Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram
Главная < Наука < Подробнее

ШЕСТОПАЛОВ Ю.П. Социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан

Диссертационный совет Д-215.005.07 при Военном университете (123 001, Москва, ул. Большая Садовая, 14) объявляет, что диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук представил ШЕСТОПАЛОВ Юрий Петрович: «Социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан», (22.00.08). Защита состоится 28 декабря 2011 г. Т. 684-50-13.

Диссертация выполнена на кафедре социологии Военного университета

Научный руководитель: доктор социологических наук, доцент Кибакин Михаил Викторович

Официальные оппоненты:

  • доктор социологических наук, профессор Тавокин Евгений Петрович
  • кандидат социологических наук, доцент Чернов Виталий Вениаминович

Ведущая организация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат социологических наук Осипенко Эдуард Борисович

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность проблемы. В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышения доходов и качества жизни.

В результате проведения медико-социальной экспертизы в 2009 году признано инвалидами 3 541 349 граждан, из них: первично - 1 100 095 граждан, повторно – 2 441 254 человека. При этом в 2008 году федеральными государственными учреждениями проведено 4 596 993 освидетельствований граждан на предмет установления инвалидности, при этом признано инвалидами 3 881 859 граждан. Таким образом, число освидетельствованных граждан и признанных инвалидами в 2009 году сократилось на 4,2% и на 9,4% соответственно.

Достигнутые результаты явились следствием реализации материального обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, улучшением условий медико-социальной экспертизы и реабилитации, совершенствованием медицинского и социального обслуживания, в том числе, в рамках мероприятий федеральной целевой программы (далее – ФЦП) «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы» и ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».

Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся значительными, ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, остается нерешенной важнейшая социальная задача – создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.

Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.

Согласно «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятым резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблей ООН от 20 декабря 1993 года, «...государствам следует а) осуществлять программы действий, с тем, чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидов; и b) принимать меры для обеспечения им доступа к информации и коммуникациям».

В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (далее - Конвенция). Принятие Конвенции стало историческим шагом в направлении содействия обеспечению прав инвалидов на международном договорном уровне.

Подписание Конвенции Российской Федерацией фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа, наравне с другими, к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Необходимость создания безбарьерной среды для маломобильных граждан диктуется всей логикой общественного развития. Это требует объединения усилий и государства, и бизнеса и, конечно, широкого общественного участия. При принятии конкретных решений для осуществления значимых изменений в этой сфере необходимо понимать процессы, которые происходят сегодня в гражданском обществе, а также основные тенденции его развития.

Социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан недостаточно представлено в общем объеме мероприятий, реализуемых государством. Это снижает их статус в решении проблем социального развития. В связи с этим важность диссертационного исследования связана со следующими обстоятельствами: возрастанием значения деятельности государства в сфере обеспечения безбарьерной среды для маломобильных групп граждан; необходимостью развития теории и практики функционирования субъектов социального проектирования в интересах гармоничного развития общества и государства в целом; актуальностью совершенствования методики и социальных технологий социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан.

Степень разработанности проблемы. Проблемам социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан посвящено немало фундаментальных теоретических трудов. Результаты и выводы исследования сущности, содержания и особенностей социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан содержатся в работах социологов, экономистов, философов, организаторов и практиков управления Аганбегяна А.Г., Анософф И., Афанасьева В.Г., Вебера М., Вудкока М., Дюркгейма Э., Заславской Т.И., Керженцева П.М., Лебедева П.Н., Маркова М., Мескона М.Х., Питерса Т., Уотермена Р., Пригожина А.И., Сорокина П.А., Спенсера Г., Тейлора Ф.У., Файоля А., Эмерсона Г. и других.

Аверин Ю.П. разработал модель социологического анализа системы социального проектирования в обществе, Алешня С.В., Андренов Н.Б. рассмотрели социальное проектирование как объект философского и философско-социологического анализа, вопросы прогностической деятельности в социальном проектировании изучены Зеренковым В.Г., Идрисов А.А. выделил и обосновал критерии эффективности социального проектирования в современной России, Калабухова Г.В., разработала систему информационно-социологического обеспечения органов управления социальной сферой региона, Танатова Д.К. разработала систему социологического обеспечения процессов управления социальной защитой населения в регионе.

Некоторые работы, которые носят преимущественно нормативный, методический или публицистический характер посвящены проблемам развития безбарьерной среды для маломобильных граждан.

В тоже время, как показал анализ научных исследований, задача по разработке проблем использования социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан в условиях взятия Российской Федерации обязательств по соблюдению международных требований доступности среды для инвалидов и других маломобильных граждан в прямой постановке не решалась.

Таким образом, в настоящее время в российской социальной практике сложилось реальное противоречие между необходимостью повышения эффективности процесса развития социальной среды и обеспечения ее доступности для всех категорий граждан в условиях глобальных процессов вовлечения населения в систему социальных связей и недостаточным использованием возможностей социального проектирования в силу преимущественно технократического подхода. В этой связи выдвигается следующая гипотеза исследования: внедрение гуманитарного подхода к развитию социальной среды, обеспечению ее доступности для маломобильных граждан способно существенно повысить эффективность решения задач интеграции социальной деятельности в различные сферы функционирования социума, что можно обеспечить на основе использования всего спектра методов социального управления, проектирования и планирования. Одновременно требуется адаптировать методы социального проектирования к процессу учета норм и стандартов производственной сферы - архитектуры, дизайна, строительства.

Объект исследования – маломобильные граждане, как социальная группа с особыми потребностями в безбарьерной среде как условия их активной жизни.

Предмет исследования – процесс социального проектирования безбарьерной среды для маломобильных граждан.

Цель – социологическое исследование процесса социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан, путей его совершенствования.

Задачи:
1. Теоретическое исследование понятия «доступная среда для маломобильных граждан» как объекта социального управления и проектирования.
2. Уточнение сущности и содержания категории «социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан».
3. Исследование механизма проектирования доступной среды для маломобильных граждан.
4. Анализ структуры и специфики участия субъектов социального управления в социальном проектировании доступной среды.
5. Обоснование модели совершенствования процесса социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан.
6. Выработка предложений по повышению эффективности социологического обеспечения социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан.

Источниковую базу диссертации составили: общегосударственные и ведомственные нормативные правовые акты в сфере развития безбарьерной среды; научные труды отечественных и зарубежных социологов, философов, политологов, психологов по проблемам интеграции человека в социальное пространства, обеспечения ее доступности; также использованы нормативные, методические и аналитические материалы наук и производственных институтов – архитектурные, строительные и технические стандарты доступности и безбаръерности среды, универсального дизайна, а также материалы научных конференций; научные публикации.

Теоретико-методологической основой исследования стали: концепции социального управления, сравнительный анализ, принципы выявления сущности понятий и их определений; синергетический, системный, социокультурный, функциональный, проблемно-деятельностный, диалектико-материалистический подходы. Широко использованы междисциплинарные методы в рамках синергетического подхода.

В исследовании использованы теоретические методы - сравнительно-сопоставительный; системный; терминологический; ситуационный, структурно-функциональный, а также эмпирические методы - опрос, экспертиза, контент - анализ, включенное наблюдение, вторичный анализ результатов социологических исследований. На этапе количественного анализа социологических данных использованы методы определения мер центральной тенденции и вариации, нормирования данных, корреляционного и факторного анализа. Эмпирическая база диссертационного исследования: материалы социологического исследовательского проекта «Доступная среда», реализованного автором в 2007-2011 годах. В ходе его реализации на основе контент-анализа (104 источников), экспертного опроса методом Дельфи, анкетирования (443 анкетируемых) получены представительные данные, которые легли в основы выводов из анализа практики социального проектирования и предложений по его совершенствованию.

Достоверность научных результатов обеспечена: репрезентативностью выборки; применением методов, адекватных цели и задачам исследования; надежностью эмпирической информации, полученной с применением совокупности исследовательских процедур и методов сбора, измерения, обработки исходных данных; использованием научно обоснованных подходов к анализу содержания процесса социального проектирования безбарьерной среды, экспертизой и экспериментальной проверкой в практической деятельности экспертных структур при формировании государственной программы «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, проектировании общественных программ инвалидных объединений.

Научная новизна диссертационного исследования.
В работе на основании теоретико-методологического исследования в рамках социологии управления и современных данных социологических исследований:
- на основе социологического исследования в рамках социологии управления уточнены понятия «маломобильные граждане», «доступная среда для маломобильных граждан», «социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан»;
- получены дополнительные сведения о сущности проблемы между существующей и необходимой системой развития социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан и путях ее решения на основе методов социального проектирования;
- на основе современных социологических данных получены представительные сведения о механизмах и деятельности субъектов процесса социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан;
- обоснованы пути совершенствования социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан и представлена социологическая модель их реализации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что авторский подход к исследованию восполняет пробел в обосновании теоретико-методологических основ организации и использования социального проектирования в развитии доступной среды для маломобильных граждан, существенно дополняет предметную область социологии управления. Теоретические положения, разработанные в диссертации, могут быть применены при разработке концепции развития доступной среды в нашей стране в соответствии с международными требованиям на основе интеграции понятий социологии управления, архитектуры, строительства, универсального дизайна в условиях глобального процесса вовлечения всех групп населения в активную социальную жизнь.

Практическая значимость работы. Содержащиеся в диссертации положения по дальнейшему совершенствованию социального проектирования доступной среды могут представлять интерес для практической деятельности органов социального управления различного уровня. Основные результаты исследования могут использоваться в учебном процессе при подготовке административного персонала органов государственного и муниципального управления. Реализация рекомендаций будет способствовать совершенствованию методов социального управления процессами развития социальной среды жизнедеятельности маломобильных граждан.

Положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

Первое. Обоснование теоретико-методологических основ социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан, которые включают общенаучные методы и теоретические построения наук не только гуманитарного, но и инженерно-технического профиля. Это обуславливает особенности содержания данного процесса, использующего междисциплинарные средства и комплексные механизмы в проектных предложениях по решению проблем доступности среды.

На базе теоретического анализа представлено авторское определение доступной среды для маломобильных граждан как объекта социального проектирования, связанное с рассмотрением ее как компонента общей социальной среды жизнедеятельности субъектов социума, требующей постоянного развития пространственных, социо-технологических и индивидуально-личностных условий для доступности основных социальных благ, что предусматривает выработку проектных предложений комплексного характера.

Второе. Анализ содержания институциональных проектов по развитию безбарьерной среды для маломобильных граждан, которые представлены в следующих формах: (а) на социетальном уровне оформляются в виде государственных целевых программ; (б) на уровне социально-территориальных образований в форме региональных программ; (в) на уровне социальных групп и представляющих их интересы институтов гражданского общества – общественных программ; (г) на конкретно-социальном уровне – в виде социально-технологических проектов, планов, нормативов.

Третье. Обоснования механизма социального проектирования безбарьерной среды, который включает в себя ряд процессов: (1) стратегическое планирование и прогнозирование в сфере потребностей в безбарьерной среде; (2) нормирование целевых установок по созданию доступной среды; (3) применение правовых методов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Проекта «Доступная среда» на всех уровнях исполнительной власти; (4) формирование организационной структуры управления реализацией Проекта «Доступная среда» (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления); (5) процессы разработки и нормативного закрепления социального контроля его реализацией.

Четвертое. Структура и содержание деятельности субъектов социального проектирования безбарьерной среды для маломобильных граждан, которая имеет свою специфику в зависимости от их функционального предназначения: (а) субъекты социального управления социетального уровня – определяют целевые установки и нормативы; (б) субъекты социального управления с исполнительскими функциями – предлагают способы реализации проекта и необходимые ресурсы в своей сфере; (в) субъекты управления социально-территориального уровня – обосновывают формы социального взаимодействия для решения задач на конкретно-социальном уровне; (г) субъекты социального контроля в форме экспертных структур – осуществляют оценку социальных проектов и в последующем контролируют их реализацию.

Пятое. Модель совершенствования социального проектирования безбарьерной среды для маломобильных граждан, которая включает следующие компоненты: (а) актуализация и нормативное закрепление потребности в социальном проектировании; (б) определение направлений реализации проекта; (в) установление системы информации; (г) определение структуры и сфер ответственности субъектов управления проектом; (д) обоснование вариантов решения проблем; (е) разработка механизма снижения возможных негативных последствий и рисков; (ж) нормативное закрепление методики оценки эффективности реализации проекта. Предлагаемая модель применяется в условиях ее социологического обеспечения.

Апробация диссертационного исследования связана с участием автора в работе Рабочей комиссии по деятельности региональных и муниципальных органов власти и их взаимодействию с общественными организациями Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов. Ряд выводов работы обсуждены и получили одобрения на российских и международных конференциях, в частности Всероссийской научно-практической конференции «Развитие общественно-государственного партнерства в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов войны и членов их семей: опыт, проблемы, перспективы». 19 мая 2011 г., ЦВТ им. М.А. Лиходея и других.
Материалы исследования использованы в преподавании дисциплин гуманитарного цикла в различных высших учреждениях профессионального образования - Военном университете, Всероссийском заочном финансово-экономическом институте. Материалы диссертации использованы в программах дополнительного образования сотрудников гостройнадзора, гостехнадзора, органов защиты потребительского рынка, органов социальной защиты, привлекаемых для контроля за соблюдением законодательства в сфере развития доступной (безбарьерной) среды. Автор привлекался в качестве эксперта при разработке проекта государственной программы «Доступная среда на 2011 – 2015 годы».

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ВО ВВЕДЕНИИ обоснована актуальность социологического анализа проблем социологии управления, связанных с социальным развитием, процессами прогнозирования, планирования, социального проектирования, раскрыта степень научной разработанности этой темы, определены объект, предмет, цели, задачи и гипотезы исследования, показана научная новизна и практическая значимость диссертации.

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ – «Социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан как объект социологического анализа» – рассмотрены теоретико-методологические подходы к изучению основных категорий объектно-предметной области исследования – доступности среды, маломобильности, социального проектирования в данной сфере в рамках социологии управления.

В первом параграфе - «Доступная среда для маломобильных граждан как объект социального проектирования» рассмотрены научные подходы к социологическому исследованию содержания понятий доступности среды применительно к такой специфической социальной группе, как маломобильные граждане, описана специфика этих понятий в рамках процесса социального проектирования.

С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), доступная среда может определяться как физическое окружение, транспорт, информация и связь, дооборудованные, с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей, с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.

На базе теоретического анализа представлено авторское определение доступной среды для маломобильных граждан как объекта социального проектирования, связанное с рассмотрением ее как компонента общей социальной среды жизнедеятельности субъектов социума, требующей постоянного поддержания и развития пространственных, социо-технологических и индивидуально-личностных условий для доступности основных социальных благ, что предусматривает выработку проектных предложений комплексного характера.

Характеристика доступной среды для маломобильных граждан, как объекта социального проектирования, осуществляется на различных уровнях. Раскроем далее различные параметры данного социального феномена на различных уровнях.

На методологическом уровне необходимо основываться на принципе о том, что создание доступной среды должно преследовать не сугубо технические задачи (оборудование подъездов, транспорта и т.д.), а системную цель – создание доступного комфортного социума для маломобильных граждан.

Правовой основой для данных работ должен стать отдельный нормативно-правовой акт, в котором должны быть закреплены: основные термины, а также основные подходы к развитию безбарьерной среды: (1) необходимости; (2) достаточности; (3) соразмерности. При этом целесообразно подвергнуть дополнительному анализу принципы частного и публичного права, которые необходимо использовать при формировании принципов в сфере безбарьерной среды. В качестве варианта нормативного закрепления требований к доступной среде может быть предложен федеральный закон «О социальной интеграции маломобильных граждан и создании безбарьерной среды».

Главная нормативно-правовая проблема – соотнесение конституционных принципов равных возможностей для людей (в том числе и инвалидов) с законодательно закрепленным способом распределения государством имеющихся ресурсов. При этом закрепление основных норм в данной сфере должно проистекать из норм новой международной декларации о правах инвалидов.

Целесообразно продолжить разработку и последующее нормативное закрепление особого категориального аппарата в сфере социальной интеграции маломобильных граждан и создания для них безбарьерной среды. В перспективе возможно формирование отдельной сферы знаний, либо частной теории.

Ключевыми понятиями, которые могут формировать категориальный аппарат могут быть определены следующие подходы:
- употребление термина «Vita» (вита) – жизнь; в этом случае возможно употребление термин «виталяция» – процесс расширения сферы жизни.
- использование термина «Vitalitas» (виталитас) – жизнеспособный; в этом случае целесообразно введение категории «виталитация» – процесс расширения (повышения) жизнеспособности.
- смысловое развитие понятия «Commodus» (коммодация) – уют (уютный, комфортный, удобный); интеграция с перечисленными выше терминами позволяет сформулировать понятие «витакоммодация – процесс повышения жизнеспособности за счет повышения благоприятности среды;
- возможен также вариант адаптации категориального аппарата «логистики» в части перемещения объектов в пространстве.

В целях социологического анализа обобщим характеристики особой социальной группы – «маломобильные граждане». В данную группу можно включить следующие категории:
А). Инвалиды
- «колясочники»
- с нарушением опорно-двигательного аппарата
- слепые (слабовидящие)
- глухие (плохослышащие).
Б). Лица престарелого возраста
В). Лица с ослабленным здоровьем (после операции, болезни и т.п.)
Д). Малолетние (в том числе грудные дети с родителями)
Е). Малоподвижные граждане (тучные, с одышкой и т.п.).
Ж). Лица с нескоординированностью движений и нарушенными социальными навыками и задержками психического развития (тугодумие, нарушение памяти и т.п.).

По своему объему (содержанию) безбарьерная среда, как объект социального проектирования, состоит из трех подсистем первого уровня: (1) жилая безбарьерная среда; (2) безбарьерная среда социальной реализации; (3) безбарьерная коммутационная среда.

Каждая подсистема первого уровня состоит из подсистем второго уровня.

А) Жилая безбарьерная среда:
- жилое помещение: спальная комната, кровать; столовая, место питания; кухня, место приготовления пищи; туалет, место справления естественных потребностей; ванна, место совершения гигиенических процедур; помещение (место) удовлетворения социальных потребностей (просмотр телевидения, чтение, занятие хобби); помещение (место) общих встреч; подсобные помещения; балкон; коридоры;
- места общего пользования многоквартирного дома: лестницы; подъезды; двор, придворовая территория.
Б) Безбарьерная среда социальной реализации:
- производственная среда (среда трудовой деятельности);
- среда зданий и помещений учреждений и органов социальных услуг: административные здания; здания и помещения медицинских, оздоровительных, реабилитационных учреждений; торговые здания; здания расчетно-кассовых операций; культурно-развлекательные здания; здания и помещения образовательных организаций; здания и сооружения спортивного характера;
- среда корпоративных связей: помещения общественных организаций; помещения проживания родственников, друзей.
В). Безбарьерная коммутационная среда
- транспортная;
- дорожная:
- интеллектуальная (информационная): печатные СМИ, переписка; телевидение, видеопросмотры; телефонная связь; интернет-каналы связи.

Во втором параграфе - «Теоретико-методологические основы социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан» исследованы определены теоретические проблемы проектирования доступной среды, описаны методологические подходы в рамках социологии управления к осуществлению данного процесса.

В силу сложности структуры и функций феномена безбарьерности среды для маломобильных граждан, теоретико-методологические основы социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан включают общенаучные методы и теоретические построения наук не только гуманитарного, но и инженерно-технического профиля, что обуславливает особенности содержания данного процесса как использующего междисциплинарные средства и комплексные механизмы в предложениях по решению проблем доступности среды.

Проектирование безбарьерной среды включает три этапа:
1-й этап – создание микросреды для отдельного инвалида по месту жительства
2-ой этап – создание безбарьерных «островков» в виде специально оборудованных учреждений массового пребывания
- оборудование отдельных маршрутов на основе оценки плотности потоков маломобильных граждан
3-й этап – объединение в целостную систему
При этом проектирование включает развитие технологий в сфере доступной среды: нормативно-правовых; кадровых; информационных; управленческих; научно-исследовательских (экспертных и мониторинговых); стандартизирующих; в формате «системы качества».

ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ – «Характеристика социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан в современных условиях» – на основе материалов комплексного социологического проекта определены качественные и количественные показатели данного процесса, исследован его механизм и на примере социальных практик в данной сфере описана деятельность субъектов управления по социальному проектированию.

В первом параграфе - «Социологический анализ современных институциональных проектов создания и развития доступной среды для маломобильных граждан» описаны типы спроектированных и реализуемых проектов решения проблем безбарьерности зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, произведен их социологический анализ.

Социологический анализ содержания институциональных проектов по развитию безбарьерной среды для маломобильных граждан позволяют их структуризировать по уровням и субъектности.

В настоящее время они являются объектами социального проектирования различного уровня со своими субъектами социального заказа и собственно проектирования: на социетальном уровне оформляются в виде государственных целевых программ; на уровне социально-территориальных образований в форме региональных программ; на уровне социальных групп и представляющих их интересы институтов гражданского общества – общественных программ; на конкретно-социальном уровне – в виде социально-технологических проектов, планов, нормативов (заданий).

При социальном проектировании институциализированного на социетальном уровне субъектами управления – заказчиками государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы были сформулированы цели и ее организационный замысел в контексте стратегических планов социально-экономического развития на 5-15 лет. Так, целями данного социального проекта «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» являются: формирование к 2015 году условий для устойчивого развития беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорта, средствам связи и информации; повышение доступности реабилитационных услуг и совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы.
Социальное проектирование по Программе «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» показало, что в настоящее время в Российской Федерации существует разрозненная и не всегда достоверная информация о состоянии доступности среды. При этом уровень доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Российской Федерации остается в основном низким.

В этой связи реализация Проекта «Доступная среда» будет осуществлена в 2 этапа: первый этап – 2011-2012 годы, второй этап – 2013-2015 годы. На первом этапе предполагается подготовить соответствующие нормативные и методические документы, регламентирующие обязательное соблюдение требований доступности среды для инвалидов, выполнить ряд первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, принять решения о реализации мероприятий по обеспечению доступности в приоритетных сферах жизнедеятельности, а также реализовать пилотный проект по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации. Второй этап предполагает полномасштабное проведение работ по обеспечению доступности существующих объектов и сооружений.

Социальное проектирование безбарьерной среды осуществляется также в форме территориальных программ. Субъектам Российской Федерации рекомендуется на основе Проекта «Доступная среда», с применением методики разработки по формированию перечня мероприятий программ субъектов Российской Федерации, обеспечивающих доступность, в том числе доступность объектов социальной инфраструктуры для детей-инвалидов, разработать и утвердить аналогичные целевые программы, предусматривающие выполнение субъектами Российской Федерации основных целевых индикаторов реализации Программы. Софинансирование мероприятий субъектов Российской Федерации, включенных в аналогичные целевые программы осуществляется при условии использования ими собственных и привлеченных средств в размере не менее 50 процентов от общего объема финансирования.

Механизм социального проектирования институциональных программ предусматривает активное участие различных субъектов – в том числе общественных организаций. Так, в рамках ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», осуществлялась поддержка общественных организаций инвалидов по созданию рабочих мест.

Во втором параграфе «Механизм социального проектирования институциональных проектов создания доступной среды для маломобильных граждан» приведены выводы из анализа результатов авторского исследовательского проекта по социологическому описанию особенностей проектирования проектов различного уровня социального взаимодействия по созданию и развитию доступной среды, приведены их структура и специфика в зависимости от решаемых задач.

Механизм социального проектирования развития доступной среды для маломобильных граждан представляет собой совокупность интегрированных в едином перечне действий процессов: (1) стратегического планирования и прогнозирования в сфере потребностей в доступной среде; (2) нормирование целевых установок по созданию доступной среды; (3) применение правовых методов влияния (совокупность нормативных и иных средств влияния на исполнение проекта; (4) формирование организационной структуры управления реализацией проекта (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления); (5) процессы разработки и нормативного закрепления социального контроля за его реализацией, нормативно институциализированного в форме обязывающего реализующих данный перечень субъектов социального взаимодействия документа (проекта).

В социально ориентированном проекте прежде всего важная его актуальность, что предполагает выделение отдельного процесса - прогнозирования и планирования по актуальной проблеме в зависимости от ее социальной значимости (1) со стороны субъекта управления – заказчика проекта. В этом случае можно говорить о предполагаемых и желаемых социальных последствиях в конкретных сферах и среди конкретной категории населения. В процессе актуализации субъекты его разработки часто расширяют пределы цели проекта и его задач. Это необходимо для того, чтобы шире посмотреть на социальное пространство, в котором реализуется проект.

Процесс нормирования целевых установок в механизме проектирования доступной среды (2) включает формирование показателей на различных уровнях и сферах социального взаимодействия.

На социетальном уровне выделяется такие показатели, как повышение социального самочувствия и доверия к органам власти со стороны маломобильных граждан, увеличение их экономической активности за счет развития средств коммуникации и повышения профессионального потенциала. На институциональном уровне – это развитие реабилитационной инфраструктуры и совершенствование механизмов квалификации степени потери мобильности (работы бюро МСЭ) и социального планирования преодоления маломобильности (разработка индивидуальных программ реабилитации). На конкретно-социальном уровне – создание условий для физической, информационной и межотношенческой доступности социальных благ, объектов социальной инфраструктуры и субъектов социальной коммуникации (родственники, общественные организации).

Отдельно выделяется в механизме проектирования процесс обоснования наиболее адекватных условиям осуществления и его целям методов и средств выполнения запланированных мероприятий (3). Особенности методов и средств реализации проекта связаны с содержанием и соотношением между собой нормативно-правовых, социально-экономических и организационно-технологических компонентов. Прежде всего проектировщик определяет организационно-правовые методы его реализации.

В процессе формировании организационной основы реализации и управления (4) проекта характеризуются участники его реализации и их функции; место и время осуществления проекта; имеющиеся в наличии и необходимые материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы.

Отдельно выделяются при социальном проектировании доступной среды для маломобильных граждан процессы разработки и нормативного закрепления социального контроля за его реализацией (5). Важность данного процесса связана с большой совокупностью субъектов его реализации, сложностью их взаимодействия на различной основе (административной, гражданско-правовой, частно-государственного и общественно-государственного партнерства, волонтерской и других), а также необходимостью контроля за расходованием финансовых средств. Как правило данный процесс включает обоснование структуры и функций особого субъекта управления программой в виде отдельного юридического лица либо коллегиального органа.

В третьем параграфе «Структура и содержание деятельности субъектов социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан» описаны существенные аспекты управленческой деятельности различных субъектов проектирования доступной среды для различных потребностей социальной практики.

Социологический анализ показывает, что в силу сложности социального проектирования безбарьерной среды для маломобильных граждан, в данном процессе задействованы различные субъекты. Структура и содержание деятельности субъектов социального проектирования имеет свою специфику в зависимости от их функционального предназначения.

Выделяются субъекты социального управления социетального уровня, которые определяют целевые установки и нормативы. К ним относятся высшие должностные лица государства.

Важную роль в социальном проектировании играют субъекты социального управления с исполнительскими функциями, которые предлагают способы реализации проекта и необходимые ресурсы в своей сфере. К данным субъектам относятся профильные министерства, агентства и службы.

Далее рассмотрим статус и социальные характеристики субъектов социального проектирования и реализации безбарьерности среды на уровне социально-территориальных образований регионального уровня. Характерным в этом отношении является опыт города Москвы, где нормативно закреплено участие субъектов социального управления в реализации проектов безбарьерной среды на территории мегаполиса.

Экспертное исследование «Безбарьерность – 2010-2011» проводилось в ходе обучающего семинара со слушателями – представителями: Департамента социальной защиты населения города Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг, Мосгосстройнадзора, Мосэкспертизы, институтов гражданского общества, работников префектур и управ и другими категориями, которые институционально представлены в процессе проектирования безбарьерной среды. В целях исследования использовался бланк экспертного опроса.

Исследование показывает, что слушатели обучающего семинара в целом позитивно (79,1% слушателей, из них 55,2% определенно позитивно) оценивают практику участия социальных работников в контроле за соблюдением безбарьерности на этапе принятия объектов.

Однако нужно учесть, что выявлено также и негативное отношение у некоторых респондентов к этой практике. Так 16,5% слушателей дали негативную оценку данной практике, причем 9% высказывали определенно негативную оценку.

Кроме того, 4,5% не смогли выразить свою точку зрения в позитивную или негативную сторону (ответ: между «да» и «нет»).

На основе распределения мнений можно сделать частный вывод о том, что практика участия социальных работников в контроле за соблюдением безбарьерности на этапе принятия объектов оценивается слушателями семинара в целом положительно.

Рис.1. Сравнительный анализ мнений о привлечении социальных работников к контролю за соблюдением требований безбарьерности на различных этапах развития доступной среды.

Слушатели также позитивно оценивают поступившее предложение по участию социальных работников в контроле за соблюдением безбарьерности на этапе проектирования объектов. 79,1% слушателей дали позитивную оценку данному предложению (из них 56,7% дают однозначно позитивную оценку).

Однако целесообразно также учитывать и выявленную альтернативную позицию. Так, 14,5% слушателей оценивают это предложение негативно (причем 7,5% дают определенно негативную оценку).

Кроме того, 7,5% слушателей не имеют сформулированное мнение, и поэтому не смогли выразить определенно свою точку зрения относительно поступившего предложения.

В целом же, как показывают результаты исследования, привлечение социальных работников к оценке соблюдения безбарьерности на этапе проектирования объектов поддерживается большинством обучаемых.

26,9% слушателей семинара имели опыт участия в исследовании вновь построенных зданий и мест трудовой деятельности на предмет их соответствия требованиям безбарьерности.

Вновь построенные здания и места трудовой деятельности с точки зрения временных затрат на изучение соблюдения требований безбарьерности можно разделить на три группы:

1 группа – малоресурсные, для изучения которых требуется до 15 минут. Они составляют 16,7% от всех зданий.
2 группа – среднересурсные, для изучения которых требуется около 1,5 часа (90 минут). Они составляют 66,6% от всех зданий.
3 группа – ресурсоемкие, для изучения которых требуется от 2-х до 4-х часов и более. Они составляют 16,7% от всех зданий.

43,3% слушателей семинара имели опыт участия в исследовании вновь построенных пешеходных зон на предмет их соответствия требованиям безбарьерности.

Вновь построенные пешеходные зоны с точки зрения временных затрат на изучение соблюдения требований безбарьерности можно разделить на три группы:
1 группа – малоресурсные, для изучения которых требуется до 15 минут. Они составляют 27,6% от всех зданий.
2 группа – среднересурсные, для изучения которых требуется около 1,2 часа (70 минут). Они составляют 58,6% от всех зданий.
3 группа – ресурсоемкие, для изучения которых требуется от 2-х до 4-х часов и более. Они составляют 13,8% от всех зданий.

Таким образом, подготовка специалистов по безбарьерной среде должна включать соблюдение соответствующих требований по различным алгоритмам: упрощенные, среднересурсные, ресурсоемкие, которые соответствуют различным типам объектов по их сложности.

По результатам анализа полученных данных создание для инвалида безбарьерной среды по необходимым для него маршрутам, по мнению слушателей, является наиболее приоритетным направлением в системе реабилитации и интеграции инвалидов (i=0,7089).

Также высокие индексы были получены по следующим направлениям:
- мотивирование инвалида на активную жизнь, самореализацию, укрепление веры в жизнь (i=0,6368);
- медицинские мероприятия, оздоровление, медицинская реабилитация (i=0,5696).

Рис. 2. Приоритетность направлений по решению проблем безбарьерной среды.

Остальные направления получили следующие оценки, по мнению слушателей семинара:
- вовлечение инвалида в систему социальных коммуникаций на базе общественных организаций (i=0,3582);
- обеспечение конкурентоспособности на рынке труда, трудоустройство, переподготовка (i=0,5174);
- оздоровление семейных, детско-родительских отношений, помощь в создании семьи одиноким (i=0,306);
- наличие эффективной системы социальной помощи по месту жительства, оказание социальных услуг (i=0,3831).

Таким образом, проблемы безбарьерной среды являются приоритетными в системе реабилитации и интеграции инвалидов.

С точки зрения приоритетности общими направлениями решения проблем безбарьерной среды могут быть:
1. Адаптация построенных объектов к нормативам безбарьерной среды, оборудование жилых зданий, объектов инфраструктуры приспособлениями для инвалидов (30%).
2. Подробная разработка нормативной базы по организации безбарьерной среды и ее соблюдение, участие в этом инвалидов (26%).
3. Участие Департамента социальной защиты на всех стадиях строительства объектов (в том числе на стадии проектирования) (15%).
4. Изменить отношение в обществе к инвалидам, их проблемам, активная их интеграция в общественную жизнь (13%).

ТРЕТЬЯ ГЛАВА «Пути совершенствования социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан» содержит теоретико-методологическое обоснование и практическое описание соответствующей модели, раскрывает содержание и особенности социологического обеспечения ее реализации.

В первом параграфе - «Модель совершенствования социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан» на основе теоретико-методологического анализа описана социологическая модель совершенствования, описаны субъекты и объекты данной деятельности, социально-технологические средства реализации авторской модели.

Для выработке путей совершенствования социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан без построения комплексной социологической модели не обойтись. При этом основная сложность заключается в обоснованном подходе к выделению таких компонентов модели, которые оказывали бы наиболее значимое влияние на функционирование данного процесса. В нашем случае таковыми компонентами являются (рис. 3.1.): нормативное закрепление потребности в социальном проектировании (М1); направления реализации проекта (М2); система информации (М3); субъекты управления (М4); варианты решения проблем (М5); механизм снижения возможных негативных последствий и рисков проекта (М6); система оценки эффективности проекта (М7).

Рассмотрим каждый компонент предлагаемой модели более подробно. Первый из них – актуализация и нормативное закрепление потребности в социальном проектировании (М1). Он предполагает, что для решения проблемы обеспечения доступности среды для маломобильных граждан необходимо использовать программный метод.

Следующим компонентом модели выступает определение направления реализации проекта (М2). Для повышения эффективности социального проектирования безбарьерной среды для маломобильных граждан необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, формирование и финансовое обеспечение которых осуществляются по статьям расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальные вложения, прочие нужды.

Еще одним компонентом модели повышения эффективности социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан выступает установление системы информации (М3). Неотъемлемой частью социальной защиты инвалидов является достоверная, оперативная и всеобъемлющая информация о структуре инвалидности в Российской Федерации. При этом такая информация должна создать основу для анализа инвалидизирующих факторов с целью выработки государственной политики по профилактике инвалидности в том числе, детской инвалидности.

Рис. 3. Модель повышения эффективности социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан

Немаловажное значение имеет также и такой компонент модели, как выделение субъектов управления (М4). В качестве субъектов управления рассматриваются субъекты Российской Федерации, участвующие в пилотном проекте по формированию доступной среды для маломобильных граждан, с тем, чтобы после окончания пилотного проекта распространить полученные результаты на всю территорию Российской Федерации.

Следующий компонент модели предполагает определение вариантов решения проблем (М5). В настоящее время можно выделить три основные вариантах решения проблемы обеспечения доступной среды: инерционный, промежуточный, инновационный варианты.

Еще один компонент модели, а именно, закрепление механизмов снижения возможных негативных последствий и рисков проекта (М6), предусматривает организацию и проведение пилотных проектов в субъектах Российской Федерации, нацеленных на отработку формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации и отработку инновационных подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с учетом положений МКФ, в том числе МКФ для детей и подростков.

Наконец, заключительный компонент – установление системы оценки эффективности проекта (М7) – подразумевает, что эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.

Во втором параграфе - «Повышение эффективности социологического обеспечения социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан» обоснована роль и место данного вида обеспечения в процессе проектирования, раскрыто его содержание, приведены возможности использования социологических данных в данной сфере в современных условиях.

Социологическое обеспечение социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан предполагает развитие ряда подсистем деятельности социологической службы и отдельных ее субъектов – социологов, осуществляющих мероприятия в данной сфере. При их оптимальном функционировании можно создать необходимые условия для эффективного влияния социологических методов на совершенствование данного вида проектирования.

Подсистема обеспечения условий профессиональной деятельности выполняет такие функции, как технологизация деятельности социологов, соблюдение требований психофизиологии и эргономики их труда, соблюдение требований охраны труда и окружающей среды, учета психофизических особенностей обследуемого контингента.

Подсистема управления развитием методов и технологий социологического обеспечения социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан осуществляет: обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность специалистов социологического профиля, адаптацию новых технологий и методов социологических исследований, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку повседневной деятельности, организацию работы по совершенствованию программного обеспечения деятельности социологов.

Подсистема управления мотивацией поведения социологов, а также субъектов потребления социологической информации (административный персонал и специалисты) выполняет следующие функции: управление мотивацией поведения, социальное нормирование профессиональной деятельности, разработка систем и методов стимулирования получения разносторонней социологической информации, организация нормативно-методического обеспечения социологического обеспечения мотивации маломобильных граждан на сотрудничество с социологической службой.

Подсистема управления социальным развитием социологического обеспечения осуществляет: организацию социального планирования и проектирования данной сферы; развитие инфраструктуры для проведения социологических исследований; совершение инфраструктуры, обеспечение охраны здоровья и отдыха маломобильных граждан, создание институциональных структур управления социальными конфликтами и стрессами при проведении мероприятий, направленных на создание безбарьерной среды.

Подсистема развития организационной структуры социологического обеспечения выполняет такие функции, как анализ сложившейся оргструктуры реализации задач данного вида деятельности, проектирование новой оргструктуры социологического обеспечения, разработка штатного расписания сотрудников социологической службы, формирование новой оргструктуры при принятии управленческого решения об ее изменении, разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства на основе социологических данных.

Подсистема правового обеспечения деятельности социологов осуществляет: решение правовых вопросов договорных отно¬шений с привлекаемыми специалистами-социологами, согласование распорядительных и иных документов по проведению социологических исследований, решение правовых вопросов получения персональной информации и ее передачи субъектам управления.

Подсистема информационного обеспечения социологического обеспечения выполняет следующие функции: ведение учета и статистики эффективности мероприятий по созданию безбарьерной среды для маломобильных граждан, информационное и техническое обеспече¬ние системы социологического обеспечения, обеспечение сотрудников социологической службы статистической информацией, организация работы со средствами массовой информации.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные выводы и практические рекомендации органам государственного управления, проектным, научно-исследовательским организациям и институтам гражданского общества в сфере совершенствования процессов социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан.

III. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Выводы по результатам диссертационного исследования.

В ходе проведения диссертационного исследования подтверждено, что проектное мышление субъектов управления и, соответственно, программно-целевые средства развития социальной инфраструктуры все активнее входит в интеллектуальную, культурную, социальную сферы и определяют важные направления социального развития как на уровне социума, так и территориальных сообществ и конкретно-социальных условий по месту жительства.

Современная социальная практика деятельности субъектов управления различного уровня все более активно включает процессы долгосрочного прогнозирования и планирования социальных изменений для создания благоприятных условий жизни различным категориям граждан. Данные процессы тесно переплетаются с процессами социального проектирования соответствующих институциональных средств – государственных, региональных, муниципальных и общественных целевых программ.

Социологический анализ подтвердил гипотезу о том, что в современных условиях развитие доступной среды из сугубо инженерной все более преобразуется в социологическую задачу. Социальное проектирование в этом смысле является объективно адекватным научным и практическим институциональным средством для развития благоприятной доступной среды. При социальном проектировании обеспечивается интеграция, обсуждение и трансформация социальных потребностей, социальных ожиданий и установок населения и отдельных сообществ, идей, концепций, символов и одновременно порождают новые идеи, концепции, символы.

Существенным фактором использования социального прогнозирования для сбалансированного использования ресурсов социума, является все большая гуманизация социальных отношений. В связи с этим инвалиды, другие категории маломобильных граждан получают все больше ресурсов для решения своих специфических проблем. Однако, наметилась и тенденция обеспечения доступности и повышения комфорта в пользовании социальной инфраструктуры для всех граждан, для чего используется категориально-понятийный аппарат «универсального дизайна».

Исследование проблем социального проектирования в сфере развития доступной среды выявило определенную проблему выбора приоритетов при принятии управленческих решений субъектами управления на основе проектов, представляемых социологами.

Представление о приоритете субъектной позиции отдельных лиц, участвующих в социальном проектировании не нашло подтверждение при анализе социальной практике использования программно-целевых методов социальной политики, государственного управления. В настоящее время приоритет находится у субъектов, которые являются заказчиками проектов – а именно, субъектов управления социетального уровня – органов государственной власти. В этой связи инициативные социальные проекты институтов гражданского общества, экспертно-аналитических структур имеют самостоятельное значение, как факторы формирования социально обоснованныъх решений, которые могут сыграть существенную роль для обеспечения благоприятных условий жизни.

Решение проблем совершенствования процессов социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан включает мероприятия на различных направлениях – теоретико-методологическом, технологическом, организационно-обеспечивающим и другими.

Рекомендации.

В целях совершенствования социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан целесообразно осуществить ряд мер, которые сформулированы в качестве рекомендаций.

Субъектам социального управления социетального уровня, высшему государственному руководству предлагается:
- рассмотреть возможность внедрения в программы развития доступной среды для маломобильных граждан дополнительных стандартов социального характера, обеспечивающих эффективное социальное взаимодействие граждан на различных уровнях и с помощью различных коммуникационных, информационных средств и современных Интернет-технологий;
- изучить предложения экспертных сообществ и институтов, осуществляющих социально-аналитические и социально-программные функции в российском социуме в части включения социального проектирования доступной среды и использовать их при разработке государственных программ социально-экономического развития государства;
- предусмотреть возможность расширения социальных показателей оценки эффективности деятельности субъектов государственного и муниципального управления за счет включения параметров состояния и перспектив развития доступной среды.

Субъектам социального управления на уровне субъектов Российской Федерации предлагается:
- в целях ускорения социального развития благоприятной среды в регионах изучить возможность принятия соответствующих программ создания доступной среды с учетом региональных условий;
- при осуществлении мер социального контроля за возведением зданий и сооружений с учетом требований обеспечения их доступности, предлагается использовать широкий спектр санкций к нарушителям данных норм и механизмы привлечения общественности к обсуждению данных проблем.

Субъектам управления проектными и производственными организациями, реализующими конкретные мероприятия по развитию доступной среды, предлагается:
- на основании анализа социальной практики возведения доступной инфраструктуры разработать предложения по изменению законодательства, расширяющего возможности для использования производственных мощностей с учетом создания доступной социальной среды; использовать для этого экспертно-консультационные органы с привлечением общественности и СМИ;
- предлагается инициировать изменения и дополнения к программам дополнительного обучения специалистов подведомственных учреждений и организаций в сфере социального управления, прогнозирования и проектирования доступной среды.

Субъектам управления муниципальными образованиями, представляющими конкретно-социальную среду обитания маломобильных граждан:
- рассмотреть возможность постоянного мониторинга доступности зданий, сооружений, дорог, рабочих мест, мест социального обслуживания и сервиса с созданием постоянно пополняемой и актуализируемой базой данных, доступной населению;
- изучить возможность создания общественных инспекций из числа инвалидов и других маломобильных граждан, которым придать статус, необходимых для осуществления социального контроля за соблюдением требований доступности среды по месту жительства.

Институтам гражданского общества:
- изыскать возможность более активной социальной деятельности по проблемам эффективного взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти в сфере развития доступной среды, для чего предусмотреть разработку соответствующих общественных программ для участия в планировании и осуществления мероприятий в данной сфере;
- с целью формирования условий для социальной поддержки процессов развития доступной среды осуществлять массовые информационные мероприятия по привлечению внимания населения к проблемам снятия строительных, социальных, информационных и отношенческих барьеров в системе социального взаимодействия.

Научно-исследовательским и образовательным организациям:
- продолжить научно-теоретические исследования проблем развития доступной среды и ее социального проектирования в междисциплинарном ключе, обеспечивая интеграцию категориального аппарата в социальные понятия теорий социологии личности, социального развития, социологии личности;
- рассмотреть возможность при определении направлений дальнейших исследований в рассматриваемой сфере включить в них: проведение сравнительного анализа социальных аспектов развития доступной среды в различных странах на уровне социума, социальных общностей, территориальных образований; возможностей более широкого включения в социальное проектирование современных информационных средств и Интернет-технологий; условий и факторов активного социального участия самих маломобильных граждан в проектировании доступной среды и контроля за обеспечением благоприятных условий жизни.

IV. СПИСОК РАБОТ, В КОТОРЫХ ОПУБЛИКОВАНЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

Публикации в рецензируемых научных журналах, входящих в Перечень ВАК:
Шестопалов Ю.П. Совершенствование социологического обеспечения социального проектирования безбарьерной среды для маломобильных граждан // Вестник Военного университета. – М., 2011. № 2 (26). – С.107-111. – 0,5 п.л.
Шестопалов Ю.П. Социологический анализ доступности социальной среды для инвалидов // Вестник университета. – М.: Государственный университет управления, № 7. 2011. – С.116-119 - 0,5 п.л.
Парфенов В.Г., Шестопалов Ю.П. Модель оценки эффективности социального проектирования безбарьерной среды для маломобильных граждан // Вестник Военного университета. - № 3(27), октябрь 2011. – 0,5 п.л.

Публикации в других научных изданиях:
Шестопалов Ю.П. Теоретико-методологические основы социального проектирования безбарьерной среды для маломобильных граждан // Журнал «Инвалиды и общество», 2011г., №2 (0,25 п.л.).
Шестопалов Ю.П. Предпосылки построения государственной стратегии формирования доступной среды для маломобильных граждан в Российской Федерации. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2011 . - С.326 – 330. – 0,4 п.л.
Шестопалов Ю.П. Качество жизни как критерий социальной политики государства и эффективности управления. - М.: ООО «Издательство «Проспект», 2011. – 67 с. – 3,5 п.л.

Ю.Шестопалов

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false