БАТКОЛИНА В.В. Повышение эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий
Батколина Виктория Валерьевна: «Повышение эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий», специальность 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования, диссертационный совет по педагогическим наукам при ФГВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ (123001, г. Москва ул. Большая Садовая, 14), т. 684-13-77, т. 684-13-74.
Диссертация выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный университет».
Научный руководитель:
- доктор педагогических наук, профессор ЛОБАНОВА Елена Владиславовна, НОУ ВПО «Российский новый университет»(г. Москва)
Официальные оппоненты:
- доктор педагогических наук, профессор Мажар Николай Евгеньевич, НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет» (г. Смоленск)
- кандидат педагогических наук, профессор Герасимов Александр Михайлович, ГОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы» (г. Москва)
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова» (г. Москва)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГВОУ ВПО «Военный университет».
Ученый секретарь диссертационного совета Д.В. Шутько
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. В условиях глобализации, образование взрослых становится особенно актуальным, так как оно предоставляет человеку возможность расширять имеющийся запас знаний; способствует сокращению разрыва в мировоззрении представителей разных поколений; дает людям возможности в повышении профессиональной квалификации, делая их конкурентоспособными на рынке труда, тем самым, улучшая качество жизни.
Как известно, обучение взрослых имеет существенные особенности, среди них: осознанное отношение к процессу своего обучения; высокая самостоятельность; потребность в осмысленности содержания обучения; практическая направленность предлагаемых знаний; наличие жизненного опыта обучающихся; влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.
Образование взрослых предъявляет особое требование к организации обучения, которое выражается в жестких временных рамках, так как протекает либо одновременно с трудовой деятельностью, либо в ограниченных пределах. Cуществующая в современных вузах организация, содержание и методика образования взрослых не учитывает особенности их профессионального и жизненного опыта.
Анализ литературы показывает, что в педагогической науке проблема образования взрослых исследована в работах С.Г. Вершловского, М.Т. Громковой, С.И. Змеева, А.И. Колесниковой, Ю.Н. Кулюткина, А.Е. Марон, В.И. Подобеда, Е.П. Тонконогой и др1. Использование информационных технологий в образовании – в работах А.А. Андреева, М.Ю. Бухаркиной, Е.И. Виштынецкого, Л.Х. Зайнутдиновой, И.Г. Захаровой, Е.И. Машбиц, С.В. Панюковой, Е.С. Полат, И.В. Роберт, и др2.).
Вместе с тем, образование взрослых в вузах на основе современных информационных технологий как целостная научная задача на уровне кандидатской диссертации не рассматривалось.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Научная задача исследования заключается в повышении эффективности образования взрослых на основе развития информационной образовательной среды вуза и совершенствования дистанционных коммуникативных взаимосвязей обучающих и обучающихся.
Объектом диссертационного исследования является образование взрослых, а его предметом – процесс повышения эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить и обосновать педагогическую сущность, содержание и структуру образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий и пути повышения его эффективности в российских вузах.
Задачи исследования:
1. Обосновать теоретические и прикладные положения образования взрослых на основе современных информационных технологий.
2. Разработать педагогическую целевую программу повышения эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий и провести опытно-экспериментальное исследование ее эффективности.
3. Выявить и обосновать основные пути повышения эффективности образования взрослых на основе современных информационных технологий.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что существующая в современных вузах организация, содержание и методика образования взрослых не учитывает особенности их профессионального и жизненного опыта. Предполагается, что разрешить выявленное противоречие возможно на основе: развития системы дистанционного образования в современных вузах, повышения эффективности работы корпоративной информационной системы вуза, а также подготовки профессорско-преподавательского состава и администрации вуза как тьюторов и менеджеров познавательной деятельности студентов.
Методологическую основу исследования составили классические философские подходы (диалектический метод познания социально-педагогических явлений и процессов, положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и цельности явлений и процессов окружающего мира), общенаучные методологические подходы (структурно-логический, историко-логический, метод сравнительного анализа, математического моделирования, технологичности, алгоритмизации, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.).
Методы исследования. Решение задач исследования осуществлено с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов. Теоретические методы: анализ (историографический, терминологический, сравнительный); синтез; обобщение; абстрагирование и конкретизация, типизация; прогнозирование; моделирование и проектирование и др. Эмпирические методы: анкетирование; беседа; интервью; педагогическое наблюдение; анализ документов и результатов деятельности; экспертная оценка; обобщение независимых характеристик; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; констатирующий и формирующий эксперимент и др.
Теоретические основы диссертации составили основные положения исследователей общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, Ю.С. Руденко и др.), дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, А.В. Барабанщиков, А.К. Быков, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.), теории опережающего содержания профессионального образования (В.И. Байденко, Б.М. Бим-Бад, Н.А. Селезнева и др.). Важное значение в выработке научных позиций заняли теоретические положения о педагогических технологиях (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, В.Н. Гуляев, М.В. Кларин, М.А. Лямзин, В.М. Монахов, А.П. Тряпицына, Т.И. Шамова и др.), информатизации образовании и использовании новых информационных технологий в образовании (Е.И. Виштынецкий, Л.Х. Зайнутдинова, И.Г. Захарова, Е.И. Машбиц, С.В. Панюкова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.В. Смирнов, В.И. Солдаткин, Н.Ф. Талызина, АВ. Хуторской, Т.Л. Шапошникова и др.), теории и методики дистанционного обучения (А.А. Андреев, В.И. Овсянников, В.И. Солдаткин, С.А. Щенников и др.), образования взрослых (С.Г. Вершловский, М.Т. Громкова, А.И. Жилина, С.И. Змеев, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, А.Е. Марон, Л.И. Сухорукова, Е.П. Тонконогая и др.).
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в НОУ ВПО «Российский новый университет» и его филиалах, ФГВОУ ВПО «Военный университет», ФГВОУ ВПО «Военная академия РВСН им. Петра Великого», НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе – сентябрь 2006 г. – декабрь 2007 г. проведено изучение литературных источников и опыта вузовской практики применения информационных технологий в образовании взрослых; осуществлен выбор объекта и предмета исследования; произведен отбор вузов для участия в эксперименте; проведена организационная работа с планируемыми участниками эксперимента.
На основном этапе – январь 2008 г. – август 2010 г. проведена опытно-экспериментальная часть исследования, которая включала проведение формирующего эксперимента, оценку эффективности применяемых мер на основе разработанных диссертантом критериев и показателей.
На заключительном этапе – сентябрь 2010 г. – апрель 2011 г. проводилась систематизация, обобщение и статистический анализ полученных данных, формулирование теоретических выводов и выработка практических рекомендаций, литературное оформление результатов исследования.
Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 300 научных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе – более 30 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам проблемы обучения. Проанализированы государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по 7 специальностям (юриспруденция; история; финансы и кредит; прикладная информатика (в экономике); социально-культурный сервис и туризм; педагогика и психология; психология), проанализировано свыше 40 учебных планов, более 100 учебных занятий по различным дисциплинам с использованием современных информационных технологий. Было опрошено в беседах, опросах-интервью, анкетах более 100 преподавателей, около 40 заведующих кафедрами и начальников учебных отделов вузов, проанкетировано более 250 студентов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В результате историко-педагогического анализа выявлены основные тенденции и особенности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий на различных этапах развития педагогической теории и практики в России: на I этапе – развития электронных средств в системе образования (конец 50-х – конец 60-х годов XX столетия); на II этапе – компьютеризации образования (начало 70-х – по 90-е годы XX столетия); на III этапе – информатизации образования (середина 90-х годов XX столетия – по настоящее время).
2. Дана педагогическая характеристика категории образование взрослых. Обоснована педагогическая сущность процесса образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий с учетом их социально-психологических особенностей, раскрыто содержание и структура исследуемого педагогического процесса.
3. Разработана и экспериментально проверена Педагогическая целевая программа повышения эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий. Определены критерии и показатели оценки эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий: содержательный, организационный и результативный.
4. Выявлены основные пути повышения эффективности образования взрослых на основе современных информационных технологий: развитие системы дистанционного образования в современных вузах, повышение эффективности работы корпоративной информационной системы вуза, подготовка профессорско-преподавательского состава и администрации вуза как тьюторов и менеджеров познавательной деятельности студентов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выявленные основные тенденции развития процесса образования взрослых в отечественных вузах на основе современных информационных технологий в образовании взрослых. I этап – развитие электронных средств в системе образования (конец 50-х – конец 60-х годов XX столетия) характеризуется зарождением электронных систем в образовании. Инструментарий электрической технологии составляли большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение. Это время характеризует обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам математического моделирования на ЭВМ. На этом этапе фирма DEC выпустила компьютер с клавиатурой и монитором. Обучение происходит на языке программирования BASIC. ЭВМ использовались в основном для выполнения студентами различных практикумов (математического, физического и др.). Именно к этому времени относится начало коренного обновления методологических средств научного исследования на основе математического моделирования. II этап – компьютеризации образования (начало 70-х – по 90-е годы XX столетия) характеризуется появлением компьютерных средств и средств телекоммуникации в образовании. Развиваются компьютерные технологии, основным инструментарием которых становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Обучение происходит на языке программирования PASCAL, появился первый, коммерчески распространяемый компьютер Альтаир-8800. Наряду с использованием ЭВМ как инструмента выявления новой информации компьютер на этом этапе образования начинает применяться в совершенно новом качестве – в качестве средства обучения в составе автоматизированных систем различной степени интеллектуальности. В сфере образования все больше применяются сетевые протоколы TCP и IP, ставшие основой Интернета. III этап – информатизации образования (середина 90-х годов XX столетия – по настоящее время) характеризуется формированием информационной среды вузов и информационно-коммуникативных сетей как внутренних, корпоративных, так и всемирной - Интернета. Его тенденции составляют: развитие системы непрерывного образования, создание единого информационного образовательного пространства, активное внедрение инновационных форм и методов обучения, ориентированных на использование современных информационных технологий, оптимальным соотношением средств и методов традиционного и компьютерного обучения.
2. Сформулированное понятие образование взрослых, представляющее собой организованный процесс целенаправленной передачи и приобретения систематизированных знаний, умений и навыков лицами, обладающими физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения.
Обоснованная сущность образования взрослых в вузах как педагогического процесса на основе современных информационных технологий, заключающаяся в педагогическом проектировании инновационных элементов информационной образовательной среды в вузах, способствующих эффективному дальнейшему развитию профессиональных компетенций у студентов с учетом их социально-психологических особенностей.
Систематизированное содержание образования взрослых в вузах, представляющее собой совокупность современных учебно-научных знаний интегрированных с жизненным и профессиональным опытом обучающихся на основе предыдущего образования с использованием информационных технологий.
Структура процесса образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий включающая в себя: субъект-субъектные отношения, цели и задачи, закономерности и принципы, функции и противоречия, методы и формы, а также результат.
3. Разработанная и проверенная экспериментальным путем Педагогическая целевая программа образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий, содержащая основные теоретико-методологические позиции, содержательную составляющую процесса образования взрослых на основе современных информационных технологий и его организационно-методическое обеспечение в условиях вуза. Программа представлена в виде комплекса мероприятий, осуществляемого на индивидуальном, кафедральном и вузовском уровнях.
Экспериментально апробированные критерии и показатели оценки эффективности процесса образования взрослых на основе современных информационных технологий: организационный критерий, включающий показатели: наличие цели, задач и методик, направленных на повышение эффективности образования взрослых на основе современных информационных технологий; соответствие наличия и качества имеющихся сил и средств в вузе для достижения цели повышения эффективности образования взрослых на основе современных информационных технологий; системность и комплексность применения средств современных информационных технологий; содержательный критерий включает показатели: полнота отражения учебного материала в УМК; соответствие содержания дисциплин требованиями ГОС ВПО; степень новизны учебного материала; оценка качества методических указаний для студентов; наличие в УМК мультимедийных средств (видео-лекции, слайд-лекции); соответствие содержания учебных дисциплин потребностям предстоящей профессиональной деятельности; результативный критерий, включающий показатели: темп повышения личностно-профессионального роста; темп усвоения знаний и прироста результатов обучения; уровень совершенствования информационных знаний и умений; качество и прочность усвоенных знаний.
4. Выявленные и обоснованные экспериментальным путем основные педагогические пути повышения эффективности образования взрослых на основе современных информационных технологий: развитие системы дистанционного образования в современных вузах (условия реализации: организация материально-технического обеспечения – программы, базы данных, парк компьютеров и др., разработка учебно-методического обеспечения); повышение эффективности работы корпоративной информационной сис¬темы вуза (условия реализации: уточнение целей использования современных информационных технологий, совершенствование «Электронного кабинета преподавателя» и «Электронного кабинета студента»); подготовка профессорско-преподавательского состава и администрации вуза как тьюторов и менеджеров познавательной деятельности студентов (условия реализации: формирование у профессорско-преподавательского состава и администрации вуза представления о необходимости внедрения современных информационных технологий для эффективного решения задач образовательного процесса, контроль и коррекция мероприятий в ходе подготовки профессорско-преподавательского состава и администрации вуза).
Теоретическая значимость исследования заключается в решении научной задачи повышения эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий; в обосновании теоретических положений процесса образования взрослых в вузах; в выявлении основных путей повышения эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий; в обосновании теоретических положений, предназначенных для оценки психолого-педагогических явлений и процессов, характеризующих элементы образовательного процесса вуза, обеспечивающих профессиональную подготовку студентов. Обоснованы технологии обучения студентов с применением современных электронных образовательных и информационных ресурсов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение эффективности процесса образования взрослых в вузах. Материалы диссертации, теоретические выводы и практические рекомендации положены руководством экспериментальных вузов и кафедр в основу принятия научно обоснованных управленческих решений по разработке современных электронных образовательных и информационных ресурсов, построению обучения на новых технологических подходах, внедрению более эффективных механизмов администрирования учебного процесса, реализации интенсивных методик обучения. На базе научно-прикладных результатов исследования возможны и осуществляются дальнейшая разработка современных технологий обучения взрослых, организация системы дистанционного обучения, комплексное решение проблемы создания корпоративной информационной системы вуза. В целом, положения, обоснованные в исследовании, позволяют повысить эффективность организационной, содержательной и мотивационной составляющих образовательного процесса взрослых в вузах.
Достоверность полученных результатов обусловлена согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных, процессуальных характеристиках и взаимосвязи между ними, применением комплексной методики опытно-экспериментального исследования, соответствующей его объекту, задачам и логике научного поиска, репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных. Результаты исследования получили экспериментальное подтверждение, прошли апробацию и педагогическую экспертизу.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертации обсуждены на заседании кафедры педагогики Военного университета, Российского нового университета. Основные выводы работы докладывались на конференциях и семинарах и нашли свое отражение в ряде научных публикаций автора, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК.
Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Глава I. Историко-педагогический анализ образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий. Глава II. Опытно-экспериментальное исследование повышения эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий. Глава III. Основные пути повышения эффективности процесса образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения новых информационных и коммуникационных технологий. С.И. Змеев рассматривает образование взрослых как сферу образовательных услуг (формального и внеформального образования) для лиц, отнесенных к взрослым обучающимся. М.Т. Громкова приводит следующее определение: взрослый учащийся –лицо дееспособного возраста, тем или иным образом совмещающее учебную деятельность со своим участием в сфере оплачиваемого труда.
Образование взрослых – это организованный процесс целенаправленных передачи и приобретения систематизированных знаний, умений и навыков лицам, обладающим физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения.
Сущность процесса образования взрослых на основе современных информационных технологий заключается в педагогическом проектировании инновационных элементов информационной образовательной среды в вузах, способствующих эффективному дальнейшему развитию профессиональных компетенций у студентов с учетом их социально-психологических особенностей.
Содержание образования взрослых в вузах представляет собой совокупность современных учебно-научных знаний интегрированных с жизненным и профессиональным опытом обучающихся на основе предыдущего образования с использованием информационных технологий. Обучающие программные средства, ориентированные на организацию и проведение учебных занятий: электронные учебники, электронные библиотеки, компьютерные обучающие и тестирующие системы, слайд-лекции, видеолекции, аудиолекции, тесты, компьютерные тренажеры, средства или системы виртуальной реальности и др.
Структура процесса образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий включает в себя субъект-субъектные отношения, цели и задачи исследуемого процесса, закономерности и принципы, функции и противоречия, методы и формы, результат.
Субъектами процесса образования взрослых являются администрация вуза, профессорско-преподавательский состав, сотрудники факультетов и кафедр, взрослые обучающиеся. В образовательном процессе осуществляются субъект-субъектные отношения, предполагающие активную роль обучающихся взрослых.
Цель образования взрослых на основе использования современных информационных технологий заключается в создании прогрессивно-организованной информационной среды на базе современных технических и программных средств с инновационными технологиями обучения.
Для достижения цели эффективного образования взрослых, как показало исследование, необходимо решить следующие задачи: создание более широких возможностей для использования информационных технологий в обучении; концентрация усилий преподавательского состава на активное использование информационных технологий в обучении; использование новых обучающих, иллюстрирующих, тестирующих, контролирующих программ в обучении студентов вузов; формирование информационной культуры преподавателя и студента; повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений; постоянное обновление технического и программного обеспечения вуза; возможности выбора преподавателями современных технологий обучения.
Следуя заданным цели и задачам, необходимо соблюдать следующие принципы: системности, модульности, функциональности, открытости, стандартизации, коммуникативности.
Процессу образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий присущи следующие функции: развивающая, формирующая, информационная, управленческая, прогностическая, эмоционально-мотивационная, телекоммуникационная.
Целенаправленное изучение практики образовательного процесса в вузах на основе современных информационных технологий, результаты проведенного исследования позволили выявить противоречия, характерные для осуществления этой деятельности: между современными требованиями к качеству и уровню знаний современного специалиста и реальными возможностями вузов в подготовке таких специалистов, между относительно неограниченными возможностями обучения в условиях современных информационных технологий и неразработанностью психолого-педагогических основ, методик высшего профессио¬нального образования в этой среде.
К формам обучения относят: классическую форму обучения, интенсивную (курсы переподготовки), самообразование, дистанционную.
Методами образования взрослых выступают: проблемный метод обучения – предусматривает организацию поисково-исследовательской деятельности обучающихся, направленной на решение проблемных задач; метод программированного обучения – постулирует осуществление обучения как процесса, строго подчиненного алгоритму освоения небольших доз учебного материала с запрограммированным результатом; интерактивный метод обучения –предполагает обучение с использованием телевидения или компьютерных сетей, обеспечивающих общение обучающего и обучающихся на расстоянии.
Результатом исследуемого процесса является повышение эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий.
В интересах проверки гипотезы и положений, выносимых на защиту, было проведено опытно-экспериментальное исследование процесса образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий.
В эксперименте участвовало всего 120 студентов: из них 60 – в экспериментальной и 60 – в контрольной группах.
В ходе педагогического исследования были определены критерии и показатели оценки повышения эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий: организационный, содержательный, результативный (см. табл. 1).
Таблица 1
Критерии и показатели оценки повышения эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий
Критерии
|
Показатели
|
Организационный
|
- наличие цели, задач и методик обучения, направленных на повышение эффективности образования взрослых на основе современных информационных технологий;
-соответствие наличия и качества имеющихся сил и средств в вузе для достижения цели повышения эффективности образования взрослых на основе современных информационных технологий;
- системность и комплексность применения средств современных информационных технологий;
|
Содержательный
|
- полнота отражения учебного материала в УМК;
- соответствие содержания дисциплин требованиям ГОС ВПО;
- степень новизны учебного материала;
- оценка качества методических указаний для студентов;
- наличие в УМК мультимедийных средств (видео-лекции, слайд-лекции и др.);
- соответствие содержания учебных дисциплин потребностям предстоящей профессиональной деятельности;
|
Результативный
|
-темп повышения личностно-профессионального роста;
-темп усвоения знаний и прироста результатов;
- уровень совершенствования информационных знаний и умений;
- качество и прочность усвоенных знаний.
|
Исследовательский замысел применения данной системы критериев и показателей подразумевал следующее. Каждый из критериев характеризуется тремя основными показателями; каждый из показателей измеряется и оценивается по собственной шкале, однако при этом общим для этих шкал является возможность интерпретации данных в виде единой уровневой системы – низкий уровень (3,0-3,5 балла), средний уровень (3,6-4,5 балла), высокий уровень (4,6-5,0 балла); каждый из критериев оценивается всем комплексом уровней, полученных по каждому показателю в отдельности; система критериев и показателей позволяет оценивать уровень повышения эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий; интерпретация уровня повышения эффективности производится исходя из полученного оценочного балла по совокупности критериев; подсчет средних баллов осуществляется с использованием программного обеспечения Microsoft Excel 2007.
Основу формирующего эксперимента составила педагогическая целевая программа образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий. Программа включала три этапа: подготовка администрации вуза и профессорско-преподавательского состава для использования современных информационных технологий, педагогические воздействия преподавателей на активизацию самообразования студентов, повышение эффективности использования современных информационных технологий в образовании взрослых.
В результате реализации основных этапов опытно-экспериментальной работы были получены данные, которые позволили подтвердить гипотезу исследования.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил отметить положительную динамику процесса образования взрослых на основе современных информационных технологий (см. табл. 2).
Таблица 2
Сводная таблица результатов исследования
Рисунок 1 графически отражает динамику оценочных показателей критериев опытно-экспериментального исследования.
Рис.1. Динамика результатов исследования в контрольной и экспериментальной группах
Полученные показатели позволили сделать вывод о прогрессивном изменении оценочных показателей как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако показатели, полученные студентами, включёнными в экспериментальную группу заметно выше. Данное обстоятельство подтверждает эффективность комплекса мероприятий, предусмотренных целевой педагогической программой повышения эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий.
Приведенное исследование показало, что важным путем повышения эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий является развитие системы дистанционного образования в современных вузах. Его реализация обеспечивается следующими условиями: организация материально-технического обеспечения (программы, базы данных, парк компьютеров, каналы); разработка учебно-методического обеспечения; формирование управленческой структуры, ответственной за внедрение интернет-технологий; подготовка кадров (преподавателей, методистов, технологов); планирование процесса интернет-обучения; адаптация системы документооборота; подготовка обучающихся; наличие оперативной обратной связи между обучаемым и преподавателем, позволяющей контролировать промежуточные и конечные результаты обучения, сравнивать их с выдвинутыми целями; создание типовых методик проведения обучения; разработка учебно-методических комплексов для проведения учебных занятий; индивидуализация и дифференциация обучения за счет возможности варьирования и поэтапного продвижения обучаемых к цели по программам различной сложности; выработка у обучаемых умения планировать свое взаимодействие с информационными ресурсами; необходимость овладения учащимися умений поиска и аналитической обработки информации, получаемой из Интернета; обязательный учет возрастных особенностей восприятия информации учащимися; выработка у обучаемых понимания адресной направленности информации и систематизации информации; выработка у обучаемых умений интерпретации информации.
Следующим результативным путем повышения эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий является повышение эффективности работы корпоративной информационной системы вуза. Его реализация обеспечивается следующими условиями: уточнение целей использования современных информационных технологий при образовании взрослых; постановка и обоснование основных педагогических задач их применения; выявление и наполнение педагогическим содержанием основных функций современных информационных технологий в процессе обучения; определение педагогического содержания основных видов современных информационных технологий, реализующих необходимые в обучении функции; уточнение приемов, способов оптимизации содержания использования современных информационных технологий в обучении; педагогическое обоснование содержания учебных планов и программ обучения студентов; совершенствование «Электронного кабинета преподавателя»; совершенствование «Электронного кабинета студента».
Важным путем повышения эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий является подготовка профессорско-преподавательского состава и администрации вуза как тьюторов и менеджеров познавательной деятельности студентов. Условиями его реализации служат: организация материально-технического обеспечения (программы, базы данных и т.д.); создание методического инструментария, представляющего собой комплекс, который включает в себя учебно-методические материалы для подготовки профессорско-преподавательского состава и администрации вуза к работе на основе современных информационных технологий. Он включает в себя учебный план, программу курсов, методические рекомендации по изучению курсов, методические рекомендации по изучению курсов, график процесса обучения, сборник тестовых заданий, учебные пособия, рекомендации; формирование у профессорско-преподавательского состава и администрации вуза представления о необходимости внедрения современных информационных технологий для эффективного решения задач образовательного процесса; повышение мотивации, направленной на понимание профессорско-преподавательского состава и администрации вуза общественного значения современных информационных технологий, важность профессиональной компетентности при обучении на основе современных информационных технологий, проявление потребности в применении современных информационных технологий и постоянного самосовершенствования; контроль и коррекция мероприятий в ходе подготовки профессорско-преподавательского состава и администрации вуза, включающий различные методы, средства и организационные формы обучения, а также виды контроля для оценки успешности процесса подготовки кадров; выявление возникающих сложностей в процессе подготовки профессорско-преподавательского состава и администрации вуза, поиск породивших их причин, а также пути совершенствования дидактического обеспечения.
II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
В ходе диссертационного исследования были обобщены результаты научных исследований по проблеме образования взрослых (С.Г. Вершловский – Андрагогика: этапы становления; М.Т. Громкова – Андрагогика: теория и практика образования взрослых; С.И. Змеев – Технология обучения взрослых; Ю.Н. Кулюткин – Проблемы обучаемости взрослых), по проблеме использования информационных технологий в образовании (А.А. Андреев – Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях; Л.Х. Зайнутдинова – Теоретические основы создания и применения электронных учебников по общетехническим дисциплинам; И.Г. Захарова – Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения; С.В. Панюкова – Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в ориентированном обучении; И.В. Роберт – Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования) и на их основе обоснованы педагогическая сущность, структура и содержание образования взрослых на основе современных информационных технологий.
Сущность современных информационных технологий в образовании взрослых заключается в педагогическом проектировании инновационных элементов информационной образовательной среды в вузах, способствующих эффективному дальнейшему развитию профессиональных компетенций у студентов с учетом их социально-психологических особенностей.
Содержание образования взрослых в вузах представляет собой совокупность современных учебно-научных знаний интегрированных с жизненным и профессиональным опытом обучающихся на основе предыдущего образования с использованием информационных технологий.
Структура процесса образования взрослых на основе современных информационных технологий включает в себя: субъект-субъектные отношения, цели и задачи, закономерности и принципы, функции и противоречия, методы и формы, результат.
В ходе исследования была разработана комплексная целевая программа по повышению эффективности образования взрослых на основе современных информационных технологий. С целью проведения эксперимента были выявлены критерии оценки повышения эффективности образования взрослых на основе современных информационных технологий: содержательный, организационный, результативный.
Опытно-экспериментальная работа позволила обосновать педагогические пути повышения эффективности образования взрослых на основе современных информационных технологий: развитие системы дистанционного образования в современных вузах; повышение эффективности работы корпоративной информационной системы вуза; подготовка профессорско-преподавательского состава и администрации вуза как тьюторов и менеджеров познавательной деятельности студентов.
IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В целях дальнейшего повышения эффективности использования современных информационных технологий в образовании взрослых рекомендуется:
1. Органам управления образованием представляется целесообразным:
– внести дополнения в Закон Российской Федерации «Об образовании» об организации образования взрослого населения на основе современных информационных технологий (см. § 2 и § 3 главы 3 диссертации);
– учитывая специфику взрослой аудитории, организовать подготовку преподавателей, работающих в сфере образования взрослых (см. Приложение 6 диссертации);
– разработать типовые требования к компьютерному оборудованию вузов (см. Приложение 7 диссертации).
2. Высшим учебным заведениям рекомендовать:
– осуществлять педагогическую подготовку преподавателей для использования современных информационных технологий в обучении на основе разработанных учебной программы и тематического плана (см. Приложение 6 диссертации);
– разработать и внедрять корпоративные информационные системы вузов (см. § 2 главы 3 диссертации);
– при оценке эффективности и качества проведенных занятий с использованием современных информационных технологий рекомендовать к использованию критерии и показатели, разработанные в § 2 главы 2 диссертации.
3. Взрослым обучающимся:
– формировать представления о необходимости внедрения современных информационных технологий для эффективного решения задач образовательного типа, а также знание видов современных информационных технологий, их назначения и возможностей использования в интенсификации процесса обучения (см. § 1 и § 2 главы 3 диссертации);
– после принятия решения о поступлении в учебное заведение, выбирать вуз, использующий современные информационные технологии в обучении (см. § 1 и § 2 главы 3 диссертации);
– использовать комплексно потенциал информационной среды вуза в ходе подготовки самостоятельной работы (см. § 1 и § 2 главы 3 диссертации).
Дальнейшее исследование проблемы целесообразно продолжить по следующим направлениям: оптимизация организации образования взрослых на основе современных информационных технологий; содержание и структура информационно-педагогического обеспечения образовательного процесса на основе современных информационных технологий; интенсификация освоения учебных планов и программ высшего профессионального образования в условиях информационно-образовательной среды вуза и др.
Основные выводы и предложения автора по теме диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:
а) Статьи в ведущих научных журналах, включенных в перечень ВАК:
1. Батколина В.В. Современные требования к информационным технологиям в образовании // Образование. Наука. Научные кадры. – 2010. – №4. – С. 179–181.
2. Батколина В.В. Практика организации обучения взрослых в вузах // Вестник Московского Университета МВД России. – 2010. – №9. – С. 5–7.
3. Батколина В.В. Обучающие программные средства, ориентированные на организацию и проведение учебного процесса // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – №2. – С. 139–140.
б) Статьи в научных изданиях, тезисы и доклады на межвузовских конференциях:
4. Батколина В.В. Информационные технологии в образовании // Тезисы докладов научной конференции Российского нового университета – М.: РосНОУ, 2011. – С. 165–168.
Общий объем публикаций 2,3 п.л.