АМОСОВ И.Н. Демографические процессы в Российской федерации и их влияние на обеспечение национальной безопасности
Специальность 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
Работа выполнена на кафедре политологии Военного университета.
Научный руководитель: доктор политических наук, доцент Брега Александр Васильевич
Официальные оппоненты:
- доктор философских наук, доцент Макаренков Евгений Викторович
- кандидат политических наук, доцент Слоботчиков Олег Николаевич
Ведущая организация: Общевойсковая академия ВС РФ
Защита диссертации состоится 22 декабря 2011 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета по политическим наукам (Д 215.005.02) при Военном университете (123001 г. Москва, ул. Б. Садовая, 14).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор политических наук, доцент А.В. Брега
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Демографическая ситуация в мире остается сложной – ее острота связана с такой неравномерностью демографических процессов в развитых и развивающихся странах. На ноябрь 2011 года численность населения земли составила 7 млрд. человек.
Стало общим убеждением, что развитие демографических процессов в течение девяностых годов приобрело драматичный характер. Проблема демографического кризиса в современной России с каждым годом становится все более актуальной и привлекает все большее внимание не только ученых, но и политиков, и общественных деятелей.
Экономические кризисы обострили в России демографическую ситуацию: снижение рождаемости, высокие темпы заболеваемости и смертности населения, сокращение показателей продолжительности жизни. C начала 90-х годов прошлого столетия Россия вошла в фазу открытой депопуляции, когда население страны стало ежегодно снижается, несмотря то, что в 2010-2011 гг. размеры этого снижения практически приостановились, что объясняется всплеском рождаемости в середине 80-х годов прошлого века. Небывалых размеров достигает миграционная подвижность населения, появились беженцы из неблагополучных регионов, возрастает поток нелегальных мигрантов. Перечисленные факторы позволяют оценивать современную демографическую ситуацию как кризисную, чрезвычайно опасную, представляющую угрозу национальной безопасности государства. В этой связи роль политических решений, связанных с регулированием демографических в интересах национальной безопасности.
Поэтому наряду с такими компонентами, как обеспечение обороноспособности страны и экономической безопасности, поддержание социально-политической стабильности в обществе, защита от экологических угроз, в системе национальной безопасности демографическая составляющая приобретает одно из первостепенных значений. Несмотря на то, что с 2001 года по 2007 год последовательно принимаются два ключевых документа , которые впервые в государственной практике для понимания смысла общенациональной цели определяют проблему демографии, ситуация продолжает ухудшаться и сбываются самые негативные прогнозы. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года также обращается внимание на исключительное значение улучшения демографической ситуации, от которой, в конечном счёте, зависит будущее России.
Все это предопределяет интерес к политологическому исследованию демографических процессов в современной России в контексте их воздействия на национальную безопасность.
Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, углублением демографических проблем, которые негативно могут сказаться на безопасности современного российского общества. В этой связи понимание взаимозависимости политических и демографических процессов, а также выявление их детерминант, характера и направленности взаимодействия становится неотъемлемым аспектом обеспечения социально-политической стабильности и безопасности личности, общества, государства.
Во-вторых, обострением миграционных проблем, причем не связанных только с внешними, но и с внутренними факторами. Проблемы миграции сложны. Причины, влияющие на ее структуру и темпы, весьма многообразны; соответственно, управление этой сферой требует системного и комплексного подхода. Тем важнее роль государственной миграционной стратегии. Несмотря на то, что на правительственном уровне имеется понимание того, что необходимо выстраивать миграционную политику на всех уровнях, тем не менее, до сих пор нет внятно сформулированной на правительственном уровне концепции и проектов рамочных документов.
В-третьих, глобальными и региональными процессами, которые вызывают диспропорции в естественном движении населения и приводят к бесконтрольным миграционным перемещениям, дестабилизирующим региональное, национальное и глобальное политические пространство, что создает угрозу национальной безопасности. В этой связи важным условием обеспечения безопасности российского социума является выработка соответствующих подходов к регулированию демографических процессов и скоординированных действий государственной власти.
В-четвертых, политизацией демографических процессов, нередко проявляющихся в их инверсии из фактора политической и экономической стабильности в фактор дестабилизации общенационального и регионального политического процесса, что угрожает национальной безопасности. При этом значительно возрастает роль в формировании демографических процессов, не только государственных институтов, но и различных негосударственных субъектов: этнических, этнорелигиозных, политических, криминальных, террористических организаций и движений, как местных, так и транснациональных.
В-пятых, подверженностью многих государств и регионов мира в условиях истощения мировых ресурсов тем или иным демографическим угрозам. При этом увеличивается количество стран, в которых демографическая катастрофа становится реальностью. В этой связи вопросы обеспечения национальной безопасности, все теснее связываются с проблемами народонаселения и демографического движения, являясь предметом самого пристального внимания со стороны политиков, государства и гражданского общества.
В этой связи представляется весьма актуальным политологическое осмысление проблемы соответствия проводимой государством демографической политики конкретным угрозам и вызовам ее национальной безопасности.
Масштабность демографического кризиса побуждает исследователей более внимательно и глубже изучать сущность демографических процессов и конкретных мер, предпринимаемых государством для улучшения ситуации. Демографическая проблема недостаточно разработана в отечественной и зарубежной демографической и исторической литературе, несмотря на то, что интерес к этим вопросам значительно вырос в конце 1990 – начале 2000-х годов. В ряде случаев эти проблемы оказывались инструментом политической борьбы, их освещение приобретало ярко выраженный политизированный характер. Так, данные о численности населения, приводимые в печати, зачастую были лишены научного обоснования. Вместе с тем, обостренный интерес научного сообщества и общественности к социально-демографической проблематике помог выявить научную неразработанность многих важных положений.
Характеризуя степень научной разработанности темы, необходимо отметить, что ее теоретические и практические аспекты нашли отражение в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках, официальных документах государств, в заявлениях и выступлениях политических деятелей. Среди многочисленных источников можно выделить несколько групп.
Первую группу представляют работы, которые выступают общетеоретической базой исследования политики народонаселения, роли и места демографических процессов в социальной деятельности. В настоящих трудах в широком диапазоне освещены вопросы сущности, содержания, функций демографической политики государства и её тесной взаимосвязи с другими категориями. Это работы Архангельского В.А., Валентея Д.И., Вишневского А.Г., Горбачева А.Ю., Даниленко И.С., Елизарова В.В., Кваши А.Я., Медкова В.М., Пискунова В.П., Стешенко В.С., Смулевича Б.Я., Слоботчикова О.Н., Смулевича Б.Я., Тиводара С.И. и Урланиса Б.Ц. и других авторов.
Второй блок содержит труды, составляющие общетеоретическую базу исследований национальной безопасности, сущности и содержания деятельности по ее обеспечению. В данном блоке научных публикаций особый интерес представляют труды таких отечественных исследователей, как Арбатов А.Г., Кокошин А.А., Иванов В., Манилов В.Л., Мунтян М.А., Примаков Е.М. и других ; работы военных учёных Амиряна В.А., Белькова О.А., Болятко А.В., Возженникова А.В., Воробьёва К.А., Гареева М.А., Гацко М.Ф., Голубева В.И., Даниленко И.С., Дмитриева А.П., Иванова В.И., Ищука М.И.. Мамонтова Ю.В., Першина А.А., Радикова И.В., Чебана В.В., Шевцова В.М. и других.
Третий блок составляют изыскания отечественных учёных, в которых затрагиваются проблемы демографии при осуществлении государственной политики по обеспечению военной безопасности, его оборонной мощи.
Однако, проведенный обзор научных публикаций, относящихся к теме диссертации, при всем их обилии и многообразии позволяет констатировать: имеющиеся работы дают целостную картину развития демографических процессов в России, при этом не раскрывают их влияние на обеспечение национальной безопасности в современных политических условиях. Изучение указанных научных трудов показывает, что соответствующие вопросы в проводимых исследованиях затрагиваются лишь косвенно. Это обусловило выбор темы, определение объекта и предмета диссертационного исследования.
Объектом исследования выступают демографические процессы в Российской Федерации.
Предметом исследования является содержание и характер влияния демографических процессов на национальную безопасность Российской Федерации.
Цель исследования состоит в выявлении влияния демографических процессов на национальную безопасность Российской Федерации в современных условиях.
Для достижения заявленной цели в диссертации ставятся и последовательно решаются взаимосвязанные теоретические и практические задачи:
- провести анализ демографических процессов в Российской Федерации, выявить их компоненты, уточнить определение понятия «демографические процессы»;
- раскрыть роль человеческого фактора во влиянии демографических процессов государства на национальную безопасность Российской Федерации;
- определить основные особенности влияния демографической политики государства в области обеспечения национальной безопасности;
- обосновать и предложить направления оптимизации обеспечения национальной безопасности Российской Федерации с учетом демографической составляющей.
Цель и задачи исследования предопределили структуру работы и логику изложения материала.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили взгляды, идеи и выводы выдающихся представителей философской, политической и демографической науки, подходы отечественных и зарубежных исследователей, связанные с изучением проблем демографических процессов и их влияния на обеспечение национальной безопасности.
Особое внимание в ходе исследования было уделено анализу политологических взглядов, категорий, закономерностей и принципов влияния демографических процессов на национальную безопасность Российской Федерации. В ходе разработки проблемы автор обращался к диссертационным исследованиям отечественных ученых, к другим источникам, связанным с осмыслением влияния демографических процессов на обеспечение национальной безопасности государства, в том числе к зарубежному опыту и рассмотрению особенностей развития названных процессов в условиях современной России.
В качестве методологической базы настоящего исследования выступили законы, закономерности и принципы политической науки, раскрывающие сущность и предназначение влияния демографических процессов на обеспечение национальной безопасности государства.
В процессе работы автор опирался на диалектический метод познания, подразумевающий объективный анализ системы связей и отношений, складывающихся в процессе влияния демографических процессов на обеспечение национальной безопасности государства, их развития с учетом имеющихся и возникающих противоречий и путей их разрешения. В диссертации были использованы такие общенаучные методы теоретического и эмпирического познания социально-политических явлений и процессов, как анализ, синтез, аналогия, сравнение, абстрагирование, теоретическое обобщение, описание и др. Автор обращался также к институциональному, социологическому, историческому, системно-деятельностному, функциональному и другим методам.
Эмпирическую основу диссертационного исследования составили результаты конкретных социологических исследований, проведенных специализированными организациями и отдельными учеными. В интересах достижения цели исследования изучался исторический, современный отечественный и зарубежный опыт влияния демографических процессов на обеспечение национальной безопасности государства. В рамках этой деятельности автором формировалась эмпирическая база исследования, осуществлялись накопление, анализ и обобщение документальных источников, материалов фактологического, статистического характера по проблемам, связанным с объектом и предметом диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования предопределили структуру диссертации и логику изложения материала. Диссертационное исследование состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются объект, предмет и цель исследования, характеризуются теоретическая, методологическая и эмпирическая основа, раскрывается научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, показывается теоретическая и практическая значимость исследования.
В первом разделе – «Демографические процессы как объект политологического исследования» – осуществляется исследование развития демографических процессов в историческом аспекте, рассмотрены события, относимые к демографическим процессам, приводится их классификация. Выделены основные демографические процессы, влияющие на развитие общества, политические, социально-экономические явления и обеспечение национальной безопасности. Излагается авторское видение политических аспектов составляющих частей демографических процессов, их уровней и тенденций развития.
Во втором разделе – «Характер влияния демографических процессов на национальную безопасность Российской Федерации» – проводится исследование демографических тенденций и процессов, влияющих на характер современного развития России, выявлены и сгруппированы причины, порождающие отрицательные явления демографических процессов в современной России, рассматривается связь решения демографических проблем и обеспечения национальной безопасности. Выявляются как внутренние, так и внешние факторы, оказывающие негативное влияние на современное состояние национальной безопасности Российской Федерации, выделяются наиболее уязвимые в демографическом отношении составляющие национальной безопасности. Представлены сферы и специфика влияния демографических процессов на национальную безопасность.
В третьем разделе – «Основные направления повышения эффективности демографической политики в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации» – рассматриваются задачи и приоритеты развития демографических процессов по основным сферам жизнедеятельности российского общества, предлагается программа реального стимулирования повышения рождаемости в российских семьях.
Изучается состояние доктринального и правового обеспечения влияния демографических процессов в Российской Федерации на обеспечение национальной безопасности, предлагаются пути решения существующих проблем. Формулируются предложения по организационному развитию института влияния демографических процессов в Российской Федерации на обеспечение национальной безопасности.
В заключении обобщаются теоретические выводы по результатам исследования, формулируются практические рекомендации, направленные на повышение эффективности влияния демографических процессов в Российской Федерации на обеспечение национальной безопасности.
II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ
Научная новизна диссертационного исследования состоит:
- в развернутой авторской характеристике демографических процессов как явления, в уточнении определения понятия «демографические процессы»;
- в попытке комплексного научного осмысления и исследования основных особенностей влияния демографических процессов Российской Федерации на обеспечение национальной безопасности;
- в раскрытии роли человеческого фактора в демографических процессах в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- в определении и обосновании приоритетных направлений демографической политики государства в интересах укрепления национальной безопасности.
Основные идеи и выводы исследования
1. Авторское определение понятия «демографические процессы и теоретико-методологических основ их исследования.
Проведенный автором анализ различных научных публикаций и выступлений свидетельствует, что в современной социальной науке сложились различные подходы, и соответственно определение понятия демографический процесс . В этой связи возникает необходимость уточнения понятия «демографические процессы». В результате изучения настоящего процесса, а также осмысления мнений и формулировок научного сообщества о нем, диссертант предлагает следующее понятие.
Демографические процессы – это нерегулируемое и регулируемое движение (изменение) качественного и количественного состава населения, обусловленное процессами рождаемости, смертности, миграции, а также социокультурными особенностями общества и политикой государства.
Автор особо подчеркивает, что демографические процессы это не только воспроизводство населения в целом или изменение численности всего населения в результате рождений и смертей, а целый комплекс вопросов, связанных с увеличением (уменьшением) продолжительности жизни населения и миграции, а также формирования определенного демографического сознания и поведения. В этом контексте становится очевидным то обстоятельство, что демографические процессы могут как регулируемыми, так и не регулируемыми.
Представленное выше определение демографических процессов сформулировано в рамках парадигмы таких учёных западноевропейских стран как К. Лунгвиц, Г. Винклер, В. Ледениг, Э. Штробах и др. По их мнению, первопричина, обусловливающая необходимость разработки и регулирования демографических процессов в современных условиях, состоит в том, что они составляют важнейшую часть общественной пропорциональности и оптимальности. Демографические процессы определяются названными исследователями как достижение и поддержание некоторого оптимального уровня воспроизводства населения не в узком, а в широком смысле этого слова, т.е. включая воспроизводство качественных характеристик населения.
Научный анализ основ демографических процессов обязательно предполагает учет следующих основных методологических принципов: объективности и всесторонности рассмотрения; конкретно-исторического подхода; выявления наиболее существенных связей; системного прогнозирования; непрерывности и альтернативности; верификации.
Методологически основы анализа демографических процессов предполагают рассмотрение следующих взаимосвязанных аспектов: а) раскрытие сущности и внутреннего содержания демографических процессов; б) определение на этой основе структурных компонентов демографических процессов, позволяющих оценить их влияние на различные аспекты жизнедеятельности общества, в том числе и в области национальной безопасности.
Реализация этих аспектов в практическом плане ориентирует исследователя любого демографического процесса: во-первых, на всестороннее описание демографической ситуации; во-вторых, на анализ тенденций и факторов демографических процессов в стране в целом, на отдельной ее территории или в группах населения в различные периоды.
Совершенно ясно, демографические процессы взаимосвязаны с определёнными общественными отношениями. Многогранность демографических процессов характеризуется тем, что в их содержании можно выделить экономические, политические, национальные (эт-нические), правовые, исторические, территориальные (региональные), военные, культурные, религиозные, психологические, медицинские и другие стороны.
При этом для диссертанта несомненен факт того, что демографические процессы не могут быть вне внимания политики, поскольку вопросы естественного (рождаемость, смертность, брачность, разводимость); пространственного (миграция), социального (изменение социальных структур) и качественного (физическое, психическое и социальное здоровье) изменения характеристик населения априори не могут быть вне общественного интереса и не требовать государственного регулирования. Сегодня в мире практически нет такого государства, руководители которого были бы полностью удовлетворены состоянием демографических процессов. Оно не только вынуждено, а зачастую обязано заниматься управлением этими процессами не только в силу политической необходимости, но и юридической обязанности. В зависимости от потребности общественного развития, социально-экономических или политических целей те или иные демографические процессы для власти становятся приоритетными, или наоборот, их актуальность снижается.
Помимо определения и характеристики различных сторон демографических процессов, диссертант выделяет и их уровни: межгосударственный и общенациональный, региональный и семейно-бытовой уровни, которые имеют свои особенности, специфические функции, конкретные проблемы.
Таким образом, демографические процессы, представляющие последовательность одноимённых событий в жизни людей, имеют непреходящее значение не только для смены их поколений, но и социальных, экономических и политических перспектив любого социума. Демографические процессы, такие как изменение численности населения, продолжительность жизни, рождаемость, смертность, семейная структура и брачное движение, миграция населения неизбежно связаны с системой политической власти, изменением политических практик, политическим режимом.
2. Характеристика особенностей влияния демографических процессов в Российской Федерации на национальную безопасность.
Всесторонний анализ и изучение отечественной и зарубежной науки и практики в области демографии и безопасности приводит к выводу о том, что влияние государства на демографические процессы в интересах национальной безопасности осуществляется в следующих сферах: институционально-организационной; ценностно-идеологической; политико-доктринальной; регулятивно-правовой; коммуникативно-деятельностной.
Институционально-организационная сфера влияния связана с субъек-тной стороной влияния демографических процессов на национальную безопасность. При этом заинтересованным субъектом является не только государство, но и общество в целом, в которое входят социальные группы, семьи, отдельные индивиды, а также политические партии, движения, организации. Это обусловлено тем, что они обладают соответствующими знаниями и опытом, исходят из осознания гражданского долга, руководствуются законодательством, проявляют эмоционально-волевую готовность к прямым и косвенным действиям, влияющим на демографическую политику государства, различные стороны национальной безопасности, особенно её военный компонент.
Субъекты влияния демографических процессов на национальную безопасность государства можно с определённой степенью условности разделить на непосредственные и опосредованные. Непосредственный субъект очевиден. Таким субъектом в соответствии с российским законодательством выступает государство, как политический институт, определяющий основные направление политики в демографической области и области обеспечения национальной безопасности. Оно (государство) имеет разветв¬лённую систему специально создаваемых органов и учреждений, которые наделяются соответствующими полномочиями, функциями, закрепляемыми и оформляемыми юридически.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами повышением эффективности демографических процессов и обеспечением национальной безопасности должны заниматься следующие органы:
- Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами, Председатель Совета Безопасности;
- Федеральное Собрание Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации;
- Совет Безопасности Российской Федерации;
- федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
При исследовании опосредованного влияния демографических процессов на национальную безопасность государства необходимо учитывать следующие обстоятельства. Прежде всего, влияние демографических процессов на стороны общественной жизни, выступающие в структуре национальной безопасности в виде его компонентов, осуществляется в плане взаимовлияния. При этом важно иметь в виду, что экономика, многие элементы морали, культуры, выступают предпосылками формирования демографической ситуации. В связи с этим экономическая, политическая и другие стороны общественной жизни выступают условиями, в русле которых и складывается данная демографическая обстановка. При изменении этих условий и факторов, их ослаблении или усилении качественно изменяется соответственно и характер демографической обстановки.
Таким образом, основу изменения влияния демографических процессов на национальную безопасность Российской Федерации составляет деятельность органов государственной власти, непосредственно или опосредованно осуществляющих меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера.
Ценностно-идеологическая сфера влияния демографических процессов на национальную безопасность государства включает в себя раскрытие содержания совокупности политико-демографических и политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая культура, политическая социализация), социальных реальностей, ставших источниками социально-демографического стабильного (нестабильного) развития, вошедших в политическую культуру российского общества, наций, государства и его органов, включая представителей социальных и силовых структур, когорт населения, семей, личностей и определяет смысл их политического поведения.
Несомненно, ценностно-идеологический компонент занимает важное место во влиянии демографических процессов на национальную безопасность государства, так как он позволяет правильно понимать базовые ценности, необходимые для правильного формирования устойчивых ценностно-идеологических ориентаций. Для учета влияния демографических процессов на национальную безопасность необходимо постоянно заниматься формированием политического, демографического, оборонного сознания общества, исходя из реальных и прогнозируемых угроз государству, семьям, личности, российскому обществу в целом.
Выделение политико-доктринальной сферы влияния демографических процессов на национальную безопасность государства обусловлено необходимостью отражения на определённый период политического курса. Это в первую очередь касается целей развития общества, характера и основных направлений деятельности власти по оценке, учёту тенденций и недопущению (нейтрализации) отрицательного воздействия демографических угроз на национальную безопасность с одной стороны, а с другой установки власти на положительное демографическое развитие.
Основные направления и принципы демографического развития общества должны официально закрепляться в концепциях национальной безопасности, концепции демографической политики государства, военной доктрине, доктрине демографической безопасности, программах демографического развития регионов, цель которых состоит не только в декларативной, но и в нормативно-регулятивной функции. Данная функция связана с провозглашением жизненно важных интересов государства, общества и личности, обозначением возможных угроз, разработкой программ (на основе доктринальных документов) по их предотвращению, регулированием отношений между различными социальными институтами на основе правовых отношений в различных сферах обеспечения национальной безопасности, в том числе и в демографической области.
Регулятивно-правовая сфера в определенной мере выступает как следствие политико-доктринальных установок, хотя вместе с тем является относительно самостоятельным аспектом влияния демографических процессов на национальную безопасность. Данную сферу следует рассматривать не только как формирующую наличие или отсутствие правовых актов, обеспечивающих соответствие развитие демографических процессов в интересах национальной безопасности государства. Формирование данных правовых актов необходимо проводить в рамках национальной системы безопасности с учётом воздействия различных: факторов социально-экономических, социокультурных и политических.
Следующей сферой влияния является коммуникативно-деятельностная, представляющая собой процесс организационно-практического взаимодействия и взаимовлияния субъекта и объекта политики по проблемам демографии для обеспечения национальной безопасности.
Она содержит разнообразные отношения и деятельность по выявлению, учёту и реализации разнообразных факторов в решении задач регулирования демографических процессов в интересах национальной безопасности. Коммуникативно-деятельностная сфера. В данной сфере для российского общества приоритетами в регулировании демографических процессах являются: минимизация потерь населения в мирное и военное время; соразмерность средств, выделяемых на национальную безопасность и социально-экономическое развитие, возможностям общества и государства и т.д.
Вместе с тем подчеркнем, что принципиальной особенностью выделения сфер влияния демографических процессов на национальную безопасность является то, что оно основывается на усредненных и слишком общих подходах. Это приводит к определенному противоречию, когда с одной стороны, определяются показатели демографических процессов, влияющие на национальную безопасность, а с другой, чрезвычайно сложно определить возможности и пределы управления демографическими процессами, не говоря уже о достижении согласованного мнения в политическом пространстве.
3. Авторское видение роли человеческого фактора в демографических процессах в контексте национальной безопасности.
Влияние демографических процессов на национальную безопасность осуществляется через целенаправленную активность человека и его групп, то есть, через человеческий фактор. Человек посредством своей практической деятельности во всех областях общественной жизни, связанных с национальной безопасностью способствует её укреплению, или, напротив, приводит к ее ослаблению.
Учитывая рассуждения о роли человеческого фактора в системе влияния демографических процессов на национальную безопасность, можно утверждать, что элементы национально-демографической культуры, идеологии, психологии не существуют сами по себе, вне конкретных людей, их повседневной деятельности и не могут непосредственно оказывать влияние на национальную безопасность.
Безусловно, носителем демографического сознания являются люди. Поэтому, насколько система общественных отношений, демографических в том числе, отвечает требованиям развития человека, настолько люди через свое поведение укрепляют и развивают эти отношения. Крепость семейно-демографических связей, единство и сплоченность национально-демографической общности определяется с одной стороны – условиями, которые создаёт преобладающий тип демографических отношений для саморазвития людей, а также самим уровнем политического, национального, культурного, социального развития людей – с другой.
В демографии общепризнано, чтобы население не уменьшалось и сохраняло достигнутую численность, надо 2,7-3 детей на эффективный брак или 2,15 детей в среднем на одну женщину за всю жизнь. В современной России индекс фертильности составляет 1,3 ребенка на одну женщину. И хотя признано значительное влияние экономических факторов на демографическое поведение россиян, о чем свидетельствуют динамика суммарного коэффициента рождаемости и доли внебрачных рождений в стране, очевидно, что важнейшим фактором стимулирования рождаемости является мировоззренческие установки населения.
В этом контексте, по мнению диссертанта, важным аспектом демографической политики различных политических сил является изменение демографического сознания россиян. Демографическое сознание, чрезвычайно важно и необходимо в обеспечении национальной безопасности. Его роль заметна даже «на поверхности» демографических процессов, довольно наглядна она и в своём влиянии, в том числе и на национальную безопасность. Так, известно, что мобилизационные возможности государства (одного из важнейших элементов национальной безопасности) зависят от демографической ситуации и тенденций её изменения. Демографическая ситуация в нашей стране, была такова, что молодых людей призывного возраста всегда было в избытке. Это практически снимало вопрос об источниках пополнения армий. Поэтому проблема набора рекрутов была чисто технической. Такая ситуация в нашей стране сохранялась практически до конца 1980-х годов.
Совершенно иная ситуация сложилась в нашей стране с начала 1990 гг., когда депопуляция перешла из латентной фазы в открытую. Наблюдаемая эйфория у федеральных и региональных чиновников, относительно «подъема рождаемости», ничем не оправдана, поскольку это всего лишь статистический артефакт, связанный с очередной демографической волной – с краткосрочным ростом чисел родившихся в начале 1980-х гг. Отсюда неизбежно обострение проблемы пополнения Вооруженных Сил. Возможности государства в этом отношении по демографическим причинам будут сокращаться. Соответственно, также резко сократится численность призывных контингентов, о чем свидетельствует специально выполненный качественный прогноз численности возрастной группы 18 лет.
Не может вызывать озабоченность состояние такого качественного параметра демографических процессов как здоровье нации. Особенного в части здоровья призывного контингента. Так начальник Генштаба ВС России генерал Н. Макаров признал, что призываемой молодежи становится все меньше — «всего 11,7% из всей молодежи мы можем призывать. Из них 60% уходит по состоянию здоровья. Поэтому мы практически стоим перед фактом, что в Вооруженные силы призывать почти некого».
Социологические исследования установок россиян относительно числа детей в семье убедительно показывают, что в пределах ориентации на малодетность, которая проявляется, прежде всего, в однодетности. Измерение репродуктивных установок школьников – будущих супругов – подтверждает эту тенденцию. Таким образом, россиянам для удовлетворения всех своих родительских потребностей вполне достаточно единственного ребенка. В итоге установка от отказа второго и третьего ребенка может в ближайшее десятилетие привести к тому, что на женщину в среднем будет приходиться 0,8-0,9 ребенка. Сохранение такого уровня рождаемости к 2050 г. может сократить численность населения страны до 105 млн. человек (при положительном миграционном сальдо), и до 70-80 млн. – без миграционного притока.
Уменьшение числа детей в семье означает резкое изменение всего строя жизни, систем ценностей, ослабление отцовства и материнства, сплоченности родителей и детей, дезорганизацию систем родства. Распространение малодетного образа мыслей, чувств и действий несет с собой комплекс социальных и политических изменений, которые снижают уровень безопасности общества и государства. Возникающие разного рода ассоциации и движения, навязывающие в качестве подобающих норм поведения неполных семей и внебрачных сожительств способствуют созданию общественной атмосферы, направленной против стабильной семьи с двумя родителями и несколькими детьми.
В результате сокращение населения страны, ухудшения его качественного состава почти на треть за два-три десятка лет неизбежно становится одним из факторов нарушающих целостность государства, в том числе территориальную. При этом структура народного хозяйства и обеспечения безопасности страны, приспособленная, по крайней мере, к сохранению потребности производства в имеющихся рабочих местах и необходимых людских резервов для обороны не сможет быстро перестроиться к сокращению трудовых и мобилизационных ресурсов. Резкий рост производительности труда – первое требование, которое сразу предъявляется к народному хозяйству в депопулирующей стране. Отставание в темпах роста производительности труда от темпов убыли рабочей силы является серьезной угрозой народному хозяйству и национальной безопасности.
Следует особо отметить, что проблемы развития человеческого потенциала присутствуют практически во всех демографических процессах, что свидетельствует об их системном характере. Данные проблемы имеют как количественный аспект, так и качественный, и при анализе их влияния на национальную безопасность надо это учитывать. Пока же обычно для оценки ситуации с человеческим потенциалом опираются лишь на статистические данные, и, в итоге, картина ситуации с человеческим потенциалом населения страны представляется лучшей, чем она есть на самом деле. В-третьих, следует констатировать, что понимание проблем развития человеческого фактора в демографических процессах российской политической элитой находится на низком уровне, из-за чего многие правительственные программы стимулирования развития демографического потенциала нашей страны, а зачастую – и прямо обратный декларируемому при их разработке эффект. Все это является свидетельством сокращения возможностей адекватного регулирования демографических процессов в интересах национальной безопасности, и о говорит о необходимости радикальных мер по изменению сложившейся ситуации в области демографии.
Таким образом, человеческий фактор в демографических процессах не существует сам по себе, вне конкретных людей, их повседневной деятельности. Он занимает значительное место в обеспечении национальной безопасности. Важнейшим аспектом человеческого фактора являются национально-демографическая культура, идеология, психология др.
4. Определение и обоснование приоритетных направлений демографической политики государства в интересах укрепления национальной безопасности.
Основной целью регулирования демографических процессов в интересах обеспечении национальной безопасности Российской Федерации является сохранение демографического потенциала развития. В достижении этой цели, по мнению автора, достигается с одной стороны, путем постоянного повышения качества жизни населения и изыскания возможностей оптимизации воспроизводства населения, с другой - путем оптимизации миграционных потоков для поддержания численности и качественных показателей населения, обеспечивающих устойчивость социально-экономического развития страны.
В соответствии с целью основными стратегическими задачами являются:
1. В области повышения качества и продолжительности жизни:
- улучшения качества жизни населения путем пропаганды и создания условий для укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни;
- увеличение продолжительности жизни населения за счет сокращения в первую очередь преждевременной смертности молодежи от предотвратимых причин;
- увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем профилактики заболеваний и состояний, связанных с природно-климатическими и социальными рисками.
2. В области укрепления семьи и рождаемости:
- укрепление института семьи как наиболее гармоничной формы жизнедеятельности и самореализации личности, рождения и воспитания детей, сосуществования различных поколений;
- стимулирование фиксированной органами ЗАГСа брачности, в первую очередь – среди молодежи, с целью наиболее полной реализации брачного и репродуктивного потенциала населения;
- обеспечение адресной социальной защиты и материальной помощи семьям различных типов (многодетным, молодых, малообеспеченных);
- стабилизация существующего уровня рождаемости и создание предпосылок для его повышения до уровня, обеспечивающее простое воспроизводство населения.
- проведение совершенно новой семейной и демографической политики, ориентированной на стимулирование рождаемости путем возрождения семейных ценностей и потребности в многодетности.
3. Выработка и реализация особой миграционной политики, которая должна стать частью геополитической стратегии России на востоке, целью которой будет нахождение баланса интересов государства, населения и бизнеса.
4. Корректировка управления миграционными процессами:
во-первых, стимулирование притока мигрантов из нового зарубежья;
во-вторых, регулирование иммиграции из старого зарубежья – квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, а также создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российский социум;
в-третьих, управление трудовой миграцией, включающей как тех, кто прибывает на временные работы в Россию из нового и старого зарубежья, так и российских граждан, работающих по контрактам за пределами страны;
в-четвертых, проведение политики протекционизма в отношении потоков (масштабов и мест выхода), структуры (в первую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех северных территориях, отток населения из которых противоречит национальным интересам страны;
в-пятых, обоснование границ допустимости формирования в приграничных, стратегически важных районах, диаспор из соседних стран;
в-шестых, установление условий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев и перемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянного проживания, формы привлечения к решению этих вопросов тех стран нового зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные мигранты и др.
5. Программу оздоровления демографической ситуации в стране, по мнению автора, следует начать со следующих мер:
- формирование в общественном сознании у политических элит установок и убеждений на поведение, связанное с повышением ценности здорового образа жизни. В этой связи постоянно и систематически должно уделяться внимание вопросам пропаганды среди населения здорового образа жизни, профилактику курения, алкоголизма, наркомании, а также развитие, особенно среди детей и молодежи, интереса к физической культуре и спорту;
- к решению демографической проблемы необходимо подключить ведущих в данной области ученых. Для этого целесообразно провести следующие совместные сессии Российских академий наук и демографических сообществ Рoссии на темы: «Причины высокой смертности, спада рождаемости и меры улучшения репродуктивного здоровья населения» и «Меры борьбы с депопуляцией и роль государства в преодолении демографической катастрофы».
По их результатам выработать программу неотложных мер по преодолению депопуляции, осуществляя в последующем научно-методический контроль над ее реализацией. Нынешняя правительственная демографическая стратегия к этому не пригодна, поскольку написана больше для декоративных функций и полностью игнорирует требования доказательной медицины.
- Президент России должен лично контролировать решение демографической проблемы, важнейшей общенациональной задачи. Поэтому он должен ежегодно в послании Федеральному собранию отчитываться по динамике здоровья и качества жизни населения. Это – главные индикаторы эффективности президентской политики. Введение ответственности верховной власти за результаты своей деятельности позволит преодолеть депопуляцию в России за 3-5 лет.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ
Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется, прежде всего, тем, что сформулированные выводы теоретического характера и практические рекомендации выступают следствием целостного видения проблемы демографических процессов и их влияния на обеспечение национальной безопасности с учетом его специфики в России. В этой связи полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки целостной Стратегии влияния демографических процессов на обеспечение национальной безопасности.
Результаты исследования могут найти применение в учебном процессе при подготовке военных кадров и гражданских специалистов для Министерства обороны Российской Федерации и других органов государственной власти. Соответствующие проблемы могут изучаться в рамках курсов политологии, философии, социологии, других гуманитарных наук в высших военно-учебных заведениях, в системе общественно-государственной подготовки военнослужащих при рассмотрении проблем войны и мира, военно-доктринальных установок, военного строительства, в научно-исследовательской деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические положения и выводы, полученные автором на различных этапах разработки диссертационного исследования, обсуждались на кафедре политологии Военного университета, использовались в ходе проведения занятий на факультете переподготовки и повышения квалификации Военного университета.
Положения и выводы диссертационного исследования апробированы автором в выступлениях на конференциях, круглых столах и иных научных мероприятиях и изложены в научных публикациях общим объемом 1,2 печатных листа.
Научные статьи, опубликованные в журналах, входящих в утвержденный ВАК России Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Амосов И.Н. «Демографические аспекты национальной безопасности Российской Федерации» // Взаимодействие государственных органов в решении проблем обороны страны в мирное и военное время. Материалы научно-практической конференции 31 октября 2008 года. Г. Москва. – М.: ВАГШ, 2008 г. С. 100-105. ДСП.
Амосов И.Н. «Показатели демографического кризиса в контексте национальной безопасности Российской Федерации» // Вестник Военного университета №4 (20), 2009 г. С. 36-42.
Другие публикации по теме исследования.
Амосов И.Н., Афонин А.И. «Показатели демографического кризиса в контексте национальной безопасности Российской Федерации» // Вопросы права и политики – М.: Научные труды Института бизнеса и политики. Вып. 9, 2011 г. С. 69-80.
И.Амосов