики внесли Ф. Брайант, Д. Вильямс, Д. Геншель, Р. Кон, Ч. Москос, Э. Нордлингер, С. Саркесян, Д. Сегал, С. Хантингтон, М. Шоу, Д. Эвант, Б. Эйбрахамссон, М. Яновиц и другие исследователи . Часть работ (Т. Колтон, М. Николз, У. Одом и др.), посвящена анализу советских военно-гражданских отношений . Отдельно следует выделить научные труды (А. Беблер, Е. Вятр, Ф. Досе, А. Котти, С. Сарвас, А. Фостер, Т. Эдмундс и др.), в которых рассматриваются вопросы, связанные с эволюцией военно-гражданских отношений, формированием механизмов гражданского контроля и реального влияния на военную организацию в постсоветских странах . Большой интерес представляют работы зарубежных авторов (Д. Бетц, Т. Гомарт, Я. Кноп, Т. Нейл, Б. Тейлор, М. Ульрих, Д. Хеспринг и др.), непосредственно посвященные анализу военно-гражданских отношений, проблемам взаимодействия общества и армии в современной России.

В отечественной науке советского периода значительный вклад в исследование этой проблематики внесли И.А. Климов, В.Н. Ковалев, В.К. Коноплев, В.М. Пузик, В.С. Пусько, В.Ф. Самойленко, Н.Д. Табунов, А.А. Тиморин, С.А. Тюшкевич и др. Но нельзя не обратить внимание на ограниченность этих исследований известными идеологическими рамками.

Начало активного изучения взаимодействия общества и армии в отечественной науке приходится на начало 1990-х годов. После кардинальных перемен, произошедших в российском обществе, появилась возможность для глубокого осмысления проблем, которые в советские времена большей частью игнорировались или рассматривались упрощенно. По мере расширения и углубле¬ния социальных преобразований спектр научных изысканий в данной области значительно обновился и расширился. Был опубликован ряд работ, непосредственно посвященных анализу армии как социаль¬ного института (С.Н. Вагин, В.К. Лапшин, О.Н. Марусенко, В.И. Холодов, Щербакова Л.И. и др.). С начала 1990-х годов появилось немало научных трудов, посвященных исследованию теоретических и методологических проблем национальной безопасности, обеспечения военной и других видов безопасности, в которых затрагиваются важнейшие вопросы взаимодействия общества, государства и армии в динамично обновляющихся условиях. Это работы С.С. Антюшина, Д.А. Афиногенова, О.А. Белькова, М.А. Варфоломеева, А.И. Вла¬димирова, А.В. Возженикова, А.В. Герасимова, В.Н. Иванова, С.В. Кортунова, В.С. Пусько, В.А. Рубанова, И.К. Харичкина, В.В. Чебана и др.

Появилось немало научных работ, непосредственно посвященных изучению особенностей военно-гражданских отношений в со¬временных условиях, поиску оптимальных форм взаимодействия военной орга-низации, общества и государства. Помимо общетеоретических и методологиче¬ских вопросов в них рассматриваются конкретные проблемы эволюции военно-гражданских отношений, особенности взаимодействия общества и армии в со¬временной России, анализируется международный опыт реформирования военно-гражданских отношений. Значительную часть этих трудов составляют диссертационные исследования, которые позволяют более четко представить объект, предмет и основные направления нашего исследования. Речь идет о трудах С.А. Бровко, Л. Д. Гудкова, Ю.В. Гуськова, Н.Ю. Даниловой, Ю.И. Дерюгина, Н.В. Нарыкова, С.Г. Маслюка, В.В. Серебрянникова, Е.А. Степановой, Н.А. Чалдымова и др.

В рамках данного исследовательского направления выделяется большое количество научных изданий, посвященных проблемам гражданского (демо¬кратического) контроля над Вооруженными силами и другими силовыми структурами. К ним относятся, в частности, работы В.М. Анисимова, О.А.Белькова, С.Г. Беляева, П.Н. Бобылева, Ю.А. Иванова, А.И. Никитана, Л.В. Певеня, Т.Ф. Таирова, Ю.Е. Федорова, А.Н. Шахова и др.

Значительный объем интересующей нас научной информации содержится в работах, анализирующих концептуальные и прикладные проблемы военной реформы, актуальные вопросы современного оборонного строительства (В.Ф. Бондаренко, Е.А. Киселев, А.М. Кривенко, О.М. Михайленок, В.И. Самойлов, В.М. Шевцов, М.В. Шимановский и др.) и, особенно, реформирования системы комплектования Вооруженных сил (Э.А. Воробьев, В.Ф. Кружилин, В.Н. Лобов, А.Ю. Оборский, Л.В. Певень, В.А. Плотников, В.В. Смирнов, В.И. Цымбал, Ю.Ф. Шлык, В.А. Шлыков и др.).

Пристального внимания заслуживают многочисленные исследования, которые затрагивают отдельные аспекты взаимодействия общества и армии. Речь идет, с одной стороны, о работах, анализирующих с разных позиций процессы формирования профессиональной культуры военнослужащих, тенденции и особенности профессионализации частей и подразделений Вооруженных сил и других войск (Г.А. Аванесова, В.Ф. Ковалевский, В.Ф. Кружилин, Н.В. Кухарев, А.В. Половнев, С.А. Порохин, С.С. Соловьев, И.Л. Соломин др.), проблемы доступа женщин к военной службе, интеграции их в Вооруженные Силы и обеспечения прав женщин-военнослужащих (С.Г. Айвазова, Н.Ю. Данилова, Ю. Панков, Е.А. Стренина и др.) , военной службы и религии, реализации права граждан на отказ от военной службы по убеждениям совести и замены ее альтернативной гражданской службой (В.И. Веремчук, Е.В. Дубограй, Т.М. Малева, Р.В. Маранов, Л.Н. Овчарова, А.И. Пишняк, А.В. Пчелинцев, О.В. Синявская, С.Н. Смирнов, В.М. Сторчак, Э.Н. Шамсеева и др.) .

Проведенный анализ показывает, что, несмотря на значительный объем научных изданий в рассматриваемой области, поиски новых механизмов взаи¬модействия общества и армии не до конца разработаны и исследованы.

Отсутствуют работы, посвященные комплексному анализу взаимодействия обще¬ства, государства и армии в сфере обороны современной России, хотя именно современная политология способна интегрировать и осмыслить накопленные различными науками знания об этих важных проблемах. Среди научных трудов преобладают исследования, анализирующие проблемы взаимодействия общества и армии с философских и социологических позиций.

Таким образом, накоплен обширный материал по изучению аспектов военно-гражданских отношений. Вместе с тем, следует заметить, что проблемы такого взаимодействия до сих пор не в полной мере исследуемы применительно к российской государственности, в том числе в контексте реформирования армии, которое идет у нас на протяжении последних лет.

Изучение такого феномена как военно-гражданские отношения, как правило, рассматриваются только лишь с позиции осуществления гражданского контроля над Вооруженными Силами. В то же время такие важнейшие сферы военно-гражданских отношений как оборонно-промышленный комплекс, взаимодействие бизнеса и армии или иными словами аутсорсинг, ещё не принимались во внимание, хотя их роль в функционировании такого государственного института как Вооруженные Силы нельзя оставлять без внимания.

Таким образом, актуальность темы, недостаточная степень ее разработанности политической наукой, объективно возрастающие потребности в ее научном осмыслении и явились для автора побудительным мотивом настоящего диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются военно-гражданские отношения.

Предмет исследования выступает роль военно-гражданских отношений в сфере обороны Российской Федерации.

Цель диссертационного исследования заключается в осуществлении анализа взаимодействия армии, государственных институтов власти и общества, и значении этого взаимодействия для обороны Российской Федерации, выработке теоретических и практических рекомендаций, направленных на укрепление обороноспособности государства.

Достижение указанной цели в диссертационном исследовании достигается постановкой и решением следующих исследовательских задач.

  1. Уточнить сущность, содержание и типологию военно-гражданских отношений и осуществить их теоретический анализ;
  2. Выяснить субъектов и участников военно-гражданских отношений;
  3. Проанализировать особенности формирования и развития военно-гражданских отношений в современной России;
  4. Исследовать накопленный отечественный и мировой опыт взаимодействия общества и армии в обеспечении обороны страны;
  5. Выработать и обосновать теоретические и практические рекомендации и предложения по совершенствованию Военно-гражданских отношений в интересах обеспечения обороны государства.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили концептуальные идеи и положения политической науки, теории национальной безопасности и военной безопасности, положения экономической теории о содержании, месте, роли, качественных и количественных критериях и параметрах военно-технического сотрудничества, а также научные подходы и исследовательские модели, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблемам обеспечения военной безопасности во взаимосвязи с решением задач военно-технического сотрудничества, опыт институирования и правового закрепления норм, регулирующих военно-техническое сотрудничество в российском законодательстве.

Методологическую основу диссертационного исследования составили принципы политического анализа функционирования и развития социально-политических и военно-политических явлений и процессов. В исследовании широко используются категории, идеи и положения политической науки, ее понятийно-категориальный аппарат. В исследовании применялись методы политического анализа и синтеза, классификации и систематизации, теоретического обобщения, описания и другие. Доминирующим в решении научной задачи исследования выступает политологический анализ в единстве методологических принципов, подходов, категорий, идей и положений, способствующих достижению основных целей диссертационного исследования.

Анализ проводился на основе классических теорий военно-гражданских отношений С. Хантингтона и М. Яновица, концепций взаимоотношений общества и армии А.А. Тиморина, трансформации армии Ч. Москоса, «институцио¬нального настоящего» Д. Берка. Учтены концепции, подходы и выводы отече¬ственных и зарубежных ученых, ориентированные на исследование особенно¬стей военно-гражданских отношений на этапе социальных трансформаций, на¬правлений повышения социальной ответственности взаимодействующих сто¬рон, реализации прав различных категорий военнослужащих.

В ходе исследования автором изучены и проанализированы монографии, научные труды, публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам национальной, военной безопасности, а также законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной и военной безопасности.

Источниковую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, издания, публикации и иные информационно-справочные материалы, содержащие сведения о мировом и отечественном опыте военно-гражданских отношений, их современном состоянии и перспективах развития в сфере обороны страны.

Важным для анализа политической составляющей современных военно-гражданских отношений являются источники официального характера. Среди них следует отметить нормативно-правовые акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации в сфере обороны и безопасности и другие документы, составляющие нормативно-правовую базу российского законодательства, регулирующего взаимодействие армии и общества.

Кроме того, в диссертационном исследовании широко использовалась информация, размещенная в сети Интернет на сайтах Совета Безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследования составили статистические материалы и справочная литература, архивные материалы, содержащие различные количественные и качественные показатели, относящиеся к характеристике предметно-объектной области исследования, данные, опубликованные в отечественной и зарубежной печати, в сети Интернет, отражающие различные аспекты взаимодействия армии и общества.

Структура диссертации включает: введение, три раздела, заключение, список литературы.

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в постановке, обосновании и способах решения актуальной научной задачи – политологическом анализе влияния военно-гражданских отношений, как явления современной демократической действительности на оборону Российской Федерации, а также в выявлении основных направлений совершенствования военно-гражданских отношений применительно к современному этапу развития государства и вооруженных сил, имеющих важное теоретическое, политическое и практическое значение для формирования современной модели обеспечения военной безопасности государства.

Научная новизна диссертации состоит также в достижении следующих научных результатов:

  1. Уточненное автором определение понятия военно-гражданские отношения и его характеристика.
  2. Обоснование необходимости институционализации военно-гражданских отношений, и раскрытия содержания её основных направлений.
  3. Выявление направления и форм участия общественных организаций в обеспечении обороны страны.
  4. Предложения, направленные на совершенствование военно-гражданских отношений в частности разработку пакета законов, регулирующих эту сферу взаимодействия («О гражданской обороне», «О государственном оборонном заказе», «О статусе военнослужащих», «О гражданском контроле и управлении военной организацией государства» и др.), расширение возможностей средств массовой информации для освещения происходящих дел в армии и её действиях.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Уточненное автором определение понятия военно-гражданские отношения и его характеристика.

Сегодня во всем мире вопрос безопасности гражданина, семьи, общества, страны поднимается намного острее, чем какие либо другие, в том числе материального благосостояния, образования и здравоохранения.

Государство как особая организация общества представляет собой совокупность социальных, политических и других институтов, неотъемлемую часть которых составляют Вооруженные Силы, которые выполняют важную политическую функцию. Между ними и обществом происходит постоянное взаимодействие, складываются отношения, которые можно определить как военно-гражданские отношения.

Военно-гражданские отношения мы рассматриваем как взаимодействие трехэлементной системы, включающую государство, общество и вооруженные силы.

Пока в русскоязычной литературе не существует устоявшегося перевода термина «civil-military relations». Многие отечественные военные социологи и политологи используют термины «взаимоотношения между гражданскими и военными», «гражданско-военные отношения», «военно-гражданские отношения», «взаимодействие военной организации и гражданского общества» и определяют их как синонимы. Исходя из этого, существует несколько подходов к определению «военно-гражданские отношения».

По мысли Самуэля Хантингтона, военно-гражданские отношения есть система отношений между военными в широком понимании и гражданским обществом также в широком понимании. К военным отнесены действующие военнослужащие, бывшие военнослужащие, представители военной элиты. При этом в состав военного сообщества включены не только военнослужащие, но и гражданские служащие в вооруженных силах, отставники (резервисты), в той или иной мере сохранившие связь с вооруженными силами, а также военизированные подразделения других силовых ведомств. К гражданскому миру Хантингтон относит государство, парламентские, президентские структуры, представителей отдельных социальных групп, классов, политических, экономических групп, средства массовой информации, общественные организации.

Интересно представлено понимание военно-гражданских отношений в работе Л.Певеня, «Военно-гражданские отношения: возможности совершенствования и развития». Он говорит, что термин «военно-гражданские отношения» используется для обозначения общественно-политического социального явления, которое представляет систему функциональных взаимосвязей, выстраиваемых между гражданским обществом и вооруженными силами (далее – армия), как институтом государства, на разных этапах его становления и развития во всех сферах общественной жизни по поводу реализации основных жизненно важных интересов личности, общества и государства в контексте обеспечения военной безопасности.

Результаты диссертационного исследования показывают, что в ряду теоретико-методологических проблем, связанных с изучением военно-гражданских отношений как феномена современной политической действительности, выступающего с одной стороны, специфической формой взаимодействия государства, общества и армии по поводу обеспечения военной безопасности и реализации национальных интересов, а с другой стороны, - одним из важных направлений деятельности государства, большое значение имеет выявление сущности и научно-теоретический анализ политологического содержания понятия «военно-гражданские отношения». За последнее время в России вышел в свет ряд изданий, опубликованы сотни статей, посвященных проблематике военно-гражданских отношений, тем не менее, задача формулирования непротиворечивого определения дефиниции, отражающей содержание явления, по-прежнему остается весьма актуальной.

Авторская позиция в определении сущности и содержания военно-гражданских отношений заключается в том, что их качественные свойства и формы оцениваются, исходя из специфических особенностей и свойств государственных институтов и отношений между ними и армией. При этом важнейшим показателем зрелости военно-гражданских отношений, является их сбалансированность способность удовлетворять основные потребности государства в обеспечении обороны и военной безопасности страны, реализации тех или иных национальных интересов.

В диссертационном исследовании определены субъекты военно-гражданских отношений, раскрыто достаточно широкое понимание сущности военно-гражданских отношений и их классификация, как отношения между:

  • политическим режимом и армией;
  • армией и обществом;
  • внутри армии, где служат граждане этого общества;
  • отношения внутри общества по поводу армии;
  • отношения между армией и государственными структурами.

В каждой области таких отношений существуют свои проблемы, свои коллизии, свои уровни взаимоотношений. На этом основании следует выделить области военно-гражданских отношений: функции, задачи, комплектование армии; роль армии в обществе; государственная идеология и этика воинской службы; гражданский контроль над силовой сферой государства; права, ответственность и социальная адаптация военнослужащих на территориях дислокаций; военно-патриотическое воспитание населения страны; социальный компонент военной реформы; престиж воинской службы и поддержка обществом своей армии; оборонно-промышленный комплекс; готовность общества к мобилизационным напряжениям; обеспечение национальной безопасности и др.

В мире существует множество взглядов на оптимальность военно-гражданских отношений. Их унифицированного стандарта не существует. Военно-гражданские отношения в современной науке классифицируются по ряду оснований, главным, определяющим среди которых является их социальная составляющая.

В военно-гражданских отношениях можно выделить три уровня:
межличностный;
социально-групповой;
институциональный.

С точки зрения направленности, силы взаимодействия, влияния на общественную жизнь военно-гражданские отношения бывают:
спокойно-гармоничными;
стабилизирующими;
взаимодоверительными;
напряженно-противоречивыми;
враждебно-конфликтными.

Отношение народа к вооруженным силам может быть позитивным (священно-трепетное, романтически-любовное, уважительное, доверительное, заботливое и т.п.) или негативным (отстраненно-равнодушное, настороженное, неприязненное, враждебное). Эти отношения определяются многими факторами: международной обстановкой, состоянием и возможностями страны, историческими заслугами армии, степенью ее соответствия потребностям защиты, совпадением или расхождением ее морально-политического облика с ожиданиями народа, отношением общества к войне и военному насилию в целом, авторитетом военно-политического руководства и верховного командования.

При относительно благоприятной геополитической ситуации в мире и стабильной внутренней ситуации в государстве проблемы во взаимоотношениях общества и армии, когда вероятность возникновения войны или внутреннего конфликта низка, могут выражаться сомнения по поводу необходимости существования армии и складываться негативное отношение к ней. Отношение общества к армии определяется тем, насколько она служит его интересам.

2.Выявление типологических особенностей военно-гражданских отношений и их характеристика.

В современном мире существует несколько моделей и теорий военно-гражданских отношений, которые отличаются друг от друга. Каждой из них присущи свои особенности и формы взаимодействия их основных субъектов. В настоящее время за рубежом доминируют два подхода к формированию военно-гражданских отношений, основные теории: «теория согласия» и «теория разделения», но вместе с тем нельзя оставлять в стороне и «теорию конфликта».

Возникновение различных типов военно-гражданских отноше¬ний обусловлено постоянно действующими и развивающимися факторами общественной жизни, основными из которых являются: тип политического режима, господствующий для данного государства способ принятия военно-политических решений; ценностно-культурные основы взаимосвязи государства и гражданского общества, традиции военно-политического опыта нации; состояние государственно-политического развития (стабильное, конфликтное, распада государственно- политической целостности и т.п.); совокупность геополитических, демографических, конфессиональных, экологических, информационных и других факторов, составляющих грани военной безопасности общества; своеобразие конкретно-исторического содержания взаимосвязи военных, политической элиты и гражданского населения.

Сравнительно-политологический анализ типов военно-гражданских отношений показывает, что их основное содержание соответствует альтернативам (вариантам) социального развития и сложившимся моделям взаимосвязи гражданского общества и военной организации государства. Важнейшими параметрами, выступающими основой своеобразия различных типов военно-гражданских отношений, являются: социальный состав офицерского корпуса; способ принятия и осуществления военно-политических решений; способы комплектования вооруженных сил и других элементов военной организации; военный менталитет нации, проявляющийся в военном имидже и престиже, в степени гражданской идентификации военнослужащих.

По мнению диссертанта, военно-гражданские отношения как общественно-политическое и социальное явление представляют систему коммуникативных взаимосвязей, имеющую объективную целесообразность, и выстраиваются между вооруженными силами и гражданским обществом на разных этапах общественного развития и военного строительства адекватно им направленного на обеспечение обороны и национальной безопасности государства.

Характер взаимодействия Вооруженных Сил и российского гражданского общества зависит от степени развитости последнего. С развитием гражданского общества его влияние на военную организацию государства растёт и в то же время воздействие данного государственного института на гражданское общество ослабевает. Общество, все его сферы обусловливают социально-политический облик, историческое предназначение, функции Вооруженных Сил, определяют тенденции их развития, задают ориентиры на будущее, исходя из той ситуации, которая складывается в государстве.

Чрезвычайно важно знать и использовать мировой опыт формирования военно-гражданских отношений в зависимости от специфики национально-государственных условий. Во многих странах давно осознано, что военно-гражданский консенсус - один из самых важных источников политической и социальной стабильности общества, условие социально-политического процветания страны, средство обеспечения надежной безопасности общества, государства и личности.

Результатом всякого классификационного анализа социальных явлений выступает их качественная определенность, обусловленная воздействием факторов, являющихся либо постоянно действующими, либо приоритетными в данных исторических условиях.

Военно-гражданские отношения, будучи важнейшей составной частью отношений государства и общества, стали тем зеркалом, в котором отразились все коллизии и противоречия процесса формирования военной организации.

В политологическом плане определяющее значение для понимания сущности и содержания военно-гражданских отношений имеет их общественный уровень, взаимодействие и взаимовлияние. Рассмотрение военно-гражданских отношений в таком контексте позволяет увидеть всю их полноту и многообразие, характер и специфику развития в зависимости от изменения состояния их носителей, других общественных факторов.

3.Обоснование необходимости институционализации военно-гражданских отношений, и раскрытие содержания её основных направлений.

Под институционализацией военно-гражданских отношений автор понимает разработку, принятие и уточнение системы нормативно-правовых актов регламентирующих отношения общества и армии. Это пакет законов, имеющих отношение к организации оборонных структур в государственной системе регламентирующих взаимоотношения армии и общества регулирующие вопросы комплектования Вооруженных Сил. Система военно-гражданских отношений должна строиться на основе и в рамках демократического правового государства. Военно-гражданские отношения должны формироваться на принципах: верховенства закона, демократизма, легитимности.

Важной частью институционализации является создание и формирование различного рода государственных и общественных структур, реализующих взаимодействие гражданского и военного сегментов общества (на данный момент мало таких организаций), запрещение или ограничение деятельности антивоенных организаций.

Ещё одним слагаемым институционализации выступает разработка и внедрение процедур, способствующих расширению военно-гражданских отношений. Например военно-шефская работа, создание программ подготовки граждан к военной службе по примеру существовавшей системы ГТО. Возвращение с системе начальной военной подготовки. Важно повысить роль государственных структур и общественных организаций, таких как ДОСААФ, Советы ветеранов, Комитет солдатских матерей, Российский Красный Крест, военно-спортивные клубы, общественные творческие организации (союзы писателей, журналистов, художников, композиторов, кинематографистов) и других объединений.

Большое значение для институционализации имеет формирование и внедрение дискурса, в котором армия и военная служба воспринимаются положительно и не являются «ругательным» понятием, а наоборот «уклонист» осуждается как аномальное явление. Для этого необходимо развитие государственно-патриотической идеологии, военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Только открытость армии обществу, поможет сформировать в российском обществе позитивный имидж армии и престиж военной службы.

Наконец, совершенствованию военно-гражданских отношений служит повышение в них места и роли предприятий коллективов оборонно-промышленного комплекса. Одной из важных форм взаимодействия государства, общества и Вооруженных Сил, непосредственно влияющих на оборону страны можно определить оборонно-промышленный комплекс. Взаимоотношения армии и общества трансформируются в сложный круг отношений между производителями вооружений и их потребителями. Оборонно-промышленный комплекс объединяет крупные государственные и частные предприятия (концерны, консорциумы, тресты и т.п.), ассоциированные с научно-исследовательскими и испытательными организациями (институтами, университетами, лабораториями, полигонами), заказывающими учреждениями Вооруженных Сил и органами государственного управления. Состав оборонно-промышленного комплекса определен сводном реестре организаций ОПК, в который включены 1729 производственных, научно-производственных, научно-исследовательских, испытательных, ремонтных, подрядных и других организаций, предприятий и учреждений различных организационно-правовых форм собственности. Все более заметной тенденцией становится рост удельного веса технических и иных специальностей гражданской направленности, который приводит к сокращению различий в навыках военных и гражданских специалистов. Это по¬зволяет перевести значительное количество должностей, занимаемых военнослужащими, на гражданскую службу. Данная реорганизация затрагивает главным образом тыловые и технические должности, распространяясь на все уровни во¬енной иерархии, включая должности высшего звена. Одновременно происходит передача непрофильных функций из армии гражданским структурам. В системе обеспечения Вооруженных Сил всё более широкое место занимает военный аутсорсинг.

Таким образом, становится очевидным переплетение интересов военной и гражданской сфер. Жизненная практика показывает, что военные являются частью этого самого общества, выходят из него и через некоторое время возвращаются в него, проходя социализацию. Тесное взаимодействие армии и общества во многих сферах жизнедеятельности государства должно сформировать сбалансированные военно-гражданские отношения и только добившись согласия возможно эффективное сотрудничество в сфере обороны и национальных интересов государства.

4.Выявление направления и форм участия общественных организаций в обеспечении обороны страны.

К главнейшим особенностям современности относится по¬вышение в общественном сознании удельного веса общедемократических, гу-манистических ценностей, что повлекло за собой усложнение восприятия тех вопросов армейской действительности, которые глубоко волнуют население России.

Поэтому сейчас велика роль общественных организаций в участии по обеспечению обороны государства. В настоящее время существует множество движений, государственных и негосударственных организаций работающих в интересах национальной безопасности, осуществляющих контроль над сектором безопасности, являющихся составной часть военно-гражданских отношений.

Примером тому служат: Общероссийская общественная организация «Комитет солдатских матерей России», цель которой привлечение внимания общественности, органов государственной власти к вопросам соблюдения прав человека в Вооруженных Силах Российской Федерации, оказание правовой помощи и социальная защита лиц, подлежащих призыву на военную службу и проходящим военную службу по призыву, а также их родителям; Общественная Инициатива "Гражданин и Армия" - Российская правозащитная организация в поддержку призывников, военнослужащих и альтернативно служащих: род деятельности обеспечение верховенства права; Фонд содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука-XXI». Цель деятельности Фонда в содействии формированию позитивных тенденций в развитии отечественной науки, культуры, образования, воспитания; оказании помощи в разработке и реализации федеральных и региональных программ развития научных исследований проблем безопасности, а кроме этого – материальной и информационной помощи предприятиям, научно-исследовательским и учебным заведениям, ассоциациям и организациям, деятельность которых связана с научными исследованиями проблем безопасности; Независимая, негосударственная организация – Институт политического и военного анализа. Институт ведет исследования в области истории, политологии, социологии и психологии; исследует проблематику военных конфликтов и национальной безопасности; занимается разработкой предложений по вопросам внешней политики, рекомендацией по вопросам военной реформы. И многие другие непосредственно связанные с теми или иными вопросами в области обеспечения безопасности и национальных интересов Российской Федерации.

На современном состоянии взаимоотношения общества и армии негативное явление оказывает духовный кризис общества. Одним из наиболее заметных его проявлений стал кризис патриотических чувств, выразившийся в росте негативного отношения к военной службе, усилении в молодежной среде фашистской и националистической идеологии и др. Хотя при этом нельзя не заметить, что в самое последнее время наметилась тенденция, свидетельствующая о нарастании державно-патриотических настроений в различных группах населения.

Существенная роль в ценностной переориентации российского общества принадлежит постоянно усиливающемуся религиозному фактору. Религия играет огромную роль в укреплении позиций наиболее значимых для общества ценностей, лежащих в основе формирования гражданских и патриотических качеств. В то же время религия (религиозная вера) сама является важнейшей ценностью и социальным фактором, обусловливающим интеграцию или дезинтеграцию больших социальных общностей, крупные социальные конфликты.

Есть виды безопасности, которые политические институты государства не в состоянии, как показывает наш отечественный опыт, обеспечить без участия общества. Имеется в виду социальная, экологическая, духовная безопасность. Российские религиозные организации могут очень многое сделать в вопросах духовного, нравственного и патриотического воспитания российских граждан, особенно молодого поколения. Вне всякого сомнения, религия продолжает оставаться основой нравственности. Существует большое количество проблем, так или иначе связанных с обеспечением государственной и военной безопасности в целом, которые Российскому государству выгодно и целесообразно решать совместно с отечественными религиозными организациями. Религия рассматривает участие в защите Родины как патриотическую обязанность гражданина.

Ярким примером духовно-нравственного строительства вооруженных сил становится взаимодействие Русской Православной Церкви и армии, ещё митрополит Митрополит Иоанн (Снычев) говорил: - «Существенным элементом современного военного строительства должно стать возрождение в Вооруженных Силах России славных русских боевых традиций, основанных на высокой духовности, идеалах верности, жертвенности, мужества и отваги». Современная ситуация в сфере укрепления морального духа российской армии характеризуется тенденцией возврата к традиционным, отечественным, в том числе и православным, ценностям культуры с учетом новых реалий общественного развития.

Церковь всегда благословляла ратный подвиг и с особым почтением относилась к памяти воинов, положивших свою жизнь за Отечество». Подтверждением такого отношения Церкви к воинскому долгу являются и множество прославленных в лике святых православных военачальников и простых воинов (Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Андрей Ослябя и др.) и покровительство воинских орденов святыми (тот же Александр Невский, Георгий Победоносец).

Совместными усилиями церкви и армии проводятся детско-юношеские форумы. Регулярно проводятся акции «Пасхальная посылка солдату», когда священники отправляются в командировки к отдаленным воинским частям выполняющим боевую задачу. Главная задача поездки - духовное укрепление силы военнослужащих: «не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила» (Мак. 3: 19) и вручение Пасхальных подарков.
Анализируя формы взаимодействия общества и армии, диссертант делает выводы о необходимости участия общественных организаций в обеспечении обороноспособности государства. Эффективное взаимодействие государственных и негосударственных общественных организаций с Вооруженными Силами возможно при условии разностороннего подхода и оценки сложившийся военно-политической обстановки в государстве.

5.Предложения, направленные на совершенствование военно-гражданских отношений в частности, разработку пакета законов регулирующих эту сферу взаимодействия. Расширение возможностей средств массовой информации для освещения происходящих дел в армии и её действиях.

Следует четко представлять, что без нормативно-правового регулирования военно-гражданских отношений многие проблемы обеспечения обороноспособности страны окажутся размытыми. В содержании обеспечения военной безопасности как совокупности правоотношений существуют две стороны: юридическая и фактическая.

Юридическое содержание обороны и военной безопасности государства сформулировано в федеральных конституционных законах «О военном положении», «О чрезвычайном положении», федеральных законах «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О противодействию терроризму», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г., Военной доктрине Российской Федерации, Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г., Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству до 2010 г. и в других законодательных и нормативных правовых актах.

Автор отмечает, что в условиях формирования гражданского общества, обеспечение гармоничного развития военно-гражданских отношений приобретает новые содержание и форму. Без выстраивания институционализации военно-гражданских отношений, государственная политика в области обороны не может ни вырабатываться, ни эффективно реализовываться. Повышение открытости, реализация принципов диалогичности, доказательности в процессе информационного обеспечения Вооруженных Сил, использование научной парадигмы анализа и прогноза военно-гражданских отношений на основе единства прошлого, настоящего и будущего, «глобального политического прогнозирования» (А.С. Панарин) становятся одним из основных условий успешной реализации военной реформы и выстраивания военно-гражданских отношений.

Ключевую роль в развитии взаимодействия общества и армии играет доверие, вера гражданского общества в способность Вооруженных Сил обеспечить эффективную обороноспособность и боеготовность в случае агрессии. Нынешняя модель доверия общества к армии в значительной степени базируется на традиционалистских и идеализированных представлениях, основывающихся на укоренившемся в общественном сознании признании ответственной функции армии по обеспечению безопасности государства, ее роли в обществе, а также на прошлых заслугах, которым противостоят негативные оценки текущего положения дел в Вооруженных Силах.

Доверие между обществом и армией определяется не только особенностями взаимодействия на институциональном уровне, но и повседневными практиками взаимодействия между военными и гражданскими людьми, широтой и глубиной горизонтальных связей, важной особенностью которых является стихийно складывающаяся система социального сотрудничества и взаимопомощи.

Необходимо усиление значи¬мости ориентиров в общественном сознании, которые обеспечивают приверженность традициям, выступает основой для роста положительных настрое¬ний по отношению к армии и военной службе, как только для этого появляются подходящие поводы. Наиболее убедительным примером этого может служить резкий рост доверия к Вооруженным Силам (почти в 1,5 раза), вызванный ус¬пешными действиями российской армии в зоне грузино-югоосетинского кон¬фликта в августе 2008 г. В настоящее время, как показывают результаты мониторингового исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) среди населения страны, Российской армии доверяют 58% населения страны. Однако общественный кредит доверия к ней, как показывает практика постсоветского военного строительства, небезграничен, так как 25% населения высказались на этот счет отрицательно.

В формировании представления общества о состоянии армии большую роль играют средства массовой информации. Влияя на общественное сознание, механизмы принятия военно-политических решений, являются одним из важнейших информационных ресурсов развития военно-гражданских отношений. Средства массовой информации не просто распространяют информацию, а формируют ценностное отношение к миру, определяют общественное мнение.

Для того чтобы повысить эффективность их работы в данном направлении и в то же время не наносить ущерба военной безопасности, целесообразно ускорить уточнение в законодательном порядке перечня секретных сведений о Вооруженных Силах и обороноспособности государства, не подлежащих публикации или открытому обсуждению.

6.Гражданский контроль над военной сферой как неотъемлемый компонент демократических военно-гражданских отношений.

Одним из неотъемлемых признаков демократических военно-гражданских отношений является гражданский контроль над военной составляющей государства.

Общество нуждается в эффективной организации для защиты от внешних и внутренних угроз. Этот фундаментальный императив предполагает создание такой системы отношений между военными и гражданскими, которая бы обеспечивала максимум военной безопасности при минимальном ущербе для других общественных ценностей. Одним словом, гражданский контроль над военной организацией и военной деятельностью – это невоенный контроль, направленный на соблюдение военным ведомством и его должностными лицами законодательства, государственной и военной дисциплины, конституционного порядка.

Прежде всего необходимо добиваться большей прозрачности и доступности оборонного бюджета. Это обеспечит более надежный его контроль со стороны гражданских властей, уменьшит риск использования бюджетных средств не по назначению, а также их прямого разворовывания. Российский парламент должен иметь реальные рычаги контроля над армией и оборонными вопросами через бюджет. Это обеспечит открытость и обоснованность принятия решений, большую объективность в выборе приоритетов развития Вооруженных сил. Нужна система независимой аудиторской проверки финансовой деятельности Министерства обороны для исключения злоупотреблений и неоправданного перерасхода средств. Следует обеспечить контроль за использованием Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, не допуская выполнения несвойственных им задач. Необходимо обеспечить доступ парламента и общественности к информации по планированию военной реформы (кроме чисто технических и оперативных деталей). Искусственное монолитное единство Минобороны и Генштаба зачастую маскирует серьезные проблемы, ошибки и противоречия оборонной политики. Военный министр больше заинтересован в том, чтобы рисовать положение армии в «розовом цвете» и создавать преувеличенное представление о ее боеспособности. Следовательно, целесообразно более четко разграничить функции Министерства обороны и Генерального штаба.

К Минобороны относятся вопросы общего определения военной политики и оборонных приоритетов, военно-промышленного и административного управления, направлений НИОКР, материального обеспечения, социальной политики. Функции оперативного управления и боевой подготовки должны оставаться в Генеральном штабе и в командованиях видов Вооруженных сил.

В демократическом обществе происходит регулярная смена правительства, в том числе и министра обороны. В отношении гражданского министра это так же просто, как и с любым другим политическим деятелем. Снятие с должности военного министра, теоретически являющегося лучшим и самым авторитетным представителем армии, каждый раз сопряжено с нанесением удара по престижу и моральному духу Вооруженных Сил. Кадровая политика, осуществляемая в настоящее время в Вооруженных Силах и других войсках, не носит системного характера, продолжает оставаться ведомственной и протекционистской. В данной ситуации желательно, чтобы президент Российской Федерации взял эту важнейшую сферу жизнедеятельности войск под свой контроль. Сложившаяся ситуация требует принятия государственных решений, направленных на создание государственно-политического института, способного эффективно решать этот комплекс проблем.

Таким институтом может стать система Полномочных представителей президента России в силовых структурах, наделенных высоким уровнем полномочий, определенной независимостью от органов военного управления и несущих прямую ответственность за морально-психологическое состояние Вооруженных Сил и других войск в мирное и военное время, а также за весь комплекс проблем, связанных с установлением твердого гражданского и государственно-политического контроля над силовой сферой государства, за разработку и внедрение государственной идеологии воинской службы, а также за проведение в ней государственной, кадровой и социальной политики.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут представлять методологическую основу для дальнейших исследований проблем военно-гражданских отношений в России и выбора оптимальных направлений повышения их эффективности в области обороны и безопасности государства. Результаты исследования могут быть использованы при формировании и реализации политики сотрудничества в сфере обороноспособности, в разработке комплекса мер и мероприятий, направленных на повышение эффективности военно-гражданских отношений в обеспечении обороны Российской Федерации.

Проведенное исследование, содержащиеся в нем выводы и рекомендации, могут представлять интерес для политических деятелей, политологов и аналитиков, военнослужащих, интересующихся проблемами военно-гражданских отношений в Российской Федерации.

Результаты диссертационного исследования могут найти применение в преподавании политологии, других социально-гуманитарных дисциплин в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств, в ходе общественно-государственной подготовки в войсках при рассмотрении проблем национальной, военной безопасности, международных военно-политических отношений. В частности, автор предлагает включить в тематические планы преподавания политологии в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации тематический блок «Военно-гражданские отношения и их влияние на обеспечение обороны и безопасности государства».

Положения диссертации апробированы в выступлениях на научных семинарах, перед профессорско-преподавательским составом кафедры политологии, при проведении занятий со слушателями и курсантами Военного университета, в научных публикациях.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В ПУБЛИКАЦИЯХ:
Публикации, изданные в источниках, входящих в обязательный список ВАК:
1. Неретин А.Ю. Армия и общество: принципы взаимодействия // Безопасность Евразии. – 2009. – №1(35). – С. 427-428. – 0,5 п.л.;

Другие публикации по теме исследования:

2. Неретин А.Ю. Военно-гражданские отношения: сущность, типологические особенности // Сборник адъюнктских статей Ч.2. – М.: ВУ, 2010. – 0,8 п.л.
3. Неретин А.Ю. Военно-гражданские отношения: категории, сущность, типология // Соискатель. Приложение к научному журналу «Вестник Военного университета» – М.: ВУ, 2009. – 0,5 п.л.
Общий объем публикаций – 1,8 п.л.

А. Неретин

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false