БУРКОВСКИЙ И.В. Информационные ресурсы политической власти: содержание и современные технологии применения
Диссертационный совет Д. 215. 005. 02 при Военном университете (123 001, Москва, ул. Большая Садовая, 14) объявляет, что диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук представил Бурковский Игорь Витальевич, (23.00.02), т. 684–13–77.
Защита состоится 30 июня 2011 года.
Работа выполнена на кафедре политологии Военного университета
Научный руководитель: доктор политических наук, профессор
Костин Анатолий Викторович
Официальные оппоненты:
- доктор политических наук, профессор Волков Ярослав Валерьевич
- кандидат политических наук Араев Сергей Иванович
Ведущая организация: ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».
Ученый секретарь диссертационного совета доктор политических наук, доцент А.В. Брега
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Начало XXI века характеризуется становлением общественных отношений нового типа обусловленных процессами глобализации, обновлением экономических и социально-политических институтов. Отличительной чертой современного общества является стремительный рост производства, накопления и распространения информации. Информация, информационные технологии становятся локомотивами развития общества, так как способствуют переводу экономики на наукоемкие, ресурсосберегающие технологии производства, созданию условий научной организации управления всеми общественными процессами, формированию широких возможностей для творческой самореализации каждого отдельного человека. Во многих странах реализуются концепции «электронного правительства» и быстро развивается «электронная демократия», что позволяет перераспределять властные полномочия и управленческие функции в пользу общества, представленному гражданами, различными сообществами, ассоциациями, частными структурами.
Создание объемных информационных ресурсов, развитие коммуникационных сетей увеличивает научный вклад в социально-политические и духовные инновации, механизмы социальных, культурных и политических изменений. Вместе с тем, в политической сфере появляются новые возможности для воздействия на общественное сознание, политические установки и ориентации различных социальных групп. Успехи, достигнутые в создании информационных технологий, их широкое внедрение в жизнедеятельность человека ведут к формированию особого мироощущения. Виртуальная реальность существенно трансформирует современную политическую действительность. В этой связи исследование информационных ресурсов политической власти приобретает исключительно важное теоретическое и практическое значение.
Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
во-первых, тем, что по мере развития постиндустриального общества информация прочно вошла в перечень основных ресурсов политической власти. Интенсивное развитие информационной инфраструктуры, и прежде всего информационно-телекоммуникационных технологий, средств связи, интеграция в мировое информационное пространство, а также информатизация всех сфер общественной жизни, деятельности органов государственной власти и управления существенно усилили зависимость эффективности функционирования общества и государства от состояния информационной сферы;
во-вторых, существенными изменениями в деятельности органов государственной власти, объективной необходимостью создания инновационных систем государственного управления на базе информационно-телекоммуникационных технологий сбора, передачи и распространения информации (электронное правительство), совершенствованием процедур демократического управления (электронная демократия, демократия прямого доступа);
в-третьих, снижение монополии государственной власти на информацию, при одновременном нарастании процессов формирования гражданского общества, предусматривающего развитие общественных отношений вне рамок и без вмешательства государства. Политические партии, общественные организации и движения, свободные индивиды при осуществлении своей власти широко применяют информационные ресурсы;
в-четвертых, усиливающейся зависимостью политической системы общества и политического сознания от информационного воздействия, что требует не только целенаправленного участия институтов государства и общества в процессах создания, распространения и потребления информационно-культурных продуктов и услуг, но и проведения активной политики по противодействию угрозам национальной безопасности в информационной сфере;
в-пятых, потребностью в дальнейшей разработке теоретических основ применения информационного ресурса политической власти, создания концепций, способных осуществить мировоззренческую и методологическую функцию адекватно полученным новым знаниям и развитию самой политической практики.
Степень научной разработанности проблемы.
Изучение специфики политической власти, особенностей ее ресурсов позволили в исследуемой проблеме выделить различные её – социально-философский, системно-функциональный, управленческо-технологический, коммуникативный.
Труды античных мыслителей Конфуция, Сунь Цзы, Платона, Аристотеля заложили основы философского осмысления политики как искусства управления. В них были сформулированы подходы к роли информации в принятии политических решений и информационному воздействию на общественное сознание. Дальнейшее развитие эти идеи получили в трудах Н. Макиавелли, который наглядно показал значение информации в политической деятельности для поддержания престижа власти и манипулирования политическим сознанием.
В произведениях мыслителей античности, средневековья, классиков Нового времени находятся важнейшие теоретико-методологические положения о происхождении, сущности, многообразии появления власти, роли информации в влиянии на массы. Многие исходные идеи вышли за рамки исторического времени, и сегодня представляют научную ценность. Вместе с тем выдающиеся теоретики социально-философской и политической мысли не ставили перед собой задачи непосредственного исследования информации как ресурса политической власти.
Такая задача встала перед учеными во второй половине ХХ века в связи с бурным развитием средств производства, накопления и передачи информации. Общество стало переходить в новое состояние названное информационным. В работах Д. Белла, Э. Гидденса, П. Друкера, Д. Рисмана, Б. Стерлинга, Ю. Хабермаса, Ф. Фукуямы и др. определяющим критерием формирующегося постиндустриального общества называется информация, оказывающая всестороннее воздействие на жизнедеятельность общества. Отечественная школа этого направления представлена работами Р.Ф. Абдеева, Т.П. Ворониной, В.Л. Иноземцева, К.К. Колина, А.С. Панарина, А.И. Ракитова, А.А. Чернова и др. Большинство авторов не только раскрывают роль информационной сферы в общественной жизни, но и рассматривают информацию как важнейший ресурс власти.
Работы таких ученых как М. Кастельс, Э. Тоффлер, И.Н. Панарин, Г.Г. Почепцов, А.И. Соловьев и др. посвящены непосредственно информационному компоненту политической власти. Авторы отмечают, что современная информационная сфера постепенно превратилась из локального сегмента общественной жизни в феномен, пронизывающий все социально-политическое пространство. При этом информация стала важнейшим ресурсом власти.
Существенное значение для нашего исследования имеют работы по теории и практике применения информационно-телекоммуникационных технологий в политическом процессе, в частности, в вопросах повышения эффективности информационного обмена между обществом и государством М.А. Василика, М.С. Вершинина, А.А. Горбунова, М.Н. Грачева, С.А. Шомовой и др.
Ряд исследователей свои работы посвятили применению информационно-телекоммуникационных технологий в сфере государственного управления, развитию и функционированию «электронного правительства» и «электронной демократии». Это работы зарубежных авторов Т. Беккера, К. Беллами, Дж. Тейлора, Д. Гарсона, Дж. Фоунтейна, Д. Норриса, Р. Хикса и др., а также труды отечественных ученых – Л.А. Василенко, А.В. Данилина, В.И. Дрожжинова, Ю.В. Ирхина, А.Н. Кулика и др.
Вклад в изучение теоретико-прикладных вопросов применения информационных ресурсов, связанных с возможностями информационно-телекоммуникационных технологий и их использование в военной политике внесли ученые Военного университета – А.В. Брега, Н.Н. Жало, А.В. Костин, В.Ф. Ницевич; А.И. Пирогов, В. Ю. Прилепский и др.
Проблема информационных ресурсов власти не может быть ограничена только рамками социологии или политической науки. Данная проблематика тесно связана с философией политики, политической антропологией, теорией и историей социологии, политической психологией. Поэтому в исследовании также используются работы таких авторов, как С.Г. Кара-Мурза, К. Леви-Строс, Дж. Ритцер, Л.А. Тихомиров, С. Эйзенштадт , и др. Вместе с тем стремительное развитие общества, появление новых информационно–коммуникационных технологий требует переосмысления особенностей и проблем применения информационных ресурсов власти.
Объект исследования – информационные ресурсы политической власти.
Предмет исследования – трансформация информационных ресурсов и специфика их применения политической властью в современных условиях.
Цель диссертации – осуществить комплексное исследование информационных ресурсов власти, выявить специфику использования и определить направления их развития в современном обществе.
Задачи исследования:
1. Исследовать информационные ресурсы как самостоятельный политический феномен в системе политической власти постиндустриального общества.
2. На основе современного понимания сущности и содержания политической власти показать роль информационных ресурсов в регулировании общественных отношений.
3. Показать специфику использования информационных ресурсов политической власти в современном обществе.
4. Выделить и проанализировать типы информационных ресурсов власти в процессе их трансформации.
5. Определить противоречия, основные тенденции развития и применения информационных ресурсов политической власти в регулировании современных общественных отношений.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Теоретическую основу диссертации составили научные работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам политической власти, освещающие специфику и возможности применения информационных ресурсов, нормативные документы Российской Федерации и международных организаций, в которых содержаться концептуальные положения, связанные с формированием, хранением и использованием информационного ресурса. Кроме того исследование опирается на материалы, содержащиеся в научных отечественных и зарубежных периодических изданиях.
В качестве методологического основания исследования использован политический анализ в сочетании с философским и общенаучными методами . Это дало возможность рассмотреть содержание информационного ресурса, его специфические особенности и роль в реализации интересов различных политических субъектов.
Особое значение для политического анализа имеют системный, структурно-функциональный, и институциональный методы, которые позволили исследовать различные аспекты информационных ресурсов в динамике их применения.
Эмпирическую базу диссертации составили:
- обобщенные статистические данные, полученные из периодической печати России и ряда зарубежных стран; отечественных передач телевидения и радио; материалов научных конференций и «круглых столов» по проблемам использования информации и информационно-телекоммуникационных технологий в осуществлении власти;
- результаты социологических исследований, касающихся вопросов деятельности СМК в современном обществе (Всероссийский центр изучения общественного мнения ВЦИОМ, Российская негосударственная исследовательская организация Левада-центр, Фонд «Общественное мнение»);
- информация интернет-сайтов органов государственной власти, общественно-политических организаций, различных СМИ и блоггеров.
Цель и задачи исследования определили структуру диссертации и логику изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографии.
Цель и задачи исследования определили структуру диссертации и логику изложения материала.
Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуются состояние и степень научной разработанности, определены объект, предмет, цель и задачи, а также научная новизна диссертации.
В первом разделе – «Информационные ресурсы политической власти как объект научного исследования» рассмотрены понятия «политическая власть», «ресурсы политической власти», «информационные ресурсы политической власти»; представлено авторское определение понятия «информационные ресурсы политической власти» особое внимание уделено генезису и развитию информационного ресурса власти. С позиции структурно-функционального подхода раскрыты структурные компоненты информационного ресурса политической власти.
Во втором разделе – «Специфика использования информационных ресурсов политической власти в постиндустриальном обществе» рассмотрены особенности трансформации и применения информационных ресурсов в современном обществе. Представлены характеристика и роль СМИ, интернета, «сетевых структур» в осуществлении политической власти, их воздействие на различные компоненты политической системы общества.
В третьем разделе – «Основные направления и тенденции применения информационных ресурсов в осуществлении политической власти» раскрываются содержание основных направлений применения информационных ресурсов политической власти. Диссертант выделяет и характеризует следующие направления: информационное обеспечение политической деятельности, информирование субъектов власти, информационное воздействие на политическое сознание общества. В диссертации определены следующие тенденции применения информационных ресурсов: развитие «электронного правительства» и «электронной демократии», возникновение и развитие «электронных партий», использование симбиоза СМИ и интернета в политической деятельности.
В заключении обобщаются результаты исследования, предлагаются практические рекомендации по повышению эффективности применения информационного ресурса политической власти.
II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- уточнении содержания информационных ресурсов политической власти с учетом развития информационно-телекоммуникационных технологий;
- в комплексном изучении качественных характеристик информационных ресурсов и специфики их применения в осуществлении политической власти;
- выявлении основных противоречий и тенденций развития информационных ресурсов политической власти в постиндустриальном обществе;
- в обосновании основных причин повышения роли информационных ресурсов политической власти в современном обществе.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Характеристика научных подходов и определение современного содержания информационных ресурсов политической власти.
Исследование различных концепций власти (системной, коммуникативной, марксистской; психологической, символической и др.), показывает, что основой ее осуществления являются ресурсы. Ресурсы политической власти это средства, которые доступны и могут быть применены властным субъектом для достижения политических целей. Представленное определение подразумевает активность субъекта, необходимость наличия объекта власти. Действия субъекта мы не ограничиваем политической сферой, т. к. политические цели могут находиться и в других сферах жизнедеятельности общества.
Для определения содержания и выделения особенностей информационных ресурсов в диссертации рассмотрена ресурсная база политической власти в целом. Это осуществлено посредством анализа типологизаций ресурсов по различным основаниям. Для классификации диссертант использовал дихотомию Платона (силовые – несиловые ресурсы). Видоизменение признака Э. Этциони (принудительные ресурсы, ресурсы, дающие выгоды, нормативные ресурсы). Ликвидность У. Гэмсон, Д. Ронг (индивидуальные, коллективные ресурсы). «Смещение власти» Э. Тоффлера (сила, богатство, знание) и др.
Анализ властных отношений и различных подходов к пониманию ресурсов позволяет сделать вывод, что в осуществлении властных отношений ресурсы используются комплексно, один ресурс подкрепляется другим и т.д., а также особой роли информационного ресурса, как системообразующего компонента.
Информационное пространство в современном обществе становится главным предметом конкурентной борьбы субъектов политической власти. Роль самостоятельного и мощного игрока на данном пространстве обретают СМК, благодаря которым происходит не только трансляция, но и конструирование образов и смыслов, формирующих картины реального мира. Именно СМК как основной поставщик информации, считает Э. Тоффлер, выступают тем ресурсом власти, за право контроля, над которым сегодня ведутся основные сражения в мире политики.
Современные субъекты политики все больше вовлекают в свою деятельность информационные технологии. Любое государство, заинтересованное в сохранении своей власти, будет совершенствовать способы своего контроля над информационным пространством.
Рассматривая информацию в качестве доминирующего в современном обществе ресурса политической власти ученые (М. Кастельс, Э. Тоффлер и др.) обращает внимание на такой важный фактор усиления власти как переход экономики на производство наукоемких материалов, позволяющих сократить зависимость страны от производства и покупки природных энергетических ресурсов. Развитие, к примеру, нанотехнологий, позволило бы производить необходимые материалы «буквально из ничего». В итоге развития такого рода технологий власть будет перетекать от производителей простого сырья к тем, кто контролирует «маленькие» количества временно важных веществ, а от них – к тем, кто контролирует знания, необходимые для создания новых ресурсов.
В экономике, базирующейся на знании, важным политическим вопросом является уже не распределение или перераспределение богатства, а распределение информации, которая создает прибавочную стоимость.
Таким образом, основной силой, осуществляющей увеличение и перераспределение власти в современном глобальном мире является эффективное внедрение во все сферы общественной жизни новых наукоемких производств и передовых информационных технологий. Мы видим, что понимание информации, как ресурса власти прочно вошло в политическую деятельность и теорию. Термин «информационный ресурс» был заимствован политологами у ученых занимающихся проблемами теории информации и информационных технологий.
В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Информационные ресурсы кроме информации и знания включают также лингвистические средства для описания конкретной предметной области и обеспечения доступа к информации и знаниям.
Принципиальное значение в понимании информационного ресурса имеет форма существования и представления знаний. Знания здесь рассматриваются как отражение той или иной стороны объективной действительности, выраженное в виде идей, понятий, представлений о каком-то предмете или явлении. Сам по себе информационный ресурс не может оказывать властного воздействия. Его основная функция переводить материальные факторы в активное состояние. С позиций теории информации это обеспечивает снижение энтропии в социальных системах.
Сущность информационного ресурса заключается в следующем: это одно из условий существования человечества и важнейший компонент окружающей его среды; это синтез понятий «знания» и «информация»; это продукт интеллектуальной деятельности человека, фактор коллективного творчества.
Структурно информационный ресурс в диссертации рассматривается следующим образом: знания; данные; организационные системы; коммуникативные процессы; материальные носители информации, информационно-телекоммуникационные технологии.
Информационный ресурс представляет объемную, разнохарактерную и многоаспектную совокупность сведений о субъектах и объектах политики, о предметной области их деятельности, то есть о различных, но так или иначе взаимосвязанных процессах, событиях, явлениях, фактах, служащих исходной информацией для принятия соответствующих политических решений.
Проведенное исследование позволило сформулировать определение понятия «информационный ресурс политической власти».
Информационный ресурс политической власти – это данные, сведения, сообщения, знания, средства их переработки, хранения, передачи, которые могут быть использованы субъектом власти в достижении политических целей.
В данном определении представлена сущностная и содержательные стороны информационного ресурса, показан его динамичный, изменчивый характер. Основой информационного ресурса является смысл заключенный в предлагаемой информации, как неотъемлемого элемента властных и управленческих процессов, мощный инструмент формирования политического сознания общества.
2. Результаты исследования специфики использования информационных ресурсов политической власти в современном обществе.
Современное общество характеризуется тем, что подвержено воздействию глобальных информационных сетей (телевидение, интернет). Политическое и информационное пространства пересекаясь, формируют новые правила и принципы политической деятельности. Чем развитее становится общество, тем больше внимания уделяется не политическим институтам и нормам, а действующим лицам, их образам, имиджам политической рекламе и т.д.
Сегодня не только информация, но и доступ к новой информации становится важным ресурсом политической власти. Информация как политический ресурс обладает рядом качеств, которые особенно эффективно можно использовать именно в политической среде. В отличие от природных, трудовых и денежных ресурсов, информация не убывает по мере ее использования, поэтому она может оказать влияние на любую по масштабу аудиторию. Приобретение новой информации не уменьшает нашей способности приобрести ее еще больше. Информация распространяется в пространстве очень быстро, ее одновременно могут использовать самые разные политические акторы. Информация обладает огромными возможностями политической мобилизации общества, информационный ресурс обладает преимуществом всеохватности и одновременности воздействия, что до информационной революции было неосуществимо.
В информационном обществе особое значение имеет фактор времени. Политическая информация особо чувствительна к социальному времени: одна и та же информация за сутки до политических выборов и через сутки после них может стремительно обесцениться, потерять свое политическое значение.
Новая информация сегодня применяется для разного рода инноваций, в том числе рискованных. Давление потока новой информации приводит к ускорению перевода ее в политическое действие. Политические практики становятся нелинейными и дискретными. Одна из опасностей, вытекающих из этого, состоит в том, чтобы принимать новации ради них самих. Тогда новации становятся серьезным дестабилизирующим фактором политического развития. Непредумышленные последствия нововведений никогда заранее полностью не удается предусмотреть, а они могут быть самыми разнообразными, неожиданными и далеко не всегда полезными. Этот вывод подтверждает политическая история России в 80-90-х г.г. XX веке.
В постиндустриальном обществе политическая культура в значительной степени стала формироваться электронными СМИ, которые в большинстве случаев ориентированы на максимальные экономические или политические выгоды групп интересов. В виртуальном мире телевидения особо ценится воздействие на эмоции и чувства, а не строгая логика мысли. Существенное значение имеет негативная политическая реклама, с помощью которой ведется борьба на выборах. Примером этому могут служить президентские выборы в Украине в январе-феврале 2010 г.
В диссертации отмечено, что накапливаемая информация, а главное увеличивающаяся её доступность для широких слоёв населения не всегда благо. Так некоторая часть информации может представлять серьёзную опасность (чертежи взрывных устройств и т.п.), так как она может попасть в руки террористов, мафиозных структур, что может привести к негативным социальным и политическим последствиям. При этом тщательное отслеживание и секретное хранение этих данных становится все более сложной задачей; опытные компьютерные хакеры способны проникать на самые секретные сайты спецслужб.
Проведенный автором анализ научной литературы, в которой исследуется специфика применения информационных ресурсов за последние десятилетия показывает, что ученые и специалисты значительное внимание уделяют возможностям манипулирования политическим сознанием посредством СМК. Как показывает практика, люди продолжают верить в мифы и навязываемую политическую картину мира. В диссертации проанализированы теории «фрейминга» (фреймы встраиваются в политическую информацию для формирования образа событий в интересах коммуникатора) и «спирали молчания» Ноэль-Ньюмэна (информационная изоляция индивидов, несогласных с мнением, навязываемым СМК).
Существенное внимание в исследовании уделено особенностям «сетевого» общества. В конце ХХ в. ученые-обществоведы обратили внимание на переход информационного общества в новое качество на основе широкого распространения информационных сетей. Специфика формирующегося «сетевого» общества указывает на атрибут особой формы социальной организации, в которой создание информации, ее обработка и передача становятся фундаментальными источниками производительности и власти благодаря возникновению в данный исторический период новых технологических условий. Только на современном этапе в условиях колоссального распространения электронных средств коммуникации информационные технологии становятся структурообразующей основой развития общества нового типа.
Ядром такой новой формы коммуникационной организации общества становится не просто информация, а «сетевая логика его базисной структуры» (М. Кастельс), придающая распространяемой информации особые качества и функции, системно преобразующие все основные сферы жизнедеятельности людей - от экономики и политики до образования и культуры.
Сегодня информация связывает людей в мировое сообщество, и это приводит к качественным изменениям в стиле мышления, в способе видения, оценки и понимания действительности.
3. Обоснование возрастания роли информационных ресурсов политической власти в регулировании общественных отношений.
В наши дни почти все основные формы деятельности человека представлены в информационной сети. Существуют «электронные правительства», виртуальные представительства компаний, функционируют виртуальные банки, виртуальные магазины, действуют сетевые средства массовой информации (нередко более популярные, чем традиционные телеканалы и газеты), доски объявлений, площадки для обсуждения и дискуссий (форумы, чаты) , политические партии и клубы. При этом важно отметить специфику использования информационной сети, которая состоит в том, что она создает условия для появления горизонтальных каналов политической коммуникации, многостороннего общения и обмена информацией.
Информационные технологии все более активно вторгаются в политику. Информационная сеть во многом уравнивает возможности традиционных, влиятельных политических сил и партий-новичков, не имеющих солидной истории и связей, но сумевших создать привлекательный образ и выдвинуть актуальные для людей лозунги. Неправительственные организации часто используют именно интернет как основной канал распространения своих идей и ценностей.
В диссертации сделан вывод, что по мере расширения сетевого сообщества стремительно возрастает число политических акторов, т.е. четко прослеживается тенденция развития гражданского общества в развитых странах.
Наряду с этим, диссертант исследует противоречия, присущие информационному обществу. Речь идет об информационном неравенстве сложившемся на планете.
Жители одних страны имеют широкий доступ к информационным сетям, жители других, а таких пока больше, ограничены в использовании информационных технологий. По мнению шведских ученых А. Барда и Я. Зодерквиста население Земного шара разделено на две неравные части. «Мир одной четверти» со сформировавшейся сетевой структурой на вершине пирамиды и «мир трех четвертей» располагающимся в основании, находящимся на стадии доиндустриального и индустриального развития. Разрыв между этими частями, по мнению исследователей, возрастает. Если внизу доминируют традиционные формы отношений, то в верхней части пирамиды возникают новые виды политических субъектов и отношений. В нижней части общественной пирамиды находятся в основном потребители информации, или те, кто производит информацию, дающую небольшую прибавочную стоимость – это консьюмериат (потребители). В верхней части общественной пирамиды - нетократы. (Нетократия от англ. net – сеть и греч. kratos – власть). Для них важно не количество потребляемой и перерабатываемой информации, а ее качество. Иными словами, «консьюмериат» потребляет информацию, а «нетократы» производят и потребляют знание.
В современном обществе наряду с возрастанием роли информационных технологий, усиливается значение знания в регулировании общественных отношений. Знания являются средством завоевания свободы человека, средством его освобождения от влияния стихийных объективных сил, раскрепощением личности. Еще в XVII в. английский философ Фрэнсис Бэкон произнес: «Knowledge itself is power», что в переводе на русский значит «Знание – сила, власть». В средине ХХ в. английский социолог М. Янг в книге «Восход демократии», изложил идеи меритократии (от латинского слова meritus—заслуга, достоинство), т. е. в правление с помощью лиц, имеющих особые заслуги и достоинства, а точнее — с помощью квалифицированных специалистов (технократов и интеллектуалов). М. Янг считал, что степень социального прогресса зависит от меры сочетания власти и интеллекта.
Применительно к политической сфере общества принципы меритократии наиболее полно обосновал американский политолог Д. Белл. Данной проблеме посвящена работа Э. Тоффлера «Метаморфозы власти».
Возрастающую роль знаний в регулировании общественных отношений видят и российские политики. Так В.В.Путин на встрече с одаренными детьми 30 апреля 2002 г. в Кремле сказал знаменательную фразу: «самой лучшей валютой XXI в. являются знания». В современной России эти идеи воплощаются под руководством Президента А. Медведева, который лично возглавляет инновационный проект, реализуемый строительством иннограда в г. Сколково Московской области.
В условиях информационного общества знание выступает в новой ипостаси, оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Для понимания изменения роли знания в информационном обществе, важно указать на обстоятельства, отмеченные М. Кастельсом. Он отмечает, что следует различать два понятия, которые имеются в английском языке – «информационное общество» (information society) и «информациональное общество» (informational sotiety). Термин «информациональное» указывает на атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникшим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальным источником производительности и власти.
4. Характеристика специфики трансформации и применения информационных ресурсов в современных условиях.
Исследование содержательных аспектов информационных ресурсов, особенностей их использования в современном обществе позволило выделить приорететные направления их использования в деятельности политической власти. По мнению автора, такими направлениями являются: во-первых, информационное обеспечение субъекта власти; во-вторых, быстрый рост применения информационных технологий для своевременной и качественной обработки информации; в-третьих, для вовлечения широких масс в политическое участие и деятельность; в- четвертых, формирование закрытых баз знаний информация из которых используется для принятия политических решений; в-пятых, трансформация технологий для воздействия на политическое сознание в сторону «тонкого» манипулятивного воздействия на сознание людей.
Информационные ресурсы являются тем необходимым компонентом, из которого с помощью информационных средств, потребитель может получать необходимую информацию. Поэтому формирование информационных ресурсов является задачей общенационального плана, потому что они во многом определяют эффективность информационного обеспечения потребителей информации в политической сфере. Таким образом, информационное обеспечение политической деятельности - это специфический, целенаправленный и непрерывный процесс сбора (выработки и добычи), накопления и представления субъектам политики информации, осуществляемый специально созданными институтами, органами, службами государства и общества.
Важной особенностью информационного обеспечения политической деятельности является то, что оно реализуется в соответствии с информационными потребностями элементов политической организации. Только в этом случае могут быть созданы условия для эффективной деятельности соответствующих информационных структур по обеспечению информацией нуждающихся в ней потребителей. Эффективность информационного обеспечения во многом зависит от соблюдения определенных организационных требований, к числу которых относят надежность, полноту, дифференцированность, своевременность.
Современные информационные технологии представляют собой симбиоз человеческих и машинных интеллектов. Это социальные (а не производственные) технологии, так как они предназначены для выработки не материальных, а интеллектуальных продуктов - новых знаний.
Субъекты политических отношений в своей деятельности используют информационный ресурс, свои знания и опыт. Роль информационных технологий в этом случае заключается в усилении интеллектуальных возможностей человека. Так как информационные технологии сами по себе не могут заменить субъект власти, то они являются элементом информационного обеспечения политического руководства.
В диссертации показаны особенности применения различных пакетов прикладных программ (STADIA, MATHCAD, технологии, реализующие контент-анализ) для обработки информации, необходимой субъекту власти.
Существенные изменения происходят в обществе по мере расширения возможностей интернета. Сеть «Интернет» распространена по всему миру, и ее пользователями уже стали сотни миллионов человек, что дает возможность говорить о постепенном создании сетевого общества.
Диссертант выделяет некоторые характерные черты сетевого общества. Во-первых, сетевое общество характеризуется разветвленными горизонтальными связями, что повышает его устойчивость и снижает зависимость от центральной власти. Существенный рост коммуникативных связей ускоряет получение самой разнообразной информации, что способствует расширению выбора действий людей, повышению политической активности. (Применительно к России, политическая активность пока больше виртуальная). Во-вторых, нивелировка социального статуса участника сети, статус не исчезает, но он в большей степени определяется активностью политического актора и актуальностью его сообщений. В-третьих, сетевая организация взаимодействия резко повышает скорость, как доведения информации. Напр. информация о теракте в аэропорту «Домодедово» 24 января 2011 г. в социальных сетях появилась через две минуты после взрыва. В-четвертых, сеть дает возможность существенно повысить эффективность массовых действий. Напр. участники акций протеста в конце января 2011 г. в Египте координировали свои действия через Twitter и социальную сеть Facebook. Исследование третьего направления применения информационного ресурса позволило выделить новую тенденцию в механизме власти современного общества. На наш взгляд она заключается в следующем. Информационные технологии существенно повысили активность и возможности объекта власти, т.е. сетевого сообщества. Мы видим как «сеть» все чаще навязывает свою волю не только политической элите, но и институциональным субъектам власти.
В диссертации выделена такая тенденция использования интернета в политической сфере, как создание «электронного правительства» (e-Government). Сегодня активно реализуют проекты «электронного правительства» в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Японии, России и других странах. Автор считает, что «электронное правительство» - это перспективная система интерактивного взаимодействия государства и граждан с помощью интернета, новая модель государственного управления, преобразующая традиционные отношения граждан и властных структур.
Информационные технологии (в современном их понимании) как средство власти активно используются более 30 лет. За это, сравнительно, короткое время наметились проблемы и противоречия в применении данного ресурса. Отметим некоторые из них.
Во-первых, по мере развития гражданского общества активными субъектами в интернет-пространстве становятся помимо государственных и другие институты власти (политические партии, общественные организации и движения), а также отдельные граждане, которые постепенно обирают у государств часть властных полномочий.
Во-вторых, в связи с расширением процессов глобализации государствам сложнее контролировать не только национальную экономику, но и информационную сферу. Таким кампаниям как Google, Microsoft и др. сегодня по силам навязывать свою волю, как обществу, так и государству. Примером может служить размещение в Интернете в июле 2010 г. сотен секретных документов о войне США в Афганистане. В конце 2010 г. большой резонанс получила информация размещенная на сайте WikiLeaks это большой массив документов, скрываемый государствами от своих граждан.
В-третьих, информационная прозрачность границ создает условия для кибертерроризма. В современных условиях этот вид террора не своим результатам не уступает боевым действиям.
В-четвертых, увеличивается возможность государств и организаций, предоставляющих информационные услуги контролировать поведение граждан через мобильную связь, кредитные карточки, интернет-магазины и т.д.
В-пятых, интенсивное развитие информационной сферы и, прежде всего активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельность человека порождает информационное неравенство, которое стремительно увеличивается.
В-шестых, усиливается тенденция виртуализации жизни человека, по нашему мнению это можно считать закономерностью. Возможность трансляции информации в режиме on-line, трехмерное пространство и др. технический потенциал информационных технологий помноженные на иллюзорность мышления и имманентное стремление человека к фантазии формируют виртуальную политическую реальность.
Современные технологии позволяют создавать базы знаний – это четвертое направление применения информационного ресурса. В качестве примера базы знаний можно рассматривать электронную библиотеку как распределенное хранилище знаний, сложную систему цифровой информации, собрание электронных коллекций.
Пятое направление применения информационного ресурса характеризуется принципиальными изменениями модели информационного взаимодействия общества и власти, которая стала в данный период именно моделью взаимодействия, а не информационного управления со стороны государства как прежде.
Появились элементы двухсторонней коммуникации между властью и обществом, посредством СМК общество получило возможность артикулировать свои запросы по отношению к власти. Также появилась возможность публичных оценок деятельности государства и представителей власти со стороны населения. На данном этапе развития российского государства сформировались механизмы влияния в отдельных случаях на принятие государственных управленческих решений со стороны населения посредством выражения общественного мнения через СМК.
Под влиянием этих процессов формируется глобальная электронная среда, в которую все больше переносятся важнейшие составляющие политической деятельности. Устранение пространственной дистанции дает повод говорить о формировании общего политического пространства. Благодаря преодолению пространственных ограничений человек оказался реально включенным в мировое сообщество, но вместе с тем наметилась тенденция обособления различных «сетевых сообществ».
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ
Результаты исследования дополняют сферу научного знания по проблемам политической власти в современном обществе. Проблема информационных ресурсов власти особую актуальность приобретает в условиях формирования гражданского общества в России. Уже сама постановка этой проблемы привлекает внимание научной общественности к исключительно сложной и злободневной теме и обозначает перспективы дальнейшей работы над ней. Материалы проведенного исследования могут быть использованы в целом ряде изысканий теоретической и прикладной политологии. Они могут послужить основой спецкурса «Основы применения информационных ресурсов власти в современном обществе», проведенных в рамках учебного процесса на юридическом факультете Елецкого филиала НОУ РОСНОУ.
Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались на всероссийской научной конференции «Цивилизация знаний: проблемы модернизации России» в апреле 2010 г., а так же в публикациях соискателя, в научных журналах и сборниках.
Основные положения диссертации изложены в публикациях автора.
Публикации в изданиях рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Бурковский И.В. Ресурсы политической власти: теоретико-методологические аспекты проблемы// Среднерусский вестник общественных наук – 2008. – № 2. – С. 62-65. – 0,25 п.л.
2. Бурковский И.В. Символические ресурсы в системе властных отношений// Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. – № 2. – С. 101-105. – 0,5 п.л.
3. Бурковский И.В. Теоретико-методологический аспект проблемы ресурсов политической власти// Общество. Среда. Развитие. – 2010. - № 2. – С. 66-71. – 0,5 п.л.
Другие публикации по теме исследования:
1. Бурковский И.В. Пропаганда в арсенале средств манипулирования массовым сознанием// Актуальные проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста. – Елец, 2007. – С. 71 – 78. – 0,5 п.л.
2. Бурковский И.В. Ресурсы власти и манипулирование массовым сознанием// Актуальные проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста. – Елец, 2007. – С. 83 – 87. – 0,3 п.л.
3. Бурковский И.В. К вопросу об определении политической власти// Высшая школа: традиции и новации. – Елец, 2009. – С. 89-94. – 0,5 п.л.
И.В. Бурковский