ШАКИРЗЯНОВ Э.М. Подготовка унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в.: историческое исследование
Диссертационный совет Д. 215.005.06 при Военном университете (123001, Москва, ул. Большая Садовая, 14) объявляет, что диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук представил Шакирзянов Эдуард Мансурович: «Подготовка унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в.: историческое исследование».
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Современный этап развития Вооруженных сил Российской Федерации характеризуется стремлением органов государственной власти и военного управления страны создать профессиональную, высокомобильную и хорошо оснащенную армию, основу которой будут составлять части постоянной готовности. Начавшиеся преобразования неизбежно влекут за собой качественные изменения во всех областях военного дела, в том числе в такой важной сфере, как система подготовки сержантского состава, роль которых в последние годы заметно повысилась в войсках.
В этой связи особую значимость для нас имеет исторический опыт подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в.
Актуальность темы исследования, по мнению соискателя, обусловлена следующим.
Во-первых, данная сторона военно-организаторской деятельности Российского государства еще недостаточно изучена, а ее разработка общественно необходима. В этой связи всестороннее изучение особенностей функционирования системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в. приобретает определенную теоретическую значимость и практическую ценность.
Во-вторых, комплексное исследование рассматриваемой проблемы на основе архивных материалов поможет глубже осмыслить организацию работы по подготовке командных кадров, основные направления и тенденции этого процесса, извлечь уроки из исторического опыта деятельности органов государственной власти и военного управления по строительству системы подготовки унтер-офицерских кадров в условиях глубоких преобразований военной организации России. Творческое использование этого опыта будет способствовать дальнейшему совершенствованию системы подготовки сержантов в Вооруженных силах Российской Федерации в процессе их реформирования.
В-третьих, необходимо преодолеть определенную неоднозначность в оценках деятельности государственных и военных руководителей рассматриваемого периода. В настоящее время наблюдается тенденция историографического пересмотра событий, произошедших в период первой половины XIX в.
Принятая ранее трактовка обозначенного исторического отрезка времени как периода реакции и консерватизма постепенно уступает место более прагматичному подходу к оценке событий. С учетом новых исторических знаний появляется возможность более предметно и объективно изучить особенности комплектования русской армии унтер-офицерским корпусом.
В-четвертых, изучение документальной базы по вопросам организации подготовки военных кадров позволяет более углубленно рассмотреть вклад известных государственных и военных деятелей в обеспечение армии профессиональным младшим командным кадром и в создание новой системы подготовки нижних чинов к унтер-офицерскому званию. Среди них прежде всего следует отметить императоров Александра I, Николая I, военного министра А.А. Аракчеева, директора 2-го кадетского корпуса А.М. Клейнмихеля и др.
Степень научной разработанности проблемы.
Анализ литературы и источников, относящихся к проблеме исследования, показал, что некоторые стороны политической, организаторской и идеологической деятельности Российского государства по решению задач подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в. в той или иной степени были предметом изучения отечественных ученых.
Отдельные аспекты данной проблемы отражены в фундаментальных трудах по истории русской армии, а также в справочно-энциклопедических изданиях. В них содержатся аналитические и справочные материалы по вопросам развития русской армии, ее устройства, порядка комплектования войск и деятельности известных военачальников исследуемого периода. Однако деятельность государственных органов власти и военного управления по организации подготовки унтер-офицерских кадров не являлась предметом самостоятельного исследования, а рассматривалась в контексте других проблем военного строительства.
Определенный интерес представляет научная литература, в которой получили освещение такие вопросы, как совершенствование организационной структуры армии; развитие русской военно-теоретической мысли; преобразование системы обучения и воспитания личного состава армии и некоторые другие важные аспекты строительства русской армии в первой половине XIX в. Однако авторы работ не ставили задачу исследовать деятельность органов государственного и военного управления по подготовке унтер-офицерских кадров армии.
Большое количество трудов посвящено военным действиям русской армии в исследуемый период . Основная их часть охватывает историю Отечественной войны 1812 г., войн с Турцией (1806–1812 гг., 1828–1829 гг.) и Персией (1804–1813 гг., 1827 г.), содержит материал для анализа объективной необходимости формирования отдельной системы подготовки унтер-офицерских кадров армии.
Значительный массив информации, отражающей особенности подготовки унтер-офицерских кадров, собран в работах дореволюционных авторов, посвященных истории развития отдельных учебных подразделений и частей и отражающих общие вопросы организации обучения и воспитания нижних чинов, а также особенности комплектования учебных частей постоянным и переменным составом. В список этих работ входит исследование полковника Генерального штаба А.Н. Петрова, в котором раскрыты вопросы становления и развития системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии. Автором были обстоятельно изучены вопросы организации служебной деятельности в отдельных учебных карабинерских полках, осуществлявших подготовку унтер-офицерских кадров из нижних чинов для русской армии исследуемого периода.
А.Н. Петров подчеркивал, что русская армия исследуемого периода в достаточной мере обеспечивала себя младшим командным кадром за счет производства в унтер-офицеры: 1) выслуживших определенный срок службы нижних чинов; 2) дворян, поступивших на военную службу добровольно; 3) выпускников специальных военно-учебных заведений.
Значительный интерес для исследования представляют и военно-научные труды, в которых получили освещение вопросы организации обучения и воспитания офицеров и нижних чинов русской армии в конце XVIII – первой половине XIX в. Однако их авторы не ставили перед собой цель специально исследовать деятельность органов государственной власти и военного управления по. обеспечению войск унтер-офицерским кадром.
Заслуживают внимания, на наш взгляд, работы П.П. Карцова , в которых он также исследует унтер-офицерский вопрос, а именно: проблемы организации подготовки унтер-офицерских кадров русской армии. По мнению исследователя, «учебные части по подготовке унтер-офицеров приносили несомненную пользу армии» . В первую очередь эта польза заключалась в повышении профессиональной подготовленности унтер-офицеров всех родов войск.
Вопросам комплектования и устройства русской армии посвящены также и исследования А.Ф. Редигера , в которых автор подробно останавливается на процессе комплектования армии унтер-офицерскими и нестроевыми техническими кадрами, подчеркивая, что Россия была одной из первых стран Европы, заложивших систему подготовки низшего командного звена. Ценность трудов А.Ф. Редигера заключается в том, что в них рассматривается система подготовки унтер-офицеров русской армии в сравнении с аналогичными системами ряда европейских государств.
Дореволюционная историография изучаемой проблемы представлена и юбилейным изданием под общей редакцией генерал-лейтенанта Д.А. Скалона «Столетие Военного министерства» . В нем уделяется внимание и вопросам формирования системы подготовки унтер-офицерских кадров. Авторы сборника особо подчеркивали, что дополнительно созданные при Николае I учебные карабинерные полки достаточно эффективно обеспечивали русскую армию подготовленным унтер-офицерским кадром.
Немалый интерес для исследования представляют материалы периодических изданий военного ведомства, авторы которых раскрывали определенные направления подготовки унтер-офицерских кадров. Их малое количество и небольшой объем информации могут лишь частично подкрепить знания о деятельности государственных и военных органов управления по организации системы подготовки унтер-офицеров армии.
Анализ дореволюционной историографии системы подготовки унтер-офицерских кадров показывает, что она накопила определенный фактический материал по данному вопросу. Однако историкам не удалось в достаточной мере исследовать вопросы организации подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в. На наш взгляд, это объясняется ограниченной заинтересованностью в изучении вопросов становления системы подготовки унтер-офицеров, комплектование которых осуществлялось в основном представителями нижнего сословия общества и не находило в научных кругах особой поддержки. В этот период исследование вопросов подготовки унтер-офицеров ограничивалось лишь анализом основных нормативных правовых актов, определявших их служебное положение и общую структуру образовательных программ.
Отдельные аспекты подготовки унтер-офицерских кадров русской армии исследуемого периода рассмотривались в диссертационных исследованиях А.В. Азамова, В.В. Изонова, А.Ю. Коваленко, В.Ю. Кудейкина, А.В. Кухарука, А.К. Тажиева и В.К. Ячменихина. В них представлен материал, затрагивающий в той или иной мере общие вопросы обучения и воспитания унтер-офицеров.
Однако вышеуказанные авторы не ставили перед собой задачу специального исследования деятельности органов государственной власти и военного управления России по обеспечению войск унтер-офицерскими кадрами в первой половине XIX в.
Таким образом, проанализировав состояние отечественной историографии унтер-офицерского корпуса, мы пришли к выводу, что историческая наука на сегодняшний день не располагает работами, в том числе диссертационными исследованиями, посвященными специальному научному рассмотрению подготовки унтер-офицерских кадров русской армии исследуемого периода.
Следовательно, актуальность проблемы заключается в ее недостаточной научной разработанности в исторической науке, что и предопределило выбор темы исследования.
Объектом исследования является система подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в.
Предметом исследования выступает деятельность органов государственной власти и военного управления России по подготовке унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в.
Научная задача исследования состоит в обобщении исторического опыта деятельности органов государственной власти и военного управления России по подготовке унтер-офицерских кадров армии в первой половине XIX в., выявлении ее наиболее характерных черт, тенденций и особенностей, извлечении уроков, формулировании выводов и научно-практических рекомендаций.
Хронологические рамки исследования охватывают исторический период, когда в русской армии была впервые сформирована целостная система по подготовке унтер-офицерских кадров. Начало периода обусловлено указом императора Александра I от 20 июня 1808 г., в соответствии с которым был образован первый учебный гренадерский батальон для подготовки нижних чинов к замещению должностей унтер-офицеров . Конец периода определяется указом императора Александра II от 20 июля 1855 г. «об образовании Комиссии для улучшения по военной части» . Сформированная комиссия внесла существенные изменения и в организацию подготовки унтер-офицеров. Выбор хронологического среза не случаен, поскольку именно в исследуемый период в русской армии была создана принципиально новая система подготовки унтер-офицерских кадров в специально сформированных учебных частях. Поэтому период с 1808 по 1855 г. следует рассматривать как сложный, противоречивый, но логически единый и самостоятельный отрезок времени в деятельности государственных органов власти и военного управления по совершенствованию системы подготовки унтер-офицеров русской армии.
Целью исследования является осуществление всестороннего комплексного анализа деятельности государственных органов власти и военного управления по формированию системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в., ее влияния на состояние боеспособности и боеготовности русской армии.
Для достижения поставленной цели определены следующие научно-исследовательские задачи:
- выявить и обобщить важнейшие факторы, обусловившие формирование системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в исследуемый период;
- раскрыть деятельность органов государственной власти и военного управления по совершенствованию системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в.;
- проанализировать содержание образовательной системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в исследуемый период и выделить основные этапы деятельности органов государственной власти и военного управления России по вопросам их совершенствования;
- рассмотреть практическую деятельность органов государственной власти и военного управления по обеспечению учебных частей и подразделений постоянным и переменным составом;
- исследовать работу органов военного управления по организации подготовки унтер-офицеров в войсках;
- на основе проведенного исследования извлечь уроки, сформулиро-вать теоретические выводы и научно-практические рекомендации.
Методологической основой исследования являются основные принципы исторической науки: историзм, объективность и социальный подход. Это означает, что в процессе работы над диссертацией автор считал необходимым изучить все аспекты проблемы с учетом конкретной исторической обстановки, выявить объективные закономерности, определявшие цели и содержание деятельности органов государственной власти и военного управления. Рассматривая методологию как систему определенных методов в решении поставленной научной задачи, автор применил некоторые из них в данном исследовании. К их числу относятся общенаучные методы: логический, системный, индукции и дедукции, анализа и синтеза; специально-исторические методы: исторического описания, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, периодизации, статистический и другие, изложенные и обоснованные в трудах отечественных ученых по теории методологии, историографии и библиографии.
Источниковая база исследования.
Первую группу источников представляют архивные материалы, содержащиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Всего в диссертации использованы материалы 15 архивных фондов, 32 описей, свыше 108 архивных дел, которые содержат информацию об особенностях функционирования системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в. Значительное количество используемых материалов введено в научный оборот впервые.
Вторую группу источников составляют официальные документы, включающие в себя правовые акты: воинские уставы, указы, приказы, рескрипты, правила, и другие документы, помещенные в Полном собрании законов Российской империи, Своде военных постановлений, а также в отдельных сборниках и изданиях.
Третью группу источников исследования образуют эпистолярные источники, мемуары, письма, дневники, записки, в которых имеются ценные сведения фактологического характера. Благодаря соединению важных исторических событий с мелкими фрагментами повседневной жизни воспоминания несут в себе через века весь многообразный колорит эпохи первой половины XIX в.
В четвертую группу вошли периодические издания, библиографиче-ские указатели, энциклопедические справочники, словари, сборники, исторические журналы, «Артиллерийский журнал», «Русский инвалид», «Военный сборник» и «Русский вестник».
Важные сведения о создании учебных подразделений и частей по подготовке унтер-офицеров автор почерпнул в исторических очерках, посвященных деятельности Военного министерства в периоды правлений императоров Александра I и Николая I . В них автор нашел научную информацию об организации подготовки унтер-офицеров в русской армии исследуемого периода.
II. СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ
Структура диссертации обусловлена целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Кроме того, в ней имеется список источников и литературы, а также приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования; определяются степень ее научной разработанности, объект и предмет, цель и задачи исследования, его теоретико-методологическая и источниковая база; формулируются научная задача, новизна и основные положения, выносимые автором на защиту; приводятся сведения об апробации диссертации.
В первой главе – «Роль унтер-офицерского корпуса в структуре военного строительства Российского государства» состоящей из двух параграфов, обоснована определяющая роль унтер-офицеров в процессе строительства русской армии в исследуемый период, раскрыта роль государственных органов власти и военного управления в создании и совершенствовании системы подготовки унтер-офицерских кадров.
В первом параграфе – «Объективная необходимость подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в.» – осуществлен анализ объективных факторов, определивших необходимость создания самостоятельной образовательной системы по подготовке нижних чинов к унтер-офицерскому званию, раскрыто влияние унтер-офицеров на укрепление боевой готовности, морального духа и состояние воинской дисциплины войск.
Во втором параграфе – «Совершенствование системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в.» – выявлены основные элементы системы подготовки унтер-офицеров; определены этапы ее совершенствования; систематизированы результаты деятельности органов государственной власти и военного управления по формированию нормативной правовой базы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии исследуемого периода.
Во второй главе – «Основные направления деятельности органов государственной власти и военного управления по подготовке унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в.» состоящей из трех параграфов, проведено комплексное исследование деятельности органов государственной власти и военного управления по комплектованию учебных подразделений постоянным и переменным составом, обеспечению войск подготовленными унтер-офицерскими кадрами, раскрыты основные направления совершенствования подготовки унтер-офицеров в войсках.
В первом параграфе – «Комплектование учебных подразделений и частей по подготовке унтер-офицерских кадров постоянным и переменным составом» анализируется деятельность органов государственной власти и военного управления по организации и проведению мероприятий, направленных на формирование надежного источника комплектования войск унтер-офицерским кадром, выделены основные критерии отбора офицеров и нижних чинов для замещения должностей преподавателей и воспитателей в учебных частях всех родов войск, а также кандидатов для прохождения обучения.
Во втором параграфе – «Подготовка унтер-офицеров в учебных частях и подразделениях» раскрываются структура и содержание образовательной системы по подготовке унтер-офицерских кадров, определены требования, предъявляемые к уровню подготовленности унтер-офицера, а также выявлены объективные и субъективные трудности в осуществлении образовательного и воспитательного процесса.
В третьем параграфе – «Организация подготовки унтер-офицеров в войсках» дан всесторонний анализ основных требований, предъявляемых к организации подготовки унтер-офицеров в воинских частях, рассматриваются направления деятельности командования армии по повышению уровня профессиональной подготовленности младшего командира.
В заключении подводятся итоги исследования, выделяются основные тенденции, характерные для деятельности органов государственной власти и военного управления по созданию и совершенствованию системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в исследуемый период, формулируются уроки из исторического опыта их деятельности, обосновываются теоретические выводы и научно-практические рекомендации.
В приложениях даны схемы и таблицы, иллюстрирующие содержание подготовки унтер-офицерских кадров в русской армии исследуемого периода и требования основных нормативных правовых актов к организации подготовки младших командиров во всех родах войск регулярной армии.
III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Научная новизна исследования определяется, прежде всего, недостаточной разработанностью темы в отечественной историографии и состоит в следующем.
1. Впервые в отечественной науке проводится комплексное исследование деятельности Российского государства по подготовке унтер-офицерских кадров армии в первой половине XIX в., представленный объективным анализом исторических условий формирования системы подготовки и влияния совокупности факторов на ее развитие.
2. Систематизирована и проанализирована обширная источниковая база. В научный оборот введено значительное количество архивных документов и материалов деятельности органов государственной власти и военного управления Российской империи первой половины XIX в., мало доступных ранее научной общественности.
3. Рассмотрена деятельность органов государственного управления по созданию системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии, предложены авторские оценки деятельности российских императоров, государственных и военных руководителей по ее совершенствованию.
4. Исследование данной темы даёт возможность существенно дополнить новыми аспектами историю строительства русской армии в первой половине XIX в.
5. Сформулированы теоретические выводы, определены исторические уроки, а некоторые научно-практические рекомендации позволяют по-новому взглянуть на перспективу изучения отечественного опыта подготовки унтер-офицерских кадров, что, несомненно, будет способствовать совершенствованию системы подготовки младших командиров в современной Российской армии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обоснование факторов, обусловивших становление и развитие учебно-воспитательного процесса подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в исследуемый период.
2. Результаты комплексного анализа деятельности органов государственной власти и военного управления по созданию и совершенствованию системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в., выявленные тенденции и уроки этого опыта.
3. Общие оценки эффективности организации подготовки унтер-офицерских кадров для комплектования воинских частей основных родов войск регулярной русской армии.
4. Теоретические выводы и научно-практические рекомендации, направленные на практическое применение опыта деятельности органов государственной власти и военного управления России по формированию системы подготовки унтер-офицерских кадров в русской армии исследуемого периода в современных условиях.
Обоснование положений, выносимых на защиту
Подготовка унтер-офицерских кадров русской армии всегда была ключевым направлением в деятельности органов государственной власти и военного управления. За долгое время был накоплен огромный опыт по подготовке командных кадров. Важным этапом в формировании и развитии системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии стала первая половина XIX в.
Общий анализ становления корпуса унтер-офицеров свидетельствует о том, что до начала XIX в. в русской армии отсутствовала специальная система подготовки нижних чинов к замещению должностей младших командиров. Унтер-офицерами, как правило, становились отличившиеся в сражениях солдаты либо дворяне, поступившие на службу рядовыми.
Проанализировав опыт ведения войн и военных конфликтов второй половины XVIII в. и начала XIX в. руководство Российского государства и военного ведомства в целях внесения изменений в подготовку командных кадров предприняло меры по совершенствованию ее нормативных и организационных основ, что стало началом этапа реформирования регулярной армии. В 1806 г. для реализации государственного плана по реорганизации военного управления, совершенствования структуры и содержания подготовки командных кадров армии указом императора Александра I был учрежден специальный военный совет.
Перед военным советом была поставлена задача всесторонне проанализировать развитие теории и практики военного дела и обобщить передовой опыт строительства современной армии. Одним из важных направлений в деятельности совета стало внесение изменений в организацию общей системы подготовки командных кадров армии и формирование специальных учебных подразделений в целях обучения нижних чинов, предназначенных для замещения унтер-офицерских должностей. Одновременно были внесены изменения в военно-командные функции унтер-офицера.
В июне 1808 г. на основе полученных предложений военного совета император Александр I издал указ о формировании специального учебного гренадерского батальона для подготовки нижних чинов к получению унтер-офицерского звания. Деятельность батальона была направлена на комплектование должностей унтер-офицеров в частях пехоты.
Российский император и руководство военного ведомства, положительно оценив опыт подготовки унтер-офицеров в учебном гренадерском батальоне, приняли решение о создании специальных учебных частей в основных родах войск регулярной армии: второго учебного гренадерского батальона, кавалерийского эскадрона, артиллерийских рот и учебных саперных рот – для организации подготовки унтер-офицеров.
Анализ архивных источников и исторической литературы позволяет автору утверждать, что организация новой системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии исследуемого периода была обусловлена рядом важных факторов.
Вo-первых, в исследуемый период роль унтер-офицера как непосредственного командира нижних чинов своих подразделений многократно повышалось. От способности унтер-офицерского состава части подготовить подчиненных в мирное время, управлять ими в ходе выполнения учебно-боевых задач во многом зависели ход и исход боя. Унтер-офицеры успешно руководили отделениями, взводами. В боевой обстановке они часто заменяли выбывших из строя офицеров, становились во главе взводов, рот, батарей, эскадронов и добивались выполнения боевых задач.
Подготовить грамотных, дисциплинированных и требовательных унтер-офицеров, по мнению руководства военного ведомства, означало во многом решить сложные задачи обучения и воспитания нижних чинов армии.
Заботясь о профессионализме унтер-офицера, руководство понимало, что именно подготовленный младший командир в повседневной и боевой деятельности подразделения способен грамотно организовать обучение и воспитание нижних чинов, а также обеспечить выполнение приказов командиров.
Во-вторых, необходимость организации специальной подготовки унтер-офицеров была связана с повышением квалификационных требований к уровню обученности нижних чинов в войсках. Выделяя роль унтер-офицера в армии российский император Александр I отмечал, что «унтер-офицеры ближе всех стоят к нижним чинам, непосредственно их обучают и воспитывают, составляя наиболее многочисленный отряд командных кадров русской армии».
Выполняя свои функциональные обязанности, унтер-офицерский состав оказывал значительное влияние на организацию и проведение занятий по боевой подготовке, участвовал в проведении учебных занятий по предметам специальной, огневой, тактической и строевой подготовки.
Унтер-офицеры осуществляли постоянный контроль за правильной эксплуатацией солдатами вооружения и его сбережением, за их повседневной деятельностью в казарме и на полигонах, а также в ходе несения службы в караулах и нарядах.
Наряду с административными и хозяйственными функциями унтер-офицеры эффективно решали и воспитательные задачи. От них требовалось постоянно изучать своих подчиненных, их запросы и настроения, особенности отношений с сослуживцами. Залогом эффективности воспитательного воздействия унтер-офицеров на подчиненных считалась индивидуальная работа. От профессионального опыта унтер-офицеров, всесторонней их подготовленности, умения работать с людьми в значительной степени зависело качество обученности солдат, результаты их повседневной деятельности.
В-третьих, в первой половине XIX в., в условиях, когда русская армия участвовала в боевых действиях различной интенсивности, роль унтер-офицеров значительно возросла и в связи с необходимостью быстро и качественно мобилизовывать нижних чинов на усвоение ими военно-учетных специальностей.
В исследуемый период численность русской армии постоянно росла. Так, для ежегодного пополнения войск рекрутами требовалось около 32 тысяч новобранцев. Прибывших для прохождения службы рекрутов в кратчайшие сроки необходимо было адаптировать к условиям военной службы и подготовить к эффективному боевому применению. В целях скорейшего ввода новобранцев в строй во всех полках были предусмотрены рекрутские депо для обучения и воспитания нижних чинов, в которых главная роль отводилась унтер-офицерам.
Унтер-офицерам необходимо было не только учить подчиненных приемам и способам обращения с оружием и эффективному применению его в боевой обстановке, но и формировать взгляды молодых воинов на свою роль и значение в армии.
Таким образом, объективная необходимость организации специальной подготовки нижних чинов армии к получению унтер-офицерского звания способствовала формированию отдельной организационной структуры позволяющей эффективно готовить младшие командные кадры в интересах всех родов войск.
Под системой подготовки унтер-офицерских кадров русской армии соискатель понимает совокупность взглядов, воззрений на те или иные теоретические основы, реализуемые органами государственной власти и военного управления в ходе организации обучения и воспитания унтер-офицеров, развития и совершенствования у них навыков и умений профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначением и спецификой службы в основных родах войск.
В результате проведенного исследования автор выявил основные тенденции в деятельности органов государственной власти и военного управления по формированию системы подготовки унтер-офицерских кадров в русской армии первой половины XIX в.
Первая тенденция. Формирование системы подготовки нижних чинов к получению унтер-офицерского звания проходило в условиях возрастания роли унтер-офицеров в общей системе вооруженных сил. Милитаризация русского государства в исследуемый период достигла наивысшего уровня. Наблюдалось стремление строить работу органов государственной власти по армейскому образцу, в соответствии с которым император – единоначальник, а все остальные должностные лица должны выполнять его требования до последнего солдата.
Вторая тенденция. Важным направлением деятельности органов государственной власти и военного управления по организации подготовки унтер-офицеров русской армии стало совершенствование их военно-профессионального уровня в ходе выполнения служебных обязанностей в войсках. В русской армии исследуемого периода основной формой образования унтер-офицеров в войсках выступала профессиональная (профессионально-должностная) подготовка, направленная прежде всего на углубленное изучение унтер-офицерами своих функциональных обязанностей, развитие умения организовать воспитательную работу.
Третья тенденция. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что система подготовки унтер-офицеров постоянно совершенствовалась и все более приближалась к оптимальной, сочетавшей в себе как общеобразовательную, так и специальную подготовку. Исходя из роли, которую играли унтер-офицеры в войсках, система подготовки младших командиров русской армии строилась дифференцированно: унтер-офицеры отрабатывали необходимые навыки на командирских сборах, тактических учениях, нижние чины – в учебных частях (школах) и во время летних лагерных сборов. Руководящая роль в организации подготовки унтер-офицеров принадлежала командному составу армейских корпусов, дивизий и полков регулярной армии. Кроме того, в русской армии исследуемого периода шел постоянный процесс поиска и внедрения в практику новых организационных форм подготовки унтер-офицеров, соответствующих требованиям времени.
Анализ архивных источников и специальной литературы позволяет отметить, что на всем протяжении исследуемого периода подготовка унтер-офицерских кадров для всех родов войск была приоритетным направлением в деятельности органов государственной власти и военного управления. При этом система подготовки унтер-офицеров должна была отвечать ряду общих требований:
- унтер-офицеры должны были иметь высокий уровень командной, строевой и огневой подготовки и быть готовыми, качественно выполнять свои обязанности как в мирное, так и в военное время;
- уметь применять свои знания, навыки и умения для организации боевых действий и для управления подчиненными в ходе боевых действий;
- обладать достаточной подготовленностью, обеспечивающей такой уровень обучения подчиненных, который необходим для поддержания их в постоянной боевой готовности, совершенствовать свое профессиональное мастерство в течение всего периода службы;
- иметь высокую духовную устойчивость и развитую способность переносить большие физические и психологические нагрузки.
Таким образом, в результате проведенного комплексного анализа основных направлений деятельности органов государственной власти и военного управления по подготовке унтер-офицеров русской армии можно утверждать, что работа, которая осуществлялась на протяжении исследуемого периода, была направлена на формирование многоуровневой системы подготовки, включавшей в себя обучение и воспитание нижних чинов в учебных частях, совершенствование важных профессиональных качеств унтер-офицеров в частях армии.
Проблема подготовки унтер-офицеров на различных этапах строительства русской армии меняла свою актуальность. Как показывает ход истории, особой остроты она достигала в периоды крупномасштабных преобразований в военной сфере.
В ходе исследования установлено, что деятельность органов государственной власти и военного управления по формированию системы подготовки унтер-офицеров представляла собой сложный, динамичный и противоречивый процесс. В хронологических рамках исследования автор выделяет два самостоятельных и четко выраженных этапа создания и развития данной системы, каждому из которых соответствовали определенные действия органов государственной власти и военного управления.
Первый этап (июнь 1808 – декабрь 1825 г.) характеризуется правлением Александра I и созданием во всех родах войск регулярной армии определенной системы по подготовке унтер-офицерских кадров. Процесс формирования новой системы подготовки кадров младших командиров был обусловлен объективной необходимостью и в первую очередь был направлен на повышение важных профессиональных качеств унтер-офицеров. На данном этапе основу организационной системы подготовки унтер-офицеров составляли отдельные учебные гренадерские батальоны, кавалерийский эскадрон и артиллерийские роты.
Для обеспечения войск квалифицированными унтер-офицерскими кадрами российский император Александр I издал указ о формировании первых специальных учебных частей – двух учебных гренадерских батальонов (1808, 1809) , в целях организации подготовки нижних чинов к унтер-офицерскому званию в пехотных частях. Для комплектования частей кавалерии унтер-офицерами был также сформирован учебный кавалерийский эскадрон (1809). А в интересах подготовки фейерверкеров для артиллерийских частей на первом этапе были созданы отдельные учебные роты (1811, 1812).
Деятельность органов государственной власти и военного управления по формированию дополнительных учебных частей, осуществлявших подготовку унтер-офицеров, была прервана начавшейся Отечественной войной 1812 г. и последовавшим заграничным походом русской армии. В тот период в организацию деятельности учебных частей были внесены частичные изменения, связанные с потребностью в ускоренном выпуске унтер-офицеров, при этом новые учебные части для их обучения в составе армии до конца 1815 г. не формировались.
Необходимость совершенствования системы подготовки унтер-офицерских кадров возникла после возвращения русской армии из заграничного похода. В 1816 г. в целях удовлетворения потребностей войск в грамотных унтер-офицерских кадрах в соответствии с указом Александра I было принято решение о создании на основе трех учебных гренадерских батальонов отдельного учебного карабинерного полка.
Анализ специальной исторической литературы позволяет автору отметить, что формирование отдельного учебного карабинерного полка свидетельствовало о более совершенном подходе и организации подготовки унтер-офицеров для частей пехоты регулярной армии.
Важным направлением деятельности органов военного управления стало последовательное улучшение количества и качества учебных команд, занимавшихся подготовкой фейерверкеров для частей артиллерии. Учитывая положительный опыт подготовки унтер-офицеров для пехотных частей, в 1820 г. руководство военного ведомства приняло решение о формировании на основе существовавших учебных артиллерийских рот отдельной учебной артиллерийской бригады в целях подготовки фейерверкеров для комплектования частей артиллерии. Необходимо отметить, что кроме этой учебной бригады в русской армии с 1823 г. при каждой дивизии создавались также отдельные артиллерийские дивизионные школы.
В исследуемый период органами военного управления уделялось большое внимание организации деятельности по формированию унтер-офицерского корпуса в инженерных войсках. Так, для подготовки унтер-офицеров (кондукторов) инженерных войск в 1822 г. был образован учебный саперный батальон, выпускниками которого комплектовались все части.
Таким образом, первый этап строительства системы подготовки унтер-офицерских кадров армии характеризуется началом формирования нормативных основ и организационных структур учебных частей и выработкой образовательных программ обучения и воспитания нижних чинов, их подготовки к унтер-офицерскому званию. Процесс формирования специальной системы подготовки кадров младших командиров был обусловлен объективной необходимостью и в первую очередь был направлен на повышение профессионально важных качеств унтер-офицеров. В основу организационной структуры учебных частей по подготовке унтер-офицерских кадров были положены отдельные учебные гренадерские батальоны пехоты, кавалерийский эскадрон, саперные роты, артиллерийские роты и школы.
Главным содержанием второго этапа (1825 – 1855 гг.) и правления Николая I, стал поиск новых подходов к дальнейшему совершенствованию системы подготовки унтер-офицерских кадров, предназначенных для реализации все более усложнявшихся служебно-боевых задач.
Так, в приказе Военного министра № 45 от 1826 г. значение учебных команд по подготовке унтер-офицеров определялось следующим образом: «учебные части, обучающие будущих унтер-офицеров, являются основными военно-начальными заведениями для нижних чинов, готовящими для армии профессиональных унтер-офицеров, на которых в своей деятельности опирается начальство».
Характерной особенностью второго этапа стало внесение в процесс организации подготовки унтер-офицеров системных изменений, которые были направлены на формирование дополнительных учебных частей для обучения нижних чинов, предназначавшихся для замещения должностей унтер-офицеров, а также развитие поэтапной системы их подготовки.
Исследование показало, что в данный период система подготовки унтер-офицерских кадров для армейских частей организационно предусматривала три уровня. На первом (подготовительном) уровне подготовки в батальон при учебном карабинерном полку зачислялись воспитанники военно-сиротских отделений в возрасте от 10 до 15 лет. Здесь они осваивали программу кантонистских учебных заведений, которая включала в себя обучение грамоте, письму и арифметике, а также освоение элементарных приемов строевой подготовки без оружия.
После окончания курса обучения в батальоне и успешной сдачи текущего экзамена воспитанников переводили для пополнения личного состава 2-го батальона, где они находились до 18-летнего возраста и осваивали общий курс теоретической и военной подготовки, изучая основные положения боевой и строевой подготовки, знакомясь с общими обязанностями нижних чинов. При этом те воспитанники, которые не проходили промежуточную аттестацию или оказывались неспособными к продолжению дальнейшего обучения, переводились в батальоны военных кантонистов для дальнейшего определения их служебного предназначения.
Кантонистов, успешно прошедших первые два уровня подготовки и достигнувших 18-летнего возраста, успешно сдавших экзамены, переводили в первый батальон учебного карабинерного полка для прохождения специального курса обучения. В этом батальоне воспитанники осваивали учебную программу подготовки в объеме рекрутской школы. Срок обучения в батальоне был рассчитан на два года. На этом этапе подготовки будущих унтер-офицеров был предусмотрен специальный курс, который включал в себя предметы одиночной подготовки с оружием, усвоение навыков правильно, точно стрелять и строевую подготовку. Основной задачей обучения кантонистов в батальоне являлась, «научить каждого правильно стоять, владеть ружьем, метко стрелять, делать повороты и маршировать».
Таким образом, к середине XIX в. основным источником комплектования армейских частей пехоты стали учебные карабинерные полки. Учебные части успешно выполнял возложенные на них задачи.
Важным направлением в деятельности органов военного управления стало также совершенствование организационных основ подготовки унтер-офицеров в интересах обеспечения частей артиллерии, инженерных и кавалерийских подразделений. С этой целью на основе двух артиллерийских рот была сформирована учебная бригада. Для выпуска унтер-офицеров в части инженерных войск был сформирован учебный саперный батальон, а учебный кавалерийский эскадрон стал основой для формирования отдельного образцового кавалерийского полка, задача которого состояла в обеспечении всех кавалерийских частей унтер-офицерскими «учителями» - специалистами с кавалерийским образованием.
Анализ архивных источников свидетельствует о том, что основным источником комплектования переменным составом учебных частей и школ во всех родах войск, были нижние чины, прослужившие в армии определенный срок службы и имевшие способности к руководству личным составом, а также военные кантонисты с хорошей нравственностью, отличавшиеся способностями в службе и волевым характером, необходимым при выполнении служебного долга унтер-офицеру.
Следует отметить, что специальная комиссия военного ведомства, организовавшая проверку образовательного процесса в учебных частях и подразделениях, в своих докладах подчеркивала, что он наиболее полно удовлетворял новым требованиям подготовки унтер-офицеров как по содержанию и качеству обучения, так и по уровню профессиональной подготовленности воспитанников.
В учебных частях и подразделениях нижние чины, направленные для прохождения курса подготовки, обучались как дисциплинам общеобразовательных программ, так и специальным предметам военно-профессиональной направленности, необходимым будущему унтер-офицеру.
За время пребывания в учебных частях воспитанники должны были основательно усвоить все, что впоследствии могло им пригодится в служебной боевой деятельности как учителям и ближайшим начальникам своих подчиненных.
В общую программу обучения воспитанников учебных команд включались: все отрасли строевого образования; основные положения порядка прохождения службы; права и обязанности солдат. Кроме того, они осваивали учебные предметы: закон Божий, чтение и письмо, арифметику, устройство оружия и правила стрельбы. Общий срок подготовки унтер-офицеров в учебных карабинерных полках для пехотных частей и саперного батальона был двухлетним, для артиллерийских школ и образцового кавалерийского полка – одногодичным.
Органами военного управления для организации учебного и воспитательного процесса в частях и школах целенаправленно подбирались офицеры на должности командиров подразделений, частей и преподавательского состава. Кандидаты на эти должности должны были отличаться особым усердием в службе, строгой нравственностью и иметь навыки организации учебно-воспитательной работы. На должности помощников офицеров для обучения и воспитания нижних чинов в учебные части направлялись опытные унтер-офицеры, «испытанные в добросовестной нравственности, твердо знающие фронтовую службу и способные не только осуществлять контроль за учениками, но и преподавать им некоторые учебные дисциплины».
В проведении учебных занятий по программе духовного обучения нижних чинов принимал активное участие и полковой священник. Специальные занятия по предмету оказания первой медицинской помощи пострадавшим вел полковой врач.
После успешного прохождения полного курса подготовки нижним чинам, выдержавшим итоговый экзамен, присваивалось звание унтер-офицера. После этого выпускники направлялись в распоряжение командующих пехотных корпусов, кавалерийских полков, инженерных и артиллерийских бригад для принятия ими решения о назначении унтер-офицеров на наиболее подходящие должности.
Так, например, в интересах всех родов войск за период с 1811 по 1816 г. в трех учебных гренадерских батальонах было подготовлено и направлено для комплектования армейских полков 3 939 высококвалифицированных унтер-офицеров, из которых 3 178 человек были предназначены для нужд пехоты, 492 – для артиллерии и 269 – для кавалерии.
После формирования на базе гренадерских батальонов отдельного карабинерного полка уже за период с 1816 по 1826 г. в учебном карабинерном полку было подготовлено и направлено для комплектования армейских полков 7 827 унтер-офицеров, из которых 6 065 человек были предназначены для пехоты, 1045 – для артиллерии и 715 унтер-офицеров – для кавалерии.
На втором этапе совершенствования системы подготовки унтер-офицерских кадров армии количество учебных полков было доведено до четырех. За период с 1826 по 1850 г. в этих четырех учебных карабинерных полках было подготовлено и направлено на службу в войска на должности младших командиров 13 275 унтер-офицеров.
Таким образом, анализ специальных источников позволяет утверждать, что к середине XIX в. подготовка унтер-офицерских кадров русской армии получила четко оформленную организацию. Основой ее стали учебные карабинерные полки, артиллерийская бригада и дивизионные школы, образцовый кавалерийский полк и учебный саперный батальон.
Командованием русской армии принимались эффективные меры и по улучшению воспитательной работы с унтер-офицерами и кандидатами на это звание. Весь процесс подготовки унтер-офицеров в учебных частях делился на воспитание и образование. Причем воспитанию всегда отводилась ведущая роль. Русский генерал М.И. Драгомиров в «Армейских заметках» писал, что не грамотность определяет, достоин или нет тот или иной солдат производства в унтер-офицеры, а главное, чтобы «он был лично надежен, тверд, ровен и справедлив с подчиненными … мог держать людей в руках и способствовать их воинскому воспитанию». На формирование этих качеств и был направлен воспитательный процесс. Основа нравственного воспитания унтер-офицеров состояла в целенаправленном выполнении задач формирования у них религиозных чувств, привитии им знаний по истории России, её армии и преданности Отечеству.
Воспитательную работу с унтер-офицерским корпусом русской армии осуществляли два звена: 1) командиры и штабы, которые занимались вопросами умственного и физического развития, отвечая за нравственно-религиозное воспитание унтер-офицеров, и 2) военное духовенство, занимавшееся в армии исключительно вопросами духовного воспитания. Единство целей и задач в деятельности этих звеньев всегда давали положительный результат, повышало уровень морально-психологического состояния унтер-офицеров армии.
Уникальная система подготовки унтер-офицеров русской армии, сформированная в первой половине XIX в. вызывает необходимость дальнейшего исследования ее основных аспектов функционирования.
Проведенное исследование позволило соискателю сформулировать некоторые теоретические выводы.
Во-первых, опыт военных реформ, их успехи и недостатки свидетельствуют о том, что эффективность системы подготовки младших командиров зависит в первую очередь от рациональной организации функционирования учебных частей. Изучение исторического опыта подготовки унтер-офицерских кадров в учебных частях русской армии первой половины XIX в. может способствовать оптимальному решению многих проблем, которые испытывает образовательная система подготовки сержантов в настоящее время.
Во-вторых, процесс формирования нормативных правовых основ организации подготовки унтер-офицерских кадров проходил в рамках военных преобразований русской армии и был обусловлен объективными изменениями в содержании профессиональной деятельности всего корпуса младших командиров. Существенное влияние на процесс совершенствования системы подготовки унтер-офицерских кадров оказали изменения условий военной службы, а также уроки, извлеченные из опыта участия русской армии в военных конфликтах.
В-третьих, в исследуемый период впервые в русской армии была создана цельная система подготовки унтер-офицерских кадров. Ее отличала поэтапность: 1) обучение воспитанников с малых лет в батальонах военных кантонистов, 2) организация подготовки в учебных подразделениях и частях до их назначения на первую воинскую должность унтер-офицера в части, 3) продолжение обучения унтер-офицера в системе профессиональной подготовки в воинских частях. Основными элементами системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии исследуемого периода выступали: указы императора, приказы, директивы, указания органов государственного и военного управления; образовательные программы различного уровня и направленности; сеть реализующих программы обучения специальных учебных подразделений и частей по военно-профессиональной подготовке.
Основной тенденцией в деятельности органов государственной власти и военного управления стало непрерывное стремление вывести систему организации подготовки унтер-офицерских кадров на качественно новый уровень, обеспечивавший профессиональное совершенствование выпускников учебных частей. С этой целью органами государственного и военного управления прилагались настойчивые усилия по формированию многоуровневой системы подготовки унтер-офицерских кадров, сохранению и совершенствованию сети учебных частей всех родов войск регулярной армии, обеспечению перехода на этап непрерывного образовательного процесса унтер-офицеров, а также повышению эффективности их обучения и воспитания с учетом задач, решаемых войсками и специфики их боевого применения.
Обобщенный опыт формирования системы подготовки унтер-офицерских кадров в русской армии первой половины XIX в., его осмысление позволяют извлечь из него ряд уроков применительно к Вооружённым Силам Российской Федерации на современном этапе.
Урок первый. Исторический опыт убедительно свидетельствует об огромной роли младшего командного состава в успешном выполнении вооружёнными силами основных задач по защите Отечества. Профессиональные, высокоорганизованные и дисциплинированные младшие командные кадры – объективная необходимость для успешного развития Российской армии.
Урок второй. Условием эффективного реформирования вооруженных сил является постоянное совершенствование системы подготовки младших командиров, приведение ее в соответствие с уровнем развития теории и практики военного дела. Практика подготовки унтер-офицеров русской армии исследуемого периода учит, что сеть учебных подразделений, частей и школ должна в достаточной мере удовлетворять потребности армии в квалифицированных младших командирах.
В современных условиях именно в таких частях легче создать современную учебно-материальную базу, содержать специализированные классы и кабинеты, использовать передовые формы и методы обучения и воспитания.
Урок третий. Высокий профессионализм младших командиров армии достигается путем формирования эффективной, адекватной уровню решаемых задач образовательной системы. Извлекая урок из прошлого, отметим, что отбор кандидатов для подготовки на должности сержантов (старшин) необходимо производить из воспитанников прошедших подготовку в начальных военно-учебных заведениях.
В связи с этим недопустимо забвение бесценного опыта подготовки унтер-офицерских кадров русской армии первой половины XIX в.
IV. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Практическая значимость диссертации заключается в том, что научно-теоретические положения, выводы и практические рекомендации, сформулированные диссертантом на основе проведенного исследования, анализ опыта деятельности государственных и военных органов управления по подготовке унтер-офицерских кадров накопленного в исследуемый период могут быть творчески использованы в ходе решения задач организации подготовки сержантов в современной Российской армии, а также в учебно-воспитательном процессе вузов Министерства обороны Российской Федерации.
Основные научно-практические рекомендации автора диссертации сводятся к следующему.
1. Исследование проблемы организации подготовки младших командных кадров армии, в том числе и ее исторических аспектов, целесообразно рассматривать как одну из приоритетных задач научно-поисковой работы в Вооруженных Сил Российской Федерации. Представляется важным создание под руководством Военно-научного комитета Вооруженных Сил Российской Федерации Совета по координации научных исследований в области организации подготовки сержантов. По мнению диссертанта, Совет в условиях модернизации армии будет играть роль «мозгового центра», объединяющего интеллектуальные силы для выработки предложений по укреплению и развитию системы подготовки младших командных кадров армии.
2. Критически должен быть осмыслен как зарубежный, так и прежде всего отечественный опыт комплектования Вооруженных Сил военнослужащими сержантского состава по контракту. Профессиональная армия – это боеспособная армия, обученная и оснащенная для ведения современной войны. Для этого целесообразно осуществить следующие мероприятия:
- организовать усилиями ученых Военного университета исследование отечественного и зарубежного опыта подготовки младших командных кадров с последующей разработкой военно-теоретического труда по данной тематике и методических пособий в помощь должностным лицам учебных центров по подготовке сержантов.
- в целях повышения статуса младшего командира необходимо ввести в практику формирования сержантского корпуса стимулирующие факторы. Далеко не последняя роль в решении данного вопроса принадлежит системе материального стимулирования службы.
3. Актуальным направлением в подготовке младших командиров в войсках является повышение качества обучения и воспитания сержантских кадров. Поэтому необходимо и далее совершенствовать образовательный процесс и поднимать роль учебных центров и частей в подготовке профессиональных младших командиров, обладающих знанием военного дела и навыками управления подчиненными. В этих целях необходимо:
- в центрах подготовки младших командиров скорректировать программы подготовки сержантов в области, педагогической и морально-психологической подготовки. Главным результатом обучения должностных лиц младшего командного состава должны стать сформировавшиеся психологические установки по отношению к подчиненным.
4. В настоящее время актуальной остается проблема сохранения военных традиций. Наметившуюся тенденцию к возрождению армии на основе традиций идеалов русского унтер-офицерского корпуса необходимо закрепить и поддержать. В этих целях центральной и окружной военной печати следует шире освещать историю и традиции подготовки унтер-офицерского корпуса русской армии исследуемого периода. Целесообразно, чтобы на страницах журналов «Военно-исторический журнал», «Военная мысль», газет «Красная звезда», газет военных округов имелась постоянная рубрика «Младший командир», в которой можно было бы помещать статьи об истории унтер-офицерского корпуса русской армии и методические материалы по организации обучения и воспитания младших командиров.
5. В целях обеспечения постоянного воздействия на сознание, чувства и поведение сержантского состава представляется важным вопрос о создании сержантских собраний в полках и бригадах для проведения досуга, общения, воспитания чести и достоинства на основе духовно-нравственных традиций части.
V. АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ
Диссертация обсуждалась на кафедре истории Военного университета. Основные положения, выводы и практические рекомендации диссертационного исследования неоднократно излагались автором в научных докладах и сообщениях на внутривузовских семинарах, на межвузовских научных конференциях, посвященных проблемам строительства военной организации Российской Федерации.
Основные положения диссертации изложены в публикациях:
а) в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, включенных в перечень ВАК:
1. Становление системы подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в. // Вестник Военного университета. 2010. № 1. С. 46 – 56.
2. Становление института младших командиров в Российской армии (историческая ретроспектива) // Власть. 2011. № 1. С. 132 – 137.
б) в других научных изданиях:
1. Система подготовки унтер-офицерских кадров в русской армии в XVIII – начале XIX в: исторический опыт и уроки // Соискатель. 2009. № 2. С. 219 – 239.
2.Исторический опыт подготовки унтер-офицерских кадров русской армии в первой половине XIX в. // Сб. науч. ст. адъюнктов. 2010. № 18. Ч. 2. С. 88 – 108.
Общий объем публикаций по теме исследования – 4 п.л.