ЛАКТИОНОВ А.Л. Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России
Объявление о защите диссертации Лактионова Александра Леонидовича «Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России» на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Диссертационный совет Д.215.005.03. при Военном университете (123001, Москва, ул. Большая Садовая, 14) объявляет, что диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук представил Лактионов Александр Леонидович на тему: «Противоборство духовно-ценностных систем как феномен общественной жизни современной России»». (09.00.11), т. 684–13–56.
Предполагаемая дата защиты – 1 июля 2011 года.
Ученый секретарь диссертационного совета Д-215.005.03 кандидат философских наук А. Оборский
Диссертация выполнена на кафедре философии и религиоведения Военного университета.
Научный руководитель
доктор философских наук, доцент
Кафтан Виталий Викторович
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор
Климов Сергей Николаевич
кандидат философских наук
Яненко Анжелика Семеновна
Ведущая организация
Военно-технический университет при Федеральном агентстве
специального строительства
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук А. Оборский
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Современный этап развития российского общества характеризуется беспрецедентным столкновением различных ценностных оснований в экономической, политической, социальной и особенно духовной сферах общественной жизни. Подобная ситуация стала следствием неразрешенности целого ряда острых противоречий между различными духовно-ценностными системами, которые претендуют на верховенство в социуме.
Масштабные преобразования в экономическом и информационном пространстве, сближение цивилизаций и взаимопроникновение различных культур, а также появление постмодернистского мировосприятия и мироощущения приводит к появлению новых духовных реалий, активно влияющих на социальное бытие российского общества. Это явление сопровождаются пока не обретением общечеловеческих ценностей, а в значительной степени утратой целостности и неизменности устоявшейся традиционной системы духовных ценностей, в результате чего многие россияне испытывают серьезные мировоззренческие трудности ценностного самоопределения в этом бурно изменяющемся мире.
Ж. Бодрийяр полагает, что в современном западном социуме духовные ценности оказались полностью вытесненными, а ценности потребления в свою очередь сделались главным содержанием общественной жизни. «Потребление здесь не сводится к пассивному использованию вещей, оно превращается в активный процесс их выбора и регулярного обновления, в котором обязан участвовать каждый член общества... Подобное потребительство принципиально не знает предела, насыщения, поскольку имеет дело не с вещами как таковыми, а с культурными знаками, обмен которыми происходит непрерывно и бесконечно. Однако знаки эти, хоть и обладают высокой семиотической ценностью, но оторваны от собственно человеческих, личностных или родовых, смыслов; это знаки дегуманизированной культуры, в которой человек отчужден . Подобная ситуация характерна и для России.
На выбор духовно-ценностной системы каждым человеком в значи-тельной степени влияет развитие информационной сферы, которая с помо-щью средств массовой информации активно способствует формированию новых ценностных ориентиров, часто безапелляционно навязывая их, что ведет к возникновению проблем связанных с рассогласованием личностных и общественных ценностей. Многие из указанных проблем связаны со стремлением ряда стран к доминированию в мировом информационно-культурном пространстве и обеспокоенностью наших сограждан состоянием нравственной обстановки в России, с разработкой рядом государств технологий, направленных на разложение традиционной российской культуры через подмену основных (фундаментальных) ценностей, носящих в основном духовный характер, второстепенными и по большей части ограниченно материальными.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. утверждается, что ценности и модели будущего развития страны стали предметом глобальной конкуренции. По сути, речь идет о приобретающем все более масштабный характер противоборстве между системами ценностей.
Духовный кризис российского социума, примитивизация и потеря ценностных ориентаций значительного числа россиян всегда вызывали глубокую озабоченность отечественных мыслителей. Так, П.А. Сорокин усматривал в наличии целостной и устойчивой системы ценностей и их согласованности важнейшее условие, как внутреннего социального мира, так и мира международного: «когда их единство, усвоение и гармония ослабевают... увеличиваются шансы международной или гражданской войны».
Следует признать, что без устойчивых духовно-ценностных оснований невозможно реализовать ни один из проектов будущего России, не может идти и речи ни о процветании российской цивилизации, ни о сохранении традиционной самобытности, ни о сколь-нибудь серьезной модернизации российского общества.
Актуальность исследования обусловливается следующими обстоя-тельствами:
Во-первых, изменение социальной парадигмы развития российского социума породило перестройку глубинных основ человеческого бытия, радикальную ломку наиболее значимых ценностей на личностном, групповом, общественном и государственном уровнях, что требует глубокого философского осмысления.
Во-вторых, разрушение содержательной структуры и сущностных признаков духовно-ценностной системы общества, выход на первый план примитивных материально-эгоистических предпочтений через навязывание потребительского отношения к жизни разобщает единство россиян, расшатывает дружественные, взаимоуважительные отношения между разными народами, чьим общим домом является Россия.
В-третьих, неустойчивый характер имеющихся ценностных оснований, размытость иерархии ценностных предпочтений формирует у российских граждан быстро прогрессирующую бездуховность, равнодушие к на-сущным проблемам страны и самоустранение от их разрешения, что несет в себе угрозу для обеспечения безопасности личности, общества и государства.
В-четвертых, возникновение и динамичное распространение гедони-стических внешне привлекательных, но духовно бессодержательных ценно-стей в молодежной среде не способствует, а иногда и прямо отталкивает людей от сохранения и приумножения духовных традиций, морально-нравственных норм и правил самобытной российской цивилизации, ставит под вопрос сохранение высокого социокультурного статуса России в мире.
В-пятых, конкуренция между различными духовными ценностями органично присущими российскому обществу на протяжении всей его истории входит в настоящее время в новый этап своего развития, этап противостояния, в котором деструктивные для социума ценности навязываются определенными социальными акторами, для достижения своих узкоэгоистических целей.
В современной динамичной исторической ситуации проблема противоборства духовно-ценностных систем современной России оказывается особенно важной. Следует признать, что от обоснованного выбора духовно-ценностной системы каждым россиянином, свободного от воздействия информационно-коммуникативных манипуляций, в значительной мере зависит будущее страны. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения возможностей актуализации противоборства духовно-ценностных систем в интересах защиты истинных ценностных смыслов от замены их на сиюминутные ценностные потребности.
Таким образом, проблема противоборства духовно-ценностных систем изучена далеко не в полной мере, об этом в частности свидетельствует недостаточное внимание к исследованию этой проблемы в социально-философском плане.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема духовно-ценностного противоборства до недавнего времени оставалась в стороне от внимания отечественных и зарубежных исследователей. Однако в последнее время к ней все чаще обращаются психологи, социологи, философы и др.
Так, психологи К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, рассматривая ценностное самоопределении личности в обществе, затрагивали проблему столкновения различных ценностей на личностном уровне.
Социологи (И.С. Кон, С.Л. Прошанов) проявляли интерес к вопросам столкновения ценностных оснований в процессе социализации личности.
Философами изучались различные аксиологические аспекты, в основ-ном связанные с выявлением имеющихся различий и противоречий между духовно-ценностными системами, которые, при определенных условиях, могут перерастать в конфликтное столкновение. Так, М.Б. Черницкая обращалась к сравнительному анализу ценностных ориентаций различных культур, которые в определенной мере можно считать факторами противоборства указанных систем . Б.В. Аксюмов в рамках анализа концепции столкновения цивилизаций рассматривал некоторые ценностные аспекты указанного конфликта . В.Л. Литвин показал особенности ценностного конфликта в современном обществе, такие как столкновение личностных ценностных ориентаций друг с другом и с имеющимися общественными ценностями . С.Н. Юрченко доказывала, что изменения всей системы духовных ценностей современного общества предопределены самим феноменом современности, существенными чертами информационного, постиндустриального и трансформирующегося соци-ума . Е.В. Терещенко рассмотрела ценностный конфликт как источник экзистенциальной катастрофы, выявила его негативные и позитивные последствия.
Следует признать, что проблема изучения противоборства духовно-ценностных систем, а также совершенствования противодействия навязыва-нию в ее рамках деструктивных ценностей (антиценностей) осталась мало-изученной. Таким образом, практически не исследованным остается вопрос выявления глубинных оснований духовно-ценностной системы российского общества в контексте противостояния с другими ценностными системами.
В соответствии с логикой исследования данной темы все многообразие имеющихся источников и литературы условно можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся работы, в которых рассматривались аксиологические аспекты различных ценностных образований в обществе. В трудах Р. Акоффа, Л. фон Берталланфи, В.В. Васильковой, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, Н. Лумана, В.И. Новосельцева, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, А.И. Уёмова, Ф. Эмери и др. рассмотрены различные подходы к пониманию системы, выявлены ее основные свойства и характеристики, особенности ее состояния и развития.
И.И. Докучаев, А. Маслоу, Д. Оганесян, Н.С. Розов, Б.А. Старостин, И.А. Сурина и др. показывают некоторые системные образования в аксиологическом пространстве общества.
Н.А. Бердяев, С.Н.Булгаков, Ф.М. Достоевский, В. Иванов, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, Н.Н. Федоров, С.Л. Франк, А.С. Хомяков и др. раскрывают содержание духовно-ценностной системы, показав наличие в ней ценностного ядра, которое определяет направленность ценностной системы по отношению к культуре общества.
З. Бауман, Ж. Бодрийяр, А.И. Герасимов, Дж. Де Грааф, В.И. Ильин, Дж. Сорос, Э. Фромм и др. исследовали основные особенности консюмеристской ценностной системы общества постмодерна.
Ко второй группе относятся труды отечественных и зарубежных ученых, исследовавших особенности ценностных противоречий, которые могут приводить к столкновению между их носителями.
Л.В. Баева, Р. Вахитов, Р. Вильямс, М. Вебер, А. Круглов, Ф. Ницше, Е. Рудкевич, А.И. Субетто обращают свое внимание на различные стороны социальных столкновений, которые могут быть поняты и описаны как отличающиеся друг от друга по масштабности, характеру задействованных сил и средств, субъектам и остроте формы духовно-ценностного противоборства.
В.А. Лефевр, В.В. Миронов, В.С. Соловьев, А. Тойнби, Г.Л. Туль-чинский в своих трудах выдвигают научные концепции в которых содержится анализ причин обусловливающих, порождающих явление противоборства духовно-ценностных систем.
Н. Гартман, Л.Н. Гумилев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, М. Шелер высказывали свои предположения относительно возможных субъектов ценностно окрашенных социальных столкновений.
С. Амин, В.Э. Багдасарян, А. Грамши, Ю. Громыко, С.Г. Кара-Мурза, В. Крашенинникова, С.С. Сулакшин, Э. Фромм, В.И. Якунин рассматривают технологии, которые используются сегодня в ценностном пространстве для дискредитации имеющихся традиционных духовных ценностей и навязывания новых постмодернистских ценностей.
Третью группу составляют научные труды, посвященные выявлению различных аспектов функционирования духовно-ценностной системы общества применительно к жизнедеятельности общества и армии. Наиболее полно данные вопросы раскрыты в работах Б.И. Каверина, В.В. Колотуши, С.И. Музякова, П.В. Петрия и многих других. Содержащийся в них анализ духовной ситуации в современном российском обществе имеет важное методологическое значение для более детального изучения духовно-ценностного противоборства, особенно применительно к ситуации в Вооруженных силах РФ.
Четвертую группу составляют работы ученых А.М. Арзамасцева, В.И. Бакштановского, В.Ю. Бойко, Е.В. Дымина, Р. Инглхарта, Ю.В. Сого-монова, Г.Л. Тульчинского и др. непосредственно раскрывающие возможности дальнейшего развития и перспективы противостояния между носителями духовных ценностей в России.
Работы К.А. Абульхановой-Славской, С. Жижека, О. Матвейчева, В. Франкла, В.Э. Чудновского посвящены совершенствованию различных аспектов духовно-ценностной системы российского общества в контексте активного ценностного противоборства.
К пятой группе следует отнести документы, в которых предлагаются детально разработанные концепции и стратегии, содержащие конкретные мероприятия, позволяющие упрочить российскую духовную систему ценностей и активно противостоять навязыванию потребительских ценностей.
Проведенный автором анализ состояния и степени разработанности исследуемой научной задачи позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований, многие вопросы требуют своего уточнения, прежде всего с позиций современной политической и идеологической ситуации. Вместе с тем нуждается в рассмотрении понятие противоборства ценностных систем применительно к России, анализ объективных и субъективных детерминант, воздействующих на него, и выработка некоторых направлений защиты и организации противодействия данному процессу.
Таким образом, проблема исследования противоборства духовно-ценностных систем современной России, его сущности, содержания, объек-тивных и субъективных детерминант, а также механизма регулирования данного процесса в настоящее время приобретает важное значение.
При этом важно подчеркнуть, что анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что изучение проблемы противоборства духовно-ценностных систем в российском обществе пока еще не стало предметом целостного и систематического социально-философского анализа. Это и предопределило выбор темы исследования, его объекта и предмета.
Объектом исследования являются социальное пространство реализации духовно-ценностных систем современного российского общества.
Предметом выступают сущностные, содержательные особенности противоборства духовно-ценностных систем в современном российском обществе, совокупность факторов, оказывающих на него свое детерминирующее влияние, а также направления сохранения и развития традиционной для России духовно-ценностной системы.
Гипотеза исследования заключается в выявлении организованного характера внешнего воздействия на традиционную духовно-ценностную систему российского общества в целях ее искусственного изменения, дезорганизованного определения россиянами своих ценностных ориентаций, подмены истинных смысложизненных ценностей сиюминутными потребительскими предпочтениями, а также в определении возможностей оказания противодействия указанным негативным явлениям.
Цель работы состоит в выявлении специфики противоборства духовно-ценностных систем, а также факторов, воздействующих на него в современном российском обществе, в определении возможных средств и способов защиты глубинных ценностных оснований российского общества от деструктивного воздействия конкурирующих ценностных систем.
Определение предмета исследования и постановка цели предполагает решение следующих конкретных задач:
1. Уточнить сущность и содержание понятия «духовно-ценностная система» современного российского общества в контексте ценностного противоборства.
2. Исследовать особенности противоборства духовно-ценностных систем в современном российском обществе.
3. Выявить содержательные черты противоборства духовно-ценностных систем современной России.
4. Разработать основные направления сохранения и развития базовых основ традиционной для России духовно-ценностной системы в современных условиях.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи и положения зарубежных и отечественных мыслителей по проблемам общественного развития, аксиологии, мировоззрения, духовности, их места и роли в жизни личности, общества и государства.
В работе широко представлены итоги осмысления проблем общественного развития на научно-практических конференциях и семинарах, в диссертациях и авторефератов диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации и интернете по теме исследования.
Непосредственно методологическую основу диссертации составили основные положения философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования: системный, структурно-содержательный, функционально-деятельностный, аксиологический, социокультурный, цивилизационный и культурологический подходы, принципы социального детерминизма, преемственности, историзма, структурно-конструктивистского и деятельностного подхода и т.д.
В диссертационном исследовании также используются идеи ряда философских и междисциплинарных направлений, таких, как синергетика, постструктурализм, постмодернизм и др.
Эмпирическая база включает результаты и выводы исследований, посвященных как современному состоянию духовных ценностей в российском обществе, так и в западном, процессам конфликтного столкновения между различными системами духовных ценностей применительно к исследуемой проблеме; контент-анализ публикаций в периодической печати и других источников, а также обобщение практики духовно-ценностного выбора тех или иных духовно-ценностных систем социальными субъектами в процессе социального взаимодействия и социализации.
II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертационное исследование структурно состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, раскрывается степень ее научной разработанности в литературе, определяются объект и предмет исследования, формируются его цель и задачи, указывается теоретико-методологическая и эмпирическая основа диссертации, определяется научная новизна и формулируются положения, выносимые на защиту.
В первом разделе – «Сущность и содержание духовно-ценностной системы современной России в контексте ценностного противоборства», выявляются сущностные и содержательные признаки духовно-ценностной системы как общественного явления, ее глубинные связи с социальными процессами современности.
Доказывается, что ценности определяют приоритеты и векторы дальнейших социальных изменений и стабильное существование и развитие ду-ховно-ценностной системы имеет крайне важное значение для современной России, именно поэтому наиболее важно рассмотрение ценностей в контексте их взаимосвязей и взаимозависимости, т.е. системно.
На основе выделения в ценностном измерении общества рядоположенных аксиологических терминов, которые имеют ряд сходных и в то же время различных понятийных оттенков обозначаются различные структурные уровни их социального бытия: «базовой ценности» как высшей ценности данного общества, починяющей себе все остальные соответствует базисный уровень аксиологического измерения общества; «аксиологеме» как мировоззренческому компоненту, выступающему идеальным ориентиром для человека, группы, общества – идеальный уровень; «аксиогабитусу» как теоретико-практической схеме инициирующей ценностные отношения и практическую деятельность людей – коммуникативный уровень; «ценностной ориентации» представляющей собой индивидуальное ценностное измерение, имеющее дело с личностным выбором человека – личностный уровень; «пирамиде ценностей», включающей ценности различного уровня, вертикальные и горизонтальные взаимосвязи между ними – иерархический уровень; «ценностным универсалиям» как общечеловеческим ценностям, выявляющим не то, что разъединяет, а то, что объединяет разные культурные сообщества в мировую цивилизацию – мегауровень; «ценностным моделям», показывающим аксиологические особенности культурно-исторической преемственности на определенных этапах развития общества – формационный уровень.
Обосновывается авторское определение сущности духовно-ценностной системы как совокупность ценностей, определяющих направленность мировоззренческой позиции, ценностной идентичности, ценностных оснований личностной и групповой деятельности россиян, благодаря чему играет в вышеуказанной иерархии структурообразующую роль занимая организационно-системный уровень.
На основе анализа общих свойств систем выявляются специфические свойства духовно-ценностной системы, к которым следует отнести: целост-ность (мир как задан¬ная ценностная структура), эмерджентность (появление у ценностной системы новых качеств, отсутствующих у ее отдельных элементов), устойчивость (способность духовно-ценностной системы противостоять внешним воздействиям), адаптивность (свойство изменять структуру духовно-ценностной системы, ее иерархию и отдельные элементы с целью сохранения всей системы), многозначность (возможность включения в духовно-ценностную систему элементов, имеющих противоположную направленность).
Опираясь на системный подход в духовно-ценностной системе выявляется ряд ее характеристик (параметров, позволяющих получить достаточно полное представление об изучаемой системе). К числу таких характеристик относятся: функ¬ции, эффективность, структура, иерархия, морфология, состояние, поведение и внутреннее время духовно-ценностной системы.
Среди указанных параметров наиболее важное место занимают функции духовно-ценностной системы, к которым, по мнению автора, относятся в качестве основных: мировоззренческая (формирование це-лостности картины общества и мира, представлений о месте человека в нем, морально-нравственных принципов взаимодействия с окружающими людьми на основе принимаемых индивидом ценностей и нормативная (призванная поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными ценностями действия различных социальных групп и индивидов), а также неосновные функции: гедонистическая (способной следование ценностному долгу заменить реализацией личностных потребностей, при этом получать удовольствия, развлечения) и потребительская функция (реализация в качестве ведущей установки деятельности стремление к престижному получению материальных благ, постоянная забота о повышении жизненного уровня и стандартов бытового комфорта).
Следует отметить, что в настоящее время в российском обществе идут процессы замещения основных функций духовно-ценностной системы на неосновные, в которых высокий уровень потребления служит критерием ценности личности, средством социального утверждения и продвижения. Опираясь на данное положение, утверждается, что замеченное смещение функций в ценностной системе российского общества может означать ломку всей совокупности устоявшихся социальных ценностей.
Для рассмотрения содержания духовно-ценностной системы российского общества дается характеристика конкретных ценностей выступающих в качестве ее подсистемы.
Опираясь на методологический подход Э. Фромма, ценности, принадлежащие двум различным духовным системам России, находящимся в состоянии противоборства следует обозначить как традиционные духовно-нравственные ценности бытия (правда как синтез истины и справедливости; спасение как примирение обособленности и всемирности и соборность как гармония свободы и единства) и модернизированные ценности обладания (потребительские ценности консюмеризма, ставящие в качестве идеала насыщение вещами).
Утверждается на основе сопоставления двух систем духовных ценно-стей реализуемых в российском обществе, что они, выступая бинарными оппозициями, направлены на противоположные цели ценностного самоопределения: либо мы выбираем любовь к жизни и любовь к людям и стараемся более полно развивать нашу личность, либо нами руководит любовь к бездуховному, к вещам и мы одержимы ненасытным желанием иметь их все больше и больше.
Во втором разделе – «Особенности противоборства духовно-ценностных систем современной России» проводится анализ современного состояния аксиологического пространства российского общества, раскрывается характер конфликтных противоречий между различными духовно-ценностными системами, показывается основы и содержательные элементы противоборства между ними.
Доказывается, что изменения в базовых ценностных основаниях бытия общества опираются на социальные и политические измене¬ния в жизни социальных групп, а также, хотя и в меньшей степени, на трансформации лично¬стного ценностного выбора.
На основе методологического подхода аксиолога М. Вильямса и исследования современной ситуации делается вывод о том, что для российского общества сегодня наиболее характерны деструкция (атрофия и исчезновение ценности под влиянием того, что в результате социальных изменений какая-либо ценность переста¬ет быть значимой) и аттенуация (ослабление, уменьшение степени приверженности, масштабов рас-пространенности ценности среди членов группы) традиционных ценностей и напротив экстенсия (увеличение объектов, к которым применима данная ценность), экспликация (переход ценности из скрытой в манифестируемую и детально формулируемую форму) и абсолютизация (ценность выдвигается на центральное место в жизненных ориентациях и даже замещает другие ценности) в отношении навязываемых извне ценностей потребительства, которые подаются некоторыми политиками россиянам как модернистские и прогрессивные.
Указывается тот факт, что в настоящее время противоречия, возни-кающие между различными ценностными системами в процессе их взаимо-действия, предполагают отношения противоборства, то есть действий, которые направлены друг против друга, в которых сталкиваются между собой противоположные ценности, ценностные системы и сами носители указанных ценностей. При этом данное столкновение может иметь принимать различные формы: противоречия, конфликта, ожесточенной борьбы и даже в наиболее остром проявлении – «ценностной войны».
Доказывается, что в контексте ценностного противоборства представляют наибольший интерес технологии разрушения ценностной системы российского общества. Среди такого рода технологий можно назвать: ценностную инверсию, ценностную делигитимизацию, разрушение ценностной идентичности.
На основе исследования противоборства духовно-ценностных систем выявлены его наиболее значимые причины, к которым относятся:
– утверждение человека «божеством для себя», социальным атомом, не имеющего связи со своим духовно ценностным основанием;
– получение массовой культурой исключительно благоприятных воз-можностей развития в постиндустриальном обществе, приобретение продуктами культуры потребления внешней привлекательности для боль-ших групп людей;
– разность между западной и российской системами нравственных ценностей;
– потеря динамического равновесия между социальными и культурными факторами в социокультурном поле общества, в котором идет конкурентная борьба между оценочными суждениями в отношении одних и тех же объектов;
– вырождение элиты, утрата творческим меньшинством способности руководить обществом благодаря своим творческим потенциалам и др.
Обосновывается авторская позиция в отношении источников противоборства различных духовно-ценностных систем, которыми выступают исторических прецеденты, начальные этапы становления и развития противоборства ценностных систем на Руси (один из семи древнегреческих мудрецов – скиф Анахарсис, князья Михаил Черниговский, Александр Невский), в России (И. Сусанин), в Советском Союзе (М.К. Кузьмин, Д.А. Карбышев), в новой России (6-я рота 76-й Псковской дивизии ВДВ под командованием подполковника М.Н. Евтюхина), в которых в полной мере раскрывается духовно-нравственный характер российской ценностной системы, готовность ее носителей пожертвовать своей жизнью, но не своими убеждениями.
Выявлены субъекты противоборства духовно-ценностных систем, которыми могут выступать социальные акторы как наиболее активные организаторы указанной деятельности, к которым следует отнести: личность, пассионария, интеллигенцию, элиту.
В третьем разделе – «Перспективы противоборства духовно-ценностных систем современной России», проводится социально-философский анализ последствий противоборства духовно-ценностных систем для социума, предлагаются некоторые меры по противодействию наиболее негативным результатам воздействия технологий разрушения ценностной системы российского общества.
Опираясь на синергетический подход к развивающимся системам утверждается, что хаотическое их состояние не означает полного беспорядка, а скрывает некий еще неосознанный, непонятый порядок, и поэтому для понимания путей развития духовно-ценностной системы России необходимо охарактеризовать ее дальнейшие перспективы, которые неоднозначны. Имеются две противоборствующие позиции: согласно одной – ныне возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти, укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей – свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.
Другая позиция обосновывает наличие в России революции потребительских притязаний, формирование новых средств и символов потребления, формирование в стране ценностной системы, в которой деньги и материальные ценности стали почти единственным мерилом жизненного успеха, превращение власти в инструмент личного обогащения, опора элиты на принципы ничем не ограничиваемого индивидуализма, личного обогащения как смысла жизни, моральное оправдание любого действия, ведущего к рыночному успеху.
Изменение духовно-ценностной системы становится все более неизбежным процессом и хотя новая, формирующаяся иерархия ценностей должна соответствовать новому складывающемуся типу культуры, но все же она должна ориентироваться не только на «общечеловеческие цен-ности», но и учитывать традиционные духовно-нравственные ценности народов многонациональной России, проверенные временем и испытаниями.
Наибольшее внимание в работе уделено исследованию возможностей укрепления духовно-ценностной системы социума в ее противодействии с активно реализуемыми в России другими аксиологическими системами, главной из которых является консюмеристская, имеющая по существу антиценностную суть по отношению к бытию российского общества.
Для определения направлений указанного противодействия следует выделить ряд уровней, на которых возможна указанная деятельность. К таким уровням относятся: цивилизационный, межгосударственный, внутригосударственный, региональный, общественный, групповой и личностный.
При этом наибольшее внимание следует уделить личностному уровню, который является интегральным по отношению ко всем остальным и именно благодаря которому обеспечивается способность к духовному развитию, и нравственному самосовершенствованию, индивидуально ответственному поведению и готовности к реализации творческого потенциала, внутренней установке личности поступать согласно своей совести и принятие личностью национальных духовных традиций, свободолюбие как ценностное самоопределение в сочетании с моральной ответственностью личности и укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и научно-практические рекомендации, предложения по реализации полученных результатов.
Список литературы отражает основные источники по диссертации.
Объем диссертации составляет 182 страницы.
III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ
Научная новизна диссертационного исследования выражается:
– в осуществлении сущностного и содержательного анализа понятия «духовно-ценностная система», в определении специфики существования конкурирующих духовно-ценностных систем в современном российском обществе;
– в выявлении наиболее характерных черт противоборства духовно-ценностных систем в современном российском обществе;
– в раскрытии наиболее важных форм проявления и разновидностей воплощения феномена противоборства духовно-ценностных систем в современных социальных координатах России;
– в предложении некоторых направлений сохранения и развития традиционной для России духовно-ценностной системы в современных условиях.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Духовно-ценностная система российского общества представляет собой особым образом иерархически структурированную совокупность высоко значимых традиций, норм, правил, определяющую содержание и направленность мировоззренческой позиции, ценностную идентичность в личностной и групповой деятельности россиян, а также особенности установления социальных отношений и перспективы развития российской цивилизации, государства и общества в целом.
Среди характеристик духовно-ценностной системы как набора ее означенных параметров выделяются: функ¬ции (совокупность результатов воздействий, оказываемых ценностной системой), эффективность (степень выполнения ценностной системой своей роли), структура (совокупность устойчивых отношений и взаимодействий между ценностными образованиями), иерархия (подчиненность одних ценностей другим, «низших – высшим»), морфология (состав набора ценностей внутри системы и взаимосвязь между ними), состоя¬ние и поведение (положение системы ценностей и ее изменение под действием внешних и внутренних факторов), а также внутреннее время системы (хронотоп бытия ценностей).
В содержании ценностной системы российского общества выделяется совокупность базовых ценностей, которые составляют ядро ценностной системы общества, определяющее его культурно-генетический код, и периферийные ценности. К базовым ценностям, вступающим между собой в противоречие относятся с одной стороны – традиционные для России духовные ценности: правды (как синтеза истины и справедливости); спасения (как примирения обособленности и всемирности) и соборности (как гармонии свободы и единства), а с другой ценности консюмеризма (абсолютный приоритет вещизма; престижность приобретения вещей; потребность в демонстрации покупок; групповая идентичность потребителей).
2. Противоборство духовно-ценностных систем есть целенаправ-ленная конкурентная деятельность социальных акторов, обеспечиваю-щих возможность производства, сохранения и распространения привлекательных в духовно-нравственном плане ценностей, защиту от навязываемых извне деструктивных ценностных образований в аксиологическом пространстве российского общества.
К субъектам противоборства духовно-ценностных систем, выступаю-щих активными организаторами этого процесса могут быть отнесены: личность (воплощает ценностный выбор всей своей жизнью), пассионарий (актор, склонный к целенаправленной деятельности по установлению и распространению принятых на себя суперценностей этноса), интеллигенция (носительница нового ценностного мировосприятия), элита (способная не только к оцениванию ценностного измерения социального бытия, но и к изменению сложившегося положения в соответствии с собственными интересами), которые являются детерминирующими факторами замены одной духовно-ценностной системы на другую.
Противоречия, все активнее возникающие между различными духовно-ценностными системами в процессе их взаимодействия в российском обществе предполагают отношения противоборства, то есть действий, которые направлены друг против друга, в которых сталкиваются между собой противоположные ценности, ценностные системы и сами носители указанных ценностей.
3. Столкновение в аксиологическом пространстве общества может иметь характер ценностных противоречий (динамических отношений взаимополагающих и взаимоисключающих ценностных противоположностей), ценностного конфликта (открытого столкновения субъектов и участников социального взаимодействия, по поводу несовместимых потребностей и ценностей), ценностной борьбы (схватки, остроконкурентной деятельности по определенным правилам двух сторон, в которой каждая старается навязать другой определенные ценности) и даже в наиболее остром проявлении – «ценностной войны» (деятельности по разрушению и полному уничтожению системы базовых ценностей цивилизации, государства и общества).
Сегодня на смену силовым методам политической борьбы все чаще приходят относительно новые несиловые технологии soft power («мягкой силы»), основанные на информационных, психологических и идеологических методах, направленных на деструкцию всей системы общественных ценностей. Среди такого рода технологий разрушения ценностной системы российского общества можно назвать: ценностную инверсию (разрушение связи времен, устойчивой межпоколенной преемственности в оценке смысла жизни, отношения к труду, личного будущего), ценностную делигитимизацию (комплекс мероприятий по дискредитации государственной власти, деловых элит, вооруженных сил и других силовых структур в глазах граждан, разрушение готовности им подчиняться, поддерживать и взаимодействовать), разрушение ценностной идентичности (подрыв государственной, национальной, социальной общности).
4. Основные направления сохранения и развития традиционной для России духовно-ценностной системы и препятствия деструктивному влиянию ценностей потребления (консюмеризма) могут быть реализованы на различных уровнях: цивилизационном (разработка и осуществление своего собственного ценностного цивилизационного проекта), межгосударственном (создание духовно привлекательного для других стран и народов духовно-ценностного образования), внутригосударственном (реализация государственной идеологии, построенной на традиционных ценностных основаниях социума, активизация работы по поиску взаимообъединяющих народы России ценностей, выражающих идеи соборности и содержательного всеединства во всем многообразии), общественном (приобщение молодых россиян к духовным ценностям в школе, в патриотических, религиозных и других общественных организациях), групповом (укрепление семьи как источника привития духовно-нравственных социальных ценностей), основные усилия следует сосредоточить на личностном уровне (ценностный выбор личности, определение смысла жизни в ее индивидуальном сознании наполняют конкретным жизненноважным содержанием духовно-ценностную систему).
Современное кризисное состояние российского общественного сознания характеризуется противоречивостью, разрозненностью, незавершённостью системы духовных ценностей, норм, установок, образцов поведения, такое состояние общества в определенной степени можно оценивать как «ценностный хаос». С одной стороны, по мере развития ценностного противоборства и усиления глобализационных процессов предпочитаемые ценности у большинства населения будут смещаться в сторону группы низших потребительских ценностей, произойдет их поглощение и установление их единой системы, носящей постмодернистский, а следовательно и в значительной мере, консюмеристский характер. С другой стороны сохраняется возможность сохранения и развития уникальных, самобытных российских ценностей, что позволит преодолеть безликое наступление единообразных цивили-зационных форм и сохранить жизнеутверждающее богатство и разнообразие мировой культуры, как залог единства ценностей во всем их многообразии, при сохранении ими своего высокого социокультурного статуса в социуме.
IV. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в расширении социально-философских знаний о проблеме духовно-ценностного противоборства в современных условиях, выявлении объективных и субъективных детерминант ценностного самоопределения личности в условиях столкновения различных духовных ценностей. Выводы работы могут быть использованы для углубленного изучения имеющихся духовно-ценностных систем российского общества, их влияния на ценностный выбор военнослужащего и выработку конкретных рекомендаций по сохранению традиционной ценностной направленности.
Практическая значимость диссертационного исследования опреде-ляется тем, что сделанные в ней выводы и обобщения, разработанные положения могут быть использованы при исследовании социально-аксиологических проблем в России и в мире. Материалы, представленные в диссертации, найдут применение в преподавании курса социальной философии, в чтении специальных курсов по аксиологии, для слушателей, адъюнктов и студентов, а также могут быть использованы при проведении индивидуальной воспитательной работы с офицерами, сержантами и другими категориями должностных лиц и при проведении общественно-государственной подготовки в войсках.
Результаты, полученные в ходе социально-философского анализа проблемы противоборства духовно-ценностных систем позволяют констатировать, что выдвинутые и обоснованные автором замысел и концепция исследования нашли свое подтверждение в научно-теоретическом и практическом отношении. Проведенное исследование позволяет предложить ряд рекомендаций, использование которых будет способствовать оптимизации всей системы ценностей, особо значимой для развития российской цивилизации, государства и общества в целом.
Всю совокупность имеющихся рекомендаций можно условно разде-лить на следующие две группы.
Первая группа: рекомендации теоретического характера включает в себя исследованные в работе методологические положения и подходы к изучению как системы ценностей российского общества, так и противоборства между имеющимися такого рода аксиологическими образованиями в социальной ткани современной России. Они могут найти широкое применение в дальнейшем изучении различных аспектов ценностного противоборства, применительно к личности россиянина, исследовании его роли в обретении им ценностной идентичности в современном российском обществе и мировом открытом социокультурном пространстве, обеспечении духовной безопасности личности, общества и государства.
Опираясь на разработанные в диссертации положения, представля-ется целесообразным более полно и последовательно исследовать ряд перспективных направлений, значительно расширяющих объем научного знания по данной проблеме:
– разработка методологии исследования ценностных систем общества;
– философско-синергетический анализ системы ценностей современного российского общества;
– выявление роли выбора определенной системы ценностей как основы ценностного самоопределения личности;
– выявление основных типов и форм ценностных систем общества;
– воздействие противоборства ценностных систем на социальную, политическую, экономическую и духовную сферы общества;
– определение степени влияния различных идеологических направле-ний на ценностный выбор личности в контексте ценностного противоборства;
Полученные результаты диссертационного исследования, предло-жения и рекомендации могут быть также использованы: в более детальном и глубоком исследовании объективных и субъективных детерминант ценностного противоборства в современном российском обществе; в исследовании этапов становления и развития системы российских ценностей; в формировании устойчивой морально-психологической позиции личности в отношении ценностного выбора; в совершенствовании мировоззренческо-аксиологических основ жизнедеятельности россиян; в формировании и развитии ценностной идентичности российского социума.
Вторая группа: рекомендации практического характера включает в себя практические предложения, непосредственно направленные на развитие сохранение и развитие ценностной системы российского общества:
а) ученым и преподавателям высших профессиональных учебных заведений материал диссертации можно использовать в следующих целях:
– для проведения занятий по социальной философии, социальной психологии, культурологи, социологии;
– для разработки практических рекомендаций по разрешению трудностей и противоречий поиска и обретения смысла жизни путем возвышения духовных потребностей и восхождения к экзистенциальным ценностям;
– для разработки и издания учебно-методических пособий на тему «Противоречия системы ценностей российского общества», «Противоборство ценностных систем российского общества как фактор его современного развития»;
б) для активизации исследовательской работы по предложенной про-блематике:
– рекомендуется провести научно–практические конференции по во-просам противодействия негативному влиянию потребительских ценностей на личность, общество и государство;
– рекомендуется организовать научно-исследовательскую работу по дальнейшему изучению механизмов противоборства ценностных систем в современном российском обществе.
Теоретические и практические выводы и рекомендации не являются окончательными, а служат источником дальнейших исследований как духовно-ценностной системы, так и всей ценностной системы российского общества. Но их учет в государственно-организаторской, научно-педагогической деятельности позволит противостоять негативным тенденциям, существующим в аксиологическом пространстве общества, внести свой вклад в сплочение россиян на базе обретения единой ценностной идентичности для совместной работы на благо России.
Апробация исследования. Основные теоретические положения диссертации обсуждались на кафедре философии и религиоведения Военного университета, в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах, а также в процессе проведения занятий по философии с курсантами, слушателями и адъюнктами Военного университета.
Основные результаты исследования отражены в публикациях автора:
а) научные статьи, опубликованные в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук:
1. Лактионов А.Л. Альтернативные ценностные системы как феномен общественной жизни: сущность, содержание, основные черты // Вестник Московского государственного областного университета. 2010. № 4. – 0,5 п.л.
б) в других изданиях:
2. Лактионов А.Л. Противоборство ценностных систем как феномен общественной жизни современности // Сборник статей адъюнктов. – М.: ВУ, 2010. – 1,5 п.л.
Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил 2 п.л.
А. Лактионов