СМИРНОВ С. Ю. Трансформации образа героя в сознании российского общества (социально-философский анализ)
Диссертационный совет Д.215.005.03. при Военном университете (123001, Москва, ул. Большая Садовая, 14) объявляет, что диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук представил Смирнов Сергей Юрьевич на тему: «Трансформации образа героя в сознании российского общества (социально-философский анализ)» (09.00.11), т. 684–13–56.
Предполагаемая дата защиты – 23 декабря 2011 года.
Ученый секретарь диссертационного совета Д 215.005.03 А. Оборский
Научный руководитель доктор философских наук, доцент Кафтан Виталий Викторович
Официальные оппоненты:
- доктор философских наук, профессор Каверин Борис Иванович
- кандидат философских наук, доцент Жуков Евгений Васильевич
Ведущая организация: Пограничная академия Федеральной службы безопасности России
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Герой всегда занимал важное место в российской общественной жизни. Само нахождение российской цивилизации, созданной нашими предками на не всегда благоприятной в политико-географическом и природно-климатическом плане территории, которая тем не менее была пределом устремлений разных захватчиков и привлекала во все времена множество желающих получить все богатства этой земли, требовало от россиян отваги, ратного упорства, взаимовыручки. Не меньшее мужество необходимо было для заселения огромных российских просторов, ежедневного трудового подвига. Тесно связан с героизмом и образ подвижника, решившегося во имя упрочения духовности на монашеское служение. Все это вызвало к жизни необходимость в людях, готовых к подвигу, героях, чей нравственный пример служения своей стране мог быть примером для всех россиян.
История сохранила множество имен героев, однако в последние годы возникает феномен трансформаций героических образов, их значительной переоценки, когда под видом «открытия новых фактов» происходит девальвация подвига, что ведет к принижению, осмеянию и забвению людей, отстоявших и приумноживших богатство и славу государства российского. Данную ситуацию можно охарактеризовать как явление дегероизации, которое активно осуществляется в российском общественном сознании. Между тем, английский философ Т. Карлейль отмечал: «Я думаю, что уважение к героям, в различные эпохи проявляющееся различным способом, является душой общественных отношений между людьми и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом для оценки степени нормальности или ненормальности господствующих в мире отношений» . Опираясь на данный критерий и исходя из отношения к герою в современном российском обществе можно сделать вывод о наличии серьезных проблем с репрезентацией образа героя в социально-духовном пространстве отечественного социума.
Актуальность исследования обусловливается следующими обстоятельствами:
Во-первых, тотальным распространением образцов массовой культуры в российском обществе, которые усредняют, упрощают социальные требования к личности, навязывают в качестве руководства к социальной деятельности индивидуалистические лозунги типа: «не геройствуй», «не высовывайся», «тебе, что больше всех надо» и других, дискредитирующих саму необходимость героического поведения.
Во-вторых, активной мифологизацией в качестве образов героев новых героических типажей и профессий, декларирующих ценности потребительства и гедонизма, никак не связанных с выполнением, часто с риском для жизни и здоровья, общественного долга и социальных обязательств.
В-третьих, попытками замены образа героя, культивируемого всем развитием российской цивилизации, на духовно пустой образ сверхчеловека или супермена, являющийся широко распространенным культурным стереотипом цивилизации Запада, активно продвигаемым ныне в качестве образца для подражания и для отечественной молодежи.
В-четвертых, навязчивыми действиями средств массовой коммуникации, направленными на замалчивание или кардинальное переосмысление деятельности личностей героев их подвигов и свершений, а также их роли в истории России.
В-пятых, попытками пересмотра социального статуса и общественной оценки ряда лиц, которые навсегда запятнали себя предательством, изменой, жестокостью и трусостью, которые должны восприниматься в новых условиях как «непризнанные герои», «борцы с режимом», «благородные разбойники» и т.д.
Исследование изменений в образе героя имеет существенные трудности, связанные с многоликостью этого явления, определенной сокрытостью его проявлений, полярностью имеющихся в его отношении оценок, трудно фиксируемой спецификой воздействия на социум. Голландский философ Й. Хейзинга отмечал, что ныне «понятие героического претерпело такую ошеломительную трансформацию, которая лишает его глубинного смысла… Культ героического сам по себе есть показатель кризиса. Он означает, что понятия служения, миссии, долга больше не имеют достаточно силы, чтобы стимулировать энергию общества. Ее нужно усиливать, как голос через громкоговоритель. Энтузиазм людей необходимо раздувать, а может быть, и "надувать"» .
Сегодня как никогда важен призыв чешского героя-антифашиста, погибшего в нацистском застенке – Ю. Фучика: «Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали: не было безымянных героев. Были люди, у каждого свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!».
Таким образом, проблема научного изучения образа героя, его сущностных и содержательных особенностей, вопросов его создания, реконструирования и дальнейших видоизменений в контексте влияния на сознание российского общества приобретает в настоящее время особое значение.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы влияния на общественное сознание различных информационных факторов в наши дни предстает как одна из активно изучаемых проблем, однако к анализу героического образа, внимание исследователей обращается не столь уж часто. Тем не менее, в различных социально-гуманитарных науках складываются собственные позиции в отношении познания данного феномена.
Так, филология уделяет внимание проявлениям образа героя в художественной литературе. Так, Д.А. Голубев рассматривает проблему «героизма» как особого лингвокультурного концепта (лексемы), который своим смыслом обобщает выдающиеся по своему общественному значению свершения человека, требующие от него напряжения духовных и физических сил, проявления мужества, храбрости и самоотверженности. Л.А. Гусева видит в образе героя одно из возможных воплощений авторского сознания в лирическом произведении.
Политологические исследования (Н.Г. Щербинина) направлены на изучение возможностей влияния героической мифологии на формирование жизненных сценариев индивида и в то же время и на создание собственных иллюзорных представлений об идеальном спутнике жизни, об идеальном доме, идеальном руководителе государства и общественном устройстве.
Культурологические изыскания (Н.Б. Мында) имеют своей целью рассмотрение ментальных оснований различных культур (в частности – античной), предопределивших феномен героизации как естественной интенции человеческой культуры.
Между тем, именно философии принадлежит уникальная роль в исследовании образа героя. Имеют свои существенные особенности философские подходы к пониманию образа героя как объекта общественных отношений. Одни философы (Г.А. Кривощекова) осмысливают роль и место героизма в современной культуре в переломные для ее существования эпохи, когда в условиях хаоса и социальной аномии герой, используя внутренние, скрытые творческие силы выступает духовным ориентиром для общества, оставляя заметный след в культуре и память о себе в истории, другие мыслители (Е.В. Иванова) показывают культурного героя как медиатора (посредника) мифологического смыслообразования, через деятельность которого создаются особые социальные образования – мифологемы, посредством которых в жизнь социума вносятся универсальные бытийственные смыслы, еще одна группа ученых (И.М. Суравнева) уделяет внимание проблеме функционирования явления героизма, сопоставления объективного и субъективного в героическом, а также динамики синхронного и диахронного развития героических проявлений, некоторые авторы (А.В. Трофимова) указывают на особенную значимость в русском культурном пространстве феномена подвига, который выступает как проявление героизма, готовности личности к подвигу, ее заряженности на совершение мужественного поступка.
Представление об уровне собственно социально-философского анализа образа героя в российском общественном сознании можно составить на базе рассмотрения имеющейся литературы, в которой имеется сущностный анализ феномена героя, выделены его содержательные элементы, рассмотрены особенности его создания и распространения, различные аспекты влияния на общественное и индивидуальное сознание, а также определены некоторые направления противодействия деструктивному влиянию разрушения образа героя.
Результаты анализа научных работ по теме диссертационного исследования позволяют выделить наиболее и наименее изученные стороны, условно разделить имеющуюся литературу на следующие группы.
Первую группу составляют работы К.Х. Каландарова, В.Ф. Петренко, О.В. Митиной, П.А. Рачкова, В.И. Толстых, А.К. Уледова и др., посвященные особенностям бытия сознания общества.
Особое место занимают здесь работы Б.А. Грушина, Г. Лебона, Г. Маркузе, С. Московичи, X. Ортеги-и-Гассета и др., в которых изучается феномен массового сознания.
Идеология, которая выступает ядром сознания общества, активно содействующим созданию, распространению и навязыванию определенных идей концепций, чувств и настроений рассматриваются книгах Р. Барта, А. Грамши, С. Жижека, М.К. Мамардашвили, К. Мангейма, К. Маркса.
Общественное мнение как специфический способ проявления состояния сознания социальной общности, в котором отражается отношение большинства ее членов к фактам, событиям и явлениям действительности изучались Э. Бернейсом, П. Бурдье, Д.П. Гавра, М.К. Горшковым, У. Липпманом, Э. Ноэль-Нойман, Дж. Цаллером и др.
Во второй группе, представленной О. Аронсоном, В.П. Зинченко, С.В. Клягиным, Дж. Кэмпбеллом, В.В. Мантатовым, И.Т. Фроловым разного рода образы рассматриваются как особые знаково-символические конструкции, воздействующие на сознание общества.
В третьей группе выделяются труды Дж. Бруно, С.Н. Булгакова, Т. Карлейля, Й. Хейзинги, Э. Юнгера и др., в которых исследуется феномен героя, героической личности.
Содержательные особенности героизма и героического поведения рассматривали Д.А. Волкогонов, В.Д. Плахов, П.А. Сапронов, И.М. Суравнева, В.В. Федоров и др. Некоторые черты героя применительно к войне и военному делу освещали в своих работах Р. Кайуа, Н. Коупленд, Г. Михайлов, А. Моррис, Е.С. Сенявская и др.
Особое место здесь занимают работы военных ученых Б.И. Каверина, П.В. Петрия, С.А. Тюшкевича, П.И. Чижика и др., в которых дан анализ духовно-смыслового пространства российского общества и российской армии, в котором реализуется образ героя.
Некоторые характеристики образа врага, выступающего в качестве антипода героя (антигероя) анализировали Г. Зиммель, Г.И. Козырев, Л. Гудков, А.Н. Савельев, А.В. Шипилов и др.
К четвертой группе можно причислить ученых Т.И. Заславскую, О.А. Теряеву и др., в трудах которых рассматриваются возможные трансформации, происходящие с образом героя в российском обществе.
В пятой группе отмечаются работы Э.А. Галумова, М. Марка, К. Пирсона, А.Ю. Панасюка, ?.?. Трунова, Е.И. Черниковой и др. которые раскрывают некоторые направления противодействия технологиям дегероизации.
Подводя итоги анализу научной разработанности изучаемой темы, следует отметить то обстоятельство, что за исследовательскими рамками рассмотренной научной литературы остается проблемная ситуация, связанная с трансформациями, происходящими в настоящее время с образом героя и их влиянием на социальные процессы в России. В связи с этим возникает необходимость проанализировать значительные деформации образа героя в общественном сознании современного российского общества, что в качестве самостоятельной исследовательской задачи еще не ставилось.
Актуальность исследовательской задачи, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования является образ героя в современном российском обществе. Предметом – выступают трансформации образа героя, характер их проявления, последствия воздействия на сознание российского общества, направления противодействия негативному влиянию дегероизации на социальную реальность.
Цель исследования состоит в рассмотрении с социально-философских позиций проблемы деформации в создании, распространении, сохранении и влиянии образа героя на социальную ткань бытия в современном российском обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных конкретных задач:
– уточнение основных признаков сознания российского общества как пространства репрезентации образа героя;
– установление сущности образа героя в сознании российского общества;
– определение некоторых форм трансформации образа героя в сознании российского общества;
– раскрытие технологических особенностей реализации дегероизации;
– представление некоторых направлений противодействия реализации технологий дегероизации с целью предотвращения или смягчения негативных последствий для сознания российского общества.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения представителей зарубежной и отечественной философской мысли, в которых исследуются социальные явления общественной жизни, феномены общественного, массового и индивидуального сознания, в частности, проблемы мировоззрения, идеологии, массовой культуры, их роли в жизни общества и человека. В работе также широко представлены итоги осмысления научно-методических материалов различных социальных институтов, научно-практических конференций и семинаров, диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой коммуникации по теме исследования.
Непосредственно методологическую основу диссертации составили базовые положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются принципы философского анализа: деятельностный, организационно-системный, структурно-содержательный, аксиологический, семиотический подходы, принципы социального детерминизма, историзма и т.д. При постановке и решении основной проблемы диссертации в силу ее междисциплинарного статуса были использованы некоторые методологические принципы, характерные для эстетико-философского, сравнительно-исторического, контекстуального, текстологического методов исследования (постструктуралистские, постмодернистские, семиотические методологии). Более конкретными методами выступали классификация и систематизация, методы теоретического обобщения и описания и др. В данном исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания.
Эмпирическая база исследования включает результаты научно-методических обобщений различных социальных институтов по проблеме; социологические данные, полученные и использованные другими авторами по теме диссертации; контент-анализ материалов периодической печати, а также обобщение информационной практики профессиональной деятельности различных государственных органов и общественных организаций, в целях обеспечения устойчивого развития государства, общества и личности, в области противодействия негативного влияния на общественное мнение, подвергающегося значительным трансформациям образа героя.
II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертационное исследование структурно состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, раскрывается степень ее научной разработанности в литературе, определяются объект и предмет исследования, формируются его цель и задачи, указывается теоретико-методологическая и эмпирическая основа диссертации, определяется научная новизна и формулируются положения, выносимые на защиту.
В первом разделе – «Сознание российского общества как социальное пространство репрезентации образа героя», выявляется сущность, содержание и особенности функционирования сознания российского общества, как особого условия реализации образа героя в социуме.
На основании выделенных исследователями подходов обозначаются несколько теоретических позиций в оценке сознания общества: теория отражения (отражение социального бытия), индивидуалистский подход (общность отдельных индивидуальных сознаний), трансграничный подход (взаимопроникающие солидарные сознания), метаиндивидуальный подход (коллективное сознание – эгрегор или коллективное бессознательное – архетип), опираясь на которые делается вывод о том, что сознание общества является более богатым и емким по содержанию, чем общественное сознание, составляющее его сердцевину, при этом указанное понятие выработано для обозначения сознания в его включенности в жизнедеятельность людей, когда оно соотносится со своими субъектами, которые им обладают и руководствуются в своей деятельности, в том числе и по созданию и поддержанию образа героя.
На основании выявления основных характеристик сознания российского общества: структурности, мифологичности, символичности, идеальности, интенциональности, идеаторности формулируется его авторское определение в контексте существования в нем образа героя.
Применительно к возможности существования в сознании общества героических образов особую роль в нем играет социальная мифология. Показываются и раскрывается методологическая основа создания социальных мифов: теория мифологического мышления К. Леви-Стросса (метафоричность, оперирование готовым набором элементов, поддающихся калейдоскопическому ранжированию, а также бриколаж, как способ конструирования образов и фактов из подручного материала); философия символических форм Э. Кассирера (конструирование с помощью мифа определенных ценностей и норм, воспринимаемых на веру, без рационального критического осмысления); миф как система коммуникации Р. Барта (создание значения, которым может быть все, что угодно, так как миф определяется не предметом сообщения, а формой его выражения).
Делается вывод о том, что современное сознание российского общества наиболее часто проявляет себя в массовом сознании, наиболее общим выражением которого является общественное мнение, которое в свою очередь можно рассматривать как оценочное суждение, которое выражает определенное отношение людей к актуальным вопросам социальной жизни, одним из которых является феномен героизма, затрагивающий их общие интересы.
Общественное мнение тесно связано с идеологией, которая обозначает с помощью амбивалентных образа героя и образа врага, два понятных и общедоступных для массового сознания полюса «свой – чужой» для последующего построения социального самоопределения как личности, так и всего общества в целом.
Выявляются некоторые свойства образа, опираясь на которые дано его сущностное определение как сложного многоуровневого образования, обладающего системой значений и полем смысла.
Показывается, что формирование образа есть активный целенаправленный процесс, направленный на решение определенной задачи, в зависимости от которой определенными социальными акторами, производится отбор и упорядочение информации при создании указанного образа. Данный процесс связан в первую очередь с «установкой» индивидуума, последняя же проявляется в направленности внимания личности на те свойства и отношения вещей, которые имеют объективное значение для практической деятельности по распредмечиванию или опредмечиванию социальной действительности.
Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных образов в социальном пространстве может создавать образное поле – специфическое внеисторическое, интертекстуальное, а иногда и антилогичное пространство, обусловленное чувственным восприятием образов людьми, которое как бы «захватывает» объект, превращая его в значимый для массового сознания образ.
Доказывается, что образ в настоящее время, чаще всего выступает как имидж – в значительной степени искаженный, иллюзорный, приукрашенный, доведенный до символического значения признак вещей, личности или событий, который диктует своему носителю определенный тип поведения. Однако в современном российском обществе, которое динамично приобретает черты информационного социума, имидж все чаще становится основным средством представления реальности. Именно поэтому образ героя нуждается в активной поддержке его определенного, более обоснованного, в том числе и с научной точки зрения положительного имиджа.
Другой конструкцией образного поля является стереотип, который можно отнести к специфической группе установок, существенно влияющих на восприятие информации теми людьми, которые ими обладают. При этом стереотип подвержен, по мнению философа-постмодерниста Ф. Джеймисона, реификации – процессу превращения абстрактных понятий в якобы реально существующие феномены с определенными субстанциональными свойствами. Благодаря этому стереотипы, выступают как условные «ярлыки», навешиваемые сегодня на образ героя, средством утверждения которого служит не подвиг, а обыденное мнение. Герой в таком контексте – не более чем обозначение личности субъекта, в соответствии с какой-либо его особенностью, что глубоко затрагивает весь процесс его восприятия создавая устойчивые взгляды, определяющие ложное отношение к героическим поступкам. Одним из видов наиболее распространенных стереотипов по мнению В.Д. Плахова являются стигмы (от греч. stigma – клеймо, пятно) , которые обозначают то, что герой всего лишь метка, посредством которой в общей массе выделяют то или иное лицо.
Во втором разделе – «Сущность и содержание образа героя в условиях его трансформаций в современном общественном сознании российского социума» исследуется феномен образа героя как сложного, социально значимого образования, смысловой конструкции российского общественного сознания, для репрезентации которого кардинально меняются в настоящее время средства, каналы и возможности его воплощения.
В качестве героя рассматривается человек, способный на подвиг, необычайное сверхусилие, совершение нечто сверхъестественного, что явно не под силу обычному человеку, что противопоставляется тривиальному существованию остального общества, профаническому бытию других людей. При этом для выявления сущности героического образа обобщаются имеющиеся к этому явлению подходы, которые обозначаются в качестве групп определений: экзистенциальный, психоаналитический, пассионарный, фольклорно-мифологический, синергетический постмодернистский, религиозный, социально-нравственный, волюнтаристский и историко-прогрессивный и др.
На основе их анализа дается авторское определение сущностных особенностей и содержательных черт образа героя.
Выявляется механизм героического поступка, накладывающего свое влияние на бытие образа героя, который включает в себя способность человека: сделать нравственный выбор в отношении подвига (опираясь на волевую решимость, отвагу мышления и нравственную дерзость); осознать возможные последствия героического шага (сопровождаемое проявлениями патриотизма, долга, гордости, ненависти, чести, боевого возбуждения); решится на подвиг (определение цели предстоящего героического поступка и средств ее достижения) и выполнить волевое героическое действие (сосредоточение всех духовных и физических сил и способностей для претворения своего решения в жизнь).
Доказывается, что субъективность образа героя включает момент пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций конкретного субъекта создающего и репрезентирующего героические образы.
Наиболее значимыми средствами репрезентации образа героя в социуме является литература (направлена на раскрытие личных сверхчеловеческих качеств героя в героическом эпосе; на воспитание героики, осознание исторической правды в историческом романе) и кинематограф (ориентирован на показ глубин героического выбора, который может служить осознанию и пониманию роли и места героя в современном обществе; на раскрытие конфликта между мировоззрениями безрассудного героя-одиночки, целью которого является слава и земного человека, обладающего личным мужеством в защите от опасности своего дома и близких людей).
Анализируются основные черты развития образа героя применительно к разным историческим периодам, среди которых отмечаются: в первобытнообщинную эпоху – «бигмен», в эпоху античности – титан, герой-полубог, олимпиец, воин, а также берсерк, в эпоху Средневековья – религиозный подвижник, рыцарь, а также богатырь-витязь, в эпоху Возрождения – героический энтузиаст, в эпоху Нового Времени – фаустианский человек, сверхчеловек, нигилист, а также образ русского солдата «чудо-богатыря». Указано, что в современную эпоху все чаще становится героем «удачливый» человек по стандартам западной культуры (агрессивный, эмоционально холодный, сексуальный, самоуверенный и коммуникабельный).
Среди причин трансформаций образа героя выделяются следующие: культурно-цивилизационные изменения, гендерное перераспределение ролей, замена героизма культом супермена, изменение идеалов, внедрение технических инноваций, становление общества потребления.
В третьем разделе – «Основные направления противодействия негативным трансформациям образа героя в сознании российского общества» проводится социально-философский анализ последствий реализации технологий дегероизации, а также исследуются возможности реализации некоторых направлений противодействия указанному воздействию на образное поле российского социума.
Доказывается, что адекватно описать происходящие трансформации образа героя, а также наметить некоторые пути противодействия им возможно с помощью введения термина «дегероизация», как одной из форм значительных изменений репрезентации образа героя.
Представление о дегероизации неоднозначно, разные мыслители понимают под ней: снижение значимости человеческих поступков; сознательный отход от героического пафоса и героических образов в социальных практиках навязываемых всему обществу; отрицание по идеологическим соображениям трудовых, творческих и боевых героических подвигов; прием психологической войны, который направлен на то, чтобы «отнять у народа образцы для подражания и воспитания»; последствие упадка цивилизации Запада и присущей ее современному состоянию деградации политкорректностью; становлению некритически мыслящего, иррационалистически ориентированного человека массовой культуры и др.
Целью дегероизации сегодня выступают в основном не герои Октябрьской революции и Гражданской войны (оценка деятельности которых с позиции современности в сознании общества крайне неоднозначна), а герои Великой Отечественной войны (оценка подвига которых положительна абсолютным большинством населения и России и в странах ближнего Зарубежья). Представляется, что это связано с тем, что в настоящее время именно этот период в истории нашей страны является пространством наиболее активного информационного противоборства.
Дегероизация может быть реализована с помощью многообразных технологий, выступающих комплексом организационных мер, операций и приемов, последовательностью действий по реализации указанной деятельности. К числу такого рода технологий относятся: подмена героического подвига, замалчивание и принижение героического поступка, компрометация личности героя, сатиризация образа героя и др.
Раскрываются особенности реализации технологий дегероизации с помощью различных средств: литературы, кинофильмов, комиксов, компьютерных игр, телешоу, телерекламы и др.
Доказывается, что наиболее адекватной стратегией противодействия технологиям дегероизации является организация ряда мер в различных сферах социума: политической, экономической, социальной и духовной.
Представлены также различные уровни на которых организуются мероприятия по противодействию дегероизации (государственный, общественный, личностный).
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и научно-практические рекомендации, предложения по реализации полученных результатов.
Объем диссертации – 189 страниц.
III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ
Научная новизна диссертационного исследования выражается:
– в выявлении признаков сознания российского общества как пространства репрезентации образа героя;
– в определении сущности образа героя в сознании российского общества;
– в установлении и систематизации основных форм трансформации образа героя в сознании российского общества;
– в определении особенностей технологий дегероизации;
– в выработке и обосновании приоритетных направлений противодействия деструктивным технологиям дегероизации для обеспечения защиты российского общества от искаженного образа героя.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Признаки сознания российского общества как пространственно-временной репрезентации образа героя включают знания о героической личности и содержании героической деятельности (идеалах, нормах, принципах, установках, эмоционально-чувственных и волевых состояниях), необходимых для проявления героической активности.
Основными признаками современного сознания российского общества в контексте существования в нем образа героя выступают: структурность (целостностная взаимосвязь элементов, выступающих самостоятельными духовными образованиями: обыденного сознания и общественной психологии, а также теоретического сознания и идеологии), мифологичность (возможность с помощью некритического восприятия социальных мифов, активно влиять на общественные процессы и отношения), символичность (приписывание объектам социальной жизни значений, истолкование их и консолидирование индивидуальных сознаний для организации деятельности), идеальность (независимость образов сознания – «икон» от материального мира), интенциональность (установление предметного смысла явлений), идеаторность (способность творить и воспроизводить идеи).
В условиях многозначности реальности, которая часто меняет свои свойства, как это происходит в современной постмодернистской ситуации «текучего времени», образ выступает не как сама вещь, явление или процесс, а как распредмеченное впечатление, которое складывается при взаи¬модействии с ними, что позволяет сформировать наиболее адекватное понимание явления героя, героизма и героического поступка.
Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных визуальных и вербальных образов может создавать специфическое социальное пространство – образное поле, обусловленное не логикой, а чувствами людей воспринимающих данные образы. В образном поле сознания российского общества, которое часто выступает в качестве массового сознания или общественного мнения могут быть зафиксированы: героический имидж как символический образ личности или событий, основанный на результатах обработки информа¬ции, диктующий своему носителю определенный образ поведения и героический стереотип как некое абстрактное образование, основанное на упрощенных преувеличенных оценках и суждениях, корректирующее имидж и создающее феномен его мгновенного узнавания.
2. Сущностью образа героя выступает символическое отображение, формируемое социальными акторами, с помощью определенных идеологем в сознании общества, реальных социальных процессов, вызовов и угроз, ответом на которые является социально значимый образец личности, воплощающий в себе неразрывное единство: мировоззренческих убеждений, духовных ценностей (добра, человечности, справедливости, преданности близким людям и своей Родине), а также самоотверженного поведения (готовности к свершению потенциально опасного для жизни и здоровья, но необходимого для социума поступка).
При этом содержанием образа героя является особая целостность: личностной воли (зрелость личностного самосознания и мышления), социальной ответственности (предельное драматическое напряжение базовых социальных ценностей, связанное с глубочайшим кризисом данного общества и вызовом для этого социума) и сакрального аспекта (особая индивидуальная вера, способность героического сознания интегрировать личностное и социальное в единую взаимосвязанную и взаимозависимую мировоззренческую систему).
Имеются различные подходы к сущности героического образа, которые можно обозначить как: экзистенциальный (связывает личность героя с преображением и спасением мира, преодолением мирового зла и особенно страха перед смертью), психоаналитический (герой как коллективное эго, создаваемое взрослыми на основе ретроградных фантазий и представлений о своем собственном детстве, тесно связанное с психоаналитическими комплексами), пассионарный (фиксирует героическую личность как одержимую особой силой – пассионарностью, позволяющую ей не взирая на личную опасность создать новый этнос или кардинально изменить среду его обитания и основные культурные черты); фольклорно-мифологический (герой является носителем народной идеи, художественным воплощением миро¬воззрения народа и его идеалов), синергетический (самоорганизация человека, способного к подвигу), постмодернистский (герой выступает маргинальной личностью – трикстером, пытающимся отстоять ценности частной жизни и свои индивидуальные права), религиозный (герой предстает подвижником, который имеет нравственно-духовный фундамент, опирающийся на незримое самоотречение, послушание, самодисциплину и самообладание), социально-нравственный (герой служит воплощением общественного долга, борцом не за личные, а за общественные интересы), волюнтаристский (герой воплощает себя главным творцом истории, именно благодаря его личностной воле меняются исторические эпохи) и историко-прогрессивный (герой воспринимается как «зачинатель нового мира», деятельность которого является сознательным и свободным выражени¬ем естест¬венного хода вещей).
3. Основными формами трансформаций образа героя выступают его значительные изменения, среди которых на современном этапе развития российского общества, наиболее опасна – «дегероизация» – кризисное духовное явление, связанное с выхолащиванием духовной значимости героизма, обезличиванием подвига, сведением героических поступков к случайности, приравниванием самих героев к лицам не вполне духовно здоровым, направленное на снижение героического потенциала нации, разрыв традиций исторической преемственности, девальвацию ценностных оснований социального бытия и исчерпание героического начала, необходимого для придания нового импульса развития российскому обществу.
Среди причин трансформаций образа героя выделяются следующие: культурно-цивилизационные изменения (человеческая цивилизация по Дж. Вико развивается по замкнутому циклу, состоящему из трех последовательных эпох: век богов – век героев – век людей, что можно считать определенной научно-исследовательской программой изучения образа героя), гендерное перераспределение ролей (устойчивая тенденция в замещении женщинами профессий, считавшихся традиционно мужскими и напротив – принятие на себя женских форм поведения частью мужского населения), замена героизма культом супермена (появление в средствах массовой коммуникации масштабно тиражируемого образа супергероя, имеющего как антропоморфный облик, но сверхчеловеческие способности: Супермен, Халк, Люди-Х, так и нечеловеческий вид: Спайдермен, Бэтмен, Хэлбой и др., выступающего поборником и заступником человечества), изменение идеалов (примитивность современных «политкорректных персонажей» отражает «идеологическую ничтожность» героев нашего времени), внедрение технических инноваций (подавление природы техникой формирует человека-рациона¬листа, при-датка к автоматическим устройствам, позволяющим заменить подвиг механическим действом), становление общества потребления (в погоне за бесконечным получением материальных благ нет места героям, способным на проявление бессмертности духа и победе над плотским).
4. В качестве технологий дегероизации необходимо обозначить такие как: подмена героического подвига (выдавание нарушителей присяги за непризнанных героев, «борцов с тоталитарным прошлым», деятельность которых активно пересматривается, переосмысливается, оправдывается), замалчивание и принижение героического поступка (трансляция в сознание людей идеи о том, что не существует самоотверженных поступков, что за всем кроются личностные интересы), компрометация личности героя (показ «ущербности» образа героя, его «недомыслия», физической и духовной «неполноценности», благодаря которой он преступает свой инстинкт самосохранения), сатиризация образа героя (показ в гиперболизированном юмористическом ключе самой личности или поступков героя).
В настоящее время образ героя повергается серьезным деформациям на разных каналах его репрезентации: в литературе (фигурирует образ антигероя, т.е. человека, который по своим убеждениям и поступкам является носителем отрицательных качеств); в фильмах (происходит пересмотр самой личности героя и новая расстановка акцентов в отношении поступков, которые он совершает); в комиксах (примитивность отношений между людьми, низведение социальных конфликтов к сюжетно занимательным столкновениям «хороших» и «плохих» людей); в компьютерных играх типа «Counter Strike» (стирается всякая грань между героем-контртеррористом и антигероем-террористом, для пользователя они выглядят одинаково и даже антигерои имеют в силу специфики игры большую привлекательность); в телеиграх типа «Последний герой», «Слабое звено» (организована конкуренция не по принципу «один за всех и все за одного», а по индивидуалистическому принципу «выживает сильнейший»).
5. Основными направлениями противодействия технологиям дегероизации является организация ряда мер в различных сферах социума: в политической (создание и поддержание героического образа политика), экономической (показ необходимости героического поведения в бизнесе, направленного, прежде всего, не на получение прибыли, а на проявление социальной ответственности и готовности оказания всесторонней помощи обществу); социальной (сосредоточение усилий на поддержании образа героя в семье и других социальных институтах: школе, религиозных организациях и др.) и духовной (деятельность по сохранению нравственных идеалов, формирование патриотического сознания и способствование всеобщему медиаобразованию и др.).
Указанные направления реализуются на государственном (борьба с искажениями истории, деятельность по организации и проведению памятных дней, связанных с проявлениями героизма, всемерная поддержка и забота о привитии молодым гражданам героических идеалов), общественном (развитие героических традиций общественно-патриотическими организациями) и личностном (формирование у личности чувства собственного достоинства, силы воли, мужества) уровнях социума.
IV. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности, содержании и типологии образа героя в общественном сознании, а также выявлении факторов, влияющих на его трансформации и основных последствиях, а также некоторых направлениях по противодействию распространению данного феномена в условиях российского общества. Полученные в исследовании результаты социально-философского анализа могут рассматриваться в качестве основы дальнейшего изучения места и роли, состояния и специфики создания, распространения и влияния образа героя на сознание российского общества в современных условиях, и на этой основе выработки научно обоснованных возможных направлений противодействия деструктивным последствиям трансформаций образа героя.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности и необходимости совершенствования выявления процессов дегероизации образа героя в общественном сознании, выявлении возможностей создания системы контроля и противодействия их распространению в современном российском социуме, принятии на различных уровнях социума научно обоснованных решений по защите исторической правды, истинности и смыслового значения образного знаково-символического измерения общества. Положения и выводы диссертационного исследования могут иметь практическое значение для государственных органов, общественных и научных организаций, проводящих исследования в области социальной жизни личности, общества и государства.
Результаты, полученные в ходе социально-философского анализа проблемы трансформаций образа героя в сознании российского общества, позволяют констатировать, что выдвинутые и обоснованные автором замысел и концепция исследования нашли свое подтверждение в научно-теоретическом и практическом отношении. Проведенное исследование проблем, поставленных в диссертации, позволяет предложить ряд рекомендаций, выделенных в следующие группы.
Первая группа: рекомендации теоретического плана включают в себя исследованные в работе методологические положения и подходы к изучению как образа героя в сознании общества, так и выявленных технологий его трансформаций и разрушения. Они могут найти широкое применение в дальнейшем изучении различных аспектов формирования как общественного мнения и сознания общества, так и индивидуального сознания, применительно к личности россиянина, в исследовании роли образа героя, в обретении личностью целостного мировоззрения, открытого героическим поступкам в современном российском обществе и мировом социокультурном пространстве, в обеспечении духовной безопасности личности, общества и государства.
Опираясь на разработанные в диссертации положения, представляется целесообразным более полно и последовательно исследовать ряд перспективных направлений, значительно расширяющих объем научного знания по данной проблеме:
– разработка научно обоснованных подходов к выявлению различных субъектов деятельности по созданию образа героя;
– социально-философский анализ источников и причин дегероизации;
– изучение возникновения, видоизменения, динамики и тенденций репрезентации образа героя;
– критический анализ социальных акторов, формирующих, поддерживающих и видоизменяющих облик героя в сознании общества;
– разработка новых подходов к проблеме влияния образа героя на различные сферы общества;
– критическое исследование методологических основ изучения героического образа;
– определение подходов к классификации различных образов героя в социуме;
– изучение механизмов взаимовлияния образа героя и образа врага на процессы общественного развития.
К организационно-практической группе рекомендаций относятся:
1. Обществоведам, ученым и педагогам ВУЗов предлагается использовать материал диссертации в следующих целях:
– для проведения занятий по философии, социологии, религиоведению, педагогике, культурологии и другим предметам;
– для разработки и включения в тематический план по философии тем: «Философия героизма», «Героический образ в современном российском обществе»;
– для подготовки и издания учебных пособий для слушателей, курсантов и студентов: «Дегероизация как социальный вызов современному российскому обществу», «Образ героя как социальный феномен: сущность и особенности проявления».
2. Офицерам, осуществляющим обучение, воспитание и руководство личным составом, материал диссертации поможет при подготовке и проведении занятий в системе общественно-государственной подготовки, а также в системе командирской подготовки по следующим темам:
– для офицеров – «Технологии дегероизации в современном российском обществе: сущность, содержание, направления изменения и основные пути противодействия»;
– для солдат и сержантов – «Образ героя как объект деструктивного воздействия в современном российском обществе».
3. Для активизации исследовательской работы по предложенной проблематике рекомендуется:
– провести научно-практические конференции по вопросам противодействия негативному влиянию технологий дегероизации на сознание общества;
– организовать научно-исследовательскую работу по дальнейшему изучению механизмов трансформаций образа героя в современном российском обществе.
Апробация исследования. Основные теоретические положения диссертации обсуждались на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Череповецкого военного института радиоэлектроники, на кафедре философии и религиоведения Военного университета, в выступлениях на различных научно-практических конференциях и семинарах, в ходе проведения занятий по философии с курсантами.
Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях автора:
а) научные статьи, опубликованные в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук:
1. Смирнов С.Ю. Основные сущностные черты образа героя в российском общественном сознании в контексте его трансформации // Вестник Череповецкого госуниверситета. 2011. № 3. Т. 1. С. 125-129. – 0,6 п.л.
2. Смирнов С.Ю. Технологии дегероизации в сознании российского общества // Вестник Череповецкого госуниверситета. 2011. № 4. Т. 3. – 0,5 п.л.
б) в других изданиях:
3. Смирнов С.Ю. К вопросу о содержании образа героя в российском обществе // Симбирский научный вестник. 2010. № 2 (2). С. 147-153. – 0,5 п.л.
4. Смирнов С.Ю. Трансформации образа героя в условиях общества потребления // Материалы XIX межвузовской военно-научной конференции. Часть 1. 25-26 ноября 2010 г. Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского (филиал, г. Череповец). С. 83-88. – 0,5 п.л.
5. Смирнов С.Ю. (в соавторстве) Морально-психологическое обеспечение деятельности войск. Краткий словарь основных понятий. Череповец: Череповецкий военный инженерный институт радиоэлектроники, 2011. – 20 п.л. (из них лично – 2 п.л.).
Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил 4,1 п.л.
С. Смирнов