Комплексный анализ социально-экономического и правового положения членов семей военно-служащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы
Под особой защитой государства находятся семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы. Правовые нормы их социальной защиты содержатся в ряде законодательных актов. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для членов семей погибших (умерших) военнослужащих установлены меры социальной защиты.
Создан Координационный совет семей погибших военнослужащих при комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей. Основной задачей Координационного совета является организация взаимодействия со всеми организациями, связанными с социальной защитой этой категории граждан.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития к 2020 году в России должно быть обеспечено устойчивое повышение благосостояния российских граждан, укрепление национальной безопасности и динамичное развитие экономики, что позволит стране войти в пятерку ведущих стран мира. При этом с особым вниманием будут решаться проблемы семей военнослужащих, погибших и пострадавших, в том числе и в ходе грузино-южноосетинского конфликта, а также ветеранов, вдов, детей.
В этих целях активно привлекаются средства благотворительных фондов. Министерством обороны России учрежден благотворительный фонд «Помощь и милосердие». В ближайшие годы благотворительный фонд будет поддерживать актуальные социальные программы и объекты Минобороны, в том числе суворовские и нахимовское училища, кадетские корпуса, дома ветеранов, детские сады в военных городках и т.д.
Законодательно предусмотрено преимущественное право на поступление детей погибших военнослужащих в государственные и муниципальные высшие учебные заведения. Национальным благотворительным фондом учреждены 30 именных стипендий для оплаты обучения детей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы на Северном Кавказе. Один из престижных московских вузов – Государственный университет «Высшая школа экономики» – в этом году осуществил целевой прием детей погибших военнослужащих для обучения за счет средств федерального бюджета.
Для учебы детей из многодетных семей и семей погибших военнослужащих открыт кадетский корпус Минобороны России «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации».
Социологическим центром Вооруженных Сил Российской Федерации в октябре 2009 года был проведен социологический опрос семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (далее – семьи погибших военнослужащих). В опросе приняло участие 202 респондента в возрасте от 21 года до 84 лет.
Семьи погибших военнослужащих, получающие военную пенсию по случаю потери кормильца, относятся к наиболее социально ущемленным категориям населения. Социальная группа лиц, получающих военную пенсию по случаю потери кормильца, включает вдов военнослужащих (не вышедших повторно замуж), детей и родителей погибших военнослужащих. Члены семьи, лишившись кормильца, фактически утрачивают обретенный ими ранее социально-правовой статус семьи военнослужащего. Семьи погибших военнослужащих, которые удовлетворены своим социально-экономическим и правовым положением составляют всего 19,4%, 50% им не удовлетворены. При этом каждый третий респондент затруднился ответить (рис. 1).
Материальное положение семей погибших военнослужащих
Основным источником доходов рассматриваемых семей в большинстве случаев является военная пенсия по случаю потери кормильца (55%). В каждой пятой семье (22,9%) это заработная плата взрослых членов семьи, еще меньшую часть в каждой десятой семье (10,4%) составляет гражданская пенсия членов семьи, которая является основным доходом (рис. 2).
Размер основного дохода в половине семей (49,1%) составляет не более 10 тыс. рублей в месяц. Средний размер дохода от основного занятия составляет 8323 рубля. При этом треть опрошенных (35,6%) не ответили на данный вопрос.
При ответе на вопрос о размере дополнительного дохода респонденты разделились на несколько групп (рис. 3). Большинство из них (81,2%) не ответили, так как, по-видимому, не имеют дополнительных заработков. Половина ответивших имеют дополнительный доход не более 3 тыс. рублей, а средний размер составляет 4013 рублей. При этом треть опрошенных (35,6%) не ответили на данный вопрос.
Факт получения единовременного денежного пособия по случаю потери кормильца подтверждает только половина респондентов (44%), не получили этого пособия 27,7%, а 28,2% респондентов отказались от ответа.
Имеют при этом сбережения 12,4% респондентов, но объем сбережений, как правило, составляет не более 20 тыс. рублей (рис. 4).
Большинство респондентов вообще не имеют сбережений (55,4%). Вполне очевидно, что доходы, получаемые семьями погибших военнослужащих, не позволяют делать сбережения.
Благосостояние семей погибших военнослужащих в основном характеризуется как среднее. Так, хватает на питание и на покупку самых необходимых вещей в семьях 41,1% опрошенных. Ниже среднего оценивают свое благосостояние 29,2% респондентов, им хватает только на питание. Отказывают себе во всем – 18,3%. Высокий и достаточно высокий уровень благосостояния семей имеют всего лишь 1,5% респондентов (рис. 5).
Очевидно, что доходы, получаемые семьями погибших военнослужащих, не позволяют поддерживать достойный уровень жизни. Особенно трудно выживать в условиях кризиса, когда на предприятиях и в учреждениях проходят реорганизации, сокращение работающего персонала. Наиболее беззащитными в этих условиях являются вдовы погибших военнослужащих, воспитывающие несовершеннолетних детей и не имеющие дополнительных доходов, кроме получаемой военной пенсии.
Жилищные условия семей погибших военнослужащих
Семьи погибших военнослужащих обеспечиваются жилой площадью органами местного самоуправления в первоочередном порядке и в порядке особого исключения – по решению Начальника службы обустройства и расквартирования войск Министра обороны Российской Федерации. На сегодняшний день четверть семей погибших военнослужащих (24,8%) не обеспечены жилой площадью.
В соответствии со ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих» члены семей погибших военнослужащих имеют право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Таким правом пользуется подавляющее число (66,8%) респондентов, 18,3% им не пользуются, 14,9% не ответили на данный вопрос.
Большая часть респондентов (82,5%) в настоящее время живут в отдельной квартире со всеми удобствами или отдельном доме. Служебную квартиру, общежитие имеют 5,5% опрошенных, а 7,5% снимают квартиру или проживают на площади родителей (родственников, друзей).
На вопрос о сроках ожидания жилья после гибели военнослужащего ответили 16,8% респондентов. Большинство из них (15,8%) ожидали жилье не более 10 лет, а среднее время ожидания составляет 5,6 лет.
Размер жилой площади на одного члена семьи в среднем составляет 16–18 кв.м, что соответствует установленным нормам.
Работа семей погибших военнослужащих в настоящее время
Большая часть респондентов (38,1%) нигде не работают, основным источником их доходов является военная пенсия. Работают на государственных предприятиях 35,7%, в частных компаниях – 11,4%, учатся 5,9% опрошенных. Лишь незначительная часть респондентов (1,5%) состоят на учете как безработные. Не ответили на данный вопрос анкеты 7,4% респондентов (рис. 6).
Подавляющее число респондентов (71,8%) не имеет помимо основного занятия другой работы, приносящей регулярный доход. Лишь незначительное количество респондентов (4,5%) имеют дополнительную работу. Не ответили на вопрос 23,7% опрошенных.
Основная часть респондентов (26,2%) трудоустроились с помощью друзей, родственников, знакомых, по объявлению – 8,9%, с помощью центра занятости, бюро по трудоустройству – 5,9%, и лишь незначительное количество респондентов устроились с помощью общественной организации (2,5%). Не ответили на вопрос 56,4% опрошенных.
Основной причиной отсутствия работы является пенсионный возраст (28,2%). Не нашли работу из-за отсутствия рабочих мест и возможности (условий) для работы по специальности и по семейным обстоятельствам 8,9% респондентов. Учатся в учебном заведении и не имеют возможности работать 5%, весьма незначительно количество не желающих работать (0,5%). Значительная часть респондентов (57,4%) не ответили на этот вопрос.
Состояли раньше (20,3%) и получали пособие по безработице 18,3% респондентов. В настоящее время на учете в службе занятости состоит весьма незначительное количество опрошенных (2%), и получают пособие по безработице 1,5% респондентов. Нуждаются в переподготовке по новой специальности 13,9% респондентов.
Расходы и имущество семей погибших военнослужащих
Ежемесячные затраты респондентов на питание составляют 30% совокупного семейного дохода. Наименьшие расходы тратятся на поднаем жилья (2%). И всего лишь один процент респондентов смогли осуществить накопления (табл. 1).
Таблица 1
Ежемесячные затраты из совокупного дохода семей погибших военнослужащих
Виды затрат
|
Сумма (в %)
|
Питание (покупка товаров питания)
|
30
|
Покупка одежды
|
15
|
Покупка товаров длительного пользования
|
9
|
Транспортные расходы
|
8
|
Лечение
|
12
|
Отдых и развлечения
|
6
|
Обучение детей
|
7
|
Поднаем жилья
|
2
|
Оплата жилищно-коммунальных услуг
|
10
|
Накопление
|
1
|
Треть опрошенных (35,6%) отметили, что в последнее время им редко приходилось отказываться от покупки необходимых продуктов питания. Чаще всего из-за недостатка денег они отказывались от поездок в отпуск (56,4%), приема или посещения гостей (51,5%), покупок необходимой одежды и обуви (42,6%), лечения и восстановления здоровья (39,1%) (табл. 2).
Таблица 2
Частота отказа от социальных нужд (%)
Перечень отказа
|
Часто
|
Редко
|
Не приходилось
|
Затруднились ответить
|
Покупка необходимых продуктов питания
|
28,7
|
35,6
|
12,9
|
22,8
|
Покупка необходимой одежды и обуви
|
42,6
|
32,2
|
4,5
|
20,7
|
Посещение кино и других развлечений
|
55,4
|
14,4
|
4,0
|
26,2
|
Прием и посещение гостей
|
51,5
|
19,3
|
6,4
|
22,8
|
Поездка в отпуск
|
56,4
|
16,3
|
7,4
|
19,9
|
Лечение, восстановление здоровья
|
39,1
|
31,2
|
7,9
|
21,8
|
В отношении имущественного положения респонденты указали, что 74,3% имеют квартиру (дом), незначительное количество (3%) имеют хозяйственные постройки, гараж, дачу, земельный участок. Вообще ничего не имеют 15,8% граждан. Затруднились ответить 6,9% опрошенных.
Основная часть респондентов 78,7% не имеют транспортные средства. Имеют автомобиль, мотоцикл или мопед – 7%. Затруднились ответить 14,4%.
В числе предметов длительного пользования подавляющее большинство семей погибших военнослужащих отметили наличие у них кухонных, спальных и мебельных гарнитуров (43%); почти столько же семей имеют пылесос, цветной телевизор, холодильник, мобильный телефон, стиральную машину (41,6%). Незначительное количество респондентов (2%) имеют ковровые изделия, швейные машины, музыкальный центр и DVD-проигрыватель. Не ответили на вопрос 13,4% респондентов.
Состояние здоровья респондентов и членов их семей
Свое состояние здоровья респонденты оценивают в основном как удовлетворительное (65,3%). Только 22,3% считают, что оно плохое. Незначительное количество респондентов оценивают его как хорошее (7,4%). Наличие хронических заболеваний у себя или членов семьи подтверждают 33,2% опрошенных. Нуждаются в госпитальном или санаторно-курортном лечении 60,9%. Большинство опрошенных не имеют хронических заболеваний (42,1%) и не нуждаются в медицинских услугах (30,2%).
Легче всего респондентам и членам их семьи пользоваться услугами ведомственных поликлиник (табл. 3). Вместе с тем получение направления на лечение в госпиталь или санаторно-курортное учреждение сопряжено с определенными трудностями.
Таблица 3
Наличие сложностей при пользовании медицинскими услугами (в %)
Проблемы социального обеспечения семей погибших военнослужащих
Наиболее востребованными видами социального обслуживания являются социально-консультационная помощь (7,7%) и социальное обслуживание на дому (6,8%). Большинство респондентов (64,4%) в такой помощи не нуждаются.
Опрошенные пользуются гарантиями на социальное обслуживание в той степени, в какой они осведомлены о последних. Большинство из них осведомлены частично о гарантиях на получение социального обслуживания (58,4%), осведомлены полностью 28,7%, ничего о них не знает каждый десятый респондент (9,9%).
Финансовую (материальную) помощь со стороны общественных организаций членам семей погибших военнослужащих получают в полной мере лишь 30,7% респондентов. Значительное количество опрошенных (42,6%) такой помощи не получают. Четвертая часть респондентов на вопрос не ответили (26,7%).
В отношении реализации установленных законодательством социальных гарантий и компенсаций подавляющая часть респондентов (60,9%) сообщили, что они не сталкивались со случаями ущемления или нарушения законных прав и свобод, непредоставления льгот со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, органов военного управления, сослуживцами и преступными элементами. Однако такие случаи имелись у 24,2% респондентов. Не ответили 14,9% респондентов (табл. 4).
Таблица 4
Случаи нарушения прав семей погибших военнослужащих (в %)
Факт обращения в правоохранительные органы в целях защиты своих прав подтверждают 9,4% граждан, не ответили на вопрос анкеты 17,8%, не обращалась за помощью значительная часть опрошенных – 72,8%. Факт обращения в административные органы в целях защиты своих прав подтвердили 9,9% респондентов, 72,3% не обращались, не ответили на вопрос 17,9%.
Из числа обратившихся удовлетворена результатами только незначительная часть респондентов (4,5%), удовлетворены не в полной мере 7,9%, не удовлетворены 11,9%. Значительная часть респондентов на этот вопрос не ответили (75,7%).
Наибольшую помощь семьям оказывают федеральные социальные фонды (45,1%). В первую очередь оказывается имущественная (25,7%) и психологическая помощь (14,9%).
Результаты социологического исследования социально-экономического и правового положения членов семей погибших (умерших) военнослужащих позволяют сделать ряд существенных выводов.
Социально-экономическое и правовое положение членов семей погибших (умерших) военнослужащих оценивается как неудовлетворительное.
Основным источником доходов у членов семей погибших (умерших) военнослужащих является военная пенсия. Большинство семей не имеют дополнительных доходов и сбережений. Доходы, получаемые семьями погибших военнослужащих, не позволяют делать сбережения.
Уровень благосостояния семей погибших (умерших) военнослужащих оценивается ниже среднего:
- большинство респондентов нигде не работают – основной причиной является пенсионный возраст;
- незначительное количество респондентов имеют дополнительную работу;
- ежемесячные затраты из совокупного дохода семей погибших военно-служащих в основном идут на покупку продуктов питания. Из-за недостатка денег семьи часто отказываются от поездок в отпуск, покупки необходимой одежды и обуви;
- подавляющая часть респондентов не имеют личных транспортных средств.
Большая часть семей обеспечена жилой площадью со всеми удобствами и пользуются льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Состояние здоровья у большей части членов семей погибших (умер-ших) военнослужащих оценивается как удовлетворительное. При этом многие из них нуждаются в госпитальном или санаторно-курортном лечении.
Большинство опрошенных только частично осведомлены о гарантиях по социальному обслуживанию.
Значительная часть семей не получают финансовую (материальную) помощь со стороны общественных организаций. Чаще всего семьям помощь оказывают федеральные социальные фонды.
Подавляющее большинство респондентов не сталкивались со случаями ущемления или нарушения своих законных прав, льгот со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, органов военного управления и сослуживцев, а также преступными элементами и не обращались в правоохранительные органы.