Великая отечественная война глазами детей и подростков России
В 2010 году по инициативе Министерства обороны был проведен Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный конкурс «Я помню! Я горжусь!», посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В конкурсе приняли участие учащиеся образовательных заведений Российской Федерации в возрасте от 7 до 17 лет. Социологическим центром ВС РФ было проведено исследование представленных на конкурс изобразительных работ, целью которого являлось выявление особенностей восприятия войны детьми разных возрастных групп.
Из 35 тысяч работ, присланных участниками 8 федеральных округов, было отобрано 2200 рисунков пропорционально численности их населения. За основу был взят самый малочисленный Дальневосточный федеральный округ. Его доля в выборке составила 100 работ. Набольшее представительство оказалось в средней (38% всех участников) и младшей (37%) возрастных группах, немногим меньше – в старшей (25%).
При этом следует отметить, что конкурс заинтересовал в большей степени девушек (66% участников). Наибольшее количество работ принадлежит участникам, чей возраст составляет 10 лет (14,6%), 15 лет (11,7%) и 12 лет (11,3%).
Таблица 1
Половозрастная структура участников конкурса (в %)
Пол/Возраст
|
Младшая группа
(7–10лет)
|
Средняя группа
(11–14 лет)
|
Старшая группа
(15–17 лет)
|
Юноши
|
44
|
37
|
19
|
Девушки
|
37
|
38
|
25
|
Наибольшее представительство получили конкурсанты, проживающие в районных центрах (36%), селах и деревнях (34%) (рис.1). При ответе на вопросы викторины, кроме источников документальной и художественной литературы, широко использовались материалы интернет-сайтов. Этот показатель косвенно подтверждает эффективность реализации Национального проекта «Образование», особенно в сельской местности, где возросли возможности доступа в Интернет.
Рис. 1. Место жительства участников конкурса (в %)
Типизация рисунков. Изучение рисунков участников конкурса позволило выявить особенности графических изображений, выявить их общие черты и провести типизацию:
1) символический (в таких работах представления о войне связывались с изображением определенных символов). Как правило, такие работы характерны для участников старшей возрастной группы (47% рисунков).
2) метафорический (выражает определенную идею при помощи визуальных образов, переноса качества одного предмета на другой, например, сравнение войны с мясорубкой, мешком и т.п.). 82,4% таких рисунков принадлежат участникам средней и старшей возрастных групп.
3) описание события (это работы, в центре внимания которых картины сражения, сцены разлуки, минуты отдыха на войне, подвиги солдат, детей, тружеников тыла, партизан и т.п.). Это наиболее популярный тип рисунка (72% всех работ), характерный для всех возрастных групп.
4) портрет (работы, где изображены герои Великой Отечественной войны, персонажи литературных произведений и т.п.);
5) плакат (визуальный образ призыва к борьбе, защите Родины, подержанию мира и т.п.);
6) абстракция (некое неопределенное и загадочное изображение, отражающее взгляд автора на конкретное событие Великой Отечественной войны);
7) рисунок с ретроспекцией (в таких работах сюжетная линия уходит из нашего времени в годы Великой Отечественной войны);
8) рисунок-сравнение (на таких рисунках посредством графических образов проводится сравнение, как правило, двух противоположных явлений: война и мир, добро и зло и т.п.).
Рис. 2 Распределение рисунков по типовой классификации (в %)
Содержательный анализ работ был основан на выделении и интерпретации тем, идей, представленных в изображениях. При этом внимание обращалось только на устойчивые и повторяющиеся темы (табл. 2). Среди них были выделены следующие (следует заметить, что сумма может быть больше 100%, так как многие рисунки отражали не одну, а несколько идей: радость и слезы Победы, восхищение подвигом и сочувствие, тяжесть блокады и дети воины, благодарность потомков и вечная память, и т.п.).
Таблица 2
Тематика рисунков (в %)
Наименование тематики
|
Количество
|
Описание сражения
|
23,1
|
Память
|
15,1
|
Беды войны
|
13,8
|
Подвиг детей во время войны
|
12,1
|
Героический подвиг советского солдата
|
9,6
|
Тыл во время войны
|
7,6
|
Тяжести блокады (оккупации)
|
7,3
|
Дети войны
|
6,8
|
Война в судьбе членов моей семьи
|
6,3
|
Женщины на войне
|
5,7
|
Подвиг партизан во время войны
|
4,3
|
Призыв на защиту Родины
|
3,8
|
Радость победы (парад)
|
1,7
|
Связь поколений
|
1,3
|
Другое
|
1,6
|
Помимо содержательного анализа рисунка, особый интерес представляет выбор участниками темы, заявленной в рамках конкурса (рис. 3).
Рис. 3. Выбор участниками темы конкурса (в %)
Анализ показывает, что большая часть участников конкурса творчески подошли к выполнению своих работ, потому что такие темы, как «Детство, опаленное войной», «Страшные годы войны – грозные годы блокады», «Сердцем прикоснись к подвигу», не ограничивают, не ставят в определенные сюжетные или конкретно исторические рамки мысли и идеи участников.
Таблица 3
Основа сюжета творческой работы (в %)
ОСНОВА СЮЖЕТА
|
КОЛИЧЕСТВО
|
Авторское видение выбранной темы
|
34,6
|
Литературное произведение
|
29
|
История родного края в годы войны
|
11,9
|
Рассказы родных, участвовавших в войне
|
11,8
|
Крупное историческое событие
|
9,1
|
Боевые действия локального характера
|
3,9
|
Всего лишь 13% работ основаны на отображении крупных исторических событий (Битва за Москву, Сталинградское сражение, танковое сражение под Прохоровкой и т.п.) и боев локального характера (оборона Дома Павлова в Сталинграде и т.п.). Как правило, такие работы присущи участникам младшей возрастной группы. Лишенные глубинного смысла, они отражают всю полноту эмоционального восприятия детьми военных событий.
В центре внимания каждого четвертого рисунка (25,2%) – изображение советского солдата. Для 32% участников конкурса характерно отражение в своих творческих работах именно деятельности своих сверстников в годы войны. Чаще всего на таких рисунках изображены подвиги пионеров-героев, труд детей в тылу и оккупации и пр.
Около трети работ (29%) основано на сюжетах литературных произве-дений, материалах документальных источников. Большинство из них (77,6%) – художественные произведения, среди которых 11% составляет творчество Б. Васильева, 4,1% – работы М. Шолохова, 4% – К. Симонова, 4,4% – В. Кондратьева, 3% – А. Твардовского, 3,2% – В. Быкова, 7% – поэзия о войне (О. Берггольц, А. Ахматова и др.). Доля документальной литературы составляет 22,4% (в их число входят материалы военных энциклопедий, сборники о героях Великой Отечественной войны и др.). Среди работ детей, основанных на литературных произведениях, самой популярной стала повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие».
Рис. 4. Пример работы, основанной на литературном произведении (М.Шолохов «Судьба человека»)
Таким образом, видна общая направленность детей на неоднозначную оценку Великой Отечественной войны по произведениям вышеперечислен-ных авторов, которые не просто описывают события 1941–1945 гг., но и затрагивают проблемы нравственного выбора на войне, тему женщин и детей во время войны, героизм советского солдата и т.д. Отрадно, что сегодня, когда происходит переоценка исторических событий, взгляды детей основываются на творчестве советских писателей и поэтов. Данную тенденцию необходимо рассматривать в контексте реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы».
Рис. 5. «Битва за Москву. Бой на батарее прадедушки»
Продолжая разговор о патриотическом воспитании молодежи, следует отметить, что 11,8% работ основаны на рассказах родных, переживших все беды войны, а 11,9% – это отражение в рисунках и литературных работах истории своего родного края в годы войны и героических подвигов земляков. Особенно четко такая тенденция прослеживается у участников, проживающих в деревнях, селах, станицах (31% работ) и жителей городов федерального значения (28%). Для детей из районных центров и сельской местности характерно отражение в своих работах таких тем, как: «война в судьбах моей семьи» (81,4% таких рисунков) (рис. 6), «тыл во время войны» (78,3%), «память» (77%). При этом некоторые участники конкурса впервые узнали о том, как жили их семьи во время войны, на каких фронтах воевали их прадеды. Именно с любви к семье и своей малой родине начинается патриотическое воспитание подрастающего поколения. Уникальные материалы, связанные с историей своего родного края, своих родных в годы войны нашли отражение в рисунках участников конкурса. А рисунок, пожалуй, самое яркое средство выражения чувств ребенка, которое порой лучше вербальных средств отражает внутренний мир детей, их взгляд на какое-либо явление и событие. Вот несколько строк из работы восьмилетней школьницы из Иркутской области: «Уважаемые организаторы конкурса, мы с мамой читали много рассказов и стихов о войне, и я в своем сочинении решила написать о человеке, который не был награжден ни орденами, ни медалями. Он не успел. Но то, что он не струсил, не испугался фашистов – уже подвиг. По своему сочинению я нарисовала рисунок».
Эмоциональный анализ основывался на определении чувств, настрое-ний, отраженных автором в своем рисунке. Помимо гордости и восхищения подвигом героя (24% рисунков), радости победы (5,4%), патриотизма (4%), работы детей выражали и такие чувства, как сопереживание, сочувствие (14%), благодарность потомков (10,4%), горе (8,7%), скорбь (7,3%).
Анализ цветовой гаммы рисунков показал, что преобладающими являются темно-серые (36,4%), сине-зеленые (26,4%), коричневые (7,6%) оттенки цветов, в то время как доля светлых тонов составляет 10,9%. Известно, что каждый цвет выражает определенные чувства и настроения участников. Темно-серые оттенки символизируют скорбь, страх, горе; красные – ненависть, настрой на борьбу; светлые – олицетворяют добро, благородство, надежду, веру и т.д. Для представителей младшей возрастной группы свойственно преобладание светлых (40,2% рисунков) и сине-зеленых (40,8%) цветовых оттенков. Это объясняется наличием в раннем возрасте стереотипа видения Великой Отечественной войны как героического подвига, ассоциированного с победой, радостью, торжественностью, праздником. Представители средней и старшей возрастных групп чаще использовали в своих работах оттенки темно-серых и красных цветов. В их работах видится глубина мышления, попытка анализа и оценки воины как социального явления.
Таким образом, образ Великой Отечественной войны в рисунках детей можно представить в виде медали, одна сторона которой связана с доблестью и героизмом советских людей, а обратная – со скорбью, слезами и го-рем, которые принесла эта война.
Символический анализ. Интересно посмотреть на рисунки юных художников с точки зрения символики. Использование символов наблюдается в 58% работ. Темы «Курская битва», «Сталинградское сражение», «Битва за Москву» сопровождаются наличием в рисунках изображений пятиконечной звезды (10%), советского флага (6,4%), советского солдата – освободителя и спасителя (3%).
Рис. 8. Использование религиозной символики в рисунках детей
В работах на темы «Детство, опаленное войной», «Сердцем прикоснись к подвигу», «Страшные годы войны – грозные годы блокады» используются изображения матери с ребенком (5,8%), обелиска (5,5%), березы (4,7%), журавлей (2%), георгиевской ленты (2%). Примечательно, что в 7% данных работ используется религиозная символика. Она характерна для жителей гг. Москва и Санкт-Петербург (21,4 и 22,7% работ соответственно), участников из сел и деревень (9,8%).
История показывает, что в самые трудные времена вера объединяла людей, помогала справиться народу со всеми бедами. И символично, что се-годня даже дети понимают силу единения религии и общества.
Выводы
1. Проведенный по инициативе Министерства обороны конкурс литературно-художественных работ «Я помню! Я горжусь!» способствовал развитию творческих способностей детей, повысил интерес учащейся молодежи к военной истории, литературе, изобразительному искусству, о чем свидетельствует большое количество участников конкурса.
2. Великая Отечественная война находит неоднозначную оценку в рисунках детей: от радости победы и восхищения подвигами героев (характерно для участников младшей возрастной группы) до горя, сочувствия, скорби и боли (типично для работ старших участников).
3. Несмотря на происходящую сегодня переоценку исторических событий, появление большого количества литературы, в которой пересматривает-ся, а порой просто поливается грязью роль отдельных героев войны 1941–1945 гг., Великая Отечественная война ассоциируется у детей и подростков России с победой единого духом советского народа. Об этом свидетельствует и наличие в рисунках советской символики, и то, что треть работ основана на литературных произведениях, в первую очередь советских писателей (Б. Васильева, В. Быкова, А. Твардовского, Б. Полевого, В. Закруткина, К. Воробьева и др.), и наличие религиозных символов, олицетворяющих высокую духовность и единение народа-победителя. Всё это способствовало изучению молодыми людьми роли Победы в Великой Отечественной войне, её значения и влияния на формирование национального самосознания.